Пауль Зиберт, "Доживем до понедельника", 29 ноября
"Контрабанда - незаконное перемещение через государственную границу товаров, валюты, ценностей и иных предметов. За контрабанду установлена административная или уголовная ответственность".
"Таможня - государственное учреждение, контролирующее провоз грузов ( в т.ч. багажа и почтовых отправлений) через границу. Взимает пошлины и другие сборы с провозимых грузов".
Из законодательства РК.
Баутино - небольшой порт и одноименный поселок в 90 милях к северу от Актау. После кончины Советского Союза жизнь этого порта и так-то не шибко кипучая, и вовсе пришла к точке замерзания. Все механизмы в порту были разобраны, простите за столь деликатные анатомические подробности, до молекулярного уровня, проданы и превращены в благословенный "Талас". То, что осталось от судов ( в основном, только названия) образовало кладбище затопленных кораблей вдоль береговой черты. Но вот в конце минувшего века в бухте стало наблюдаться некоторое оживление, проявились какие-то подвижки в деле возрождения к жизни порта Баутино. Первыми появились подчиненные генерала Касымова. Не было у них ничего - ни помещения , ни оснащения, ни печати , ни удостоверений. Так и хочется добавить: у них не было даже носков, но здесь меня опередили классики. К тому же, далеко не весь личный состав казахстанской таможни имел специальное образование. Кто из вас, читатель, наиболее смелый и глупый, решится полечиться в поликлинике, где только несколько процентов врачей давали клятву Гиппократа?
ТАЙНА В ГЕНЕРАЛЬСКИХ ПОГОНАХ.
Вот чего было у таможенников в избытке - так это "синдрома самовлюбленности", замешанного на обыкновенном "совковом" чванстве, и уверенности в том, что Каспийское море существует исключительно для славных таможенников.
Для организации работы таможенного поста в порту Баутино, в Республику Казахстан были доставлены скоростные патрульные катера, в количестве шести единиц. Как это и полагается в таком серьезном и закрытом ведомстве, как вотчина генерала Гани Касымова (в конце-то концов, почему - генерала? К этому званию люди идут годами беспорочной службы, начиная с курсантской скамьи и лейтенантских погон. - Прим. авт.), подробности доставки катеров были покрыты плотным покровом тайны.
Эти самые катера, по отрывочным и непроверенным сведениям, строились в США, а к нам попали из Турции. Стоимость каждого из них - весьма и весьма. Какая именно - налогоплательщикам знать не положено (однозначно!).
Когда пришла необходимость перегнать катера из Актау к месту их службы, в Баутино, таможенники поступили предельно просто - запрягли все шесть катеров "в кильватер" (цугом, в затылок, в одну шеренгу - кому как нравится), в головной катер погрузились сами и вдарили "по газам". Маленькая деталь - "ямщики", как это и полагается, были как бы трезвыми. Итог смелого вояжа - до порта назначения дошли только два из шести катеров! На остальных сейчас патрулирует толщу Каспийского моря Нептун - хозяин всех вод.
Логического продолжения морского круиза - "разбора полетов" - не было. Видно, "тайна сия велика есть".
Чтобы приподнять завесу над этой тайной, пришлось обратиться в Управление технического контроля Министерства транспорта и коммуникаций. Вещи приоткрылись интересные.
Для осуществления морской буксировки (а это была, конечно, морская буксировка), требуется представить техническое обоснование, расчет этой самой буксировки, получить разрешение от Управления технического контроля и особое разрешение - от капитана порта Актау. Суда при этом тщательно проверяются на предмет их технического состояния и наличия на них соответствующих морских специалистов (судоводителей и судомехаников). Таможенники, ветеринары, пивовары и механизаторы широкого профиля при этом в расчет не берутся. Разумеется, ничего подобного сделано не было, и суда вышли в море без единого разрешающего документа (как это могло произойти?).
КТО УТОПИЛ В КАСПИИ ЧАСТЬ КАЗАХСТАНА?
При более детальном рассмотрении этого круиза открываются еще более интересные вещи.
Дело в том, что морское судно, по сути своей, в корне отличается от любой другой вещи на свете. Покупая за границей "Мерседес", "Боинг" или целую эскадрилью "МиГов", вы приобретаете всего лишь "железки", пусть даже и очень дорогие. Но любое морское судно несет флаг своей страны - и в полном соответствии с международным морским правом является "частью территории страны флага".
И при покупке судна существует строго регламентируемая международными конвенциями процедура смены флага. Она предписывает исключение судна из регистрационных документов страны-продавца и регистрацию этого судна в Судовом реестре страны-покупателя. (Этого реестра в Казахстане пока нет.) Судно получает международный регистрационный номер, международный позывной сигнал (радио, буквенный и флажный), получает комплект судовых документов, без которых оно вообще не имеет права на существование. После этого на судно назначается подготовленный экипаж (опять таки, в соответствии с Конвенцией по подготовке и дипломированию моряков). Только после выполнения всех указанных процедур, достаточно продолжительных по времени и недешевых, судно может поднять флаг страны регистрации и выйти в море.
Говоря упрощенно, каким-то таинственным образом ведомству генерала Касымова ( а ныне депутата и "главного Патриота" страны) удалось приобрести, вывести в море и благополучно утопить ни больше, ни меньше, как часть территории суверенного государства.
На границе с вроде как братским Узбекистаном давненько уже идут "бодания" за кусок каменистой безводной полупустыни размером полтора гектара. При этом представители заинтересованных ведомств проявляют образцы принципиальности, профессиональной щепетильности и готовности костьми лечь за каждую пядь пустыни.
"Народный генерал" Гани Касымов также демонстрирует душевную боль за судьбу поселков Багыс и Туркестанец и зорко отслеживает соломинку в чужом глазу, напрочь игнорируя при этом сучковатое бревно в глазу собственном. А бревно это, то бишь проблема патрульных катеров для таможенного поста, возникла как раз таки в бытность таможенного генерала "у руля" строгого и закрытого ведомства. Но тогда на робкие вопросы типа: "Как такое могло произойти?" - ответ был хоть и иными словами, но по сути таков: "Не твоего собачьего ума дело!" Это - таинственные свойства "баутинского треугольника". А вот слабо "генералу" Касымову дать на указанный вопрос официальный ответ, не хватаясь при этом руками за различные хрупкие предметы: стаканы, вазы и физиономию собеседника?
P.S. Так и хочется закричать, хватаясь руками за голову: "Ой-бай, мамочки мои родные!" И это тот самый Герой, способный без одышки взбежать на 600 - метровую лестницу на высокогорном катке, общаться с журналистским истеблишментом и властными структурами, так сказать, "без галстуков", способным съесть перед своим электоратом не только пуд соли, но и выпить с потенциальными избирателями не одну бочку пива? Да не может быть!!! Но против фактов, как говорится, не попрешь. Они, как известно, вещь упрямая и сбросили нимб непогрешимости не с одного политика и покруче какого-то там "степного генерала". Просто, к сожалению, в очередной раз пришлось столкнуться с неоспоримой истиной, заключающейся в том, что с нашими доморощенными политиками нельзя соглашаться даже в очевидном - все равно спишут все на обман зрения. И история с Гани Касымовым и утопленными катерами - лишний раз тому подтверждение. А то, каким образом "народный генерал" сейчас рассуждает о чести и справедливости, напрочь выкинув эти два святых понятия из того времени, когда он верой и правдой трудился во благо закрытого и строгого ведомства, - не нашего ума дело… |