NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Суббота 17.08.2019 20:58 ast
17:58 msk

Токал. Охотница, жертва или явление?
В последнее время для "кухонного" обсуждения стала модной тема полигамии (многобрачия), а точнее, полигинии (многоженства). Обретенная страной независимость возродила интерес к религии, к национальным традициям
06.02.2004 / творчество

Алия МАМБЕТОВА, "МК в Казахстане", 5 февраля

В последнее время для "кухонного" обсуждения стала модной тема полигамии (многобрачия), а точнее, полигинии (многоженства). Обретенная страной независимость возродила интерес к религии, к национальным традициям. Мусульманам Коран разрешает иметь до четырех жен. "Почему бы у нас не принять закон о многоженстве? - рассуждают некоторые. - Тогда бы решилось множество проблем". Другие считают, что с принятием подобного закона проблем, наоборот, станет еще больше. Но пока теоретики ломают копья в спорах, практики живут себе спокойно с двумя, а то и с несколькими "женами". Возможно, им придется по душе закон о разрешении в стране полигинии. А, может быть, и нет: все-таки обязанности перед законной женой и обязанности перед любовницей - разные вещи. Давайте попытаемся рассмотреть вопрос "токализации" (от слова "токал" - законная младшая жена).

Сюжет первый. Месть несостоявшейся токал

Трагедия, о которой говорила вся Астана, случилась несколько лет назад, когда армия алматинских чиновников наводнила город. Провинциальная скука. Слаборазвитый общепит. Плохо отапливаемое жилье. Хромая медицина. Никудышный сервис... И вдруг хлынувшее в эту серость море мужиков! Все - как Карлсоны, живущие на крыше. В смысле - в полном расцвете сил и в свободном полете.

Спрос быстро родил предложение. И наоборот. Представительницы определенных слоев прекрасной половины нашей страны бурным потоком устремились в столицу. Когда потоки сталкиваются, получается воронка. Кого-нибудь в нее затягивает обязательно. А это уже - безвозвратно.

В тот день приехавшая из Алматы жена долго стояла на платформе вокзала. Переживала за не встретившего ее мужа.

- Наверное, в пробку попал. А, может, машина сломалась. А вдруг приступ какой случился? - гадала она.

В конце концов взяла такси и покатила по адресу квартиры, которую снимал муж. Дверь оказалась незапертой. В квартире - муж. Мертвый. Убитый, а не умерший от какого-то приступа.

Преступление раскрыли быстро. Убийца - девятнадцатилетняя любовница. Сообщник - восемнадцатилетняя подруга.

На суде обе рассказывали, каким подлецом был убитый. Жил с девушкой, обещал жениться, обещал квартиру. А потом вдруг стал выгонять: "Завтра жена приезжает!" Ну, они и устроили ему "завтра": железной трубой по голове.

Ясно, что тут налицо последствия проблемы мужиков определенного возраста, когда седина - в бороду, а бес - в ребро. И ясно, что мужик поступил по-свински, за что и поплатился. Надо было подготовить жену к роли байбише (старшей жены). Надо было уверить любовницу в том, что он сделает ее токал. И пообещать обеим, что когда получит хорошую квартиру, все вместе заживут счастливо и богато. Тогда бы и овцы остались целы, и волки сыты. Хотя в данном случае правильней было бы сказать "волки целы и овцы сыты". Потому как женщинам в этой ситуации было бы некуда деваться, кроме как согласиться. Ведь обе зависимы: жена с детьми живет в Алматы в арендованной квартире, любовница из аула кочует по общагам.

Сюжет второй. Если б я был султан, я б имел трех жен

Он имеет двух жен. Официальную и гражданскую. С первой не хочет разводиться, а на второй не может жениться. Потому что нельзя жениться, будучи уже женатым. Для него ситуация имеет форму замкнутого круга. Он не хочет выбирать между двумя женщинами, он хочет, чтобы у него были обе. Они согласны. И первая, и вторая. Но нет такого закона, чтобы было две жены. Только Коран. Но его дети - атеисты. Они не признают мусульманских традиций. Говорят: "Бросишь мать - забудь про нас! Опозоришь мать любовницей - забудь про нас!"

Он боится прогневить детей - думает о старости. Ему-то уже за полтинник. Кто знает, что будет дальше? А дети - хорошо зарабатывают, ответственные, порядочные.

Он очень надеется на закон, очень подкован в вопросе о многоженстве. Что называется - "в теме". Сыплет фактами и цифрами, как горохом:

- В Алматы сейчас ситуация такая: на тысячу женщин - 829 мужчин. Представь себе, что если в Алматы проживает миллион двести тысяч человек, значит, тех, кто с мужчинами, - 840 тысяч. А "лишних" женщин, таким образом, выходит 360 тысяч! Бедных одиноких женщин! Кому будет плохо, если их разберут по семьям? Поэтому я считаю, что многоженство - это очень целесообразная и гуманная традиция казахского народа. Смотри, сколько в ней плюсов, - он продолжает убеждать меня. - Во-первых, любовницы выйдут из подполья. Став очередными женами, они автоматически станут полноценными членами общества, на них больше не будет ярлыков "шлюх", "потаскух". Улучшится их физическое и психическое состояние. Во-вторых, сократится число брошенных жен. В-третьих, бесплодные жены познают радость материнства, нянча детей любимого мужа, хоть и от другой жены. В-четвертых, у всех детей будет статус "законных", безотцовщины не будет...

Он еще долго разливается соловьем, расписывая прелести многоженства, особый упор делая на то, как оно осчастливит женскую половину общества. Собственно говоря, таких охотников возродить замшелые традиции прошлого довольно много.

В казахскоязычной прессе эта тема периодически поднимается. Справедливые мужчины даже устанавливают строгие правила и условия для себя, чтобы их жены комфортно проживали в условиях полигамии. Например, такое правило: "Взял вторую, не обижай первую!"

Или такое: "Вторая, как и первая, должна иметь обязанности по хозяйству и по воспитанию детей".

Может, оно и на самом деле так: возродится древняя традиция, и всем в Казахстане станет жить хорошо. И мужчинам, и женщинам. Только почему-то радетели за традиции скромно умалчивают об одной из них, всегда сопутствующей многоженству, - традиции "Аманат". Когда жен и детей умершего родственника мужчина брал в свою семью, заботясь о них, как о своих собственных. Эту традицию почему не вспоминают? Никому не нужны чьи-то старые жены и проблемные дети. Резонно возникает сомнение: традиции ли хотят возродить или еще чего? Например - оправдать разврат. Или схватить за хвост ускользающую молодость. А может, просто не сойти с ума от надвигающегося мужского климакса?

Сюжет третий. На безрыбье и рак - рыба

Считается, что женщины делятся на два вида: жен и любовниц. Кто так поделил - какой-нибудь Фрейд или же сам господь Бог - над этим Дана не задумывалась. Просто слышала, как мужики про баб рассуждали: дескать, одни пожизненно - шлюхи, а другие - хранительницы домашнего очага.

Выходит, Дана - шлюха. Родилась шлюхой, живет шлюхой, шлюхой и помрет.

И никогда ей не пересечь заветную границу, чтобы попасть в компанию жен и приобрести вожделенный статус хранительницы очага.

Любимый мужчина Даны старше ее на двадцать лет. Но отнюдь не это - причина невозможности для нее стать официальной хранительницей его очага. Единственная причина в том, что возлюбленный женат. Давно и прочно. Его жена - классическое произведение, образец гармонии формы и содержания. Отличница жизни. Прекрасный специалист. Хлебосольная хозяйка. Друг, товарищ и брат. Ум, честь и совесть. Опять же - дети. Красавец и красавица. Умник и умница. Словом - прекрасная семья.

Из такой семьи уходит только конченый идиот. Ее возлюбленный - не идиот.

Он - умный, практичный, крепко стоит на ногах. Хозяин жизни. Почему он цепляется за Дану - она и сама этого не понимает. И почему сама за него держится - тоже до конца не понимает. Дане скоро тридцать, ровесники расхватаны, профессии толком нет, одиночества боится панически. Девушка чувствует, что ее молодость - аргумент недостаточно весомый. И если остро встанет вопрос выбора, то он падет не на Дану. Дана мечтает быть второй женой. Она говорит: "Таких, как я, - много. Лучше быть последней из жен, чем первой из любовниц. Если ребенка рожу - то хоть не стану переживать за его будущее".

Сюжет, наверное, можно прокомментировать так: на безрыбье и рак - рыба. Предлагаю читателям задачку. Представьте себе, что вышел закон, разрешающий многоженство. Возлюбленный Даны, посоветовавшись со своей прекрасной семьей и получив от нее согласие, предлагает Дане стать законной второй женой. Но в то же время Дане делает предложение, допустим, ее сокурсник, вдруг возникший на горизонте. Умный, практичный, крепко стоящий на ногах. Хозяин жизни. Он делает предложение стать его единственной женой. Какой вариант предпочтет Дана? Конечно же, последний. Кто из женщин думает не так - пусть бросит в меня камень. Я не боюсь - уверена, что не бросит никто. Мужикам же не предлагаю - знаю, что забросают камнями, в курган превратят. Особенно те, у кого возраст заставляет решать проблемы с ребрами. Но, агашки, не обижайтесь! Свое всегда лучше общего. Одной зубной щеткой пользоваться противно, даже если другого выбора нет.

Сюжет четвертый. Охотница за "папиками"

Про себя она говорит так: "Красивая женщина дорого стоит". Она знает себе цену. Цена - высокая. Ее не интересуют мальчики. Цель - "папики". Богатые мужики в возрасте. С положением. Она очень здравомыслящая особа. Знает, что "папик" никогда не разведется. Потому что его не поймут "наверху". Поэтому она ждет легализации многоженства, чтоб стать "папику" законной женой и обеспечить себе будущее. А там - можно и о мальчике подумать. О настоящей, большой и светлой любви.

Что тут скажешь? Глубоководные акулы были и будут всегда. А феминистки могут порадоваться, что есть и такое явление - женщина, которая сама выбирает кандидатуру для роли мужа второй жены.

О таких охотницах за "папиками" и переживать нечего: они знают, на что идут, и сознательно выбирают такой путь в жизни. Вот кого действительно жаль, так это бесприданниц, которых родители пристраивают во вторые жены. Во все времена подобный брак назывался "мезальянсом", и всегда в народе жалели невест, вынужденных идти за стариков, чтобы не прозябать в нищете. Есть мезальянс и сейчас.

Сюжет пятый. У хорошего моряка в каждом порту - по жене

У Гули все было, как положено. Пришли сваты, засватали. Потом была свадьба. Потом Гуля стала жить с мужем.

Вообще-то, по большому счету, "как положено" было только внешне. Сватовство было с оговоркой. У жениха имелась семья, но Гуле предлагалось не обращать на это внимания. Семья - не помеха. Семья живет в Астане, а Гуля с мужем будет жить в родном Атырау. То есть будет жить с мужем, пока тот находится в Атырау. А когда муж уезжает в Астану, то он будет жить с первой женой. Все было предложено по-честному. Согласна ли Гуля на такие условия? Она согласилась. По многим причинам. Во-первых, неудобно отказывать агашке: он на двадцать пять лет старше, занимает немаленькую должность. Во-вторых, согласившись, Гуля будет иметь красивую квартиру в новом доме. В-третьих, отец строго потребовал: соглашайся! А отца ослушаться двадцатилетняя Гуля не могла.

Свадьба тоже была немножко не настоящая. Без фаты и машины с картонными золотыми кольцами. Но многолюдная. "Молодых" все поздравляли и дарили дорогие подарки. Много теплых слов гости сказали в адрес первой жены "молодого". И теперь все гостят то у одной жены, то у другой. И родственники обеих - породнились.

Считается, что мудрая женщина - та, которая не противится быть байбише, а мудрая токал - та, которая не настраивает мужа против байбише. Хороший союз двух или нескольких жен позволяет из мужа вить веревки. А вражда жен лишь превращает мужика в неврастеника. А его надо пожалеть - бедняга ведь и так не молод, да и настрадался в борьбе за право быть "настоящим мусульманином".

Без сюжета. Деньги, власть, секс

Так почему же все-таки у нас в Казахстане все чаще и чаще поднимается вопрос о введении закона о многоженстве?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему у нас так много улиц носит имена казахских богатырей: Карасай батыра, Богенбай батыра, Кабанбай батыра? Ни в одной другой стране нет такого преклонения перед физической силой. Забавно было бы жить в Москве на центральной улице имени Ильи Муромца, ходить на работу на улицу имени Добрыни Никитича, а на базар - в район улицы добра молодца Алеши Поповича.

У нас не забавно. Вполне в духе ментальности - называть центральные улицы двух столиц, а за ними - и всех провинциальных городов, а за ними - сел и поселков именами древних силачей.

О чем это говорит? Наверное, о том, что для казахов физическая сила является приоритетной чертой личности. Мужского пола, естественно, потому что "о женщинах, как о личностях, не то что вести речь, а даже задумываться нелепо", сказал мне один из моих собеседников.

А раз так, то богатырская сила должна в чем-то еще выражаться, кроме как в том, чтоб кости ломать, железо гнуть, крушить и сворачивать все вокруг. Наверное, она должна распределяться по следующим направлениям: 1. Деньги. 2. Власть. 3. Сексуальная мощь.

***

Если генетический зов взять за основу точки зрения, то все было бы очень просто: казахи по природе своей - многоженцы. Кто же против природы попрет? Никто! Значит, и не надо в Казахстане обсуждать проблему: "токал - "за" или "против"? Все - "за"! Нет проблемы!

Но гены - генами, а на дворе двадцать первый век. И хочется говорить о себе как о гражданах государства передового, светского, демократического. У тех, кто на самом деле является таковым, точка зрения не подкреплена зовом древних гормонов и поэтому отличается кардинально. Получается: и хочется, и колется. Так как же быть?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Как черного кобеля отмыть добела 20.02.2004
Что делать если секс не в радость... 20.02.2004
Супружеский долг по контракту 20.02.2004
Истоки занудства 20.02.2004
Вливайся! 20.02.2004
Обыватель, Россия и Толкин 19.02.2004
27 советов для первого свидания 19.02.2004
Расстаться достойно 19.02.2004
Заблуждения настоящих мужчин 19.02.2004
Любовь с пятого взгляда 19.02.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.08.19 Суббота
95. СЫЗДЫКОВА Рабига
77. АСАТОВ Болатай
73. УТЕГУЛОВ Нуржан
64. ИНОЧКИН Вячеслав
64. ТЕМИРХАНОВ Ержан
62. ТУЛЕУБАЕВ Мейрхан
60. БАЛТАБАЕВ Агабек
59. АХМЕДЬЯРОВА Амина
58. КУЛУМБЕТОВА Сауле
56. АМЕТОВ Бек
56. АСАНОВ Жакип
55. КУЛАКОВ Оралхан
55. МУХАНОВ Куаныш
55. НАРИБАЕВ Марат
51. НУРГАЗИН Нурлан
...>>>
18.08.19 Воскресенье
79. БИТИМБАЕВ Марат
74. МУКАТАЙ Ораз
74. САГИТОВ Абай
72. ГАРТМАН Владимиp
72. НУРУЛЫ Саламат
71. КОЙГЕЛЬДИЕВ Мамбет
71. ТУМАНОВ Бауыржан
68. СМАГУЛОВ Кайрат
67. ИВАНОВ Леонид
66. ЖУМАГУЛОВ Бакытжан
66. ЛЕФТЕР Виктор
65. АТЫГАЕВА Зекеш
63. САВАНКОВ Александр
62. ВЫБОРОВ Анатолий
61. СУЛТАНОВ Ахметжан
...>>>
19.08.19 Понедельник
93. БАЦУЛА Александр
73. АШИРОВ Амангельды
71. АНДРЮЩЕНКО Александр
71. ТУТКУШЕВ Бексултан
69. БУКАНОВ Сайран
68. БАЙТЛЕСОВ Каиртай
66. УСКЕНБАЕВА Раиса
65. ТОЙБАЕВ Аскар
64. БЕЛОВИЧ Александр
64. САТЖАНОВ Кенжебай
61. ЖАНАЙДАРОВ Искандер
60. БАЙГАЗИЕВ Бекет
57. АБИЛОВ Елубай
57. ЖАНБИРОВ Молдагали
56. КАРИМОВА Шолпан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz