Зоя Машковцева, "Консерватор", 23 мая
Про имиджмейкеров ходит много слухов. Все о них говорят, но мало кто их видел. Что это за пигмалионы такие? На вопросы корреспондента "К" отвечают завкафедрой имидж-технологий Московского государственного университета культуры и искусств, автор книги "Человек. Образ. Стиль", творческий директор мастерской "Образ Профи" Наталья НАЙДЕНСКАЯ и руководитель имидж-школы "Бизнес-класс Стиль" Татьяна МАКАРОВА.
- Имиджмейкер - сравнительно новая профессия для России. Чем они занимаются? Вот вы, например, чем занимаетесь?
- Н.Н. Сейчас существует семь основных направлений этой профессии. Есть имиджмейкеры, которые занимаются консультированием по внешнему виду, туда могу входить стилисты, парикмахеры, визажисты, диетологи, специалисты по фитнесу. Следующие три направления - это "корпоративный имиджмейкер", "политический имиджмейкер" и "имиджмейкер бизнес-шоу". Корпоративные работают на развитие бренда и преуспевающий имидж сотрудников этой фирмы, политический имиджмейкер работает на выборах в команде пиарщиков в продвижении той или иной кандидатуры. А в бизнес-шоу задействованы специалисты, которые помогают работать над клипами. Пятое направление называется имиджмейкер-психолог, он работает над длительной программой и теми проблемами, которые возникают у клиента.. Шестое - так называемый системный имиджмейкер, который может создать команду. И последнее - высший пилотаж, так называемый VIP-тренер. Что это означает? Человек, который прикреплен к какой-то важной персоне, но его не учит, а просто наблюдает. И в спокойной мягкой форме его подправляет что не так. Vip-тренер должен знать, что надевать в Австралии, а когда он поедет в Англию, как ему паковать чемодан, и в то же время замечать, правильно ли он говорит, правильно ли он руку кому-то пожал, с кем можно более отстраненно себя вести, с кем нужно на совсем другом языке говорить - это и есть Vip-тренер. Такая технология называется коучинг.
- Т.М. Да, как говорят, коуч - это тренер, который не дает каких-то конкретных советов, а помогает клиенту выбирать путь, который наиболее ему подходит. Человек всегда знает ответ на любой вопрос. Но сейчас столько информации в мире, что люди часто теряются, у них возникают депрессии. А тренер выводит человека на поверхность…
- В России сейчас много таких специалистов? Я знаю, что несколько лет назад это были единицы.
- Н.Н. Нет, сейчас это целое направление, где работает множество людей. Россия интересна тем, что она очень быстро ориентируется в том, что ей нужно. Если другие государства идут годами, то у нас изменения происходят в течение нескольких месяцев. Я просто поражаюсь - то ли у нас образование хорошее, то ли мозги замечательные, то ли мы в таком экстриме постоянно живем, что всегда готовы принять то, что нам на пользу. Вообще Россию считают клондайком для "забрасывания" разных профессий. Но очень многие специальности умирают, так и не раскрывшись, а некоторые расцветают. Очень быстро отпадает то, что не свойственно нашему характеру. Допустим, американская улыбка. Это уже входит в ментальность. Улыбка несет информацию: я энергичен, перспективен, у меня все хорошо, со мной можно иметь дело. А в России это не приживается. Для нас более свойственна улыбка-ответ. Нас нельзя как елку нагрузить несвойственными нам вещами.
- У имиджмейкеров есть своя иерархия...
- Н.Н. Самая нижняя ступень - консультант по внешнему виду. Он может определить, какой вам цвет будет подходить, какой нужно крой одежды, какую прическу, как поработать с аксессуарами, как сформировать гардероб и в конечном итоге дать такую услугу как шоп- сопровождение, то есть пойти и посоветовать, что в каком магазине приобрести, какая марка подходит. Консультант внешнего вида - это человек, который может творчески мыслить.
Экономический или корпоративный имиджмейкер - это прагматик. Если я знаю, допустим, что какой-то продукт вреден для организма, но мне платят большие деньги и нужно его продвигать как бренд на рынке, я буду всячески стараться и делать свое дело. Несмотря на то, что мне лично это не нравится.
- Независимо от нравственных убеждений...
- Н.Н.Человек творческий, свободный художник не сможет работать в этой профессии.
Политический имиджмейкер должен быть циником. В хорошем смысле этого слова. В течение пяти лет готовят кандидатуру, допустим, на президента, а имиджмейкера подпускают "к телу" только за полгода до выборов. До этого создается легенда, имиджмейкер не работает с клиентом. А потом дают тебе живого человека и ты должна его нормально постричь, поставить руки, сфотографировать, чтобы народ уже мог лицезреть его. Это очень цинично: делать из человека то, что пиарщик прописал. И не смотришь на то, кем является он сам. То есть, например, кандидат в президенты, который занят наукой. А пиарщики решили, что он должен быть Кеннеди-младшим. Что это такое? Машины, красивые женщины, светская жизнь, спорт. А по культуре, по складу характера этот человек вообще и рядом не стоял. Довольно-таки циничный подход еще и к тому человеку, несущему эту легенду. Потому что это может сломать его как личность. А имиджмейкер-психолог помимо всего должен иметь позитивное отношение к человеку, теплоту, искренность, уметь слушать. Холодный человек, расчетливый не сможет быть хорошим консультантом. Аналитик - это управленец, человек, который создает команду и с ней работает. Это не творческий человек. И последний вип-тренер - это дипломат. А имиждмейкер по бизнес-шоу - это должен быть тусовщик. Светский лев. Поэтому ошибочно утверждать, что имиджмейкер может все. Это как медицина, стоматолог делает одно, терапевт - другое и так далее.
- Как, с вашей точки зрения, изменился образ политика за последнее время?
- Н.Н. Десять лет тому назад был совсем другой образ политика. Если говорить о высших эшелонах власти, то политики стали более западными, современными. Начали очень хорошо одеваться. Но беда у нас одна у всех абсолютно - это или короткие носки, или короткие брюки и очень длинные рукава пиджаков. И такое ощущение, что иногда короткие рукава под пиджаками. Что касается галстуков, последние два года - молодцы. Они начинают чувствовать стиль, покупают модные, правильные галстуки. То есть "петухов" уже нет, "пожара в джунглях" тоже.
- А женщины-политики?
- Н.Н. Это беда. Существует такое понятие как коэффициент консервативности экипировки. Это степень свободы в выборе одежды, которая зависит от трех факторов. С одной стороны, от области, где работаешь, второе - от должности, которую занимаешь, а с другой стороны, от клиентуры или партнеров. И это определяет все: цвет, фасон, ткань. И вот эта свобода измеряется по десятибалльной шкале. Самая консервативная одежда - это 10, а двойка, это, наоборот, наиболее модная.
- У кого какая должна быть отметка?
- Н.Н. У политиков - десятка: их костюм не должен быть флюгером тенденций моды. У банкиров - восьмерка, это элегантная респектабельная богатая одежда. Вся консалтинговая сфера, СМИ - середина, шестерка. Это и не строгий консерватизм, но и не писк моды. К четверке относятся рекламщики, дизайнеры. А двойка - это все, кто занят шоу-бизнесом и в фэшн-индустрии. Женщины-политики, к сожалению, не всегда учитывают, что в десятке не может быть синтетических тканей. У нас была клиентка, депутат, которая попросила сформировать гардероб, было очень неприятно видеть, что весь шкаф завешан синтетическими костюмами. Прически у женщин-политиков неправильные, слишком залакированные, высокие, нет естественности.
Консервативность - это же не значит старомодность. А также не должно быть много аксессуаров, золота, все очень строго. С другой стороны, если рассмотреть имидж Хакамады, то вы увидите некоторое противоречие между человеком, который работает с внешним видом, и психологом, который понимает, что невозможно ломать личность. Я могу сказать: стиль Хакамады должен находиться на этой шкале где-то от восьмерки до шестерки, потому что она очень часто выходит в "народ", общается с молодежью, ей нужно чуть поменьше строгости проявлять в одежде. Но если посчитать баллы, то фактически получается, что у Хакамады четверка. И ей там комфортно. Мы будем сопротивляться и говорить: Хакамада плохо одета, не должна быть длинная мешком юбка, не должны быть свитера до колен, не должны быть вязаные жилеты, отороченные мехом, или длинные цепи с инь-янями. Не должно быть, но ей это хорошо. Мы будем говорить, что в одежде надо придерживаться восьмерки, консервативно - юбка чуть ниже колена, пиджаки должны быть полуприлегающими, у костюма темные базовые цвета. Что же сейчас скажет психолог?
- М.Т. Если мы Хакамаду оденем в консервативный костюм, то Хакамада уже не будет Хакамадой. Кем угодно, но только не самой собой. Визуально мы на нее смотрим и чувствуем какой-то обман. И не доверяем ей, потому интуитивно замечаем несоответствие между внутренней энергетикой и внешним видом. Естественно, ей сейчас нужно над собой поработать, но элементы какие-то, несомненно, должны остаться, чтобы мы ей доверяли. Потому что это происходит на бессознательном уровне. Или если, например, Валентину Матвиенко одеть в такие "тантрические" одежды а-ля Хакамада, то мы не будем общаться с Валентиной Матвиенко. Мы скажем: вы сначала разберитесь сама с собой, что-то мы вам не очень верим. Но в то же время, если оденем Матвиенко в очень правильную классику, в десятку, снимем с нее золото, все брошечки, золотые пуговицы, мы тоже можем ее образ слегка поломать, потому что это человек, который любит себя демонстрировать. Такое у нее нутро...
- А как же тогда получается: вы говорили о имиджмейкере, который человека "подгоняет" под легенду. Не возникает ли у потенциального электората недоверие к таким "искусственым" людям?
- Н.Н. Безусловно, возникает. Такой живет по легенде и становится заложником собственного имиджа. Вчера было очень интересное замечание по телевизору, когда рассказывали о реакции на выступление президента перед Федеральным собранием. Сказали, что Путин странно читал это обращение. То ли листы, на которых был напечатан текст, были заламинированы и бликовали, то ли у Путина развивается возрастная дальнозоркость. Но надеть очки Путину - это никак невозможно! Будет мешать созданному имиджу молодого спортивного президента. То есть создана легенда - он и на истребителе, и дзюдоист, и на горных лыжах. А смотрите, как Путин иногда читает, подальше отставив текст. Имидж даже во вред некоторых моментов. Если бы, к сожалению, это не было бы так принципиально, то можно было бы надеть очки. Но сейчас нет никакой гибкости.
- Получается, что человек становится заложником своего имиджа?
- Н.Н. Абсолютно верно. А теперь мы подойдем к определению, что такое имидж. Иногда говорят, что это образ или соединение внутреннего с внешним. Самое правильное определение, что такое имидж - это целенаправленно созданный образ, который должен оказывать влияние на эмоционально-чувственном уровне. Нравится - не нравится, буду - не буду. И делается это всего лишь для каких-то несчастных тридцати или пятнадцати минут. Имиджмейкинг - это искусство создавать впечатление.
- Какие ошибки в имидже вы еще можете назвать?
- Н.Н. Самое трудное - понять, что тебе подходит, а что нет. Распространенная ошибка - незнание собственной фигуры, коэффициента консервативности, неумение подбирать цвета, определять свою цветовую гамму. В деловом мире необходимо умело пользоваться нейтральными цветами, которые как раз и являются основой классического гардероба. Но эти оттенки скучные, безликие, нужно уметь их расцвечивать - галстуком, сорочкой. Смотрите, как правильно одет Касьянов. У него нейтральные рубашки и костюм, но обратите внимание на галстуки. Мы точно знаем, какого цвета у Касьянова глаза. Какие?
- По-моему, зеленые...
- Н.Н. Да. Поэтому бордовые, сиреневатые, коричневые галстуки подчеркивают цвет глаз. А какого цвета глаза у Путина?
- Не знаю...
- Н.Н. А вот странно, потому что это люди, которых часто показывают по телевизору. В деловом мире, как известно, глаза в первую очередь работают на доверие.
-Так какого цвета глаза у Путина?
- Н.Н. Карие. |