NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:31 ast
13:31 msk

Интернет в политической жизни России
Интернет стал очень удобной информационной площадкой для выброса в общество компромата на ту или иную политическую силу или персоналию, так как и по сей день у нас практически не существует никаких ограничений на характер помещаемой в Сеть информации
01.12.2003 / творчество

Юрий Росич, "Планета Интернет"

Примерно пять лет назад, как раз накануне предыдущего выборного цикла (так заумно выражаются политологи, говоря о тандеме выборов в Государственную думу и президента РФ), российский Интернет из узкоспециализированной компьютерной среды развился в мощное информационное пространство, охватывающее в той или иной степени все аспекты общественной жизни страны.

Сфера влияния Рунета неизбежно и постоянно расширяется, постепенно вовлекая в себя миллионы людей. По состоянию на конец этого года, по данным Минсвязи, Интернетом в той или иной степени пользуются уже не менее 10 миллионов россиян. Увеличение числа пользователей неизбежно влечет за собой и постепенное увеличение влияния Сети на политическую жизнь страны. Если еще накануне предыдущих выборов в устах отечественных политиков Интернет упоминался скорее как западная экзотика, то сейчас, накануне нынешних выборов, для любого сколько-нибудь заметного политика наличие собственного сайта в Сети стало непременным атрибутом политического имиджа.

Пока Интернет был узкоспециализированной компьютерной средой, Сеть и политика практически никак не пересекались. Интернет фактически не использовался и в ходе президентской кампании в 1996 года. Только в 1997-1998 годах, когда Сеть стала доступна и интересна массовой аудитории, стали появляться первые информационные ресурсы, освещающие политическую жизнь в стране и мире.

Поначалу они представляли собой закрытые листы рассылок, в которых обсуждались различные вопросы, в первую очередь затрагивающие жизнь Интернета, а уже затем общественную жизнь страны. По мере роста пользователей Сети в России стали появляться в Интернете сначала ленты онлайн-новостей (особенно показателен здесь пример "РБК", быстро набравшего вес после дефолта в 1998 году). Потом в Сеть начали проникать обычные средства массовой информации - газеты и журналы с электронными версиями своих бумажных выпусков. Наконец, стали возникать и первые сайты различных общественных партий и движений. Много шума в свое время наделал, например, чеченский сервер "Кавказ", который Ичкерия пыталась использовать в своих пропагандистских интересах (он и сейчас иногда привлекает к себе внимание - когда его в очередной раз закрывают).

Но непременным и играющим заметную роль атрибутом политической жизни страны Интернет стал только в конце 1998-го - начале 1999 года, когда число активных пользователей в России стало уже довольно значительным. Посещаемость некоторых сайтов стала измеряться сотнями тысяч, а в отдельных случаях - миллионами человек в год. Это уже огромная аудитория, которой могут позавидовать даже некоторые печатные СМИ. Да и выборы тогда были на подходе. В итоге предвыборная кампания и принесла первые относительно крупные инвестиции в политические или околополитические сайты в Рунете.

Показательно, что именно на выборах 1999 года в Москве листовки многих кандидатов в депутаты содержали кроме фотографий, биографий и политических программ еще и адреса персональных страниц в Интернете. Кроме того, осенью 1999 года в ходе предвыборной кампании некоторые политические партии и движения впервые использовали рассылку своих агитационных материалов по электронной почте. Естественно, что эти же приемы, но в уже гораздо больших масштабах, были и будут еще применены на выборах 2003 года.

Преимущества Интернета

По сравнению с обычными средствами массовой информации Интернет обладает рядом существенных преимуществ, которые в течение 1998-1999 годов и способствовали быстрому росту внимания политических сил к Сети и значимость которых к настоящему времени нисколько не уменьшилась, а только возросла. Вот эти преимущества:

практическая мгновенность опубликования любой информации, которая сразу же становится доступной всей интернет-аудитории. Именно этим объясняется огромная популярность различных лент онлайн-новостей ("РБК", "Газата.ру", NewsRu.com, "Лента.ру", "Страна.Ру" и пр.), а также других общественных аналитических и информационных сайтов;

Интернет совмещает многие возможности печатных изданий, телевидения и телефонии. Сеть выступает не только как информационная среда, но и как средство общения, обмена информацией, являясь своеобразной трибуной для политической рекламы и пропаганды.

Поэтому нельзя назвать случайным то, что в течение последних лет Интернет являлся активным участником всех политических скандалов в стране. Любое заметное и политически значимое событие в стране обязательно сейчас сопровождается возникновением либо специализированных подпроектов в рамках крупных серверов Рунета, либо вообще отдельных интернет-проектов. Как это было, например, со "Страной.ру", создавшей особые проекты по трагедии с подлодкой "Курск" и по Чечне. Интернет-издание "Грани.ру", спонсируемое, как известно, Борисом Березовским, после взрывов жилых домов в Москве сделало специальный сайт Terror99.ru, а после захвата заложников в театральном центре на Дубровке – ресурс Zalozhniki.ru. (В результате событий в "Норд-Осте" появился также сайт "Важно.ру", в котором приняли участие либо просто поддержали его все основные интернет-СМИ Рунета. Правда, сейчас по этому адресу находится уже совсем другой проект.) А к нынешним выборам "Грани.ру" разродились специальным веб-проектом "Урна.ру".

Часто именно публикации в Интернете предваряли многочисленные обличительные политические статьи в обычных СМИ, начиная с выкладывания в Сеть прослушек телефонных разговоров бывшего главы администрации президента А. Волошина и заканчивая последними событиями вокруг "Юкоса". Интернет стал очень удобной информационной площадкой для выброса в общество компромата на ту или иную политическую силу или персоналию, так как и по сей день у нас практически не существует никаких ограничений на характер помещаемой в Сеть информации. Еще в предыдущую выборную кампанию особенно много шума наделали недолго существовавшие сайты "Коготь" и "Слуховое окно". Сейчас же таких сайтов для компромата стало в Рунете еще больше. Среди них есть и свои лидеры, поставившие публикацию подобной информации на поток: FLB.ru, APN.ru и пр. Аналоги таких сайтов возникают и в отдельных регионах страны. Обычно их появление приурочено к выборам глав регионов (именно так было, например, во время выборов президента Якутии, губернаторов Томской, Пензенской, Оренбургской и других областей). Некоторые политики пытаются подавать в суды иски по поводу размещения в Сети ложных сведений, но вследствие несовершенства российского законодательства в отношении Интернета такие иски завершаются в пользу истцов нечасто. С легкой руки мэра Москвы Ю. Лужкова в 1999 году в печатных СМИ появилась даже аббревиатура "КИвИ" - "клеветнические измышления в Интернете" (правда, сейчас эта аббревиатура практически никем не используется).

Российский Интернет сегодня

Тем не менее возможности Интернета в России пока сильно ограничены, что не позволяет использовать Сеть в политической жизни страны в таком же масштабе, как, например, телевидение. На современном этапе своего развития Интернет ни в коей мере не уменьшает роль обычных СМИ. Пока Сеть охватывает только 7-10% населения, причем большинство из них проводят в сети не более 1-3 часов в неделю. При этом далеко не всех активных пользователей интересует политика; многие посещают Интернет совершенно для других целей. Но перспективы роста российской интернет-аудитории, несмотря на некоторое замедление темпов в 2002-2003 годах, все еще значительны. И нынешние выборы, несомненно, также окажут значительное влияние на развитие Рунета, пусть и не в тех же масштабах, как четыре года назад. Мировые тенденции развития СМИ вообще говорят о постепенном слиянии всех средств информации и связи в одно глобальное информационное пространство, в котором роль Интернета (или того, что, может быть, когда-нибудь его заменит) будет одной из ведущих.

В настоящее время Интернет в России получил распространение в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах России (с населением свыше 500 тысяч человек). В силу этого какое-либо влияние Интернета в России территориально ограничено. Кроме того, специфика аудитории российского Интернета такова, что основную часть (примерно две трети) всех пользователей Сети в стране составляет молодежь. Также две трети всех пользователей Сети имеют либо высшее, либо неполное высшее образование. Все это и определяет в целом правую политическую ориентацию интернет-аудитории страны.

Но вместе с увеличением числа пользователей Сети происходит и постепенное их разделение по политическим взглядам. Если еще в 1998 году "Яблоко" и СПС могли бы рассчитывать более чем на половину голосов интернет-аудитории, то теперь - только на треть. Тем не менее левые партии и движения в силу специфики их электората еще очень долго будут оставаться в числе аутсайдеров по уровню поддержки аудиторией Сети.

Но считать всерьез, что Интернет уже стал играть большую роль в политической жизни всей страны, - предаваться иллюзиям. Только примерно в десяти регионах России, где Интернет по уровню своего развития постепенно приближается к столичным показателям, можно говорить о том, что Сеть играет хоть какую-то роль в политической жизни. Это Московская, Свердловская, Калининградская, Пермская, Новосибирская, Нижегородская, Самарская, Саратовская области, Краснодарский и Приморский края.

Политические движения в Сети

Осознание и использование возможностей Интернета в своей политической деятельности стало индикатором продвинутости политических партий и движений, индикатором их образа жизни. Далеко не все политические силы страны осознали, что Интернет - это не просто место, где можно разместить очередную листовку, а мощное информационно-пропагандистское средство ведения политической кампании, совмещающее (особенно в перспективе) возможности телевидения и печатных изданий. Сеть – вполне подходящее место и для размещения информационных материалов, выражающих мнение конкретной партии, ее политических программ, заявлений, агитационных и пропагандистских материалов, фото-, теле- и аудиоматериалов. Прибавьте сюда возможности ведения диалога и обмена мнениями путем электронной почты, различных форумов, интернет-опросов, чатов, электронных листов рассылок и т. д.

Все это, дополненное собственными электронными лентами новостей, онлайн-изданиями, рекламой и т. д., превращает Интернет в мощнейший политический инструмент, тем более что создание собственных информационных ресурсов в Интернете на первом этапе не требует огромных финансовых вложений (по сравнению с обычными СМИ) и достаточно прост в осуществлении. Создать и поддерживать сайт значительно легче и дешевле, чем издавать газеты и журналы на бумаге, а тем более делать телепередачи.

Практически все политические силы страны уже осознали значение использования Интернета в своей деятельности, но не все поняли еще, какова масштабность этих возможностей.

Наверное, поэтому создаваемые в Сети политические информационные ресурсы отнюдь не всегда достаточно динамичны и профессионально подготовлены для того, чтобы адекватно и своевременно реагировать на происходящие в стране события. Плохое оформление сайта, слабая информативность, нерегулярное обновление являются главными факторами, отталкивающими потенциальных посетителей.

Надо признать, что за последние годы многие партии и политические движения значительно продвинулись в вопросах сайтостроительства. Это касается как повышения их внимания к содержательной части ресурсов, так и отношения к пользователю вообще. Например, нынешний сайт КПРФ (www.kprf.ru) как небо и земля отличается от того убогого ресурса, с которым коммунисты шли на выборы в 1999 году. Не так давно был кардинально изменен дизайн и значительно расширен информационный блок, появилась ежедневная лента новостей. Особенно завораживает название ссылки "Блог КПРФ", ведущей, правда, пока в никуда…

Уровень оформления политического ресурса, его информационное наполнение, а также способы общения с интернет-аудиторией в значительной мере показывают, какое место политики отводят пользователям в своих политических играх. "Яблоко" и "ДВР" (ныне входит в состав СПС) вместе с ЛДПР и КПРФ были первыми российскими партиями, которые начали активную работу в Сети. Но на прошлых выборах в своей политической деятельности Интернет наиболее широко использовали в основном лишь правые партии и движения: "Яблоко", СПС, "ДВР", "Новая сила" и др.

Содержание же веб-ресурсов остальных политических сил страны тогда ограничивалось биографиями и фотографиями своих лидеров, парочкой "правильных" статей, дополненных сводками о выполненных делах, – что-то в духе отчетов районных партийных ячеек КПСС времен застоя, - этакий "джентльменский набор", которым, по мнению некоторых партийных лидеров, и должна ограничиваться деятельность политических движений в Сети. Но к нынешним выборам все основные политические партии и движения страны подготовились в Сети гораздо лучше.

Специфика российского партийного сайтостроительства наиболее ярко проявляется в том, что лишь самые крупные и известные политики имеют собственные персональные сайты. Прочие же политические лидеры в большинстве случаев совмещают свои персональные страницы с сайтами тех партий и движений, которые они возглавляют. Но иногда бывает и так, что ресурс самой партии значительно проигрывает персональному ресурсу лидера этой партии. Можно сравнить, например, дизайн и подачу информации на сайте "Яблока" (www.yabloko.ru) и сайте ее лидера Григория Явлинского (www.yavlinsky.ru) или сайт партии "Единая Россия" (www.edin.ru) с официальным сайтом ее лидера Бориса Грызлова (www.boris-gryzlov.ru). При этом сравнение будет явно не в пользу партийных сайтов. Можно привести еще в пример бывший проект ФЭПа - сайт "ВВП.ру", который к нынешним выборам пережил свое третье перерождение и теперь называется "Форум сторонников президента "Единой России" (www.vvp.ru). Здесь приводится уничижительный анализ сайтов конкурентов "Единой России" (http://www.vvp.ru/topics/1/247/). Ранее, в 2000 году, во время выборов президента РФ, "ВВП.ру" использовался для публикации exit polls, затем - как проект "путинского большинства". А в 2002 году - как сайт для "гражданского форума". Вот такая показательная эволюция, притом в рамках всего одного интернет-проекта, который каждый раз подстраивается под политические нужды своего времени.

Персональные сайты политиков

Если, например, в 1998 году количество персональных сайтов российских политиков можно было сосчитать по пальцам, то в 1999-м здесь наблюдался настоящий бум. Появились сайты Лужкова, Степашина, Селезнева, Чубайса, Зюганова, Маслюкова, Аксененко, Примакова, Шохина, Бородина и др. Активность конкретных политиков по созданию собственных сайтов породила и киберсквоттинг доменов, созвучных фамилиям известных политиков. В России подобная торговля доменами получила известность летом 1999 года, когда Ю. Лужков решил создать собственный сайт, а домен luzhkov.ru был уже занят киберсквоттерами именно для того, чтобы продать его потом самому же Лужкову. Ситуация повторилась позже и в отношении домена primakov.ru. На Украине же очень много шума наделала история с доменом kuchma.ua. В январе 2000 года в Рунете выставлялся на продажу и домен putin.ru. В настоящее время случаев такого политического киберсквоттинга стало либо гораздо меньше, либо они просто не афишируются. Хотя подборку ссылок "неофициальных сайтов" многих политиков можно найти, например, по адресу http://www.sergeyivanov.com/links.html. Здесь приведен список лжесайтов примерно трех десятков политиков (Ю. Лужкова, М. Касьянова, С. Иванова, Б. Березовского, Б. Грызлова и др.). И каждый сайт, естественно, выставлен на продажу.

После думских выборов 1999 года наступило временное затишье на ниве сайтостроительства: созданные ранее сайты продолжали жить (при условии, что данный политик был переизбран), хотя подчас и не обновлялись. Новые же сайты политиков появлялись только в том случае, если данная персона участвовала в каких-либо региональных губернаторских выборах. Если политик не федерального масштаба, то его сайт обычно существует только во время самих выборов, а затем исчезает. Например, именно так появился и исчез сайт А. Хлопонина (www.hloponin.info). Адрес www.hloponin.ru теперь ведет на сайт администрации Красноярского края. Можно вспомнить в данном контексте и сайт сторонников Валентины Матвиенко, нынешнего губернатора Санкт-Петербурга (www.matvienko.info).

Резкого увеличения количества персональных ресурсов политиков накануне новых выборов в Госдуму сейчас не наблюдается – может быть, потому, что все крупные или просто знаковые фигуры политической жизни нашей страны свои сайты уже давно имеют. А может быть, и потому, что Интернет как средство политической пропаганды пока еще явно уступает "движению сверху". Наверное, именно по этой причине официальный сайт кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко не появился вообще (в отличие от сайта, например, ее конкурента А. Марковой, который и сейчас доступен по адресу www.annamarkova.ru). Стоит отметить, что на победу Матвиенко и без того работали многие прогосударственные политические сайты...

Ну а политики масштабом помельче, похоже, и вовсе не стремятся светиться в Интернете. Например, из 450 депутатов Государственной думы в 2001 году собственные страницы в Сети имели только 53 депутата (из них 10 были членами фракции "Яблоко"). Но в большинстве случаев их сайты (подчас это просто одна страница на сервере Государственной думы, www.duma.gov.ru) содержали только биографию да отчет о том, к каким законопроектам в той или иной мере был причастен этот депутат. В настоящее время собственные сайты имеют примерно сто депутатов Государственной думы, причем одношаблонные сайты (которые все-таки лучше страниц на сайте самой Госдумы) примерно для двух десятков депутатов сделала студия дизайна "Web-мастерская" (www.w-m.ru). В общем, сколько-нибудь заметные сайты имеют среди депутатов либо лидеры общественно-политических движений, либо председатели комитетов, либо иные достаточно известные политики.

Примерно так обстоит дело и с персональными сайтами региональных лидеров. Только самые известные из них имеют собственные ресурсы (например, свердловский и пермский губернаторы Э. Россель и Ю. Трутнев). Причем за последние годы число сайтов губернаторов отнюдь не увеличилось, а, наоборот, уменьшилось. Если в 2000 году личные сайты имели примерно 10 глав региональных администраций, то сейчас их и столько не наберется. В то же время почти во всех регионах есть официальные серверы региональных администраций (в 2000 году, например, таковые имели только две трети регионов). В большинстве своем сайты региональных исполнительной и законодательной властей совмещаются, но есть и ряд исключений: в одних случаях сайт областной думы появлялся раньше сайта администрации (как в Курской области), в других - это следствие конфликтов между законодательной и исполнительной властями в регионах (как в Тюменской области). Собственные сайты губернаторы стараются теперь поддерживать только на время выборов. В остальное время многие региональные руководители ограничиваются представлением информации о себе на сервере администрации региона.

Если на выборах 1999 года вместе с бумом онлайновых СМИ и сайтов партий отмечался и бум персональных сайтов политиков, то на выборах 2003 года этого уже нет. Может быть, потому, что на политической арене остались в основном те же лица. А может, что вернее, это следствие изменений в политической жизни страны, происшедших за последние четыре года. Уж слишком легко сегодня можно предсказать, чем закончатся и те и другие выборы. Ну а Интернет, как известно, является всего лишь точным отражением реальной жизни…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Дарья Асламова: Под елкой любви еще много подарков! 31.12.2003
11 советов тем, кто хочет встретить Новый год достойно 31.12.2003
"А поедемте в номера!" 31.12.2003
В Японии производственный гимн стал хитом года 31.12.2003
За неограниченные возможности 29.12.2003
Как не надо встречать Новый год 29.12.2003
33 ее удовольствия 29.12.2003
Мужчины и их дурные привычки 29.12.2003
Если муж трудоголик… 26.12.2003
10 предупреждающих знаков наступающего "ледникового периода" 25.12.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz