NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Четверг 22.08.2019 23:35 ast
20:35 msk

Детская болезнь "левизны"
Известно, что западные музыканты следят за соблюдением своих авторских прав с особым рвением. И это понятно, так как речь идет об огромных суммах
27.02.2003 / творчество

Юля Семыкина, "Континент", 26 февраля

Миллионные состояния большинства западных звезд как минимум на пятую часть состоят из роялти, отчисляемого им звукозаписывающими студиями. Бывает, что, написав один-единственный хит и правильно оформив на него авторские права, композитор становится весьма обеспеченным человеком. Или даже не обязательно что-то писать самому, достаточно приобрести права на хитовое произведение и потом просто снимать прибыль. Тот же Пол Маккартни, продавший в свое время права на целый ряд композиций Beatles Майклу Джексону, потом, вероятно, очень пожалел об этом (Beatles переиздается в мире ежегодно и расходится большими тиражами) и теперь сам скупает права на песни других композиторов. Например, ему принадлежат права на незамысловатую, но не устаревающую песенку Happy Birthday to You, и если сей "хит" в очередной раз задействуют, скажем, в какой-нибудь голливудской ленте, состояние Пола будет пополняться.

Положение западных исполнителей в принципе не хуже, чем у авторов песен. Записав удачный альбом, они также могут не думать о заработке, а давать концерты лишь изредка, в поддержку альбома. Не важно, будет, скажем, Дженнифер Лопес гастролировать или осядет дома, в любом случае она останется женщиной обеспеченной, так как рекорд-компания Sony music заботится о том, чтобы с каждого проданного диска певица получала свой процент. Но это все на Западе, где музыкальная индустрия именно индустрия, которая держится даже не столько на творчестве, сколько на умело поставленном бизнесе.

Для артистов же СНГ в целом и казахстанских музыкантов в частности основным заработком до сих пор является концертная деятельность. Причем если популярным российским артистам гастроли приносят ощутимую прибыль, то гонорары казахстанских исполнителей невелики, а доходов от продажи дисков до последнего времени либо не было вовсе, либо они были минимальными. Насколько же при сложившейся ситуации вопрос защиты авторских прав актуален для наших музыкантов?

Руководитель группы "Уркер" композитор Айдос Сагат: У западных звукозаписывающих компаний, так называемых "рекордс-лейбл", рынок – весь мир. В Казахстане живет 16 миллионов, и сумасшедших денег у нас никто не зарабатывает. Но это не значит, что мы не должны работать по цивилизованным законам, не защищать свои авторские права, перестать писать музыку и отдать, в конце концов, наш рынок на растерзание российскому или западному. А авторские права у нас нарушаются на каждом шагу. Это и аудиопиратство, и использование мелодий в рекламных роликах без разрешения автора, и так далее. Если судиться с нарушителями, то можно, кстати, получить немалые суммы компенсации: за моральный ущерб, упущенную выгоду и так далее, и так далее. И случаи, когда авторы подавали в суд и такую компенсацию получали, у нас уже были. Такие прецеденты должны создаваться все чаще и чаще, чтобы демонстрировать остальным пиратам и нарушителям силу комитета авторских прав и контролирующих органов. Закон есть, и он работает. Просто авторы и исполнители должны занимать более активную позицию и серьезнее относиться к нарушению прав на их интеллектуальную собственность. Но, к сожалению, не все это понимают. Конечно, музыкантам некогда этим заниматься самим, но ведь существуют юристы, которые могут контролировать подобные вопросы. Хотя отдельно взятому автору или звукозаписывающей компании вопрос нарушения авторских и смежных прав не разрешить. Это проблема государственная и от нее не отмахнуться.

Карина Абдуллина, группа "Мюзикола": У нас в стране эта проблема только начинает вставать перед музыкантами. Раньше, как это ни странно, пиратские кассеты и диски только способствовали росту популярности исполнителей. А на выпуске дисков артисты СНГ практически не зарабатывали. Мы выпустили уже четыре альбома, и самый первый, записанный нами в Москве на "Полиграме", продался вообще дня за три. Но ничего, кроме нескольких выходов в эфир на ОРТ, мы за него не получили. Хотя я знаю, что если бы это происходило в другой стране, я уже была бы очень обеспеченным человеком. Правила диктуют звукозаписывающие компании, а исполнителю приходится идти на их условия. А на том же телевидении, радио (я говорю о Казахстане) артисту часто предлагают подписать бумагу о том, что он не имеет возражений против того, чтобы его музыку "крутили" в эфире. Видимо, потом ее показывают в авторском обществе, чтобы с телеканала не удерживали роялти. Вся система шоу-бизнеса у нас еще настолько неразвита, что пока проблема защиты авторских прав не стоит серьезно. Я музыкант и моя задача писать песни, а если я еще и об этом буду думать, голова кругом пойдет. Если честно, меня мало волнуют пиратские копии наших альбомов. Сама ситуация на рынке такова, что, в сущности, их наличие или отсутствие пока не отражается на нашей деятельности и нашем благосостоянии.

А вообще это проблема социальная, и дело тут не столько в том, как артист или автор будет бороться за свои права, сколько в самих покупателях, слушателях. В Казахстане не может быть больших тиражей CD-дисков, потому что у большинства людей их просто не на чем слушать. Когда наше общество выйдет на новую грань своего экономического развития, тогда и о защите авторских прав можно будет думать более серьезно. Но сложившееся положение вещей, конечно, не останавливает нас. Мы будем продолжать делать свое дело – заниматься творчеством.

Искра (в прошлом участница "Дуэта L" Лариса): Раньше основной заработок артистов складывался из концертной деятельности. Сейчас же ситуация немного изменилась, мы перешли к более цивилизованным формам работы и поэтому, подготавливая наш диск "Зимушка-зима", надеялись получить с него определенную прибыль. Но мы только записываем его, и выйдет он не раньше чем через четыре месяца, а одна из хитовых композиций, на которую мы сняли клип, уже продается на пиратских сборниках. Причем множество потребителей, которые покупают эти сборники, не понимают проблемы. Они теряют в качестве, мы теряем вообще во всем. И дело не только в прибыли. В такой ситуации и эмоционально не очень хорошо себя чувствуешь. Ведь прежде чем выпустить диск, проделывается огромная работа как для того, чтобы он хорошо звучал, так и для того, чтобы он хорошо выглядел. Разрабатывается специальный дизайн, я летаю в Москву записывать каждую песню, а в результате к тому моменту, когда появится продукт, который будет приятно и послушать и в руках подержать, у многих уже будет пиратский вариант.

Среди некоторых музыкантов распространено мнение, что пиратская продукция только способствует росту популярности. Она доступнее по цене, а значит, большее количество людей смогут приобрести кассету или компакт-диск. Ее крутят обычно в местах большого скопления людей: на рынках, около метро (в Москве) и так далее. Например, Александр Розенбаум написал письмо Владимиру Путину с просьбой защитить российских музыкантов от пиратов, после того как обнаружил, что зарубежная компания, производящая приставки "караоке", прилагает к ним диск, в том числе с его песнями, включенными туда без ведома музыканта. То есть когда нарушением авторских прав российских музыкантов занялись даже иностранные компании, это задело, и последовала реакция. По поводу же отечественных российских пиратов письма президенту никто особо не пишет.

А недавно Робби Вильямс сделал сенсационное для западного шоу-бизнеса заявление о том, что он приветствует появление своей музыки на пиратских дисках, так как это дает возможность большему количеству людей во всем мире познакомиться с его творчеством. Что ж, если даже Робби Вильямс считает, что лишняя порция популярности ему не помешает, то нашим музыкантам она не помешает и подавно. Так, может, пиратская продукция и периодическое нарушение прав музыкантов телеканалами и радио только на руку самим казахстанским исполнителям и авторам?

Искра: Я не совсем согласна с тем, что пиратская продукция способствует известности. Меня друзья успокаивают: хорошо, что тебя "крутят" на рынках – это всегда считалось признаком популярности. Но ведь пришло бы время выхода лицензионного диска, и песни тоже, вероятно, стали популярными, только при этом права авторов, исполнителей и звукозаписывающей компании были бы соблюдены, а слушатели получили качественный продукт.

Айдос Сагат: Авторам и исполнителям надо разобраться со своим тщеславием и профессионализмом. Мне тоже раньше нравилось, когда друзья звонили, например, из Шымкента и говорили: "У нас столько ваших кассет продается!". И мы думали, что если пираты видят смысл в том, чтобы нас подделывать, это говорит о популярности. Но сейчас я рассуждаю совсем по-другому: я писал песни не для того, чтобы на мою музыку накладывалась какая-то там реклама. Я целый год работал в студии, старался, записывал альбом, тратил деньги, которые предварительно зарабатывал концертами, вовсе не для того, чтобы пираты украли у меня прибыль. Я считаю, нужно больше ценить себя и свой труд.

Свой труд, несомненно, ценить нужно, но многие казахстанские авторы и исполнители пока достаточно спокойно относятся к нарушению своих прав на интеллектуальную собственность. И количество фактов ее нарушения на музыкальном рынке страны, конечно, несопоставимо больше числа поданных исков. Отчасти это обусловлено тем, что размеры авторского вознаграждения и доходы музыкантов от продажи аудиокассет и компактов невелики.

"За то, чтобы клипы "крутились" по ТВ, следует платить определенные деньги, и те суммы, которые я раз в полгода получаю в авторском обществе, это такой мизер по сравнению с тем, что мы затрачиваем на создание клипов и их продвижение, что и говорить об этом несерьезно. Писать песни может далеко не каждый. Настоящих авторов мало. И труд их нелегкий, высокоинтеллектуальный, и по идее должен быть хорошо оплачиваемым. Но, к сожалению, не все бывает, так как мы хотим. Вообще большинство артистов, в том числе и знаменитых российских или даже западных (я не имею в виду мегазвезд), существуют не за счет своего творчества, а за счет спонсоров и меценатов. И так было испокон веков" – считает Карина Абдуллина.

Но существуют и противоположные мнения, например, то, которого придерживается Айдос Сагат: Даже если это и не такие большие деньги, это, тем не менее, не лишние деньги. Они могли бы пойти на дальнейшее развитие музыканта: на выпуск нового альбома, нового клипа. Маленькие, средние, большие – к любым деньгам следует подходить рачительно. Копейка, как известно, рубль бережет. И музыкантам, которые не следят за тем, что теряют часть своей прибыли, думаю, деньги просто легко достаются: их дают спонсоры, кто-то дарит и так далее.

Мурат Насыров: Думаю, соблюдение авторских прав волнует музыкантов СНГ пока больше с этической точки зрения, нежели с коммерческой. Отечественные исполнители еще долго не будут получать таких роялти, как западные. Меня, конечно, беспокоит проблема пиратства. Но еще больше я переживаю за то, что казахстанские исполнители получают такие маленькие гонорары за концерты, а все сливки снимают российские исполнители (к которым я сейчас как бы тоже отношусь), приезжающие сюда с концертами. Думаю, такое положение при правильном подходе можно исправить. Вообще сейчас я внимательно присматриваюсь к казахстанскому рынку. Не то что я собираюсь совсем перебраться сюда, но все же... В конце концов, прецедент существует – Батыр Шукенов. Он, так сказать, совсем забросил Москву, но у него есть наработанный имидж в СНГ и популярность. Что касается пиратства, то если мои права начнут нарушать совсем уж внаглую, я, естественно, буду предпринимать меры. Хотя не думаю, что исполнители СНГ много теряют от продажи пиратских дисков. Я не беру первую десятку популярных звезд. Но свой рейтинг оцениваю достаточно трезво: я не Земфира или, скажем, "Руки вверх". Мои диски не продаются бешеным тиражом, и публика больше любит мои концерты, "живое" выступление.

Что ж, сложно сказать однозначно, насколько защита авторских и смежных прав насущный вопрос для наших музыкантов. С одной стороны, рынок, конечно, невелик и не развит, а с другой – и его можно организовать более оптимально и функционально. Наверное, все-таки какой-то порядок и системный подход необходим. И большие суммы или нет, но получаемые музыкантами, они действительно могли бы работать на общее развитие нашего шоу-бизнеса. Хотя однозначно, что быстрых результатов не будет. Какие меры для приведения нашего шоу-бизнеса в цивилизованный вид ни принимай, потребуются даже не годы, а десятки лет. Музыкальный рынок России – весь СНГ. Но даже их шоу-бизнесу предстоит еще развиваться и развиваться. А уж нашему – тем более.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Летучий премьер хранит молчание 28.02.2003
Прости! 28.02.2003
Балаганчик 28.02.2003
Плохих газет не бывает! 28.02.2003
Американцы объявили войну Вашингтону 28.02.2003
Владимир Владимирович Мао 28.02.2003
Детская болезнь "левизны" 27.02.2003
Корысти ради (секреты промышленного шпионажа) 27.02.2003
Страна глухих 27.02.2003
Женщины деньги просто ненавидят 27.02.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.08.19 Четверг
98. КАЛИКОВ Аманжол
73. БАКЕНОВ Халель
72. НУРГАЛИЕВ Турар
71. АСАУБАЕВ Канат
71. БАЙГАРИН Бекбулат
71. МЫРЗАЛИЕВ Болат
68. БАЙЖАНОВА Надежда
66. МАШКЕНОВ Мурат
64. АМАНГЕЛДИ Аширбек
64. ДОНБАЕВ Калдыбек
63. СЕЙФУЛЛИН Амандык
62. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
62. ПЯ Юрий
61. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
61. КУЖИЕВ Болат
...>>>
23.08.19 Пятница
97. БРАГИН Александр
81. ШИРЯЕВ Анатолий
78. СМАИЛ Нусіп
71. ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН Алтай
71. ТЕЛЬНОВ Владимир
70. БИЖАНОВ Ахан
69. НАБИЕВ Нурлан
66. РУСТАМБАЕВ Абдуазим
65. КУАНЫШЕВ Толеген
65. ТУЛЕКБАЕВ Марат
63. ТРУСОВ Евгений
62. БОШАНОВ Алтай
62. ИСИМБАЕВА Гульмира
62. КИШКАШБАЕВ Тлеугали
61. МАМБЕТОВ Алматбек
...>>>
24.08.19 Суббота
73. ТИЕСОВ Суиншилик
71. ШЕРИМКУЛОВ Досыбай
70. САРСЕМБЕКОВ Тулеген
69. ГАБДИЛЬАШИМОВ Толымбек
67. ЕРМЕКБАЕВ Жарас
65. ЖАРКИНБАЕВ Гайнулла
61. ЖУМАГУЛОВ Марат
61. ТУТЕНОВ Байкаpим
60. КАЛБЕРГЕНОВ Шахизад
55. АБИДОВ Нурмухаммат
54. АКСАКАЛОВ Кумар
53. КУШЕНОВ Ахметжан
53. МАЛИКОВ Нуржан
51. АШИМОВ Галым
51. УМЕРБЕКОВА Сауле
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz