NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 06:39 ast
04:39 msk

Чаевые – кому и сколько
По свидетельству многих зарубежных гидов, наши люди за рубежом вообще не дают на чай. На западе, если клиент недоволен обслуживанием, он дает издевательски маленькие чаевые, но все-таки дает
21.06.2003 / творчество

Сергей Шевченко, "Академия власти", 20 июня

По свидетельству многих зарубежных гидов, наши люди за рубежом вообще не дают на чай. На западе, если клиент недоволен обслуживанием, он дает издевательски маленькие чаевые, но все-таки дает.

Потому что даже если у официанта или горничной есть фиксированная зарплата, то это только так для названия. А настоящая зарплата состоит из чаевых. И этому есть вполне логичное объяснение: по настоящему оценить качество сервиса могут только клиенты.

С необходимостью оставлять чаевые в ресторанах отечественные туристы более-менее смирились. А вот в отелях тем же горничным деньги (возможно, из-за неосведомленности) не оставляют, а потом жалуются на обслуживание "по остаточному принципу". В первый день заезда в номере все "окей"": горничная все прибрала и сделала все как надо. На второй день она ждет, что и вы сделаете как надо, то есть, оставите ей на чай. А в ответ - ничего, ну и обслуживание соответствующее.

В Швейцарии, Голландии, Германии, Австрии, странах Скандинавии и Финляндии одна десятая от заказа считается роскошью и даже мотовством. В этих странах официанту оставляют не более 3-6%.

Традиционно наиболее дорогими в смысле чаевых странами Европы считаются Бельгия и Франция. В великосветском Канне, например, на маленькие чаевые официанты могут обидеться и даже нависнуть над клиентом, требуя продолжения банкета. Во избежание недоразумений необходимо оставлять им не менее 12-15% от заказа. В парижских и бельгийских ресторанах размер чаевых никогда не опускается ниже 10%. А на юге Франции официантам зарплату вообще не платят. Они живут только за счет чаевых. Поэтому оставить им немного денег - это просто моральный долг посетителя.

В США чаевые принято платить официантам, швейцарам, метрдотелям. Но элитой среди всех обслуживающих профессий считаются бармены. Не дать ничего бармену или дать меньше доллара считается неприличным. Обычно бармену принято платить 15%, а в элитных ресторанах - до 30% стоимости заказа. В отличие от Старого Света, в Америке принято давать на чай не только в респектабельных ресторанах, но и в заведениях быстрого питания типа "Макдональдс".

В пабах Великобритании оставлять на чай не принято. Но в респектабельных британских ресторанах необходимо оставить чаевых не менее 10% от заказа. В Италии власти считают, что чаевые, получаемые официантами, должны включаться в их налогооблагаемый доход вместе с официальной зарплатой. Но, поскольку проконтролировать этот стихийный процесс очень трудно, то государственное налоговое управление пускается на неординарные меры. Например, у выхода из ресторана вас может остановить фининспектор и потребовать предъявить счет, чтобы установить, сколько вы заплатили чаевых.

А вот в Австрии есть отличный способ не только не оставлять чаевых, но и вообще не платить за свой заказ. Однако это возможно лишь в том случае, если вы трижды попросили официанта предоставить счет, а он вашу просьбу пропустил мимо ушей. После такого пренебрежения вы имеете полное право покинуть заведение не заплатив. Вы даже можете выиграть судебный процесс, если приведете в суд одного свидетеля, который подтвердит ваши три попытки привлечь к себе внимание официанта. Подобное отношение к посетителям получило название "венский стиль".

На Западе сложилась четко отлаженная система оплаты чаевых по кредитной карточке. Заранее спросив у официанта о возможности такой оплаты, вы можете предложить ему снять "на чай", скажем, 10% от стоимости заказа. Если это невозможно, вам придется вместе с карточкой предложить ему чаевые наличными.

На радость экономному туристу существуют в мире страны, где давать чаевые вообще не принято. Например, японцы считают, что выполнять свою работу по высшему разряду - это их обязанность, и предложение вознаграждения за хорошее обслуживание воспринимают как оскорбление.

Не стоит платить чаевые за услуги, которые входят в круг обязанностей работника. Вы можете не платить лифтеру, гардеробщику, который просто подал пальто, работнице прачечной, выдавшей белье, музыкантам, задержавшимся у вашего столика, работнику туалета, принявшему деньги, парикмахеру и так далее. Впрочем, если работник туалета принес вам полотенце и помог привести в порядок какую-то деталь вашего гардероба, таксист терпеливо разыскивал нужный адрес и помог выгрузить багаж, парикмахер потратил много времени, подбирая для вас прическу, - эти люди заслужили добавочного вознаграждения за свои усилия.

Зачастую в ресторанах чаевые заранее включены в стоимость обслуживания. В этом случае в конце меню вы увидите надпись tips included, service compris или Trinkgeld inberifen. И, наконец, помните, что если качество обслуживания вас не устраивает, вы вполне можете отказать в чаевых. Но в этом случае не стоит вымещать свое недовольство на тех, кто в произошедшем не виноват. В конце концов, горничная отеля не виновата в том, что вам достались шумные соседи, не официант приготовил слишком зажаренное мясо, он лишь подал его к столу, не таксист повинен в появлении пробок на дороге.

Читателям может показаться странным тот факт, что казалось бы столь не трудное дело как дать чаевые имеет столько нюансов. Наверное, именно так думали и в США, а именно в нью-йоркском департаменте по делам потребителей, где решили: институт чаевых нуждается в своей нормативной базе. Чтобы покончить с разнобоем и путаницей в столь важном вопросе, не так давно было разработано и опубликовано соответствующее пособие, регламентирующее размеры "дополнительного материального поощрения".

Основной девиз этого документа можно выразить афоризмом известного российского политика: "Надо делиться". Богатые не обеднеют, раскошелившись на лишний доллар. Тем более что для низкооплачиваемой обслуги он далеко не лишний. Особую заботу нью-йоркские власти проявили к официантам. Уровень рекомендуемых им чаевых весьма высок: 15-25 процентов от ресторанного счета. Неплохо должен вознаграждаться и труд таксиста. "Плата за учтивость": 15-20 процентов сверх счетчика.

Не оставили без внимания составители документа и работников парикмахерских. Тому, кто сооружает сложные прически, по их мнению, положена доплата от 3 до 10 долларов. Брадобрею - от 2 до 5. Самые низкие расценки чаевых определены почему-то за маникюр: всего 1-2 доллара.

Для большинства американцев один доллар - сумма и в самом деле небольшая. Однако, скажем, поселившись в гостинице, нужно быть готовым к тому, что долларовые купюры будут вылетать у вас из кошелька, словно птицы. В том числе за услуги, официально считающиеся бесплатными. Водителю автобуса, курсирующего между отелем и аэропортом, - доллар. Портье - по одному доллару за каждое место багажа. Швейцар поймал для вас у входа в гостиницу такси - и ему, будьте добры, доллар. Не забудьте и про горничную (по доллару с каждого проживающего за уборку помещения), посыльных, доставляющих вам в номер еду (10-15 процентов от стоимости заказа).

Порядок такой заведен не только в отелях. Доллар нужно дать и служащему гаража, который выводит вам машину (а если он постоянно обслуживает вас и к тому же хорошо заботится об автомобиле, то ему следует платить и ежемесячную надбавку в размере 10 долларов). От необходимости давать на чай вы не укроетесь даже в туалете. Если там в "предбаннике" сидит смотритель, то приготовьтесь дать ему от 50 центов до доллара. За что? Хотя бы просто за услужливый вид...

Но это только так называемые разовые выплаты. Нельзя забывать и о рождественских подарках для обслуживающего персонала. Швейцар накануне Нового года вправе рассчитывать на сумму в размере от 25 до 100 долларов, слесарь-мастер на все руки: 20-30 долларов. Если таких специалистов в составе домоуправления несколько, то выплаты увеличиваются в соответствующее число раз. Прислуге полагается тринадцатая зарплата в размере недельного жалованья, приходящей няне - дополнительный гонорар, как если бы она провела с вашим ребенком еще два вечера. Разносчику газет: 15-25 долларов. Кажется, никого не забыли? Но нет, спохватываются авторы методички, надо бы позаботиться и о тех, кто обслуживает вас в закусочных типа "Макдоналдс". Если вы в такое заведение часто заходите, и вам там нравится, то уж не скупитесь - выдайте приветливому человеку на раздаче "доллар-другой в конце недели".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Слухи о моей смерти оказались преждевременными" 30.06.2003
Разговорчики в постели - совсем не то, что в строю 29.06.2003
О чем квакает ваша домашняя жаба 29.06.2003
В Алматы подвели итоги конкурса, организованного Союзом журналистов Казахстана 28.06.2003
Катя Лель: Попробуй джага-джага! 28.06.2003
В моей постели, как правило, спят втроем 28.06.2003
Дорожно-Типичные Происшествия 27.06.2003
Полтора века с хрустом за ушами 27.06.2003
Немного о карьеристе и любви 26.06.2003
Разберись в себе! 26.06.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz