NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:37 ast
10:37 msk

Табу на кровь, табу на грязь, табу... на деньги
При всех заявлениях о демократичности современного общества (ха!) и принципиальном равенстве в нем людей разных профессий (""ха-ха" два раза), все мы знаем, как оно есть на самом деле
18.07.2003 / творчество

Владимир Пузий, "Академия власти", 17 июля

При всех заявлениях о демократичности современного общества (ха!) и принципиальном равенстве в нем людей разных профессий (""ха-ха" два раза), все мы знаем, как оно есть на самом деле.

И в жизни частенько воротим нос от мусорщиков, или презрительно говорим о работниках морга.

Каждая эпоха диктовала свои условия - возвышала одни профессии, делала презренными другие. Например, в году этак тысячном (нашей эры) в Европе наметился тот самый перелом, который теперь позволяет нам многие занятия считать полезными и благородными. Более того, тогда изменился сам принцип оценивания профессий!

Поясним. Долгое время общество средневековое делилось на три категории: церковники, воины и работающие люди. Ясно, что именно элита, церковники, воины и богатые люди из "рабочего класса" задавали тон в таком мире. Попросту говоря, решали, какое занятие считать греховным, какое - нет.

Конечно, не стоит забывать и о религии. Все-таки средневековое общество было значительно более религиозным, чем нынешнее; каждый поступок оценивался именно с позиций христианства (или, точнее, - представлений того времени о христианстве). Поэтому наиболее греховными считались те занятия, которые были настрого запрещены для клириков. Подобный запрет негласно дискредитировал такую профессию и тех мирян, которые ею занимались.

Итак, кому же доставалось больше всего? Какой род занятий считался безоговорочно греховным?

(Маленькое уточнение. В средневековом праве различали профессии запрещенные и занятия "всего лишь" бесчестные, презренные и подлые. Между ними имелись юридические и практические отличия, но мы в данном случае говорим об обыденном отношении к ним людей, и здесь особой разницы как раз нет).

Так вот, выходило, что почти все профессии так или иначе подпадали под статус греховных! Например, французский ученый-медиевист Жак Ле Гофф предлагает такой (далеко не полный) список наиболее часто упоминаемых презренных занятий: трактирщики, мясники, жонглеры, комедианты, маги, алхимики, врачи, хирурги, солдаты, сутенеры, проститутки, нотариусы, купцы, сукновалы, ткачи, шорники, красильщики, кондитеры, сапожники, садовники, художники, рыбаки, цирюльники, сельские стражники, таможенники, менялы, портные, парфюмеры, торговцы требухой, мельники... и так далее.

Если разбираться, кого и за что презирали, выйдет прелюбопытнейшая картина.

Многие запреты на ту или иную профессию родом едва ли не из времен первобытнообщинного строя и происходят от древних табу.

Например, табу на кровь повлияло на отношение к мясникам, палачам, коснулось хирургов, цирюльников и аптекарей, которые практиковали кровопускание. Ну и, конечно, солдат.

Табу на грязь коснулось судеб сукновалов, красильщиков, поваров. Презирали текстильных рабочих (их за синие полукружья под ногтями так и называли - "синие ногти"; это была одна из групп, которая чаще других начинала бунты в ХIV ст.). Презирали поваров и прачек, а также... мойщиков посуды!

Еще один пережиток прошлого - табу на деньги, оставшийся от времен натурального хозяйства. В результате деньги иногда предавали анафеме - и враждебно относились к купцам (особенно ростовщикам и менялам), да и вообще ко всем, кто имел дело с деньгами, получал платежи, был наемником, к адвокатам, выступавшим в суде вместо причастных к делу лиц, и к проституткам.

Запреты более позднего происхождения ориентировались уже на христианские заповеди. Например, в декреталиях Грациана воины осуждались не за пролитую кровь, а за то, что ослушались заповеди "не убий": "взявшие меч, от меча и погибнут" (Мф. 26:52). Вообще осуждались все профессии, занимаясь которыми, человек так или иначе впадал в смертный грех.

За сластолюбие осуждали трактирщиков, содержателей бань, жонглеров. За жадность, то есть корыстолюбие - купцов, служителей закона (адвокатов, нотариусов, судей), университетских преподавателей. За чревоугодие - поваров. За лень - нищих, способных к труду, но не желающих работать из-за лени.

В общем-то, очень мало профессий отвечали всем требованиям суровой морали. Среди них были ювелиры, кузнецы, кующие мечи, художники и т.п.

Но - самое интересное! - примерно с XI-XII веков ситуация поменялась: во-первых, все большее значение получали города (да и их самих становилось больше), во-вторых, развивались новые профессии, приобретали вес прежние, вообще профессиональные группы тех или иных людей становились многочисленнее и значимее. Они завоевывали уважение, престиж, их представители желали, чтобы с ними считались. В этой ситуации клирики нашли очень удобный выход. Все занятия были разделены на две категории: те, которые бесчестны уже по своей природе, и те, которые осуждаются при определенных обстоятельствах.

Ну а далее профессиям находили оправдания, причем логически обоснованные, часто подкрепленные цитатами из "Библии".

Например, за что раньше осуждались ростовщики? По сути, они получали деньги (проценты), ничего не создавая, а только ссужая ту или иную сумму на какое-то время. Поэтому и считалось, что они получают деньги с… времени, торгуют им! А время, согласно представлениям той эпохи, - материя, которая принадлежит только Богу!

Выход найден был в следующем: весь корпус занятий ростовщика делился на множество операций. К части из них (и количество таких постепенно увеличивалось) относились более или менее терпимо, находя им оправдания.

Тоже с остальными. Купцов можно было осуждать, если они действовали злонамеренно, из корыстолюбия, любви к барышу. Но вот если купец заботится о всеобщем благе, да при этом рискует: ведь он терпит убытки, подвергается опасностям, - тогда всем этим доходы купца вполне оправдываются.

Интересный казус был и относительно "самой древней профессии". В Париже в конце XII века во время строительства собора Парижской богоматери группа проституток захотела преподнести в подарок витраж Святой Девы. Это часто практиковалось: тот или иной цех или гильдия дарили строящимся храмам свои витражи, как бы от корпорации, где часто изображались соответствующие специалисты. (Само собой, на витраже, о котором идет речь, никаких _таких_ изображений не было!) С просьбой разрешить принять подарок проститутки обратились к епископу. Епископ долго размышлял и, в конце концов, отказал.

Но спустя какое-то время выход-оправдание для девиц легкого поведения был найден. Вот что предлагал Фома Кобхэмский, ученый каноник: "Проституток должно числить среди наемных лиц. Они дают для использования свое тело и исполняют работу... Отсюда такой принцип мирского правосудия: она поступает скверно, будучи проституткой, но она не поступает скверно, получая плату за свой труд, пусть даже как проститутка". В общем, если женщина занималась проституцией и, тем не менее, раскаивалась, она могла оставлять себе плату, чтобы потом раздать ее в качестве милостыни. Но если женщина получала от проституции удовольствие, "отдавала тело напрокат ради наслаждения, значит, продается не труд, и доход в этом случае столь же постыден, как и само действие".

Вообще теперь сама профессия, какой бы она ни была, переставала быть греховной. Напротив, каждой из профессий, согласно представлениям эпохи, были свойственны те или иные грехи - так сказать, профессиональные. Именно с ними следовало бороться, их замаливать. А так - "иди себе, работай на здоровье!"


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Женатый любовник – "мусорная" облигация 31.07.2003
Куколки для "новорусских" 31.07.2003
Знаете ли вы... 31.07.2003
Мы знаем, что модно прошлым летом 30.07.2003
Донжуанский список 30.07.2003
10 способов навешивания счастливой лапши 30.07.2003
Экстремальные поиски работы 30.07.2003
Как вернуться в бизнес 30.07.2003
Когда закрутить гайки? 29.07.2003
Словарь служебных оценок 29.07.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz