NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 18:49 ast
16:49 msk

Речевой этикет и вежливость
"…Я думаю, что над этой проблемой, не лишне было бы задуматься как каждому в лице родителей, так и каждому, особенно, государственному служащему - в этой сфере, пока еще вежливость остается в дефиците"
13.10.2009 / творчество

www.minjust.kz, 12 октября

"Будьте вежливы", "Надо быть вежливым" - поучают нас родители с детства. Что это значит: быть вежливым? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует рассмотреть соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Что такое этикет и речевой этикет, мы уже знаем. Не лишним будет напомнить, что это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения ( в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой - обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный.

Ну а вежливость? Поскольку это из понятий нравственности, обратимся к словарю по этике, где вежливость определяется так: "Моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими".

Значит, вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости. Раз вежливость - форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает, как указывает словарь, признание достоинства личности, а также чуткость, деликатность по отношению к другому.

Вежливым и невежливым можно быть по-разному. У вежливости и невежливости есть многочисленные степени и оттенки. В русском языке они обозначаются такими словами, как вежливо, невежливо, корректно, учтиво, галантно, заносчиво, высокомерно, грубо, спесиво, манерно, церемонно и т.д. Галантный, если заглянуть в словарь, - это изыскано вежливый и любезный по отношению к женщинам; корректный ведет себя сдержано, в полном соответствии с правилами, ни на шаг не отступая; учтивый всегда почтительно вежлив. Следовательно, вежливость - это уважительность к адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы и галантны.

Присущая человеку вежливость оценивается окружающими, как его положительное качество. Каждый из нас слышал что-то похожее: "Какой хороший человек! Всегда поздравит с праздником, не забудет о дне рождения!", "Славная у вас дочка, всегда поздоровается". Или вот пример из жизни: "Сегодня зарегистрировали свой брак, правда, в неторжественной обстановке, но также, как положено в ЗАГСе - вроде бы торжественный день, а настроения ни какого, говорят этот день должен запомниться на всю жизнь, да, но, к сожалению, не с лучшей стороны. Я надеялась, что человек, который будет вручать свидетельство о браке, скажет: "Объявляю вас мужем и женой! Поздравляю!", а услышала: заплатите, вот вам свидетельство, идите".

Волшебная сила речевого этикета состоит в том, что он отражает особый уровень информации, которой мы обмениваемся в общении. Работая над этой темой, языковеды обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность, создал систему словесных "поглаживаний". Важное место принадлежит здесь речевому этикету. Ведь у всех приветствий, осведомлений о жизни, здоровье, делах, у всех благодарностей, извинений, поздравлений и пожеланий нет другого назначения, кроме как служить "поглаживаниями".

- Привет, как дела?

- Все в порядке! А у тебя?

- Тоже ничего. Ну, всего!

- Пока!

Вот и обменялись "поглаживаниями". Все дело в том, что речевой этикет реализуется в ситуации непосредственного общения, когда "здесь" (в точке встречи) и сейчас (в момент встречи) "я" и "ты" открыто обмениваются "поглаживаниями". Именно поэтому выражения речевого этикета задевают нас лично (радует "исполнение" и огорчает "неисполнение" по отношению к нам). "Благодарю вас!" - в высказывании, в его структуре, грамматике, семантике отражены "я" и "ты", реплика равна доброму поступку "здесь" и "сейчас". А передаваемая информация носит социальный характер типа "я тебя замечаю, уважаю, вступаю с тобой в контакт, желаю тебе добра". Недаром выражения речевого этикета по своему происхождению означают доброжелательство: "здравствуйте" - "будьте здоровы", то же и "поздравляю", "благодарю" - "благо дарю" (за вашу услугу); "извините" - "признаю свою вину и прошу простить"; "спасибо"- "спаси бог"(за добрые дела) и т.п.

Вежливость как форму речевого поведения приходиться отстаивать. Потому что она нужна и тому, кто вежлив, и тому с кем вежливы; здесь выигрывают обе стороны. Вежливо говорящий сохраняет свое собственное достоинство и оберегает достоинство адресата. А достоинство человека - это уже достояние всего общества. Так что за вежливость стоит бороться.

А если не бороться, то все мы просто перестанем быть вежливыми, так просто и незаметно перестанем. Но, как говорят, свято место пусто не бывает - это место будет занято всем тем, чему противостоит вежливость - проявлениям неуважения к человеку. Здесь и высокомерие, и заносчивость, и спесь, и грубость, и хамство - т.е. попрание достоинства гражданина.

Один из путей борьбы с повседневным, мелким, бытовым хамством - вежливый ответ, мягкость, терпимость. Мне могут возразить: увы, и этот путь не всегда достигает цели. Но даже в этом случае пострадавший не так волнуется и переживает, как если бы, хамством на хамство отвечал. Потому что человек сохраняет при этом свое достоинство. От этого ему и легче - ведь он не уронил себя, не опустился до безобразного уровня хамящего.

Подытоживая сказанное - вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек - будь то маленький или взрослый - дарил окружающим искреннюю улыбку.

Все мы родители, кто-то планирует ими стать, так кому как не нам, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите (образно говоря), ювелирную работу!

Я думаю, что над этой проблемой, не лишне было бы задуматься как каждому в лице родителей, так и каждому, особенно, государственному служащему - в этой сфере, пока еще вежливость остается в дефиците.

Ирина ГОРНОВА, УКУИС по Акмолинской обл.,капитан юстиции


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Чем стриптизерша лучше чиновника 29.10.2009
10 величайших заблуждений, которые мы усваиваем в школе 29.10.2009
Секрет идеального брака: молодая жена + тупой муж 29.10.2009
Руководство к действию: 12 ошибок в сексе, которые не следует повторять 29.10.2009
Как произвести впечатление на девушку, потратив минимум денег 28.10.2009
Комплименты во время секса 28.10.2009
Кто идеален для вас в сексе? 27.10.2009
Гороскоп на 26 октября – 1 ноября 26.10.2009
11 способов всегда сохранять позитивный жизненный настрой 21.10.2009
Приручаем свою женщину 21.10.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz