NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 15:04 ast
13:04 msk

Зеркало для Премьера или О чем поведало кольцо?
Новоиспеченного премьера давно тянет на блестящее и серебристое. Это к беде или богатству?
29.01.2002 / интервью

ХАБАР, 28.01.2002 - В Казахстане произошла смена правительства страны. На должность премьер-министра Нурсултан Назарбаев предложил кандидатуру Имангали Тасмагамбетова, который в правительстве Токаева был вице-премьером.

Депутаты практически обошлись без вопросов, поддержав предложение Президента. Сенат проголосовал единогласно, в мажилисе двое воздержались. Глава государства подписал указы об отставке Токаева и назначении премьер-министром Имангали Тасмагамбетова.

Имангали Тасмагамбетов является вторым премьером, который получил добро депутатов на назначение в новой столице. Первым был Касымжомарт Токаев, он проработал 2 года 3 месяца 16 дней.

----------

ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ: О ЧЕМ ПОВЕДАЕТ КОЛЬЦО
Журнал "ЗЕРКАЛО"
Июнь-июль 2001 г.

И.Н. Тасмагамбетов - доктор политических наук, признанный молодежный лидер восьмидесятых годов, самый молодой член Правительства независимого Казахстана - председатель Государственного комитета по делам молодежи. С 1995 года - вице-премьер - министр образования и культуры. С февраля 1999 года - аким Атырауской области. В настоящее время - вице-премьер Республики Казахстан, страстный коллекционер, автор нескольких книг.

- Имангали Нургалиевич, сейчас украшения из Вашей коллекции - музейные экспонаты. А имели ли они в Вашей семье утилитарное применение? Ваша жена, к примеру, их носила?

- Коллекционер - как директор музея. Главная задача - сохранить экспонат. К каждой своей вещи я отношусь с особым трепетом и не могу пользоваться не от жадности или какой-то ревности, а потому, что понять, прочувствовать старинную вещь может только коллекционер. Мои домашние всегда знали, что украшениями из коллекции можно только полюбоваться.

- Вы верите, что древние украшения несут в себе некий мистический заряд энергии прежних хозяев?

- Древние украшения хранят тепло пальцев зергера, его энергетику. Все чувства мастера, переживания, осмысление прекрасного, его любовь - все вложено в собственное произведение и будет в нем хранится всегда, потому что украшение делается вручную, а как известно, все нервные окончания, сгустки нашей внутренней энергии собираются в кончиках пальцев. Затем с любовью выполненное украшение переходит к его постоянной хозяйке. Оно надевается, как правило, в очень торжественный и радостный момент жизни (по горестным поводам не принято было себя украшать), поэтому вбирает в себя все позитивное. Я верю, что старинное серебряное украшение несет светлую, положительную энергетику. Более того, я это чувствую, когда беру в руки древнюю вещь.

- А в литературе описаны случаи черной энергетики, исходящей от украшений…

- Кровавое прошлое имеют, как правило, те украшения, которые представляют огромную материальную ценность. Знаменитые исторические бриллианты и прочее. Они в первую очередь дорогостоящий товар, а не культурное наследие. Серебро особой материальности стоимости не имеет, поэтому не оставляет за собой кровавого следа.

- О чем Вам "рассказывают" экспонаты Вашей коллекции?

- Если говорить об истории казахских ювелирных украшений, то надо заметить, что все они произошли от древних символов власти. Когда власть низвергалась, то вместе с ней низвергались и ее атрибуты, символы. Но не исчезали совсем, а трансформировались в женские украшения, предметы роскоши для нецарственных особ. К примеру, кулах - головной убор знаменитого Золотого воина, сака-тигрохауда, постепенно "переродился" в свадебное саукеле. Корона власти стала короной любви. Кольцо, гривна - это тоже древние символы власти, впоследствии ставшие украшениями.
Материальная культура кочевников (в научной литературе их называют номадами) ярко выражена в двух направлениях. Это культовые, как, например, мавзолеи Ходжа Ахмеда Яссауи и Айша-Биби, и прикладное искусство. В прикладном искусстве, главное, конечно же, ювелирные украшения. Через познание этапов ювелирного искусства можно изучить этапы исторического развития этноса. Можно ли сделать такое, к примеру, заключение, что саки или гунны являются протоказахами? Можно. Вот вам примеры. В знаменитом Эрмитаже хранятся семь колт гуннской эпохи. Колт - это серьги. Если проследить за ювелирными традициями, то можно обнаружить в серьгах девятнадцатого века, изготовленных в Кызылординской области, полную идентичность с древнегуннскими колтами. Они абсолютно одинаковы! Только одна (гуннская) серьга сделана из золота, а вторая (кызылординская) из серебра. А между ними восемнадцать веков!

- Выходит, украшения, как летопись, из которой можно узнать о происхождении и истории народа?

- Безусловно. Но и о своих хозяйках, наших прекрасных прапрародительницах, могут рассказать старинные украшения. Ведь каждое из них делалось для конкретной девушки, женщины. Зергер старался учесть ее вкус, вложить в свое произведение какой-то особый, магический смысл, чтобы, допустим, браслет не только украшал руку, но еще и оберегал свою хозяйку, приносил бы ей удачу.
Вот, к примеру, ожерелье - алка. На первый взгляд, красивое ювелирное изделие, подчеркивающее изящество шеи и только. На самом деле это амулет замужней женщины, не имеющей детей, но страстно их желавшей. Ожерелье состоит из двух частей. Вообще для философии номадов характерен дуализм, мировоззрение о двуедином начале мира. Верхняя часть символизирует женское начало и выполнено в виде молочных желез. Нижняя часть - мужское начало, подвески в виде семян. Объединение двух начал и дает новую жизнь.

- Вашу коллекцию я видела много раз: в Государственном музее в Алматы, очень давно - в Алматинском кафедральном соборе, теперь она украшает Президентский центр культуры. С каждым разом она пополнялась. Скажите, а теперь, после безвозмездной передачи ее государству, когда коллекция уже не лично Ваша, Вы перестали собирать украшения?

- Нет, не перестал. Это страсть пожизненная. Как можно пройти мимо какой-то вещи, которую долго искал? Недавно был в Париже, меня повели в антикварный магазин, зная мою страсть. Я попросил продавца принести все, что есть из Казахстана. Мне принесли украшения узбекские, туркменские, разные, но не казахские. И вдруг я увидел шолпы - украшения для кос. Естественно, что я тут же их купил.
За два года, с тех пор, как я подарил коллекцию государству, уже собралась новая коллекция.

- Есть ли у Вас вещи, особенно дорогие сердцу или некогда принадлежавшие знаменитой личности?

- Очень дорого мне кольцо - отау жузык, подарок Шоты Валиханова. Кольцо всегда принадлежало его семье, поэтому я очень ценю то, что они с ним расстались, внеся таким образом свою лепту в коллекцию.

- Вы выпустили книгу. Она выполнена в виде красивого фотоальбома и каталога. Говорят, Вы работаете над второй. Какого плана будет новая книга?

- Да, я задумал книгу и приступил к работе над ней. Это будет научное исследование по семантике древних ювелирных украшений.
Я расскажу о том, что поведали мне старинные казахские украшения. Вот, например, кудаги-жузык - огромное кольцо свахи, надевается сразу на два пальца. Сверху плоское, оно разделено на две части стилизованным фаллосом - символом могущества, плодородия и продолжения рода. Дуализм древних кочевников символизирует двуединство мира - рядом добро и зло, любовь и ненависть, мужчина и женщина, день и ночь, луна и солнце. Вот эти капли на кольце свахи означают слияние двух начал - мужского и женского и зарождение новой жизни. Вот эти четыре звезды - четыре первостихии: земля, огонь, вода, воздух. Это четыре стороны света, это четыре времени года. Целый философский трактат "записан" в одном простом обрядовом кольце.

- Какой регион Казахстана представлен наиболее уникальны - ми изделиями из художественного металла, где были лучшие мастера?

- Это, бесспорно, Западный Казахстан, особенно полуостров Мангистау. Во-первых, это был густонаселенный, развитой регион. В переводе "Мангистау" - тысяча стоянок. Во-вторых, это был форпост номадов. Отсюда они совершали свои набеги на Европу, сюда возвращались. А кого захватывали в плен в первую очередь? Конечно, мастеров, которые могли что-то привнести в культуру. Здесь происходило слияние двух культур - западной и восточной. Здесь сохранились все на- правления, связанные со "звериным" скифским стилем времен саков и гуннов. Северные украшения попроще, в южных заметно сильное влияние Узбекистана, Кыргызстана.

- Работа над такой книгой - огромный, кропотливый труд. Как Вы находите время для этого?

- Буквально урывками. Очень много исследовательской работы, которой необходимо заниматься, встречаться, беседовать с теми, кто в этом разбирается. У меня есть масса вопросов по технике изготовления. Времени, конечно, не хватает. Вот если бы у меня было три свободных месяца подряд, тогда бы я сделал эту книгу. Но этого нет, потому работа движется медленно.

- Вы говорите, что у Вас есть вопросы по технике изготовления. Это вопросы к современным ювелирам? Дошли ли до них секреты древних мастеров?

- Честно говоря, очень многие секреты утеряны. Все мы знаем, в чем состоит трагизм двадцатого столетия. Давайте рассмотрим поэтапно. В семнадцатом году произошла революция. Наиболее зажиточная часть населения, которая имела предметы роскоши, в том числе и уникальные украшения, эмигрировала. В конце 80-х годов я был в Афганистане и видел в лавках полные чаны украшений, которые жители, измученные войной, сдавали за бесценок. В этих чанах попадались и казахские украшения, которые принесли, видимо, потомки некогда эмигрировавших наших соплеменников. Так вот, в смутное революционное время наше государство потеряло безвозвратно огромные ценности материальной культуры. Затем голод тридцатых годов, когда погибло три с лишним миллиона казахов. Они тоже меняли свои украшения на горсть зерна. Далее тридцать седьмой год - массовое уничтожение интеллигенции, тех, кто знал цену таким вещам, кто хранил их именно как ценности материальной культуры этноса. Все это было конфисковано. Потом сороковые военные годы. Время, когда женщины сами приносили и сдавали все, что у них было. Тогда, помните, каждый колхоз, совхоз собирал средства для собственного танка, самолета: "Все для фронта, все для Победы!" Казашки просто снимали с себя все серебро ради будущей победы. А после войны было несколько экспедиций из музеев Москвы и Ленинграда, которые собирали для себя экспонаты. К семидесятым годам в Казахстане осталось несколько зергеров, которые могли изготовить казахское национальное украшение в определенной традиционной технике. Сейчас их и того меньше.

- В какое время Вы начали собирать коллекцию?

- В 85-м году. Не все меня понимали: как мужчина может коллекционировать женские украшения? Но ведь это в первую очередь огромные ценности материальной культуры этноса, к которому я принадлежу. Не знаю, что меня привело к коллекционированию. Может быть, генная, атавистическая память о своих прабабушках, украшенных фантастическим серебром, может быть, тяга ко всему прекрасному, заложенная, наверное, в каждом человеке. Точно не скажу, это было импульсивное желание. Затем, после декабрьских событий, всколыхнулось национальное самосознание. Тогда уже стал коллекционировать осознанно, поставил цель - все это собрать вместе, сохранить для будущего.
Потом, когда коллекция уже сформировалась во что-то целостное, без случайностей, стал приобретать экспонаты целенаправленно, превратился в настоящего коллекционера, не просто собирателя, а отчасти ученого, знающего почти все о своих находках. Теперь без ложной скромности могу сказать, что моя коллекция национальных казахских украшений - самая полная в нашей стране. Ни в одном областном музее нет такой. Хотя в Актюбинском, Актауском, Уральском музеях есть хорошие собрания серебра, но они уступают моему.

- Вам не жаль было расставаться с коллекцией, передавая ее государству?

- Безусловно, и жалко, и трудно. Во мне, естественно, боролись два начала: частного собственника и государственного человека. Но государственный человек во мне, может быть, силою воли победил. Я сказал себе: коллекция - уже самостоятельный организм, она должна жить самостоятельной жизнью, работать не на одного человека, а приносить познавательную радость многим людям.

- Ни разу не пожалели?

- Нет, не пожалел. Единственное, за что переживает мое "я" человека-собственника, так это за то, что коллекция содержится не так, как мне хотелось бы. Я передавал коллекцию с двумя оговорками: первая - она должна быть выставлена полностью, то есть не разбиваться на части; вторая - с коллекцией должна вестись серьезная научная работа. К сожалению, эти оба моих условия не выполняются.

- А разве Вы не можете волей человека, облеченного большой властью, исправить положение?

- Могу, наверное, но не хочу. Потому что это "мое", не хочу поощрять в себе частного собственника.

Интервью вела Ольга Иркегулова


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Министр Доходов Какимжанов - сенсационное признание 31.01.2002
Зеркало для Премьера или О чем поведало кольцо? 29.01.2002
Нефтяной барон Кулибаев - весь в розовом 01.01.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz