www.minjust.kz, 12 октября
"Будьте вежливы", "Надо быть вежливым" - поучают нас родители с детства. Что это значит: быть вежливым? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует рассмотреть соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Что такое этикет и речевой этикет, мы уже знаем. Не лишним будет напомнить, что это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения ( в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой - обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный.
Ну а вежливость? Поскольку это из понятий нравственности, обратимся к словарю по этике, где вежливость определяется так: "Моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими".
Значит, вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости. Раз вежливость - форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает, как указывает словарь, признание достоинства личности, а также чуткость, деликатность по отношению к другому.
Вежливым и невежливым можно быть по-разному. У вежливости и невежливости есть многочисленные степени и оттенки. В русском языке они обозначаются такими словами, как вежливо, невежливо, корректно, учтиво, галантно, заносчиво, высокомерно, грубо, спесиво, манерно, церемонно и т.д. Галантный, если заглянуть в словарь, - это изыскано вежливый и любезный по отношению к женщинам; корректный ведет себя сдержано, в полном соответствии с правилами, ни на шаг не отступая; учтивый всегда почтительно вежлив. Следовательно, вежливость - это уважительность к адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы и галантны.
Присущая человеку вежливость оценивается окружающими, как его положительное качество. Каждый из нас слышал что-то похожее: "Какой хороший человек! Всегда поздравит с праздником, не забудет о дне рождения!", "Славная у вас дочка, всегда поздоровается". Или вот пример из жизни: "Сегодня зарегистрировали свой брак, правда, в неторжественной обстановке, но также, как положено в ЗАГСе - вроде бы торжественный день, а настроения ни какого, говорят этот день должен запомниться на всю жизнь, да, но, к сожалению, не с лучшей стороны. Я надеялась, что человек, который будет вручать свидетельство о браке, скажет: "Объявляю вас мужем и женой! Поздравляю!", а услышала: заплатите, вот вам свидетельство, идите".
Волшебная сила речевого этикета состоит в том, что он отражает особый уровень информации, которой мы обмениваемся в общении. Работая над этой темой, языковеды обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность, создал систему словесных "поглаживаний". Важное место принадлежит здесь речевому этикету. Ведь у всех приветствий, осведомлений о жизни, здоровье, делах, у всех благодарностей, извинений, поздравлений и пожеланий нет другого назначения, кроме как служить "поглаживаниями".
- Привет, как дела?
- Все в порядке! А у тебя?
- Тоже ничего. Ну, всего!
- Пока!
Вот и обменялись "поглаживаниями". Все дело в том, что речевой этикет реализуется в ситуации непосредственного общения, когда "здесь" (в точке встречи) и сейчас (в момент встречи) "я" и "ты" открыто обмениваются "поглаживаниями". Именно поэтому выражения речевого этикета задевают нас лично (радует "исполнение" и огорчает "неисполнение" по отношению к нам). "Благодарю вас!" - в высказывании, в его структуре, грамматике, семантике отражены "я" и "ты", реплика равна доброму поступку "здесь" и "сейчас". А передаваемая информация носит социальный характер типа "я тебя замечаю, уважаю, вступаю с тобой в контакт, желаю тебе добра". Недаром выражения речевого этикета по своему происхождению означают доброжелательство: "здравствуйте" - "будьте здоровы", то же и "поздравляю", "благодарю" - "благо дарю" (за вашу услугу); "извините" - "признаю свою вину и прошу простить"; "спасибо"- "спаси бог"(за добрые дела) и т.п.
Вежливость как форму речевого поведения приходиться отстаивать. Потому что она нужна и тому, кто вежлив, и тому с кем вежливы; здесь выигрывают обе стороны. Вежливо говорящий сохраняет свое собственное достоинство и оберегает достоинство адресата. А достоинство человека - это уже достояние всего общества. Так что за вежливость стоит бороться.
А если не бороться, то все мы просто перестанем быть вежливыми, так просто и незаметно перестанем. Но, как говорят, свято место пусто не бывает - это место будет занято всем тем, чему противостоит вежливость - проявлениям неуважения к человеку. Здесь и высокомерие, и заносчивость, и спесь, и грубость, и хамство - т.е. попрание достоинства гражданина.
Один из путей борьбы с повседневным, мелким, бытовым хамством - вежливый ответ, мягкость, терпимость. Мне могут возразить: увы, и этот путь не всегда достигает цели. Но даже в этом случае пострадавший не так волнуется и переживает, как если бы, хамством на хамство отвечал. Потому что человек сохраняет при этом свое достоинство. От этого ему и легче - ведь он не уронил себя, не опустился до безобразного уровня хамящего.
Подытоживая сказанное - вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек - будь то маленький или взрослый - дарил окружающим искреннюю улыбку.
Все мы родители, кто-то планирует ими стать, так кому как не нам, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите (образно говоря), ювелирную работу!
Я думаю, что над этой проблемой, не лишне было бы задуматься как каждому в лице родителей, так и каждому, особенно, государственному служащему - в этой сфере, пока еще вежливость остается в дефиците.
Ирина ГОРНОВА, УКУИС по Акмолинской обл.,капитан юстиции |