Григорий Михайлов, "Независимая газета", 7 сентября
Испытай, завладев еще теплым мечом И доспехи надев, что почем, что почем! Разберись, кто ты - трус иль избранник судьбы И попробуй на вкус Настоящей борьбы. Владимир Высоцкий "Баллада о борьбе"
"Достало! Надоела городская суматоха, надоело дышать смесью выхлопных газов, пыли, гари, смога и прочих неприятных субстанций, которую в городах почему-то принято называть воздухом. Все! Хочу на природу… Кажется, меня приглашали на одно любопытное мероприятие в Казахстане? Еду!" - решил я. И не пожалел.
В начале августа довелось попасть в одно из казахстанских ущелий неподалеку от Алма-Аты. Там раз в год на пять дней появляется толпа странных людей. Около 100 человек, одетых в средневековые костюмы, занимаются необычными делами: строят укрепления, воюют, ведут переговоры, поют песни и творят обряды, молясь богам.
В этот раз любители ролевых игр "жили" в Норвегии. Мифы того времени и реальность переплелись на каждом шагу: здесь - небольшая деревенька, уставленная вполне современными палатками, там, в леске, - место обитания духов, а где-то неподалеку идет по тропинке, переговариваясь по рации с "коллегами", один из богов, почитаемых скандинавами.
Погружение в иную реальность полное, минимум комфорта, максимум игровой атмосферы. Иные имена, иные цели. О нерешенных дома проблемах можно и нужно забыть. Здесь они совсем другие: персонажу, которого ты отыгрываешь, нужно реализовать поставленные организаторами цели, а заодно и выжить. Сделать это чаще всего непросто: враги рядом, союзники не всегда надежны, ситуация запутанная, кругом интриги, нервы на пределе.
За несколько дней игры было все - и ночная охрана деревни (а вдруг кто из "нехороших" людей или нелюдей проползет в деревню и натворит дел), и переговоры с духами, и поиски таинственных артефактов, и борьба за власть. Живя по древним обычаям викингов, приходилось заниматься и откровенной "уголовщиной" (а как иначе называть грабеж главы одной из деревень и "изъятие" с еще теплого "тела" шкатулки с драгоценностями?), и вполне пристойными делами, красящими настоящего война.
"Слава!!! Сла-а-ава Одину!!!" - многоголосый крик вырвался из-под сосен, отразился от возвышающихся неподалеку гор и стих в отдалении. Это жители двух скандинавских фьордов (деревень) заключили союз, обещая не нападать друг на друга и помогать при необходимости.
Когда игра становится реальностью, эмоции от происходящих, вроде бы ненастоящих событий становятся вполне ощутимыми. Как, например, во время обороны крепости, когда врагов - тридцать, а соратников - лишь пятеро. Отчаяние и безнадежность от четкого понимания, что выдержать этот штурм невозможно, а помощь от союзников если и придет, то слишком поздно. Тогда пришлось вспомнить, что "настоящий викинг не боится смерти", взять себя в руки, попытаться продать свою жизнь подороже и чуть позже "погибнуть" с оружием в руках.
Здесь надо успокоить читателя - в действительности во время игры никто не погиб. "Погибшие" отправлялись в "страну мертвых", где были обязаны провести несколько часов, а позже - возвращались в игру другими персонажами.
Кстати, об оружии. Мечи, копья, луки, доспехи - все делается собственными руками игроков, в магазинах таких не купишь. На изготовление кольчуги уходит не менее 300 метров стальной проволоки и месяц работы. Готовое изделие может весить от 8 до 15 килограммов. Костюмы игроки шьют тоже сами, ну или обращаются к тем, у кого руки "растут из правильного места".
Организовывают подобные игры группы опытных игроков. Разрабатывают сюжет, правила, собирают взносы с будущих участников, завозят инвентарь… всего не перечесть. Съезжаются на игры люди сразу из нескольких городов, а иногда и государств. В этот раз вместе с гражданами Казахстана в борьбе за власть в Норвегии участвовали игроки из Киргизии.
Спустя пять дней пропахший костром, уставший и довольный, я вернулся домой. Вернулся к неотложным делам, проблемам, привычному порядку вещей, в котором не было места отчаянным героям и таинственным артефактам. Но костер, верные соратники и крики "Сла-а-ава Одину!" снились мне несколько дней. |