Ольга Никушкина, www.superstyle.ru
Один мой знакомый алжирский дипломат в ответ на вопрос, почему он не взял вторую жену, закатил глаза к небу, провел большим пальцем черту над головой и сказал по-русски: "Мне и одной - выше крыши". В Алжире, как и во многих исламских странах, мужчины могут жениться не один раз. Напомню, что, согласно Исламу, мужчина может быть мужем одной, двух, трех или максимум четырех женщин. И мне было любопытно, почему мой знакомый и подавляющее большинство его молодых соотечественников не хотят воспользоваться своим законным правом.
Прошло около десяти лет. Так сложилось, что моя семья уже больше года живет в еще одной мусульманской стране - Пакистане. И до сих пор я так и не встретила ни одного супруга нескольких жен. Правда, у нас с мужем есть знакомый продавец мандаринов, который рассказывает, что у его отца есть вторая жена. Причем жены эти живут в разных городах: одна - в Исламабаде, другая - в Равалпинди. Впрочем, это совсем рядом. Отец нашего знакомого успевает бывать в обеих семьях. И обе дамы довольны. Такое, говорят, правда, без официальной регистрации второго брака, случается и в Европе, и в России.
Сам продавец мандаринов не собирается идти по стопам своего папы. Да и на одну жену он пока еще не заработал. Многие бедняки за всю жизнь так и не успевают накопить денег на жену.
Конечно, в образованных и состоятельных семьях столь острой денежной проблемы нет. На жену денег хватает (все зависит от желания будущего тестя и его положения в обществе). Но и мужчины из семей upper middle class не часто решаются на столь ответственный шаг, как женитьба на второй, а тем более третьей и четвертой женах. Прежде всего потому, что женитьба на нескольких женщинах обусловлена совсем непростым регламентом. Мужчины в таких семьях получают столько дополнительных и непростых забот, что большинство знакомых искренне им сочувствуют. А гарем, доставшийся бойцу Сухову, - всего лишь сладостная мечта европейских мужчин.
Коран требует быть "справедливым" ко всем женам. Свой супружеский долг мусульманский муж обязан исполнять с каждой женой не реже, чем каждую четвертую ночь. Поэтому, если парень решается на брак с четырьмя женщинами, он не оставляет себе времени для передышки. А если муж не справляется со своими прямыми обязанностями, его прекрасная половина может обратиться в мусульманский суд.
Если одна супруга получает в подарок сумку Fendi, остальные могут потребовать равноценные подарки Gucci, Prada или Louis Vuitton. И если женушка любит, к примеру, именно Fendi, на подарок Louis Vuitton она может обидеться и нажаловаться мулле. Я уже не говорю о том, что многие жены, как и в европейских семьях, считают, что им лучше знать, как планировать семейный бюджет, а четыре подобных знатока в семье - все же очевидный перебор. Поэтому тот же Коран рекомендует жениться на одной красавице, "если боитесь, что не будете справедливы".
Не стоит смотреть на восточных женщин свысока. Дама, если хочет, может заранее, в брачном соглашении, обезопасить себя от необходимости делить мужа с кем-то еще. Если же она соглашается, чтобы ее супруг женился вторично, она имеет право жить отдельно от другой жены. И, как пишет современник Османской империи поэт и путешественник Жерар де Нерваль, "даже не думайте, что эти красавицы готовы петь и плясать, дабы развлечь своего властелина. Честной женщине, по их мнению, не пристало обладать подобными талантами… Когда жен много, гарем представляет своего рода монастырь, где придерживаются суровых нравов". При этом понятие "любовница" во многих восточных странах появилось лишь в последние годы и под европейским влиянием.
Гарем (это женская половина дома, а не домашняя труппа танцовщиц-одалисок) турецкого султана во времена расцвета Османской империи напоминал скорее арену политических интриг, чем уютный семейный очаг. Каждая жена - представительница влиятельной семьи - лоббировала интересы своего клана.
Возможно, что многоженство изобрели сами женщины. В Средние века мужчины то и дело уходили на войну, погибали. А тихого семейного счастья хотелось всем дамам - никто не стремился к одинокой старости. Как мне рассказал один мусульманский богослов, "Пророк позволил нам иметь не более четырех жен, и мы должны принять это. Трудно сказать, почему именно столько. Но можно предположить, что пропорция один к четырем объективнее всего отражает соотношение между мужчинами и женщинами в Средние века".
Во времена тяжелых средневековых войн даже Папы Римские допускали многоженство, чтобы сохранить генофонд (например, после тридцатилетней войны в Европе). Интересно, что это папское решение лоббировали сами женщины ("мужики увалили на свою войну, а нам что теперь в девках пропадать?") Можно не сомневаться, что и в этих семьях дамы умели диктовать мужьям свои условия.
У всех нас есть хотя бы одна знакомая, которая рассматривает себя как награду за мужской успех. Достаточно успешных мужчин на всех таких теток не напасешься, и в этом случае многоженство - выход.
У европейских дам опыт многоженства был все же совсем небольшой, но уж восточные женщины точно знают, что со всем этим делать. И хотя у бедных женщин из глухих горных деревень меньше возможностей, чем у образованных дам upper middle class, все они умеют сплести интригу и настоять на своем. Ведь недаром старая восточная пословица говорит нам, что "Женщина и на рогах шайтана - женщина". |