АПИ, 27 января
28 января 2002 года исполняется ровно год действующему правительству Республики Казахстан, возглавляемому премьер-министром Имангали Тасмагамбетовым. В связи с этим Аналитическая служба APR провела экспертный опрос с целью выявления оценки деятельности правительства РК за год его существования. В опросе приняли участие более 50 ведущих казахстанских экспертов и ученых.
Большинство экспертов оценили годовую деятельность правительства положительно. При этом эксперты особо отметили такие позитивные моменты и достижения этой деятельности, как: а) уделение особого внимания социальным проблемам и, следовательно, интересам простых граждан; б) выделение ресурсов на развитие села, строительство жилья, возрождения малых городов; в) соблюдение интересов отечественного бизнеса; г) активное развитие нефтегазового сектора экономики; д) принятие мер по усилению Вооруженных сил РК; е) успешное решение вопросов, связанных с выгодной поставкой углеводородного сырья на международный рынок; ж) поддержание нормальной конъюнктуры цен на сырье; з) нормальное развитие отношений с иностранными инвесторами; и) недопущение кризисов в экономике и политике.
Некоторые из опрошенных экспертов считают деятельность нынешнего правительства успешной по сравнению с итогами работы не только предыдущего правительства, но и других.
Большинство экспертов отметили, что нынешнее правительство работает достаточно слаженно. По словам экспертов, в этом правительстве нет таких внутренних противоречий, какие были в прежних кабинетах. В этом эксперты видят заслугу премьер-министра, очень тонко соблюдающего групповые интересы, но в некоторых случаях умеющего жестко пресекать любые попытки отдельных групп "натянуть одеяло на свою сторону" в ущерб государственным интересам.
Но это не означает, что внутри правительства не прослеживаются разнонаправленные тенденции. Это, в частности, обусловлено отсутствием четкого взаимодействия между различными министерствами, так как правительство подверглось уже через полгода после своего назначения крупной реорганизации, и не успело настроиться на новый режим работы. Эксперты также обращают внимание на статус министра иностранных дел Касымжомарта Токаева, который еще занимает пост государственного секретаря и тем самым, по их мнению, находится в особом положении в правительстве, чем другие его члены.
По мнению отдельных экспертов, ни одно правительство не может работать слаженно. В любом из них существуют разные центры влияния и находятся определенные фигуры, которые начинают перевешивать своими действиями и амбициями. В виду этого любое правительство работает не как единая команда, а как объединение нескольких конкурирующих между собой групп.
Есть также точка зрения, что степень слаженности работы правительства по-разному проявляется в различных направлениях этой работы. Если, к примеру, в сфере идеологической политики наблюдается полное взаимодействие и взаимопонимание всех членов правительства, то каждый из них, по мнению экспертов, действует сам по себе в сфере экономики. Особенно это заметно по вопросу дальнейшей реформы транспортно-коммуникационной сферы.
В то же время нельзя не отметить и мнения тех экспертов, которые признали работу правительства неудовлетворительной. Причем однозначных точек зрения на этот счет нет. В частности, отдельные эксперты отмечают, что правительство в своей работе больше внимания уделяет вопросам социального характера, чем развитию экономики. Другие, наоборот, положительно оценивают правительство за его инициативы в сфере экономики, тогда как про его социальную политику говорят, что она остается на декларативном уровне.
Некоторые эксперты, положительно относясь к социально-экономической деятельности правительства, дают совсем противоположную оценку его работе по линии внутренней и внешней политики страны. Есть также мнение, что экономический подъем и стабильность в республике существуют не благодаря правительству, а за счет стабильности мировых цен на сырье.
Экспертов также опросили на предмет их удовлетворения информацией, которую они получают о правительстве и его деятельности. По этому поводу мнения экспертов тоже разделились. Одни считают, что получаемой информации о деятельности правительства очень мало. В основном через СМИ распространяются те или иные цифровые информации, без дополнительных комментариев, что усложняет их использование.
Эксперты также утверждают, что ни одно СМИ в республике не освещает постоянные и конкретные действия в работе правительства. Общество узнает о деятельности правительства главным образом тогда, когда объявляются те или иные ее результаты. В основном такое состояние вокруг информированности общества о деятельности правительства эксперты связывают с недостаточной работой его пресс-службы.
Тем не менее, большинство экспертов считают, что правительство распространяет информацию в достаточном объеме. По их мнению, нынешний премьер-министр не занимается собственной раскруткой, в отличие от некоторых его предшественников.
С другой стороны, существующая конституционная вертикаль требует от главы правительства соблюдения некоторых правил игры, в частности не комментировать концептуальные вещи в экономической политике государства, и тем более в сфере внутренней политики, так как это исключительная прерогатива президента. С этой точки зрения, премьер-министр менее самостоятелен, а его пресс-служба не может вести более активную информационную кампанию, чем пресс-служба президента. Тем самым, Тасмагамбетов показал свое умение соблюдать существующие политические традиции, даже в ущерб своему имиджу.
Тем не менее, все эксперты единодушно признались в том, что у правительства должны быть свой веб-сайт, а также свои печатные и электронные СМИ, которые бы наиболее точно передавали информацию о деятельности правительства. |