Аскар Умаров, Новости недели, 9 апреля 2003
– Как возникла идея создания казахстанского спутникового телеканала?
– За границей о нашей республике можно услышать всякого рода "новости" на уровне слухов или скандалов. В итоге мы сталкиваемся с тем, что иностранцы плохо себе представляют, что это за страна такая – Казахстан. Появляются искаженные представления, что это якобы отсталое государство, где до сих пор живут в юртах и ездят на лошадях. Так думают не только в дальнем зарубежье, но и в Москве. От чего страдает имидж республики. Поэтому и появилась инициатива Дариги Назарбаевой о создании казахстанского спутникового телеканала CaspioNet. 25 октября прошлого года он начал свое вещание. Наша задача заключается в том, чтобы показать, что Казахстан – это нормальное цивилизованное государство с большим потенциалом.
– Какие регионы охватывает телеканал?
– Агентство "Хабар" и один из лидирующих в мире спутниковых операторов Eutelsat заключили контракт на спутниковое вещание CaspioNet. Телевизионный сигнал распространяется с помощью спутника HOTBIRD и покрывает страны Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и северной части Африки. Предполагается, что зрителями телеканала станут более 93 млн. подписчиков.
– Как строится политика канала?
– Наше вещание состоит из нескольких блоков новостей на казахском, русском и английском языках. Они предназначены для казахской диаспоры, казахстанских бизнесменов, работающих за рубежом, эмигрантов из Казахстана, потенциальных инвесторов и простых граждан ближнего и дальнего зарубежья. Новости стараемся подавать объективно, без каких-либо комментариев. Есть у нас также рубрики, отражающие жизнь республики, особенности менталитета ее народа, многообразие культур. Пропагандируем казахстанскую природу, возможности туризма и путешествий. Есть рубрика "Лица": оператор выходит на улицу и снимает ежедневную сутолоку без каких-либо комментариев. Так наш иностранный зритель еще больше приобщается к казахстанской ауре. Ведь не случайно канал называется CaspioNet: за рубежом пока хорошо знают только одну казахстанскую достопримечательность – нефть. Сначала клюют на название, а потом узнают, что Казахстан – это не только углеводородные ресурсы. "Нам есть чем гордиться!" – примерно так мы сформулировали нашу миссию.
– Насколько действенна работа телеканала в области внешнеполитической пропаганды?
– Интерес к Казахстану велик, пусть это будут даже эмигрировавшие наши сограждане. Они в первую очередь интересуются нашим вещанием и приобщают к этому других. Наш сигнал умудрились поймать даже в Австралии. У одного из проживающих там бывших казахстанцев в определенное время собирается аудитория, состоящая из казахстанской диаспоры, и с удовольствием смотрит новости о республике. Смотрят нас и в Швейцарии, один из тамошних зрителей даже аккуратно записывает на видеокассеты все выпуски новостей. В перспективе мы намереваемся по типу Euronews сделать все новости одновременно на трех языках. Это позволит привлечь большую аудиторию, а заодно продемонстрирует, что даже на уровне вещания наша страна не уступает мировым лидерам.
– Казахстан считается лидером в Центральноазиатском регионе. Вам не приходила мысль сделать несколько часов вещания на узбекском, туркменском, киргизском и таджикском языках?
– Мы всегда готовы осуществлять какие-то новые преобразования, была бы заинтересованность. Пока с таким предложением к нам никто не обращался. Вопрос вещания на языках Центральной Азии технически вполне решаем.
– По существу, телеканал работает на формирование внешнего имиджа государства. Обращались ли к вам со своими предложениями государственные органы, к примеру, Министерство иностранных дел?
– Мы не ставим перед собой какой-то политической цели, она присутствует, но акцент делается в основном на имидже Казахстана как страны. Недавно прошел Совет по внешней политике, который был посвящен внешнеполитической пропаганде. Речь там зашла о создании некоего информационного органа, который будет пропагандировать республику за рубежом. Но зачем его изобретать, когда уже есть наш телеканал?! Мы готовы работать, если получим определенный государственный заказ. МИД обязал послов подписаться на нас. Признаться честно, нам хотелось бы большего сотрудничества. Заинтересовалось нашим каналом и Министерство культуры, информации и общественного согласия, прежде всего в области развития казахского языка. Пока же канал работает на средства, полученные от коммерческих доходов агентства "Хабар". |