NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 09:37 ast
07:37 msk

Пять фальшивых звезд. Часть III
Всем, кто ездил и поедет в Турцию
05.08.2003 / творчество

Александр МИНКИН, "МК", 5 августа

Что волнует граждан? О чем они думают? Как угодить избирателям? Что обещать? Чтобы это узнать, власть и политические партии тратят большие деньги.

Реакция читателей на заметки о Турции оказалась неожиданной. Предполагалось, что люди будут читать и смеяться, узнавая знакомые ситуации. И вдруг - буря гнева.

Заметки о Чеченской войне, о выборах, о ТВ, о Думе так не будоражили граждан. Вдруг оказалось, что критика турецкой гостиницы задевает народ больнее, чем критика Родины.

Вот один из откликов:

"Ваша проба пера по отдыху в Турции вызвала волну возмущения в среде работников туризма. Мы были в шоке! Марать бумагу строками очернения порядков в государстве, которое предоставляет возможность тысячам наших соотечественников отдохнуть по-человечески - это ПРЕСТУПЛЕНИЕ. 1 - против Турции; 2 - против наших соотечественников, которым вы (а не по заказу ли) вправляете мозги. Вы топите отрасль. А не фальшивый ли вы журналист?"

Врагом народа, случалось, называли. Но врагом турецкого народа... Один отель, хоть и пятизвездный, - не Турция. Одно турагентство (и даже целая отрасль) - не Россия.

Процитированный отклик выбран за откровенность. Мало кто из разгневанных назвал себя "работником туризма". И стиль яркий: "марать бумагу", "очернение порядков в государстве". И образ мыслей интересный: "очернение порядков в государстве, которое предоставляет возможность отдохнуть".

Нет, мы покупаем себе отдых, а не получаем в подарок от благожелательных государств. Мы это покупаем, и все страны рады это продавать и готовы учитывать наши пожелания, ибо конкуренция очень большая.

Никто не спорит: Турция лучше Испании, Африки... А Крым и Сочи по сравнению с Турцией - кошмар. Но кошмарный сервис "наших" - норма. Купив "Жигули", никто не удивляется, если мотор не заводится, дверь не закрывается. А людей, купивших немецкую или японскую машину, малейшая неполадка шокирует, и претензии выражаются очень резко. И никто из продавцов машин при этом не говорит о преступлениях против Германии, Японии.

...Это третья часть заметок про берег турецкий. Работники отрасли могут считать меня серийным рецидивистом.

* * *

...Прилетели в раскаленную Анталью. Доехали до пятизвездного "Б-ь К-и". Вошли в огромный прохладный холл. Заполнил я анкетку, протянул руку за ключом и - служащий отеля внезапно накинул мне на запястье браслет и защелкнул его такой штукой, которой у нас в СССР пломбировали вагоны. Я покорно протянул вторую руку, но оказалось, что это не наручники. Второй браслет запломбировали на запястье у моего семилетнего сына. Мы не сопротивлялись.

А другая русская семья сильно ругалась. Особенно отец, у которого запястья уже были заняты золотыми браслетами.

В номере на столике лежала отпечатанная по-русски "Информация для гостей". И первый же абзац все объяснил про "Браслет". Цитирую с абсолютной точностью:

"Браслет: Убедительная просьба всех гостей по системе "Все включено" браслеты, полученные на Ресепции по приезду в отель, носить на запястии. В противном случае, вы не сможете воспользоваться едой и напитками. За потерю или повреждение браслета с вас будет взыскан штраф в размере 40 ЕВРО. Когза вы буземе выезжать из отепя вернцге браспетна рецепшен".

Это, конечно, писал не турок. Это писал кто-то из наших "работников отрасли", кому наплевать на безобразное качество своей работы.

Браслет из клеенки. На жаре кожа под ним потеет, неприятно. После пломбировки лишнюю клеенку отрезали ножницами, остался острый край. В первый же вечер, прыгая в морских волнах, ребенок обхватил меня руками, и - на боку у меня появилась здоровенная царапина. Кровь скоро остановилась, но морская вода щиплет довольно сильно, пустяк, а все равно неприятно.

И каждый раз, когда сын меня или я его царапал браслетом, я думал: а почему за утерю или повреждение - 40 евро? Почему не 400?

Почему кусок клеенки стоит так дорого? Почему, не успел я приехать на отдых, у меня появилась обязанность беречь и хранить? Это они должны заботиться обо мне, а не я о куске гостиничной клеенки. И хорошо, они решили на руку, а если кольцо в нос?

В инструкции сказано и про полотенца.

"Полотенца: В день прибытия в отель вам будет выдана карта для пользования полотенцем "TOWEL CARD". С этой картой вы можете получить пляжные полотенца на Станции полотенец. При отъезде за невозвращенную карту с вас будет взыскан штраф в размере 10 ЕВРО".

Две недели мы берегли браслеты и картонные товелкарды. А не нравится - поди что-нибудь объясни служащим в ресепции. Им выгодно не понимать по-русски. Если понял - надо исправлять. А если не понял - достаточно пожать плечами.

Они не понимают наших претензий. Но они прекрасно понимают претензии немцев, французов и т.д. А при этом на стойке в ресепции стоит коробка размером с небольшой телевизор, со щелью в верхней крышке, а на боку коробки огромными буквами без единой ошибки русские слова: ДЛЯ ЧАЕВЫХ.

Продает путевку одна фирма, отправляет из "Шереметьево" - другая, встречает в Анталье - третья. Может быть, у них где-то и есть один хозяин, но нам это неизвестно. И наши претензии вязнут в этой системе.

Принимал нас в Турции "ODEON Tours". Симпатичная девушка вручила буклет. Там сказано:

"С момента встречи в аэропорту и до отъезда рядом с Вами будет находится гид, который постарается сделать все возможное, чтобы у Вас не создалось никаких проблем".

Понятно, что это некоторое преувеличение. Понятно, что гид не будет спать с нами в одной кровати с момента встречи и до отъезда. Но степень преувеличения мы узнали чуть позже. В красивом пятизвездном холле на стене висела информация.

"Расписание посещения отеля гидом:

Понедельник: 11.45 - 12.15.

Четверг: 11.45 - 12.15".

Два раза в неделю по полчаса - это значительно меньше, чем обещано в буклете.

Похоже, вся забота гида - продать нам экскурсии и отвезти нас в магазины золота и кожи. Мы их интересуем только как покупатели. Получают ли они свой процент - не знаю. Но с первой минуты, по дороге из аэропорта в отель, гид настойчиво внушает: "Покупайте золото и кожу только там, где мы скажем. Во избежание подделки". И - "запишитесь на экскурсии и оплатите их сразу, а то потом может не быть мест". Заботятся. Но потом, если вы не сможете поехать, то деньги вернут только, если вы предъявите справку от врача. А врач...

В буклете, который нам обещает постоянную заботу гида, рассказано и про экскурсии. Одна из них - "Турецкая ночь" - описывается так: "В ресторане создается удивительная атмосфера прошлого, тайну которой можно постичь, находясь там. (Тайну этой фразы постичь не удается. - А.М.). Процесс трапезы сопровождает весь вечер".

"Процесс трапезы" на самом деле сопровождает весь отдых. И наблюдение за этим процессом, может быть, в некоторой степени объясняет, почему служащие относятся к нам иначе, чем к немцам.

Завтрак, обед, ужин - десятки, а может, и больше сотни блюд. Шведский стол. Бери все что хочешь, сколько хочешь. И берут.

Дама тащит на большой тарелке столько еды, что дома хватило бы всей семье на два ужина. За ней ребенок - и у него столько, что ясно: запихать в живот это нельзя - лопнешь.

Семья уходит, а на столе остаются горы надкусанных котлет, салаты, фрукты, расковырянные сладости... И официанты с каменными лицами сгребают все это в мусорные ведра.

Мы с ребенком сперва тоже впали в это обжорство, но на второй день стали брать не больше, чем хотели съесть. На третий день официанты начали нам улыбаться.

Возле стойки, где наливают спиртное и соки, видишь, как мы отличаемся от остального мира. Наш человек отрывисто говорит "Бир!" и показывает два пальца. Это значит, он попросил два пива. Никогда спасибо, никогда пожалуйста. Заказы звучат как команда собаке: сидеть! апорт!

Подходят к стойке подростки, уже научившиеся в школе немногим английским словам: "Эпл джус!" Это он попросил яблочный сок. Попросил? Или приказал? Ни "плиз", ни "сэнкью". А подходит немец любого возраста - обязательно "битте", "данке".

И дело не в знании языков. Мы с сыном знаем и "плиз", и "данке", но нарочно говорили по-русски: "здравствуйте", "пожалуйста", "спасибо". И оказалось, что турки прекрасно понимают эти слова, и на третий день с нами здоровались все служащие. Они нас отличили.

Значит, проблема не столько в Турции, сколько в нас.

В наших туроператорах, турагентствах, гидах и в нас самих.

* * *

Мои заметки об отдыхе и о деле Буданова вышли почти одновременно. В обоих случаях реакция читателей была очень резкой. Но на курортную тему пришло втрое больше откликов.

Похоже, согласившись голосовать сердцем, стали думать желудком.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Розыгрыш, устроенный французами, поставил повара Буша в неловкое положение 30.08.2003
Секс & политика в Украине 29.08.2003
Из князей - в грязи 27.08.2003
Командующий парадным 26.08.2003
Давай сделаем это по-быстрому 26.08.2003
Гороскоп с 25 по 31 августа 26.08.2003
Останемся друзьями 25.08.2003
Не ходите, девки, замуж! 25.08.2003
Абрамович далеко и высоко. Но ведь он же нашенский 24.08.2003
Портрет кибервумен, или Миф о женщине в сети 21.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz