http://zina-korzina.livejournal.com
Есть фильмы, к которым мы возвращаемся на протяжении всей нашей жизни. И в каждый момент времени мы видим его по-новому. То, что ускользало от нас в детстве, начинает волновать или раздражать в зрелом возрасте. То, что пленяло в отрочестве, смешит на излете молодости. Как написала одна читательница:"Когда я в возрасте 30 лет снова посмотрела "Три орешка для Золушки", меня поразила бедность нарядов, когда-то казавшихся сказочно-прекрасными!" Сначала я думала пройтись по нескольким таким знаковым картинам, но потом решила остановиться на фильме "Гостья из Будущего" - он идеален для обсуждения хотя бы потому, что большинство людей его любят и не просто любят, но и пытаются интерпретировать, "препарировать". Много килобайт написано и про рекламу кефира, и про алый флаг над Москвой-2084, и даже про то, что Алиса Селезнева (оказывается!) - мечта любого педофила. И вот сегодня я попробую расписать свое восприятие фильма в разном возрасте. Итак, я - ровесница Коли Герасимова, и в 1984 году учусь в 6 классе. Что воспринимали мы в тинейджеровском возрасте? Во-первых, экшн. Сюжет "Гостьи..." затягивает с самого первого момента - Фима Королев следит за Полиной в фантастически-красивом платье. Страсть всех детей - подвалы, заброшенные дома, тайны. Смутно сознаю, что Коле может влететь за долгую отлучку с бутылками. Во-вторых, в Будущем - восхищают флипы. Разочаровывает "такая же" Москва. В-третьих, очень нравится лицо Алисы и ее минималистическое платьице. Сознаю ехидную сущность отличницы Милы Руткевич. Зависть. Я бы тоже так себя вела - я ничему не завидовала, кроме еще более ярких, чем у меня пятерок. Еще понимаю, что исполнительница роли Милы (Катя Авербах) точно так же завидует Наташе Гусевой. Полное попадание в образ. И, наконец, умиляет распознаватель, в который Вертер засовывает Колю. В этом возрасте восприятие - линейное. Никаких глубин. Только сюжет и герои. Кто кого догоняет? Найти миелофон! Чудесная музыка и радостно-печальный финал. Все будет хорошо! Молодежно-юношеское воприятие - более критично и насмешливо. Удивляют прогрессоры, мотающиеся в прошлое и оставляющие там следы пребывания. Уже известен "эффект бабочки". Люди изменяют прошлое, но почему у них все такое же настоящее?! Странным кажется костюм прогрессора, беседовавшего с Вольтером. Помните, он восклицает что-то типа: "Грандиозный старик!" Как спец по Галантному Веку, удивляюсь - когда Вольтер был стариком, такие парики и камзолы давным-давно не носили! Вижу, что дети - из центра Москвы, отпрыски интеллигенции. Коля живет с мамой. Где папа? Типовой брак шестидесятников, скрепленный на Хибинах и распавшийся от бытовухи. Коля Садовский. Помните такого? Отвечает вопросом на вопрос, хохмит в наглую, острит напрополую. Типаж остроумного еврея. Наверное, потом уедет "к себе". Красный флаг над Кремлем?! Ахахах! 1991 год на дворе - гуд бай, Ленин! Как некрасиво все-таки состарился артист Михаил Кононов, а был такой беленький красавчик! Хочу такие же кабины мгновенного перемещения - задолбало метро! Взрослое восприятие - полноценное внимание к деталям. Мир Алисы пошел по пути дезурбанизма. Вспомните Москву, над которой летает Коля. Нигде не наблюдается ни одного "футуристического" сооружения – никаких высотных стекляшек, никаких сияющих эркеров. То есть Москва-2084 давным-давно законсервировалась в своих формах конца XX века. Все суперсовременные промышленные и научные сооружения, видимо, находятся за городом, под землей или даже на других планетах. Даже Институт Времени стоит посреди леса. В кадре – много зелени, много воздуха, а улыбчивая молодежь совершает конные прогулки. У людей Будущего в руках – мудрая, но смешная техника, правда, работает она, в основном, на общие цели. Ни у кого нет личных флипов, флайеров и прочих планетолетов. Миелофон – один на всех, причем, для науки, а не для того, чтобы подслушивать разговоры соседей. В будущих мирах действуют разумные роботы и киберы, также предназначенные для совместного пользования. Так, человекообразный робот Вертер выполняет целый ряд низовых работ в Институте Времени - он и уборщик, и секретарь, и охранник. Что характерно – никаких мобильных телефонов, никаких персональных компьютеров, никаких микро-плееров и флешек с информацией. ...Возникает вопрос - почему Фиму Королева заворожила Полина? Она же - наблюдатель, которому положено сливаться со средой. Она диссонирует! На деле мы видим прекрасную манекенщицу, сбежавшую с платьем из ОДМО на Кузнецком Мосту. Можно предположить, что костюмеры из Института Времени, изучив старинные журналы, приняла за истину фразу, что стиль диско - ведущий модный стиль начала 1980-х. Да. Полину нарядили в нарочито-концертный, дискотечный наряд, чьи линии были почерпнуты из исторических источников. Хреново работают в Институте Времени - советские женщины так не ходили!!! Спалилась Полина! Давайте вспомним квартиру Юли Грибковой. Доходный дом эпохи Модерн. В комнатах - старинная мебель и интеллигентная бабушка, которая ни о чем не спрашивает и все понимает. Можно даже предположить, что когда-то этой семье принадлежал весь этот дом и в годы революции их "уплотняли"! То есть Юля Грибкова - потомок некоего рода с традициями. У Коли Герасимова квартирка обставлена еще в 1960-е годы - секретер (в котором спрятан миелофон) ГОСТа 1966 года (у нас точно такой на даче!) плюс аскетичные полочки для книг... А вообще, авторы фильма поставили себе целью показать старую Москву, причем, с особой любовью изображены заброшенные дома. Теперь на этом месте - сверкающие офисные монстры...Школа довоенной постойки, тоже с традициями. Но не языковая - у англичанки рязанско-сызранский выговор. Дети на уроках ведут себя равнодушно-разболтанно. Убивает фраза учительницы:"Девочки, уберите шахматы!" Вести урок не умеет, опросы проводит бездарно - один отвечает, все остальные маются. А вот еще, напоследок. Слетала к нам Алиса... Наследила. Изменила Будущее. Свое Будущее. Прилетела, а там бизнес-центр на месте Космо-Зоо, а профессор Селезнев моделирует компьютерные игры... Такое вот Прекрасное Далеко. |