Гульмира МАТХАЛИКОВА, "Экспресс-К", 26 июня
За последний месяц наша редакционная машина дважды побывала в дорожных передрягах. Помятые и исцарапанные бока, погнувшийся бампер - последствия, не относящиеся к разряду тяжких, но все равно неприятно. Представляю, как себя чувствует водитель, чье авто после аварии восстановлению уже не подлежит. А состояние тех, кто потерял в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) своих близких, описать вообще невозможно…
Астана, как и полгода назад, по-прежнему занимает лидирующее место в черном списке по количеству ДТП в республике. В столичном управлении дорожной полиции нам привели такую статистику: если за пять месяцев 2002 года на улицах города произошло 199 аварий, в которых погибли 10 человек и 217 получили ранения, то с начала этого года зарегистрирован уже 291. 25 человек погибли, еще 365 с ушибами и переломами поправляли свое здоровье в больницах.
Резонный вопрос: с чего бы это столица с ее не самыми крупными параметрами вдруг возглавила печальную таблицу? Факторов, которые обозначила городская дорожная полиция, оказалось четыре.
- Очень плохая дисциплина водителей, - начинает перечисление заместитель начальника УДП ГУВД Астаны Серик Абильдин. - А все потому, что в Административный кодекс были внесены изменения, запрещающие дорожной полиции изымать водительские удостоверения.
По мнению гаишников, новшество слишком расслабило автолюбителей, они восприняли его исключительно как индульгенцию на нарушение правил. Характерно, что с таким выводом соглашаются и сами водители. К примеру, Алимжан Жумабаев, который уже двенадцатый год за рулем, считает, что дисциплина на дорогах становится все хуже.
- Правила дорожного движения грозят вообще остаться только на бумаге, - сетует он. - Остается, наверное, одно - ужесточать штрафные санкции, особенно за превышение скорости и проезд на красный свет, - предлагает Алимжан. Cтарший инспектор отдела дорожной и технической инспекции столичного УДП Рафаиль Хасанов говорит, что по вине пешеходов совершается каждое третье дорожно-транспортное происшествие.
Отчаявшись найти на них управу, дорожная полиция отправила в акимат письмо с просьбой установить пешеходные ограждения вдоль проезжей части всех улиц. Еще, говорят полицейские, хорошо бы построить в столице подземные переходы. В УДП даже подсчитали: стоимость одного такого обойдется местным властям в 147 миллионов тенге.
Попробуйте без тренировки пересечь начерченные робкой рукой дорожника пешеходные переходы на центральных магистралях. Жизнью рискуете! Тот, кто пытался хоть однажды попасть с центральной площади в здание Агентства по госслужбе, прекрасно меня поймет. А на зеленый свет на больших перекрестках "сайгачить" не приходилось? Это же какую скорость ходьбы нужно иметь, чтобы на знак "проходите, уважаемый" успеть проскочить длинный перекресток Манаса - Гумилева (рядом Министерство труда и соцзащиты населения и МВД) или Республики - Кенесары. Наверное, те, кто еще во времена СССР разрабатывал ГОСТы по светофорам - а мы ими до сих пор пользуемся: зеленый для пешехода горит из расчета скорости полтора метра в секунду, - и не предполагали, что в Астане будут такие широкие и неудобные перекрестки.
Третья причина роста ДТП - непомерное для столичных магистралей количество транспорта. В управлении дорожной полиции утверждают, что сегодня на учете в Астане находится порядка пятидесяти тысяч машин, а еще по городу носятся сотни тех, кто прибыл на день-два да так и задержался. Одновременный ремонт нескольких близлежащих улиц, коим обожают заниматься дорожники, вообще вызывает коллапс автомобильного движения.
- Конечно, для нашего города такой режим ненормален, - говорит Рафаиль Хасанов. - Стоит закрыть одну "артерию", все прилегающие сразу же начинают работать на пределе. Проблема в том, что все дороги в Астане - тупиковые.
Согласования о ремонте между строительными организациями, заказчиками и дорожной полицией начинаются за неделю до срока. Непонятно, почему же водитель узнает об этом лишь, когда упирается в знак "идут ремонтные работы"? А радио? А телевидение? Выходит, ни ремонтники, ни гаишники и не подозревают об этих средствах оповещения? Хотя и те и другие в ответе за то, что творится на дорогах.
Но, как считает заместитель начальника УДП, ремонт магистралей не сказывается на росте ДТП. А вот хорошо заасфальтированные дороги, напротив, являются порой серьезной причиной аварий.
- Зная, что трасса хорошая, водитель без оглядки набирает скорость, - рассказывает Серик Абильдин. - Именно здесь происходят самые тяжелые аварии.
Но это не означает, тут же оговаривается полицейский, что дороги не нужно ремонтировать. И опять все упирается в воспитание водителей: существует ограничитель скорости езды по городу - 60 километров в час, будьте добры, соблюдайте. А хотите устраивать гонки, пожалуйста - отправляйтесь на корт.
Однако водитель со стажем Алимжан Жумабаев другого мнения о состоянии наших дорог: 90 процентов внимания направлено на объезд кочек и ям.
- Столичные дороги еще очень далеки от идеальных, - считает водитель. - Да, они стали лучше, но никто не занимается капитальным, именно капитальным ремонтом. Знаете, просто закатывают деньги в асфальт!
Вряд ли с таким мнением согласятся в УДП, тем более что здесь наверняка знают: выход из сложившейся ситуации будет… в 2010 году. Предположительно в это время в Астане завершится программа реконструкции и строительства дорог. А пока за пять месяцев - 291 ДТП, 25 погибших и 365 раненых… |