NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 08:41 ast
06:41 msk

Мастер-класс В.И. Немировича-Данченко
Пособие по пиару
06.08.2003 / творчество

Юрий БОГОМОЛОВ, "Известия", 5 августа

Все ближе избирательная страда, в связи с чем в обществе нарастают опасения: с одной стороны, не слишком ли грязными окажутся выборные технологии, а с другой - не будут ли они чересчур топорными. Что касается возможного перебора компромата в СМИ, то здесь электорату предлагают положиться на законодательный барьер, воздвигнутый председателем ЦИК господином Вешняковым. (О нем "Известия" уже не однажды писали.) Сложнее дело будет обстоять с белым пиаром, который может быть столь же беззастенчивым, как и черный. Но никто его, насколько известно, не думает регламентировать. Ни со стороны достоверности, ни с точки зрения художественного вкуса. Между тем на сей счет есть вполне уникальные рекомендации. Они содержатся в стенограмме репетиций спектакля о Ленине "Кремлевские куранты", в постановке которого на последнем этапе принял участие Немирович-Данченко.

Предварительные слова

Стенограммы были опубликованы в 1969 году, а репетиции проходили в 41-м в Москве. Ставили "Куранты" Л. Леонидов и М. Кнебель. Немирович прошелся рукой великого мастера. Получился шедевр. Сейчас, вспоминая спектакль и перелистывая стенографические записи тех давних репетиций, понимаешь, что это - шедевр большого пиара.

Не важно, что объекта пиара уже тогда не было в живых. Важно то, что методология "подачи" лидера сохранила и для современных имиджмейкеров, пиарщиков и рекламщиков практическое значение.

Напомним драматургическую канву пьесы. Она очень простая. В России полный развал ЖКХ, отсутствует не только ЕЭС, но и ЭС, присутствуют нищие, в среде интеллигенции разброд. Запад (в лице писателя-интеллектуала) в ужасе от российской темноты. Ко всему прочему остановились кремлевские куранты. Последнее особенно печально - куранты символизируют остановившееся для страны время.

В пьесе Николая Погодина учтены почти все архетипические ситуации презентации человека, рассчитывающего на завоевание общенародной любви: а) лидер партии и простой народ - рабочие, солдаты, случайные прохожие, б) лидер и совсем простой народ - темные крестьяне, нищенка, в) лидер и вечно колеблющаяся интеллигенция - инженер Забелин, г) лидер и лицо еврейской национальности - часовщик, починивший кремлевские куранты, д) лидер полемизирует с западным интеллектуалом - писателем-фантастом Уэллсом, е) лидер произносит взволнованную речь.

Ввиду ограниченности газетной площади у нас нет возможности проиллюстрировать все позиции этого списка. Ограничимся несколькими.

Явление вождя очень простому народу

Ленин должен зайти в бедную крестьянскую избу. Все находятся в напряженном ожидании - детишки, больная старуха и звонарь. Звонарь одержим идеей вдарить по этому случаю в колокол. Но вдарить как-нибудь особенно. Немирович тщательно разрабатывает партитуру ожидания Ленина. Детишки энергично шепчутся. Старуха...

Владимир Иванович объясняет: "Вот старуха вся такая измученная, но полна энергии... Огромное движение внутри, а тело не позволяет... Хотя ноги не ходят, а вместе с тем надо встретить его как царя!". Актриса старается, но не все у нее получается. "Как старуха встречает Ленина? - спрашивает Немирович исполнительницу роли. - У вас так: приехал бы губернатор, архиерей - все одинаково... А это совсем не так, как приезжал губернатор или царь. Кругом вас что-то происходит... До вашего сознания доходит, что надо пройти через разруху, чтобы получилось что-то великолепное... Вот этот большой человек наконец пришел... Сложила руки на груди, и строгое выражение. Рассматриваете, какое у него ухо, какой подбородок, какие брови, глаза. Рассматривайте самым бесцеремонным образом... (Актриса играет). А это слишком добродушно. Впиваться в него нужно, в его глаза, подбородок, ухо. Невероятно вслушиваться в то, что он говорит, каждое слово пуд весит".

Тем временем зазвонил колокол, собирающий крестьян на встречу с Лениным. Немирович делает замечание: "В колоколах должно быть нарастание, нарастание, а Казанок (звонарь. - "Известия") отмахал все сразу. Сильнее и сильнее. Тогда будут оправданны слова: "Пойдемте, а то ведь он так от восторга всю колокольню разнесет".

Характерная ошибка сегодняшнего пиарщика в том, что он сосредоточивает все внимание публики на самом герое, а надо так, как делает Немирович: уделять значительную часть внимания тем, кто изображает публику. Именно с ними - со старушкой, с детишками и прочими звонарями - в первую очередь себя отождествляет непридуманный зритель. Короля ведь играет не столько свита, сколько публика. По-нашему - электорат.

Большой человек - и без охраны

Работяги сталкиваются с Лениным. Немирович объясняет им сверхзадачу: "Ваша линия: увидели Ленина. Это - несомненно Ленин! Как же здесь никого нет? Он или не он? Нет, это он! А охраны никакой нет? Как сделать, чтобы не пропало, что Ленин один ходит без охраны, а рабочие о нем беспокоятся".

Рабочие уже уходят, а Ленин спрашивает вдогонку: "Который час?" Немирович - актеру, который играет рабочего: "Вы холодный. Шутка сказать: он Ленина слышит! Как молодой рабочий будет слушать Ленина? Нужно жадно ловить каждое его слово... И вам каждое слово кажется замечательным".

Попадается Ленину и нищенка. У нее своя линия поведения: что-то "блохастое", "клопастое". Для нее Ленин - шантрапа. Немирович сочиняет для нее внутренний монолог. "Постою. Может, еще куда-нибудь пойду. Зябко, голодно, противно все. Как уйти, не получив подаяния... Кто теперь нам подает?" - тьфу. (Плюнула.) Совет актрисе: "Не торопитесь. Важные слова выпячивайте. С паузами. Натуралистически чешитесь".

Как на эту "блохастость" должен реагировать большой человек? Немирович поправляет Грибова (исполнителя роли Ленина): "У вас как будто подтекст такой: что за безобразие. А это не безобразие. Люди голодают, болеют, побирушкам плохо - вот какими мыслями голова набита, вот из какого положения надо найти выход".

Видение интеллигента

Инженер Забелин - интеллигент дореволюционной закваски. Советскую власть не любит пуще, чем ее не любит нищенка. В знак протеста торгует спичками. (Чем-то это напоминает историю одного тележурналиста, который устроился кочегаром и широко афишировал это обстоятельство). И вот такого убежденного антисоветчика надо "повернуть к большевизму". Немирович помогает Ленину найти верную интонацию. "Если вы считаете, что такого "медведя" надо повернуть, то вы не будете на него кричать. Он (Ленин. - "Известия") скорее его пристыдит, чем припугнет. Давайте его (Забелина. - "Известия") приласкаем, но будем говорить с ним серьезно. Но именно приласкаем, а не просто накричим на него".

Тщательно обставляется кабинет "спеца". С одной стороны, приметы былой буржуазности - мебель из красного дерева. С другой - приметы уже стесненного быта: на столе кульки, какие-то посторонние вещи, прямо в кабинете умывальник. Немирович одобрил умывальник и тут же в нем усомнился. "Вот то, что Забелин там моется, это хорошо выдумано, по-житейски, но идеологическая линия здесь неотчетлива. Разве так уж важно, что он чистоплотный? Это я унесу с собой?"

Самое важное: что "унес с собой" Забелин из кремлевского кабинета Ленина. Он унес мысль: "Я видел гениального человека". И тогда вопрос: как это сыграть?

По пьесе Забелин, придя от Ленина домой, начинает заниматься уборкой своего кабинета. Дочь поражена переменой в настроении отца. Немирович сомневается: "Все так высоко вздыбилось - и вдруг целый кусок: делают уборку кабинета... Я боюсь, что этот эффект меньше той громадной идейности, до которой мы дошли. Чтобы подняться еще выше, надо сделать следующее: после фразы "Я видел гениального человека" ее, дочери, "безмолвное восхищение этим моментом: громадные глаза. А Забелин смотрит торжествующе. Начинает приводить стол в порядок, глядя на нее (дочь. - "Известия") не отрываясь. И фраза: "Я сейчас буду работать" - на какой-то такой мимической сцене пойдет занавес"

Мелочи

Артисту, играющему секретаря Ленина: "Разве нам для пьесы нужно, чтобы он Ленина боялся? Если бы он боялся Ленина, он бы не посмел улыбаться. Я бы сказал, что это - боготворение, влюбленность".

Станицыну, играющему Уэллса: "У вас слишком высокомерный тон. У вас он - нахал. Ни один журналист не мог бы так разговаривать с Лениным... Впился в него. Шутка сказать, везде говорят: "Ленин, Ленин, Ленин!!" Пришел познакомиться с ним, благодарен, что его приняли..."

Апофеоз

Немирович: "К ораторской речи подходит просто... Когда начали бить куранты, вы (Грибову - исполнителю роли Ленина. - "Известия") говорите о них то-то и то-то... Перед тем как открыть окно, вы говорите последние слова. Тут началось движение. Кто-то открыл еще одно окно. Начинается движение, восхищение - они все невольно запоют "Интернационал", это совершенно естественно, это не будет походить на обычный плакатный финал. Я вижу такое лицо Ленина!".

...Видели мы это лицо. До сих пор стоит перед глазами. Вот что значит уровень высокохудожественного общедоступного пиара, срежиссированного большим мастером. Оно, к счастью (для кого-то - к несчастью), утрачено.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Розыгрыш, устроенный французами, поставил повара Буша в неловкое положение 30.08.2003
Секс & политика в Украине 29.08.2003
Из князей - в грязи 27.08.2003
Командующий парадным 26.08.2003
Давай сделаем это по-быстрому 26.08.2003
Гороскоп с 25 по 31 августа 26.08.2003
Останемся друзьями 25.08.2003
Не ходите, девки, замуж! 25.08.2003
Абрамович далеко и высоко. Но ведь он же нашенский 24.08.2003
Портрет кибервумен, или Миф о женщине в сети 21.08.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz