Нурлан Акжолов, sayasat.kz, 9 сентября
Какое счастье! Через много лет я снова иду в Третьяковку. Ноги сами ведут от метро- вот церквушка, а вот Лаврушинский переулок, а вот здесь была блинная, а вон там- рюмочная. Но сегодня вокруг все ново: яркий свет, брусчатка, фонари. С тревогой захожу в арку красного дворца: неужели и здесь все изменилось? Все осовременено?
В голове проносятся фразы из студенческой юности " Картина отражает вдохновенные чувства молодого графа,…Художник хотел выразить психологическую надломленность своего героя.…Это произведение эпохи классицизма является апофеозом…Темные тона, преобладающие в портрете старика указывают на…"
А вот и начало осмотра. Все также встречают меня лики давно ушедших сановных особ. Здравствуйте, графы, князья, престолонаследники, дворцовые интриганы, всемогущие фавориты и фаворитки. Здесь все как прежде. Вот венценосная династия: Александр, Николай, Екатерина Великая. Далее – ближний круг: Юсупов, Потемкин, Шувалов, портрет императора Павла…Стоп! Не может быть, как похож!
Та же спесь, та же тупая самоуверенность, тот же надменный взгляд. Только вчера я опять видел его в какой-то газетке, а неделю назад этот колючий взгляд промелькнул в новостях страны рядом с самим… Что-то в нем есть от Наполеона. Точно, маленький рост!
Здравствуй Пукирев! А я ведь курсовую по твоему творчеству писал. Между прочим, пятерку поставили. "Неравный брак". Из курсовой ( по памяти): "…художник жесткими мазками изобразил сцену бракосочетания юной девушки и старого статского советника. Автор великолепно изобразил отчаяние невесты, самоуверенность дряхлого, но еще всесильного чиновника…" Что со мной, почему я не могу смотреть картины, как в давнюю пору? Опять дурацкие ассоциации. Кто-то недавно объявили о своем союзе. Ну, надо же - опять девушка и тот же старик! Об этом много писали и показывали по телевизору. Жалко девушку: могла бы составить лучшую для себя партию. Из курсовой: "…Но главные герои картины находятся на заднем плане : два молодых человека (разночинцы? народовольцы?) заговорщически о чем-то шепчутся, гневно осуждают время, событие…"
"Сватовство майора" Федотова Павла Андреевича. Быт и нравы России Островского и Гоголя. На переднем плане картины купеческая дочь в окружении домочадцев, в проеме двери- бравый, несколько комичный майор, приглаживающий гусарские усы. Помните полотера из " Я шагаю по Москве": Во правда жизни! В сюжет!
Перед отлетом в Москву бесцельно (дурная привычка) переключал телеканалы. Заявления, брифинги, пресс-конференции. Все сватаются , все предвкушают, какой-то брачно-контрактный период. Вспоминается все тот же Федотов, но уже как поэт, написавший о своей же картине:
Честные господа, Пожалуйте сюда! Милости просим: Денег не спросим Даром смотри, Только хорошенько очки протри. Начинается, Починается О том как люди на свете живут Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
Вот извольте-ка посмотреть: Вот купецкий дом Всего довольно в нем, Только толку нет ни в чем: Одно пахнет деревней, А другое харчевней. Тут зато один толк, Что все взято в долг, Как у вас иногда Честные господа!
Ну и так далее… Что-то запамятовал.
С детства знакомое "На страже" Васнецова или как его еще называют " Три богатыря".
Былинные герои на огромных лошадях наступают прямо на зрителя. И отступить-то некуда - позади стена с застывшими в ужасе лицами крестьян и рабочих-рудокопов полотен передвижников. В голове проносятся эпизоды последних месяцев жизни. И…опять прессуха , так…теперь заявление. Вспомнил! На страже Родины! "…мы готовы с оружием в руках защищать!" Тот же богатырский напор, тот же натиск, те же взгляды в разные стороны, только вот кобылиц нет. Ретируюсь в соседний зал.
Вот она – экспрессия, когда-то настоящая сенсация русского изобразительного искусства! " Боярыня Морозова"- бессмертное произведение Василия Сурикова. Огромная трагедия, сопровождавшая церковную реформу, гимн духу человеческому, тревожное безмолвие народа. В центре картины – повозка, увозящая непокорную боярыню в ссылку (по сути, на верную погибель), вокруг люди , люди , люди. Но я знаю, мне объяснял мой любимый профессор, а сейчас я вдруг понял и сам.: главный персонаж картины не эта женщина в черном, не эти люди , обреченные на молчание, а…юродивый! Вон он - внизу в правом углу. Он напутствует мятежницу. Он болен. Он юродивый. У него краткое временное озарение. Вспомнил одного нашего юродивого. Он здоров, он постоянно в сознании, вечно шумит в присутственных местах, но постоянно напутствует на погибель других, оставаясь в толпе провожающих.
А вот мой любимый Ге. " Что есть истина?" - мощное сильное полотно. Два персонажа – Христос и Понтий Пилат. Сила духа и Сила власти. Кто победит? Изможденный, обессиленный физически Сын Божий или стоящий спиной к зрителю всемогущий наместник Рима? Помолчим. Просто надо смотреть и молчать. А затылок Пилата я видел недавно в одной новостной программе( опять наваждение). Обладатель затылка был в ударе.
Хмурое небо. Красная площадь. Гневный Петр. Рядом посол европейский. Стоны. Плач женщин и детей. Гордые взгляды смертников. Это "Утро стрелецкой казни". Усы и чуть выпуклые глаза царя заставляют меня мучительно вспоминать: где я мог видеть такие же усы и такие же глаза совсем недавно. Вспомнил. Ну, как же! Это он ничтоже сумняшеся хочет заставить многих молчать, как самодержец, вырывая мятежникам языки. А так- обычный воришка, коих Меньшиков лично драл розгами.
"Опять двойка"! Ну что ты поделаешь с этим школьным шалуном и двоечником?! Мать встревожена (ох и попадет от папы), сестренка - вредина опять будет подначивать, только Жучка весело лает и радуется – двоечник его лучший друг! Что-то устал я бродить по Третьяковке - годы не те. Присел. В портфеле лежали родные отечественные газеты, благо в самолете бесплатно раздают. Во всех - отчеты о заседании правительства. Читаю. Нет, право, на Жучку смотреть веселее.
Продолжение будет. Следующую беседу начнем с картин "Явление Христа народу" и "Грачи прилетели" |