NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 04:15 ast
02:15 msk

Во славу сексуальных извращений
Тяга осуждать других за их нестандартные наклонности в интимной жизни - один из сильнейших и самых широкораспространенных инстинктов…
18.09.2008 / творчество

Ховард Джейкобсон, "Independent" // Перевод ИноПресса.Ру

Тяга осуждать других за их нестандартные наклонности в интимной жизни - один из сильнейших и самых широкораспространенных инстинктов. Однако, уверяет Ховард Джейкобсон, только испытывая на прочность пределы вожделений, человек становится настоящим человеком в полном смысле этого слова

"Каждый из нас по-своему нездоров", - заявляет Феликс Куинн. Он - герой моего нового романа "Проявление любви", и, надо признаться, у него есть счеты с жизнью. Он рогоносец - и вполне этим доволен. Для него приятно провести время - значит одиноко лежать в постели, зная, что жена ушла на всю ночь и теперь наслаждается в объятиях любовника. Некоторые мужчины такого даже вообразить не могут, другие, пожалуй, могут. Но когда речь идет о демоне секса, нам не стоит удивляться абсолютно ничему. Я не всегда разделяю мнение героев моих романов, но с Феликсом я согласен: "Каждый из нас по-своему нездоров". В эротической жизни мужчин и женщин не существует понятия "здоровый".

В новой книге о Франце Кафке содержится откровение: оказывается, он всерьез интересовался жесткой порнографией. Любители литературы содрогаются, как и тогда, когда выяснили нечто подобное о Филипе Ларкине, как и предыдущее поколение недоверчиво качало головами, узнавая об интрижках Чарльза Диккенса с женщинами, которые по возрасту годились ему в дочери. Книги нам нравятся фривольные, но писателей мы бы хотели видеть целомудренными. Впрочем, чего еще следовало ожидать от автора "Превращения" и "Процесса" - этих мрачно-комичных беспощадных историй о бесчестье, проступке и позоре? Я вовсе не хочу сказать, будто порнография - единственный ключик к натуре Кафки или единственный способ, которым он мог воспользоваться для познания самого себя, но мне кажется логичным, что подобный человек нашел бы что-то родственное своей душе - я не говорю "приятное" или даже "удовлетворяющее потребности" - в просмотре порнографии. Ницше писал: "Чувство трагического усиливается и уменьшается вместе с чувственностью". Другими словами, чем больше мы поглощены своими эмпирическими ощущениями, тем серьезнее в философском смысле мы становимся. Это важное замечание: мы философствуем благодаря своей жажде сексуальных наслаждений, а не вопреки ей.

Разумеется, порнография - это не единственное проявление чувственности, но некоторые крайние разновидности чувственности неостановимо сползают в ее сторону. В порнографической литературе единственная правдоподобная концовка - это смерть, ибо экстаз, не знающий никаких ограничений, не довольствуется ничем меньшим. В визуальном плане недвижность ее образов, наводящая на мысли о морге, означает, что порнография по сути своей нездорова - она сопротивляется переменам настроения или изменчивости чувств. Так или иначе, порнография - это транс, который опошляет всех, кто к ней причастен: тех, кто смотрит, и тех, на кого смотрят, обрекая их на непреходящий позор. В порнографии - как и в романах Кафки - бежать некуда. На последней странице "Процесса" Йозеф К бесстрастно наблюдает, как таинственные "напарники" втыкают нож ему в сердце. "Как собака", - сказал он, как будто этому позору суждено было пережить его". Эти слова отлично подходят к порнографии...

Надеюсь, я не выступаю извращенцем, ссылаясь на вышеописанное как на главный резон (помимо любопытства) познакомиться с порнографией во всех возможных формах. В своей зловещей пустопорожности порнография приучает нас к чувству униженности, а униженность - к отчаянию и утратам. А утраты стимулируют творческую фантазию. Победа - это тупик, как в сексе, так и во всех других областях. Только острое чувство утраты побуждает нас рассказывать истории, писать стихи и учиться освобождаться от вводящих в опасные заблуждения оптимистичных фантазий о сексе как занятии целенаправленном и радостном, будь то целенаправленность в понимании Господа Бога ("плодитесь и размножайтесь") или в дарвиновском смысле отбора наших лучших качеств для блага грядущих поколений. Порнография учит: секс бесцелен. Если не считать целью бесчестье.

В свободное время от просмотра порнографических открыток или работы над "Процессом" Кафка ходил в бордели, а это, если можно так сказать, всего лишь воплощение порнографии на практике. По-моему, для него и для литературы было очень хорошо, что он так делал. К проституции я отношусь точно так же, как и к порнографии: мужчине следует пользоваться всем, что ему предлагают. Секс за деньги, во всех его вариациях, - секс, освобожденный от ответственности и сантиментов (впрочем, даже с проституткой не всегда бывает так просто) - это ответ на императивы, которые благопристойное ухаживание и брак предпочитают игнорировать. Встречая мужчину, который говорит, что никогда не ходил к проституткам, потому что ему противно даже об этом подумать, или потому - это объяснение слышишь чаще - что, слава богу, ему и так все даром дают, я прихожу к выводу, что передо мной либо лжец, либо, что еще хуже, дурак. Есть много резонов платить за секс, но главный из них - желание платить за секс, причем "желание" тут не следует путать с необходимостью. Нам это известно на примере знаменитых своей красотой мужчин, у которых женщин сколько душе угодно, - но этих мужчин все равно сплошь и рядом застигают (как знать, может быть, потому, что им самим так хочется) с проститутками на заднем сиденье автомобиля. "Столько женщин, сколько тебе нужно" не удовлетворяют тягу заплатить за услуги женщины, которая тебе не нужна.

И что же побуждает мужчину платить за секс, если плата наверняка в значительной мере аннулирует романтические коннотации и тщеславие, ассоциирующиеся с сексом? Отчасти причина в одиночестве, но люди одинокие, очевидно, испытывают острые потребности, а мы говорим о потребностях, которые менее заметны. Феминистки, выступающие против института проституции, считают, что оплата интимных услуг - это исключительно проявление мужской агрессивности. Мужчина выкладывает деньги, чтобы подчинить женщину своей воле. Я не сомневаюсь, что некоторые мужчины платят, чтобы ощутить себя хозяином, хотя власть, которую приходится покупать, призрачна, а мужчины такой породы вскоре обнаруживают, что могут эффективнее (по крайней мере, в собственных глазах) навязывать свою волю путем насильственных действий, которые не стоят ни копейки. Те, кто продолжает платить, делают это не для того, чтобы утвердить свое мужское достоинство, а чтобы его принизить. Это ироническая или самопораженческая сделка, акт насмешки и подчинения, проявление мазохизма, если даже мужчина не просит проститутку избивать и унижать его.

Кэтрин Миллет, автор "Интимной жизни Кэтрин М.", говорит, что увлеклась случайными связями, чтобы продемонстрировать: секс отдельно, а чувства отдельно. Это чушь. Попытка найти в сексе свободу от чувств - это устремление, продиктованное сильнейшими чувствами. Для тех, кто в ходе сексуального акта жаждет не испытывать никаких чувств, достижение иллюзии бесчувственности - бесподобное наслаждение.

Таким образом, пустота, которую ищешь в борделях, благодаря чудесному закону эротики, ставящему все с ног на голову, вовсе не пуста. Когда переходишь на очередной жизненный этап - этап, когда многие из нас решают, что с эротикой покончено, и вкладывают свои остаточные вожделения в работу или возделывание сада - секс служит обменом позора на власть и обратно: чисто функциональное размножение уступает место жажде превратиться из человека в вещь, быть инструментом (или хозяином) чужой воли, сделаться менее чем (или более чем) человеком.

"В конечном итоге, - написал великий французский философ сексуальности Жорж Батай, - мы решительно желаем того, что опасно для нашей жизни". Не "случайно", не "скрепя сердце", но "решительно". Я не хочу сказать, что нами владеет желание смерти (хотя иногда нам так кажется), но нам хочется, чтобы секс привел нас так близко к смерти, как это возможно при жизни. Парадокс в том - кстати, этот парадокс славят почти все сексуальные извращения, в отличие от нежнейшей любви, - что мы живем по-настоящему только тогда, когда заглядываем в пучину утраты...

Впрочем, насчет нежнейшей любви я не совсем прав. Позволь любви сделаться извращением ее самой, и она тоже может привести тебя на край бездны. Таков жизненный принцип моего героя Феликса. Опасность, нависшая над ним, исходит от любви и власти, которую любовь имеет над ним. И Феликс приветствует именно то, что ему ненавистно, - приветствует, ибо оно ему ненавистно, - а именно, измены своей жены Маризы. Он живет по-настоящему только тогда, когда ее обнимает другой. Разумеется, таков же и Отелло - мужчина, черпающий энергию в ревности. Разница лишь в том, что Отелло не знает, что его энергия порождена ревностью, а Феликс знает. Тут возникает вопрос: возможно, самое омерзительное для человека, когда он впадает в гнев на почве ревности, - это не мысль, что ему изменили, а зернышко извращенного удовольствия, на котором он себя ловит? Иначе говоря: уж не злится ли Отелло скорее на самого себя, чем на Дездемону? Это не теоретический вопрос. Если бы Отелло избрал путь Леопольда Блума - или, кстати сказать, моего Феликса - и превратил свои страхи в фетиш, то, наверное, судьба всех персонажей сложилась бы иначе? Я не говорю "счастливо" - просто иначе. Как бы то ни было, лучше знать свою натуру и смиряться с ее позорными недрами, чем действовать бестолково, как Отелло. Впрочем, я признаю, что трагедия все равно может постигнуть мужа, потворствующего изменам, если его тяга к "рогатости" требует еще более экстравагантных измен - это скользкая дорожка, с которой герой моего романа то ли не может, то ли не хочет сойти.

Или во мне заговорил резонер? Мазохизм, в пучину которого бросается Феликс, - несомненно, саморазрушителен и тираничен, но что на свете не саморазрушительно? Сексуальные извращения или одержимость сексом приводят человека в эмоциональный тупик: он, так сказать, "чешет только в одном месте", находит удовольствие исключительно в чем-то одном, бесконечно повторяющемся или усиливающемся - все больше боли, все больше порнографии, все больше визитов в дома терпимости - но то, что мы называем благопристойностью, кончается не лучше. Когда я был ребенком, сплошь и рядом можно было услышать, как мужья называли своих жен "мамочка". Вряд ли они сами знали, подразумевают ли своих матерей или тот факт, что жены являются матерями их детей. В любом случае, жена была прикована к своей роли, а муж - к готовому сценарию. Нежности супругов, которые много лет живут душа в душу, выполняют ту же функцию, и в сюжетах о жизнерадостной прочности их браков всегда чувствуешь жестокость упущенных шансов, разочарование, заблуждения, компромиссы и неутихающее любопытство - точно они знают, что сойдут в могилу, не найдя ответов на большую часть своих вопросов. Если ты на чем-то помешан, то наслаждаться утешительным покоем тебе не дано; но не дано тебе и вкусить отравленного блаженства, зарезервированного для развратников и извращенцев, если ты осмотрителен и уравновешен. Секс никому спуску не дает.

Потому-то мы совершаем глупость, если хоть раз осуждаем интимную жизнь других. Вполне справедливо, когда католический епископ выговаривает Максу Мосли за его похождения с проститутками, наряженными в опереточную военную форму. Церковники для того и существуют, чтобы осуждать плотские утехи. Но нам, всем остальным, не стоит задирать нос. И смеяться тоже не стоит. Верно, что банальные мелочи жизни - чаепития, болтовня проституток, наши собственные жалкие тела, которым не льстит униформа фантазий, - всегда будут омрачать наше исступленное поклонение богу Дионису. Но, когда речь идет о вожделениях, утро вечера мудренее: мы просыпаемся и видим, что Дионис столь же требователен, как и вчера вечером. Странно не то, как Макс Мосли проводит время, свободное от организации автогонок. Удивительно другое - почему среди нас так мало тех, кто увлекается чем-то подобным, учитывая, как распалено в нас любопытство. И тут возникает вопрос: "Где для нас проходит грань между фантазиями и реальностью?". Феликс таких разграничений не приемлет - для него захотеть - значит сделать, но рогоносец - наименее опасный из мужчин. Другие сексуальные предпочтения опаснее. Логично предположить, что Макс Мосли, каковы бы ни были его намерения, в каком-то смысле изгонял своих фамильных бесов, пародируя (в эротических целях) их идеологию. Но как бы мы отнеслись к подобному экзорцизму, если бы он вылился в реальное насилие, насилие не по доброму согласию сторон?

Соблазнительно полагать, что порнография и сексуальные фантазии - это предохранительный клапан, чтобы выпускать пар, считать их лицензированной свободой, интимным вариантом карнавала. Но это обрекает интимную жизнь на вечное притворство. А притворяться вечно невозможно. Необходимо не только воображать, но и что-то воплотить на практике. Следовательно, дело общества - решать, что позволительно, а что нет. Максимум, что может сделать эротика в схватке с законом - если у нее вообще есть выбор - это неуклонно расширять границы воображаемого. Читая "Тысячу дней Содома" де Сада, мы становимся чуточку свободнее, хотя прекрасно знаем, что с его беззаконием тягаться не в силах. Воображение - это безграничный континент. В искусстве - царстве воображения - мы судим не так, как на муниципальном уровне, в качестве мировых судей или полицейских. Поэтому, что бы нам ни пытались внушить школа и общественные институты насчет природы вожделения, мы должны изыскать возможность мыслить и, по возможности, действовать мятежно, отражая все попытки заточить нас в аду нормативного поведения.

Мы - существа странные: частично ангелы созерцания, частично - звери, скребущие по земле когтями. Слишком жестоко внушать такому биологическому виду - произвольному и престранному - идею, будто в интимном поведении что-то хорошо, а что-то дурно, словно существует некий божественный промысел, которому мы призваны следовать. Я не хочу сказать, что, отдавшись во власть демонического или просто извращений, мы обязательно обретем счастье - почему вдруг, если мы почти всегда ищем в сексе не счастья? - но жесткие и узкие рамки никогда еще никому не приносили ничего, кроме подавленности.

Новый роман Ховарда Джейкобсона "Проявление любви" выходит в издательстве Jonathan Cape


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Роковой, роковой, не хочу играть с тобой 29.09.2008
Гороскоп на 29 сентября - 5 октября 29.09.2008
Шесть уловок, чтобы переспорить женщину 26.09.2008
Причины, из-за которых тебя 100% бросит мужчина 25.09.2008
"Котенок мой" 25.09.2008
Что должна уметь делать настоящая женщина 24.09.2008
Про принцев 24.09.2008
Все неудобства секса 24.09.2008
Деньги уходят от феминистов к консерваторам 23.09.2008
В защиту многоженства 23.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz