Ольга Промптова, "Ведомости", 14 марта
Важны ли для начальников такие категории, как справедливость, принципиальность, терпимость и правдивость? Этот вопрос давно занимает психологов. Недавно очередное исследование на эту тему было завершено в Институте психологии РАН. Книга под названием "Нравственно-психологическая регуляция экономической активности", вобравшая в себя его результаты, увидит свет в этом месяце.
Авторы книги - сотрудница Института психологии РАН Алла Купрейченко и его директор Анатолий Журавлев. В ходе исследования был опрошен 161 человек из московских и подмосковных компаний. 69% респондентов - женщины. Доля предпринимателей среди опрошенных мужчин - 25% , среди респондентов-женщин - 10%.
Авторы большинства подобных исследований просто изучали поведение руководителей, не обращая внимания на то, по отношению к кому честны или нечестны, терпимы или нетерпимы "подопытные". Алла Купрейченко, посвятившая той же теме свою кандидатскую диссертацию, решила пойти дальше и проанализировать, как видоизменяется морально-нравственный облик руководителя в зависимости от того, с кем он общается. Купрейченко разработала собственную методику изучения этой проблемы. Для начала она решила разбить всех людей, с которыми общаются объекты исследования - предприниматели и менеджеры, - на четыре круга психологической близости.
У предпринимателей первый круг, как правило, включает семью (реже - друзей) ; второй - друзей, компаньонов и сподвижников; третий - подчиненных, поставщиков, клиентов; в четвертый круг вошли представители госструктур, потребители, реже - поставщики и клиенты.
Состав кругов близости у предпринимателей и наемных руководителей в целом совпадает. К различиям можно отнести то, что у менеджеров во втором круге находятся коллеги (более-менее равные по уровню) и иногда начальники, а в третьем - начальство. К важным различиям можно отнести то, что клиентов, потребителей и поставщиков большая часть предпринимателей воспринимает как достаточно близких людей, чего не скажешь о наемных менеджерах, которые отодвигают их на периферию близости. Авторы предполагают, что это объясняется тем, что благополучие бизнеса зависит от клиентов, потребителей и поставщиков, поэтому предприниматели острее наемных менеджеров чувствуют их значимость.
Самые интересные данные исследователи получили, когда сравнили мужское и женское поведение в разных кругах близости. Хотя ученые и рассчитывали найти различия, полученные результаты их удивили. Оказалось, что этические ценности у мужчин и женщин в разных кругах близости деформируются по-разному.
Если у мужчин уровень правдивости изменяется плавно, от первому круга к четвертому (т. е. они наиболее честны с самыми близкими людьми) , то уровень правдивости женщин резко падает в отношениях со вторым кругом: друзьями, сподвижниками, сотрудниками, непосредственным руководителем. Зато в отношениях с самым далеким кругом женщины правдивее мужчин.
Говоря о склонности прекрасного пола к вранью, психологи подразумевают вовсе не злонамеренную ложь и тем более не правонарушения. Как раз это для женщин не характерно, утверждают ученые. Речь идет о том, что при общении со вторым кругом женщины готовы приукрашивать информацию о себе, скрывать причины невыполнения обязательств, давать невыполнимые обещания, добиваться необходимых ресурсов вне очереди и т. д. Авторы исследования пока сами не могут объяснить, чем это вызвано. Возможно, причина в том, что мы живем в сексистском обществе: используя подобные хитрости, женщины пытаются конкурировать с мужчинами. Как утверждают психологи, при общении с представительницами своего пола дамы переходят на более прямой, мужской стиль общения.
Причем склонность к привиранию и лести больше присуща женщинам-менеджерам, но не предпринимательницам. Все предприниматели похожи вне зависимости от пола, объясняет Купрейченко. Возможно, женщина-предприниматель чувствует себя достаточно уверенно, ей не нужно конкурировать с мужчинами за должности. "У меня есть такой комплекс, как справедливость, - подтверждает слова психолога Надежда Болотова, основательница и президент компании "Ледово". - Мне сложнее врать, чем говорить правду. Как в детстве было сложнее списать сочинение, чем написать его самой".
В большинстве случаев люди распознают ложь по внешним признакам - жестам, мимике и т. п. Однако с дамами этот прием не проходит. "Женщины более артистичны, интуитивны. Они лучше вживаются в роль", - говорит Андрей Степанов, руководитель Центра детекции лжи Фонда информационных технологий в Петербурге.
Интересно, что деформации в зависимости от круга общения подвергается не только женская правдивость, но и принципиальность. Женщины легко поступаются принципами в отношениях с семьей и друзьями, но зато с коллегами и непосредственным начальством - принципиальнее мужчин.
Результаты исследования подтверждают мнение, что женщины более хитроумные дипломаты, нежели мужчины. Для решения одной и той же задачи мужчина-руководитель часто предпочитает "лобовые", авторитарные методы, а женщины идут окольным путем - стараются воздействовать через других людей и т. п.
"Женщины - более искусные манипуляторы", - убеждена Елена Федоренко, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ и директор академических программ Стокгольмской школы экономики, где она проводит тренинги по искусству противостояния манипуляциям. И как правило, женщины оказываются лучшими ученицами по сравнению с мужчинами. Видимо, это объясняется тем, что в этом деле главное - довериться своим чувствам. "Мужчинам трудно понять, что они на самом деле чувствуют. У них не развита способность к восприятию собственного эмоционального мира", - объясняет Федоренко. |