NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 04:24 ast
02:24 msk

Быков-quickly: взгляд-47
"В социализме нам душно, в капитализме - противно. Я никогда не любил злорадных диссидентских кухонных посиделок, априорного презрения к властям (при том, что на подлинный бунт не хватает ни смелости, ни силы)"
11.12.2002 / творчество

Дмитрий Быков, "Русский журнал", 10 декабря

Исповедь разночинца

Трехнедельная пауза между квиклями была заполнена почти сплошь напряженными размышлениями о классовой теории. Нормальный человек, разумеется, не будет думать на такие темы. Но ведь нормальный человек и квиклей не пишет, и вообще нет ничего скучнее нормальных людей.

Так вот, все это время я мучительно пытался объяснить себе, отчего мои взгляды так часто не совпадают с традиционными позициями моей корпорации - и отчего в них так досадно много совпадений с позициями глубоко мною ненавидимой публики, ходящей под красными флагами. Еще страннее мне было задолго до путинского пришествия осознать себя государственником - а сейчас регулярно сталкиваться с государственниками в штатском, которые тоже вроде бы хотят возродить мою страну, но в стране, которую они возродят, мне будет много тошнее, чем при любом Ельцине. В конце концов, мое отношение к тем или иным концепциям чаще всего диктуется исключительно субъективным отношением к их носителям: они вроде бы глубоко приличные люди... но что-то меня от них отвращает; это "что-то" гораздо сильнее меня, и называется оно классовым чутьем.

Большой шок для идеалиста вроде меня убедиться вдруг в том, что Маркс был прав, и что именно классовая борьба есть локомотив общественного развития... или чего она там локомотив? Иной вопрос, что классы-то формируются не только по экономическому принципу - автор и тут пытается протащить объективный идеализм: очень уж ему невыносима сама мысль о том, что в основе всего обретается желудок. Наверное, речь идет все-таки и о наследственности, и о темпераменте, и о прочитанных книжках... но в фундаменте, как учит нас неумолимый колбасник, лежит проклятое социальное происхождение. И если подмешать к этому еще и расовую теорию, в основе своей куда более материалистическую, чем даже классовая, - картина современной идейной борьбы обретает пугающую ясность.

Мне случилось недавно брать интервью у старого скульптора, изваявшего на своем веку страшное количество официозных композиций, вождевых портретов и прочих соцреалистических уродств. Впечатлял, конечно, главным образом масштаб сделанного, нечеловеческое количество всей этой монументальной пропаганды; скульптор, впрочем, оказался человеком циничным, вменяемым, "государственным евреем", гением приспособляемости. Пересыпая речь добродушным матом, он брюзжал по поводу новых времен - после чего вдруг уставился на меня в упор и отчеканил: "За гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не увидеть борьбы классов и в конечном итоге столкновения интересов. О!".

Меня взял ужас. Он отбарабанил дословную (кроме "О!") цитату из "Материализма и эмпириокритицизма" - книги, определившей некогда его мировоззрение и заложившей основы преуспеяния. За гносеологической схоластикой наших нынешних споров, за суетой френдов и френд-офф в ЖЖ, за зубодробительными наскоками и стычками сетевых, журнальных и кухонных полемик нельзя не увидеть все того же простого столкновения классов, и сейчас я эти классы опишу. Впрочем, тот, кто ознакомился с последними сочинениями Сергея Кара-Мурзы (вероятно, этому Кара-Мурзе Шендерович отказал бы в родстве с Карамзиным), и без меня уже примерно представляет советский классовый расклад.

Почему надо наконец назвать своими именами эти социальные группы и возвести к их вражде наш идеологический хаос? Потому что надоело уже, честное слово, лицемерить и верить в несуществующие причины - мол, одни не хотят чеченской войны, потому что они ужасные гуманисты, а другие ненавидят прессу, потому что все из себя злодеи. Есть вещи, которые сильнее нас: отчего-то иные вульгарные фрейдисты (интеллектуальная мода, оказавшаяся долговечнее марксизма) охотно признают право на абсолютный диктат за собственными половыми органами и их таинственными предпочтениями, но категорически открещиваются от того, что нами помимо нашей воли может управлять социальное происхождение, детские комплексы, родительские симпатии и антипатии и пр. Нынешняя мораль, видимо, порядочно-таки извратилась, если зависеть от яиц почитается благом, а от родословной - позором. И то, и другое, в конце концов, - признаки одинаково имманентные. "Когда слепой жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что его путь извилист; мне же посчастливилось заметить это", - пояснял Эйнштейн смысл своих открытий для собственной дочери. Понятия не имею, как этот слепой жук соотносится с теориями Эйнштейна, но механизм открытия всякого социального учения он иллюстрирует отлично. Ползал это я, ползал по разного рода страницам, бумажным и виртуальным, - и тут вижу, что путь-то мой при всей своей извилистости подчинен внятной логике! Тут-то меня и пробило, и раскаялся я в своих заблуждениях, и склонился перед отвратительным немецким бородачом, которого один вид всегда вызывал у меня зеленую тоску. Почему-то, как увижу Маркса, всегда само собою в голове начинает вертеться слово "Wurst". Колбаса, а кругом волоса - что это такое? Это Карл Маркс ест колбасу. Ест, аж во все стороны слюни летят, - а сам приговаривает: "Вот основа всего... Вурст, вурст!". Хруст стоит на всю Англию, где прозябал несчастный изгнанник.

Прости, Карло.

Ну так вот: слишком долгое пренебрежение классовой моралью, попытка хитрых либералов радикально скомпрометировать простую, наглядную и строгую марксову экономическую теорию привели к небывалому застою русской, да и мировой общественной мысли. Марксова теория очень проста: миром движет корысть. Маркс ошибся в одном: он немного не допер, что корысть бывает разная - иногда это не хапужничество, а самоутверждение или, чем черт не шутит, научный интерес.

Почему либералы не любят разговоров о классовой морали - это мне очень понятно; примерно так же некоторые евреи не любят разговоров о национальном вопросе. Они ужасные космополиты во всем, что касается других национальностей, и жгучие националисты, когда речь заходит о делах внутриеврейских. Мы себя сохраним любой ценой, а все остальные пускай "без Россий, без Латвий". Мы можем что угодно воротить про кого угодно, но скажи кто-нибудь слово про нас - это антисемитизм и чуть ли не холокост. Поэтому-то в таком параличе и пребывает наша социология, да и история; аналогичным образом либералы не любят разговоров о классах именно потому, что классовый-то подход как раз и позволяет раскусить их истинные цели. А этого никак, никак нельзя!

Советское общество отнюдь не было бесклассово и прекрасно это понимало. В нем был огромный средний класс, я к нему принадлежу по рождению и потому выражаю его интересы. Отсюда моя ностальгия по СССР, разночинское сочувствие к бедным (во многом, конечно, неискреннее, как бы навязанное, - но в основе подлинное, поскольку убеждения у меня самые демократические). Отсюда моя генетическая ненависть к богатым, так легко интерпретируемая как социальная зависть. Отсюда же мое убеждение, что Россия может быть только империей, - поскольку именно в имперской России возможно само существование моего класса, а в России либеральной этот класс немедленно выедается хищническим капитализмом (четверть утягивается наверх, в олигархи, а три четверти опускаются на дно). Государственник я тоже в силу разночинства (советского, довольно специфического): именно государство гарантирует этому среднему классу неприкосновенность его жилища и занятий. Когда торжествует закон социального дарвинизма (хотя и биологический дарвинизм для множества биологов весьма сомнителен), государство упраздняется, а средний класс остается без спасительной скорлупы. Можно, конечно, сетовать на то, что уют у этого класса затхловатый, смелости почти никакой, представления ограниченные, психология рабская - я все это прекрасно понимаю, поскольку, принадлежа к советской интеллигенции, очень эту интеллигенцию не люблю. Но никогда ее не предам. "Для того ли разночинцы рассохлые топтали сапоги, чтоб я теперь их предал?".

Разумеется, эмансипация от имманентных признаков - вообще вещь хорошая, рабства меньше, но полностью эмансипироваться от них - значит в конце концов отказаться и от Родины, и от семьи, и от любого понятия о долге... Положим, я готов преодолевать себя, борясь с понятной - и неприятной - враждебностью к нуворишам; однако интеллигентскую сентиментальность, воспитанную во мне советскими мультиками и книжками, куда прикажете девать? "Мы плебс, и вкус у нас плебейский, а не какой-нибудь иной", - с вызовом заявлял Ярослав Смеляков, демонстрируя худший из снобизмов - пролетарский; однако "Я, господа, простолюдин" - лозунг куда более талантливого поэта Беранже ("Je suis villain! Et tres villain!"); Пушкин взял его эпиграфом к "Моей родословной", где назвал себя мещанином, и в этом демонстративном презрении к аристократизму нет ничего дурного. Да и что такое интеллигент, в сущности? Сейчас дам единственное универсальное определение: это человек, оказавшийся умнее своего класса. Подходят под это определение и декабрист, и эсер, и академик Сахаров; а главное - именно этим "выпадением из класса" обеспечивается врожденное чувство вины, генетическая черта интеллигента, от которой и происходит его болезненная совестливость.

Трагедия советского интеллигента, его вечная мучительная раздвоенность - все это вещи классово обусловленные, и не так уж трудно объяснить надлом и самоубийство Шпаликова, раннюю гибель (от разрыва сердца!) Вампилова и Шукшина. Советский интеллигент - по определению интеллектуал в первом, редко во втором поколении, и противоречие между собственным интеллектом и почвой становится главной его драмой. Почва у него известно какая: в прошлом - сплошная кровь, насилие, тачанка, Каховка - родная винтовка. В настоящем - боль за репрессированных (или раскулаченных) родителей плюс некоторая сумма прочитанных книжек, а от книжек сам собой образуется гуманизм и расцветает ненужная рефлексия. С родителями (если они уцелели) такому интеллигенту говорить чаще всего не о чем. Отношение к Родине у него вынужденно-двойственное, примерно такое, как у Синявского: он любит эту Родину, причем как эстет особенно ценит ее воровское, садо-мазохистское и зверское начало, - но вредит ей каждой своею строкой, потому что в голове его уже властно хозяйничает ЧУЖОЕ, либерально-гуманистическое. Синявский постоянно, чуть не маниакально повторял, что он вреден для своей страны, что его не должно тут быть, - и тем не менее всякий, кто его знал, вряд ли встречал в жизни более русское явление. Надо ли добавлять, что и по происхождению своему Донатыч был типичным разночинцем с польскими корнями и с репрессированным отцом.

Советская империя возникла в результате тектонического сдвига, радикально смешавшего общественные слои. География страны тоже как следует перетасовалась. Случилось огромное количество смешанных браков, народились толпы полукровок (трудно сегодня найти более оскорбительное слово), и появилась-таки новая историческая общность - "красные директора" и "красные ученые", произошедшие от скрещивания быдла с элитой. Их отличало небывалое физическое здоровье, упорство, пассионарность, убежденность - все необходимое для мощного интеллектуального и промышленного рывка; этот могучий бэкграунд (в том числе и физиологический) не мог рано или поздно не войти в противоречие с умом, интеллигентностью, рефлексией. Пальма по-гаршински сломала собственную теплицу, в которой только и могла существовать, - и оказалась на ледяном ветру. Вот о чем писал разночинец Гаршин, а вовсе не о свободе. Подавляющее большинство сегодняшних интеллигентов - именно разночинцы; отсюда их почти поголовное разочарование в идеологии рынка и неубиваемая тоска по убогим советским застольям с салатом оливье. Я ненавижу эту ностальгию, но подвержен ей и имею мужество это признать.

Эта промежуточная, во всех отношениях уязвимая прослойка по определению враждебна всякого рода элитам, поскольку "элитарность" в языке разночинцев - ругательное слово, синоним снобизма. Она одинаково ненавистна партийным боссам (даже самые умные из них, вроде А.Н.Яковлева, безнадежно путают буддизм с христианством и не умеют просчитывать последствия своих поступков) и уцелевшим дворянским отпрыскам. Кстати сказать, этих отпрысков уцелело порядочно - Сталин с ненавистью уничтожал старых большевиков, ибо мстил им за поруганную Империю и восстанавливал ее в золотопогонном, хотя и бесконечно упрощенном варианте; у дворянства, "спецов", перебежчиков или искренних сменовеховцев вроде А.Н.Толстого был шанс спастись. И как бы сегодня ни пыталась Татьяна Толстая играть в аристократку (аристократическая грубость, аристократическое хамство, аристократическое пренебрежение к малым сим), - дедушка так и торчит из каждого ее жеста и слова. Права нашей (весьма условной) "аристократии" на это гордое звание чрезвычайно сомнительны: они - "выжившие", то есть по определению отбракованные историей. Однако холопьев, разночинцев, кухаркиных детей ненавидят вполне искренне - даром что эти разночинные холопья давно знают и умеют вдесятеро больше, чем вырождающиеся остатки русского дворянства; под дворянством, увы, приходится понимать и остатки советской культурной элиты - отпрысков академиков и писателей, обитавших в Переделкине и на Николиной горе. Вот почему я, большой вообще-то любитель русской литературы, с такой радостью встречаю мысль о том, что "уникальный заповедник" Переделкино заселяется новыми русскими. Не понимаю, каковы права отпрысков на "уникальный заповедник". А главное - отказываюсь понимать, чем "новые русские" так уж хуже хитрых советских писателей, сочинявших на заказ драматические этюды о вождях.

"Элита" ненавидит разночинцев, и это взаимно. Можно было бы, конечно, бегло охарактеризовать эту элиту, чрезвычайно разнородную по своему составу. С одной стороны - это бывшая "золотая молодежь", сынки аппарата ЦК и журналистов-международников. Я - советская интеллигенция, они - советская аристократия, мы одинаково второсортны по сравнению с предшественниками, но ненависть между нами первосортная. Они презирают мой достаток, мой внешний вид и мои принципы учительского сына; я презираю их старательный разврат, цинизм, тупость и высокомерие, а также халявность получения ими всех благ и преимуществ. С другой стороны, есть потомки дворян и сыновья "деятелей эскюсств", упомянутая публика с Николиной горы; право этих людей ненавидеть советскую власть для меня, повторяю, сомнительно, поскольку предки их немало сделали для укрепления фундамента этой самой власти. Я знал чрезвычайно аристократическую, утонченную и блядовитую девушку, чей дедушка имел аж две дачи на Николиной - вторую получил за донос на коллегу-генетика, которому второй участок и принадлежал первоначально. И не надо забывать, что дедушка утонченной, аристократичной, язвительной и либеральной Дуни Смирновой возглавлял кампанию по исключению Пастернака из СП (хотя и являлся также автором "Брестской крепости"); в трагедию Андрея Сергеевича Смирнова, первоклассного режиссера и сценариста, я верю искренне - но ни одному слову Авдотьи Андреевны не верю и верить не могу, ибо за каждым ее жестом стоит барский снобизм и генетическая ненависть к тем, кто не принадлежал к элите советского литературного чиновничества. Смотри фильм Сергея Снежкина "Цветы календулы" - типичный фильм разночинца, одержимого любовью-ненавистью к советскому барству.

Впрочем, я и сам небезупречен по части социальной ненависти. Моя дача, конечно, стоит не на Николиной горе, и дед мой был не академиком, а начальником автобазы. Дача эта являет собою одноэтажный дом среди регулярно зарастающего, невзирая на все наши усилия, участка величиною в восемь соток. Но я вполне признаю право на социальную ненависть ко мне со стороны людей, чью позицию выразил Высоцкий: "Они по Казанской и Курской дороге настроили дачи, живут там, как боги"... Промежуточность моего положения предполагает мое право на вражду ко всякого рода гопникам (самоназвание прослойки, описанной в одноименном романе В.Козлова) и обязанность сносить их ответную вражду. Они полемики не ведут, а прямо бьют в морду, - приходится соответствовать. Хотя (ужасную вещь скажу) и в школе, и в армии мне проще бывало с ними, чем с сынками советских дипломатов и менестрелей режима.

И тем не менее... лицемерием и ложью было бы утверждать, что эта увядающая, тающая, млеющая, гибнущая элита не возбуждала у меня никаких чувств, кроме ненависти. Кто читал роман Головкиной-Корсаковой "Побежденные", тот помнит, как в конце двадцатых еврей-директор охмуряет дворяночку из бывших. Он ее презирает, конечно, но и любит, что скрывать, и тянется к ней - больно привлекательный тип. Первым эту коллизию нащупал Бабель в пьесе "Мария". Меня тоже тянуло к этим аристократочкам, была пара-тройка бурных романов, неизменно кончавшихся разрывом. Кому велено курлыкать - не мурлыкайте. Счастлив я бывал только с представительницами своего класса - инженерскими, учительскими и докторскими детьми, которые давно уже знают и понимают больше, чем дети советских академиков, диссидентов и диссидентствующих академиков, однако держатся не в пример скромней.

В социализме нам душно, в капитализме - противно. Я никогда не любил злорадных диссидентских кухонных посиделок, априорного презрения к властям (при том, что на подлинный бунт не хватает ни смелости, ни силы). Я никогда ни о чем не договорюсь с теми, для кого Россия - раз и навсегда "эта" страна, зато все действия государства Израиль являются безоговорочно и единственно правильными. Ничего не поделаешь, комплекс полукровки. Проклятая перетасованная страна. Так что позиция моя по "Норд-Осту" и по чеченской войне в целом, та самая позиция, из-за которой столько было шуму, - проистекает никак не от моей кровожадности и не от того, что я намерен лизать путинскую руку. Путин мне генетически куда более чужд, чем все либералы, вместе взятые. Чужд гораздо более, чем Сталин - Толстому. Но ничего не поделаешь - я желал бы восстановления той страны, которая была ориентирована на мой класс, на самое ценное и жизнеспособное свое порождение. Поэтому, сколь бы хорошо ни получались у меня иногда литературные тексты того или иного жанра, я был и есть безнадежный совок - и прекрасно отдаю себе в этом отчет. Хорошо бы и другие (например, представительница советской элиты Анна Политковская или сын крупного поэта-песенника Александр Тимофеевский, при всей разнице их позиций) отдавали себе отчет в том, почему именно они так сильно желают уничтожения всего советского и почему им так враждебна сама идея демократизма - благополучно уничтоженного, впрочем, уже в тридцатые годы.

Все. Сказал и душу облегчил. Дальше будем исключительно про литературу и кино, потому что истоки наших разногласий лично для меня теперь ясны - и, как я вижу, совершенно непреодолимы. В следующем квикле, если не случится ничего экстраординарного, буду говорить про букериата Олега Павлова и фильм Киры Муратовой "Чеховские мотивы".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Этот старый кочевник - Новый год 31.12.2002
Тасмагамбетов выходит в интернет 29.12.2002
Улыбка - это главное 28.12.2002
Что тебе снится, крейсер Аврора? 28.12.2002
КГБ во власти и бизнесе 28.12.2002
Мои журналистские университеты 26.12.2002
Гарри Поттера проверят на благонадежность 26.12.2002
На игле продажной любви 25.12.2002
Канал имени Москвы 25.12.2002
Осы зла против развитой демократии 24.12.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz