Марина ПЕСТРЯКОВА, "Вечерний Алматы", 21 апреля
Казнет все никак не утихает от скандала вокруг скульптуры полуобнаженной девушки в центре Астаны. Только спустя одиннадцать лет после открытия памятника астанчане узрели в бронзовом изваянии влюбленной пары больше эротики, чем искусства. По цепной реакции в жителях других городов, в том числе в алматинцах, неожиданно пробудился интерес к местным откровенным монументам.
От любви до ненависти Скульптурная композиция "Влюбленные", или "Счастье мое", украшающая столичный парк Влюбленных с июня 2005 года, вдруг принесла дурную славу своим создателям. А это целая команда признанных мастеров во главе с заслуженным деятелем искусств Ерболатом Толепбаем. Все эти годы сладкая бронзовая парочка спокойно жила себе душа в душу в самом центре столицы, служа ориентиром для назначения свиданий и разве что необычным фоном для селфи. Еще вчера никто не стыдился намокшего под дождем одеяния статуи, почти обнажившего интимные части женского тела. Ореол романтики в миг растворился, как только откровенный наряд местной достопримечательности все чаще стал вызывать споры, насмешки и даже чувство гнева. При этом мужская скульптура одета по всем канонам приличия. Выплеснутые на просторы Интернета эмоции в отношении якобы антикультурного образа неизбежно подняли ажиотаж. Мол, попытка авторов воспеть красоту вылилась в осквернение образа целомудрия и истинной женственности. Ценители прекрасного разошлись во мнениях и разбились на тех, кто приравнивает произведение искусства к эротике и требует демонтировать бесстыдство, и тех, кто, напротив, восхищается авторской задумкой в жанре ню и не видит в памятнике элементов пошлости. Той самой искрой, вызвавшей огонь споров в Интернете, послужил крик души астанчанки Бахытжан Бермагамбет. "Нас несколько разочаровало то, что девушка с двумя косами хоть и олицетворяет образ нежности и женственности, но изображена в слишком облегающем наряде, через который видны все ее прелести, вплоть до сосков. Нам не хотелось бы, чтобы казашка с оголенным пупком выставлялась всем на обозрение. Хотелось бы все-таки, чтобы от нее исходило веяние скромности и целомудрия, а не что-то эротическое", – написала в своем блоге возмущенная Бахытжан. – "Что подумают иностранцы, которые будут осматривать достопримечательности нашей столицы, или гости из других регионов Казахстана? Что мы стали такими современными и продвинутыми, что оголили тела наших девушек, пусть даже и неживых?"
Наденьте это немедленно Позицию Бахытжан разделили в комментариях сотни жителей других городов, подхватили жаркую полемику и в культурной столице. Земляк астанчанки Талгат Шолтаев тоже не промолчал, но пошел куда дальше. Не надеясь на скорый демонтаж, мужчина решил сгладить пикантность ситуации своими силами – прикрыв наготу обычным женским платком. Этот факт не оставил без внимания и министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы. Глава ведомства пообещал учесть общественное мнение и даже исправить ситуацию, хотя лично считает скандальную композицию вполне себе достойным украшением парка. – Эта скульптура создавалась для молодых. Председатель союза художников Астаны дал объективную оценку, что это художественное произведение. Но тем не менее мы – страна, которая имеет свои традиции. И то, что в народе вызывает какое-то возмущение, мы должны это учесть, – сказал Арыстанбек Мухамедиулы. – Нет необходимости прикрывать скульптуру тканью. Можно некоторые вкрапления сделать. В мировой практике это предусмотрено. Мы сейчас создадим комиссию и обратимся к автору, чтобы он мог сделать некоторые вкрапления или, может, сгладил острые формы и так далее. О сроках возможной коррекции пока ничего не известно, но зато у заступников морали появилась надежда на ревизию сотен подобных строений по всей стране.
Предки не стеснялись Бурно обсуждая реакцию властей на культурный конфуз, жители сразу нескольких городов страны ударились в подсчет аналогичных культурных откровений уже на своей земле. Вслед за астанчанами защитники моральных устоев в Актобе и Усть-Каменогорске составили подборку монументальной обнаженки, интимные части которой, по их мнению, тоже заслуживают прикрытия куском материи. Не остался в стороне и Алматы. На весь этот массовый поиск антикультурного и аморального, рефлекторно разрастающийся по всей стране, президент Союза дизайнеров Казахстана Тимур Сулейменов спокойно смотреть не может. Знаменитый архитектор вступился за коллег, напомнив дотошным гражданам: что естественно, значит, небезобразно. Этот принцип уходит своими корнями не только в античные времена, но еще в древнее кочевое искусство наших предков. А непринятие такового, по его мнению, может означать не что иное, как собственную сексуально-эротическую неполноценность. – Произведение, которое имеет место быть, живет своей жизнью. Оно уже состоялось, и вдруг кто-то своей возбужденной обывательской фантазией пытается разглядеть в этой скульптуре какую-то эротику. Такая оценка говорит о собственной элементарной глупости, безнравственности, о психологических или физиологических комплексах, – убежден Тимур Сулейменов. – Ерболат Толепбай – признанный мастер, объединивший под своим крылом целую плеяду талантливых скульпторов и живописцев, формирующих сейчас как раз таки это направление в искусстве. Именно в нашем национальном контексте. Критикующим подобные работы я рекомендую вглядеться в историю нашего кочевого искусства и обратить внимание на половое различие в символической орнаментике. На настенных коврах – тускиизах – можно увидеть трансформацию женского полового органа. Есть орнаментальные композиции, трансформировавшие и мужские органы. И все это красиво, совершенно. Давайте вспомним знаменитую статую Микеланджело "Давид" – ее заказчиком была церковь, духовная сфера. Пусть посмотрят на картины Рубенса, Кустодиева, Репина – все они формировали образ совершенного человека через обнаженное тело. Тем не менее тонкая граница дозволенного и того, что за его пределами, по словам Тимура Бимашевича, в канонах искусства все же есть априори. Но в том-то и вся сложность понимания, что в настоящем произведении искусства рубежам золотой середины положено быть едва уловимыми и благодаря духовной наполненности практически не читаемыми. А значит, мастер осознанно идет на риск быть, мягко говоря, неправильно понятым. – Это всегда пляска смерти, игра с огнем, которую позволяет себе искусство. Да, кто-то заведомо знает, что играет на остроте ощущения возбуждения. Где-то и добираются до уровня эротики. Но у кого что болит, тот о том и говорит. Накрыть скульптуру платком – это, я считаю, даже хуже маразма, – добавил глава Союза дизайнеров. – Вот, к примеру, в Алматы на территории совминовской больницы мы видим скульптуру обнаженной матери с ребенком. Не думаю, что кто-то назовет композицию эротической. Но сколько в мире примеров, где действительно абсолютно разное отношение. Возьмем знаменитые скульптуры в индийских храмах, повторяющие иллюстрации знаменитого трактата о любви. Так вот одни ходят вокруг храма и мастурбируют, а другие любуются совершенством. Природа породила нас обнаженными. Мы приходим в мир и уходим из него обнаженными. Некоторые вещи могут быть гипертрофированы, но они настолько совершенны в своих линиях, в своей пластике, что в них прочитываются любовь к жизни и чувство счастья, которое она дарит.
Диагноз поставить себе Человеком, которого чрезмерно волнует нагота в объектах искусства, по мнению психолога Тахира Абдраимова, вполне может руководить ханжество. Специалист разделяет мнение о том, что, как правило, ярко выраженный протест по отношению к таким естественным с точки зрения искусства приемам вполне может говорить о внутренних комплексах. Причем корни проблемы могут крыться в самом социуме. – Здесь речь идет об отношении к собственному телу или телам других людей, к его естественным функциям. Обнаженный человек – это и есть человек. Все остальное – одежда и прочее – являются социальными формами, – прокомментировал Тахир Абдраимов. – Случай с прикрытием скульптуры платком наводит на мысль о том, что у автора этого неординарного поступка либо действительно внутренний конфликт, либо это просто удавшаяся попытка самопиара – желание, чтоб его заметили. Удобный вариант – демонстративно показать, какой ты весь правильный. С психологической точки зрения ханжество – это уже крайняя степень, так как действия носят показной характер. Поиск "голой" правды, считает эксперт, обличил борьбу стандартов и ценностей. А потому все те, кого пикантная тема задела за живое, могут отражать не только личную проблему, но и определенный внутренний конфликт в обществе. Стремление социума найти золотую середину или баланс во всем, опираясь на "качели" мнений, специалисты считают процессом естественным. Но если возникает столь громкий резонанс, есть повод задуматься о некой социальной трещине в широком смысле. |