Екатерина Павелко, журнал ОМ
КОГДА ЮЛЯ И ЛЕНА – они же группа "Тату" – вышли на гастролях в США в майках с надписями "Х...й войне", можно было лишь в очередной раз подивиться поразительному чутью этого коллектива на все, что "в кассу". Вряд ли стоит считать, что они высказали свою гражданскую позицию; назвать это политическим заявлением было бы опрометчиво – зато это было удивительно точное "fashion statement", заявление модное. И дело не в "х..." и не в войне. Сейчас, как вам уже хорошо известно, моду с головой накрыла "восьмидесятническая" волна, а нет вещи более по-восьмидесятнически крутой, чем футболка со слоганом, где написано все, что ты хочешь сказать этому миру.
Вообще майка, футболка или "тишотка", как ее ни называй, с момента появления как предмет модной одежды была вещью "говорящей". Имеются даже культурологичекие изыскания на тему того, что история футболки – это история "чистой доски" для слоганов, место для манифестов и заявлений, которые отражают то, чем живет общество. Собственно историю же футболки как "вещи в моде" принято отсчитывать от Марлона Брандо в "Трамвае "Желание". Тогда простая белая майка, обтягивающая плечи Стэнли Ковальского, была символом новой, раскрепощенной и брутальной сексуальности.
Писать и рисовать на футболках придумали хиппи: они украшали их нарисованными пацификами, голубями и цветами – или надписями про войну, Вьетнам и расизм (смотря куда собирались – на Вудсток или на демонстрацию). Чуть позже, в начале 70-х, кто-то догадался печатать на майках изображения рок-групп; из предмета эпохи невинного мерчандайзинга рок-футболки выросли в настоящий культ – остававшийся до поры до времени за пределами "серьезной" моды, которая тогда имела столько же общего со "стилем улиц", как Пьер Карден – с Джимом Моррисоном. Панк перевернул все с ног на голову. Когда Джонни Роттен на своих футболках собственноручно пририсовывал "I hate" к надписи Pink Floyd или выводил "Kill All Hippies" (а это было весьма безобидное послание по сравнению с лозунгами и заявлениями, которые пошли дальше), он совершил тот самый "fashion statement". С этих пор не было ничего круче, чем майка со слоганом, который должен был выражать весь твой "attitude" к окружающему миру.
В 80-е слоганы самого разного вида – политические лозунги, которые делала Кэтрин Хэмнетт, или даже просто "Frankie Say: Relax!" (самая, пожалуй, популярная тишотка времен царствования "Фрэнки гоуз ту Холливуд") – были пронизаны духом скрытого бунта. Тогда, чтобы представлять собой что-нибудь, нужно было что-то заявлять – даже абсолютно "попсовым" артистам вроде Wham! или Бой Джорджа. Открыто и агрессивно высказываться было модно во всех смыслах, в том числе и в дизайнерском – стоит вспомнить хотя бы триумфальное шествие Франко Москино. 90-е оказались временем, когда никто ничего не хотел заявлять, – и временем торжества минимализма, когда не было ничего желаннее просто черной или белой футболки, вещи максимально аполитичной.
А в режиме бесконечно возвращающихся "волн 70-х" максимум, на что вы могли рассчитывать, – "I love surfing", "Oxford 68", "Daddys Little Girl" или что-нибудь не менее бессмысленное, желательно с цифрами, которые надоели быстрее, чем успели появиться. То есть – ничего вызывающего, я обычный парень/девушка, давайте не будем нарушать стереотипы.
Но быть обычным уже не катит. Вместе с 80-ми возвращается "радикальный шик" в самом полновесном смысле – будь то "милитари" или "неопанк". И вместе с ним – футболки, которые разговаривают (вечная активистка Кэтрин Хэмнетт опять отличилась майкой с газетной прописью "Blair Resign"). Коллекционные топы серии "Against war" ("Elegance against war", "Fashion against war", "Beauty against war" и т. д.) от Ali Mahdavi стали объектом охоты сливок мировой "фэшионисты". А хитами прошлой коллекции Dior Homme стали майки с внешне непритязательной надписью "Follow me" (Хеди Слиман, как всегда, точно поймал переломный момент). Но, разумеется, реально найти что-то более осмысленное и отражающее наш глубокий внутренний мир все так же не просто. Всегда помогают картинки – футболки с изображением любимого музыкального коллектива давно стали "классикой".
Здесь главное – кого носить: помимо вечной классики, "паленых" маек с размытыми фотографиями Metallica и AC/DC, сейчас особенно актуально будут смотреться The Cure или The Smiths – если удастся отыскать, конечно. А дальше – от Чебурашки до Че Гевары и "Черных Пантер". Если изображение на футболке хоть в какой-то степени отражает сферу интересов ее владельца – то все в порядке. А вообще советуем воспользоваться опытом перестроечных модников, которые сами рисовали себе надписи типа "Вещь". Тем более что сейчас это делается просто: пара сотен рублей в специальной мастерской – и вам напишут все что пожелаете. Хоть "Я люблю работать", хоть "Тома Форда в отставку". И это будет то, что надо. Запомните: впервые об этом вы прочитали у нас. |