Этот Аврора совсем не Крейсер Виктор Верк
У Зейнуллы Какимжанова на днях был повод выпить: исполнилось три года со дня вступления его в должность министра государственных доходов. Пост хоть и ключевой в правительстве, но, прямо скажем, далеко не завидный, так как в любой стране должность главного налоговика сопряжена, во-первых, с риском, а во-вторых - с соблазном.
К первому г-н Какимжанов - заядлый горнолыжник, а к тому же обладатель "черного пояса" по каратэ - относится философски. По его словам, давая согласие занять это кресло, он с самого начала понимал: спокойной жизни не будет. Что же касается соблазнов... В последнее время в его адрес с разных сторон бросают упреки такого рода. Но, как выяснилось из нашей беседы, ему есть что на это ответить.
- Не хочу преувеличивать собственной роли, но, на мой взгляд, показательно уже то, что до меня никто так долго не возглавлял налоговые и таможенные органы страны. За это время я стал лучше понимать экономику Казахстана, видеть происходящие в ней глубинные процессы. А что до непосредственных результатов трех лет работы в МГД...
Возьмите тот же Налоговый кодекс: два года кропотливой работы, трудных дискуссий с предпринимателями, общественными организациями, депутатами. Это повседневная работа над тем, что принято называть налоговым и таможенным администрированием. Эти три года всегда выполнялся наш план по поступлениям государственных доходов в бюджет. Конечно, коррупция среди налоговиков и таможенников еще далеко не изжита, но за три года очень многое изменилось к лучшему. Вводится новая система налоговой отчетности, которая скоро даст свои плоды. Постоянно работаем над повышением квалификации налоговиков, культуры их работы. Сейчас мы уже подготовили проект Таможенного кодекса, с которым, наверное, немного запоздали. Его надо было сделать год назад. Мы направили его на обсуждение экспертам, участникам внешнеэкономической деятельности. Это во-первых. Во-вторых, хотелось бы больше сделать для работников налоговых и таможенных органов в плане достойной оплаты их труда. В прошлом году была существенно повышена зарплата работникам таможенной службы, в этом - работникам низовых звеньев территориальных налоговых органов. Конечно, многое зависит от возможностей бюджета. Не надо забывать: низкий уровень оплаты труда способствует коррупции, которая в таможенной и налоговой системе встречается еще довольно часто. Но в целом я испытываю определенное удовлетворение от сделанного за три года.
- Вот вы говорите "шаг вперед", а между тем не смолкают голоса, критикующие этот документ...
- Если вы проанализируете эту ситуацию, то увидите: в основном кодекс критикуют те СМИ, которые были против его принятия с самого начала. За этими СМИ стоят конкретные лица, противодействующие мне с самого начала моей работы министром государственных доходов.
Так вот, сегодня, по существу, единственная тема, вызывающая шум, - это ставки за торговлю на рынках. В соответствии с Налоговым кодексом конкретную плату за торговлю на рынках устанавливают местные представительные органы - маслихаты. Ставки, установленные Алматинским гормаслихатом, вызвали недовольство части предпринимателей. Я внимательно изучил ситуацию. С одной стороны, маслихаты правы, считая, что с рынков должно поступать больше. С другой - возможно, нужна была определенная дифференциация по объему продаж, то есть по емкости контейнеров. Думаю, истина где-то посередине, и этот конкретный вопрос будет решен на взаимоприемлемой основе в ближайшее время...
А мне, как министру государственных доходов, в первую очередь могло бы быть неудобно за то, что не успел еще навести порядок в таможне. Эта ситуация сейчас активно обсуждается в прессе. Могу только сказать: видимо, занимаясь Налоговым кодексом, автоматизацией налоговой и таможенной системы (которую мы, кстати, завершим к 2003 году), выполнением плана по сборам, я упустил из виду "человеческий фактор", излишне доверился руководству Таможкома, особенно в подборе кадров...
--- Кстати, по поводу вопроса, дают ли мне взятки. Меня неоднократно "убалтывали" не поднимать эту тему, не сообщать об этом главе государства и очень красноречиво намекали и рисовали пальцами "награду". Этак пару зелененьких "лимончиков". ---
- И в результате все это вылилось в конфликт между вами и председателем Таможенного комитета Мараткали Нукеновым?
- Нет, так вопрос никогда не стоял. Хотя бы потому, что в свое время именно я рекомендовал г-на Нукенова на эту должность. И когда будет надо, я же предложу его снять. Поэтому считаю, что никакого конфликта здесь нет и быть не может. Другое дело, что я сразу же увидел: таможня превратилась в некую пирамиду с пирамидками, по которым снизу вверх шли поборы. Сейчас эту систему мы рушим. И дело тут не только в кадрах или, скажем, в изъянах законодательства, но прежде всего в высоких ставках таможенных пошлин. Там, где неоправданно высокие ставки, всегда будут желающие дать "на лапу" и главное - охотники взять... Хотя и в кадровой политике перекосы были.
- Зейнулла Халидолович, сегодня только ленивый не говорит о том, что любое кадровое назначение в таможенной системе страны происходит небесплатно. Может быть, вы знаете и "прейскурант" цен?
- Рядовая должность на обычном таможенном посту может стоить до 2 тысяч долларов, кресло руководителя таможенного поста на международном автопереходе - до 100 тысяч долларов, "закрывание глаз" на нарушение должностных обязанностей - от 500 до 1000 долларов, беспрепятственное прохождение контейнера через китайскую таможенную границу - до 2 тысяч долларов...
- Вот вы говорите об этом в прошедшем времени - "была система", "существовала шкала"... Но вы же не станете всерьез утверждать, что победили коррупцию на таможне!
- Разумеется, нет. Только в минувшую пятницу на расширенном заседании правительства президент говорил о фактах коррупции на казахстано-китайской границе, например. Разрушить одним махом годами создаваемую систему круговой поруки трудно. Должна быть постоянная системная работа с умом, а не махание шашкой.
- А что вы думаете по поводу серии публикаций в еженедельнике "Новое поколение"? Обвинения серьезные, ничего не скажешь! По их версии, вы действительно получаетесь каким-то "плейбоем на госслужбе" - тут и шикарные вечеринки в крутых ресторанчиках, и полеты на отдых чартерными рейсами, и проживание в пятизвездных отелях в люксовых номерах с эксклюзивным обслуживанием. Может быть, покаетесь, Зейнулла Халидолович? Я готов выступить вашим духовником. Вот только сохранить тайну исповеди никак не могу обещать - читатели меня просто не поймут...
- Напрасно вы, Виктор, иронизируете - мне каяться не в чем! Все их обвинения я воспринимаю достаточно прохладно. Считаю, что подробное обсуждение мной этой темы - излишняя честь для тех людей, которые стоят за этими грязными публикациями.
- Удобная позиция...
- Ну хорошо, если вы настаиваете. Я ни разу не летал чартерами на отдых в Европу, никогда не останавливался там в "пятизвездных отелях в люксовых номерах с эксклюзивным обслуживанием", никогда не летал играть в рулетку в Монте-Карло, не организовывал семейных торжеств с пышными шоу и фейерверками, не обследовался в лучших швейцарских и английских клиниках, не проходил флюорографию в Альпах и тем более - не заставлял оплачивать все это "крупных инвесторов".
- Ну, может быть, с флюорографией в Альпах действительно явный перебор. Но вы же не будете отрицать того, что министр Какимжанов - человек далеко не бедный: в свое время Народным банком командовал, бонусы огромные от Кажегельдина получал?
- Работал, получал. Но никаких шикарных квартир и домов за счет банка не оплачивал. Дом свой я строил еще до прихода в Народный. Вообще скажу так: я испытываю огромное профессиональное удовлетворение, вспоминая работу в Народном банке. Любой банкир, финансист вам скажет: Какимжанов вытащил практически упавший Народный банк в лидеры по всем показателям. Я работал там в интересах банка и государства, а не в своих собственных. А бонусы получал действительно большие, как процент от чистой прибыли, которую мы создавали в банке. Это принято в практике цивилизованного бизнеса. В последней публикации "НП" утверждалось даже, что в ту бытность я был "смотрящим" за молодой казахстанской бизнес-элитой, "хранителем общака". Большего оскорбления для казахстанской бизнес-элиты не придумаешь! Да, у меня были хорошие отношения с правительством Кажегельдина. Будучи руководителем государственного банка, вносил много предложений по реформированию финансовой системы, экономики страны, которые, кстати, не оставались без внимания. Но даже при хороших отношениях в те годы "обвальной" приватизации я не приватизировал ни одно предприятие, ни один магазин, ни одну лавочку, ни один кусочек земли! В целом я расцениваю эти публикации как беспрецедентное давление на должностное лицо государства в связи с исполнением им своих служебных обязанностей...
--- По моей оценке, уточнение одних только крупных нефтяных контрактов в соответствии с нашими предложениями может приносить в казну не менее 300 млн. долларов в год. Теперь можете прикинуть сами, где, как вы выражаетесь, остальные четыре пятых. Во всяком случае, минимум одну пятую я вам уже нашел на примере "Мангистаумунайгаза". ---
- И с чем же вы все это связываете? Уж не с тем ли, что с учредителем газеты - ОАО "Мангистаумунайгаз" - ваше министерство давно уже судится из-за налогов?
- Вы правы, около девяти месяцев назад мы предъявили "Мангистаумунайгазу" налоговую претензию - более 35 млн. долларов. А вообще эта история началась давно - ровно три года назад, когда на второй день после моего назначения министром ко мне в кабинет пришел председатель Наблюдательного совета ММГ Рашид Сарсенов. Обеспечив себе поддержку всякого рода звонками, он умолял завизировать постановление. По неопытности я завизировал, но позже понял, что ошибся, и решил исправить ошибку...
- А что за постановление?
- Согласно ему ОАО ММГ получало право не платить налоги государству на сумму компенсации - 129 млн. долларов. После этого прошла девальвация тенге, и выходило на гораздо большую сумму - 5 млрд. тенге по новому курсу.
- Это за что же такие поблажки?
- Понимаете, в контракт по приватизации ОАО ММГ была заложена уникальная норма, которой нет ни в каких других контрактах по приватизации предприятий. Инвестор покупал месторождение со всеми его активами и пассивами, выплачивая государству около 238 млн. долларов. Но при этом в контракте записано: если пассивы (долги) инвестора будут больше, чем приобретенные им активы, то государство компенсирует ему разницу. Отсюда и выходит постановление правительства, подтверждающее: сумма компенсации - 129 млн. долларов. Хотя ни Госкомимущества, ни иные госструктуры эту цифру не проверяли - она появилась на основе заключения частной аудиторской компании. Я знаю, что эта цифра - тоже афера.
Приведу лишь несколько цифр. В 1998-2000 годах, когда ММГ Рашида Сарсенова вовсю пользовалось упомянутой льготой, уровень налоговой нагрузки на него не превышал 4-5 процентов от объема реализации - меньше, чем у любого малого предприятия в Казахстане.
- Понятно. Теперь давайте вернемся к тому, о чем мы говорили...
- Я обратился к руководству "Мангистаумунайгаза": постановление, которое мной завизировано, противоречит закону, готов нести за это ответственность перед своим вышестоящим руководством, но прежде доплатите в бюджет требуемую сумму налогов. Кстати, по поводу вопроса, дают ли мне взятки. Меня неоднократно "убалтывали" не поднимать эту тему, не сообщать об этом главе государства и очень красноречиво намекали и рисовали пальцами "награду". Этак пару зелененьких "лимончиков".
Вы знаете, они до сих пор не могут понять, что за идиот Какимжанов - отказывается от таких денег и при этом создает себе дополнительные проблемы.
- Послушайте, Зейнулла Халидолович, вся эта история, насколько я понимаю, началась еще в 1999 году. Почему же вы тянули с налоговой претензией аж до 2001-го? На вас давили?
- Я начал готовить все необходимые для этого бумаги уже в 2000 году по итогам 1999-го. Но пока я был в отпуске, замещавшее меня должностное лицо подписало приказ о налоговой проверке, которую провели спустя рукава всего за две недели. Естественно, в акте не было никаких претензий, а по закону следующую проверку мы имели право проводить только в 2001 году, что мы и сделали. В ответ - все эти негативные публикации.
- Ну, знаете, "негативные" - это очень мягко сказано. С чем вы связываете такую безоглядную смелость?
- Дело в том, что Рашид Сарсенов в схеме приватизации и деятельности ММГ, организации всей этой грязной клеветы - это пешка в руках своего патрона, поэтому позволяет себе хамство и неуважение к государству, к народу... Но мало того, Рашид Сарсенов обманывает всех, в том числе и этого патрона. У него есть определенные схемы увода доходов, которые я еще буду доказывать. Но не это главное. А то, что в итоге реальная цена, по которой так называемый "инвестор" приобрел ММГ, - около 110 млн. долларов, а вся чистая прибыль с 1998 по 2001 год - около 400 млн. долларов. Круто, не правда ли?
Мало того, что в 1999-2000 годах с ММГ не брались дивиденды (а это около 70 млн. долларов, которые ему "оставили" на развитие предприятия), в тот же 2000 год продается 30-процентный госпакет акций ММГ за 100 млн. долларов. С учетом "оставленных" 70 млн. долларов фактически 30-процентный госпакет акций они покупают за 30 млн. долларов. Хотя эти 30 процентов должны были приносить в государственный бюджет не менее 40 млн. долларов в год. Красивые инвестиции, не правда ли? То есть в случае с ММГ инвестиции в нефтедобывающую отрасль окупаются практически за 2 года, а в случае с 30-процентным пакетом акций деньги возвращаются за год, в то время как наши предприниматели, например в пищевой промышленности, "горбатятся" с утра до ночи, чтобы окупить свои затраты в течение 3-4 лет. Вот вам и цена вопроса всех этих публикаций.
- Кстати, если суммировать все эти цифры, то получается как раз одна пятая часть того "пропавшего" нефтяного миллиарда, о котором наша газета писала все последнее время. Может быть, вы, Зейнулла Халидолович, готовы подсказать, где остальные четыре пятых?
- Знаете, это тема для отдельного большого разговора.
- Вас не раз упрекали в стремлении испортить благоприятный инвестиционный климат в Казахстане, подорвать доверие крупных компаний-инвесторов к государству. Обвинения, прямо скажем, серьезные. Чем ответите?
- Все эти истеричные крики о "подрыве доверия" - на самом деле лишь попытка защитить свои шкурные интересы. Министерство государственных доходов не стремится рвать контракты, а настаивает на уточнении отдельных положений по налоговым вопросам. В последние годы произошла серьезная либерализация казахстанского налогового законодательства. Таким образом, баланс между государством и инвесторами сместился в пользу последних. Но в законодательстве, а точнее - в статье 6 Закона "Об иностранных инвестициях", прямо говорится о необходимости соблюдать баланс интересов. Вот почему мы предлагаем уточнить отдельные положения контрактов. И в этом направлении кое-что нами сделано. На сегодняшний день примерно 50 недропользователей уже внесли изменения в свои контракты. Дополнительные доходы, поступившие в результате в бюджет, составляют десятки миллиардов тенге.
- Хорошо, а сколько бюджет теряет на тех, кто все еще противится уточнению контрактов?
- По моей оценке, уточнение одних только крупных нефтяных контрактов в соответствии с нашими предложениями может приносить в казну не менее 300 млн. долларов в год. Теперь можете прикинуть сами, где, как вы выражаетесь, остальные четыре пятых. Во всяком случае, минимум одну пятую я вам уже нашел на примере "Мангистаумунайгаза".
--- Рядовая должность на обычном таможенном посту может стоить до 2 тысяч долларов, кресло руководителя таможенного поста на международном автопереходе - до 100 тысяч долларов, "закрывание глаз" на нарушение должностных обязанностей - от 500 до 1000 долларов, беспрепятственное прохождение контейнера через китайскую таможенную границу - до 2 тысяч долларов... ---
- И все же дайте, пожалуйста, внятный ответ: почему вы не подаете в суд?
- Да, ко мне обращаются многие руководители различного ранга, руководители крупных предприятий, депутаты, бизнесмены, просто знакомые и друзья и высказывают слова возмущения. Им непонятна моя реакция.
Я знаю многих журналистов газеты "Новое поколение" и действительно уважаю ее журналистский коллектив. Но, к сожалению, они не имеют той свободы, которая должна быть у журналистов. Я знаю, что подавляющее большинство журналистов испытывают стыд за эти публикации. Мне известно, что главный редактор убеждал Сарсенова в том, что эти публикации наносят значительный ущерб репутации газеты. Поэтому предъявлять претензии к газете - это стрелять из пушки по воробьям. На мой взгляд, если у идейного вдохновителя этих публикаций Рашида Сарсенова осталось еще хоть чуточку человеческого достоинства или мужской чести, пусть он подпишется под этими публикациями, а не прикрывается женским именем - Аврора Крейсер. Тогда, я уверен, разговор будет другой. А пока я просто наблюдаю, как он тонет в той же грязи, которую накладывает.
Никто не может диктовать, как мне жить. Я не воровал, людей не обманывал, живу на свои заработанные деньги.
- Скажите, Зейнулла Халидолович, что двигало вами, когда в прошлом году вы, прямо скажем, сенсационно заявили о своем желании принять участие в легализации теневых капиталов? Многие восприняли это как желание лишний раз вызвать к себе интерес, эпатировать общественное мнение...
- Знаете, когда акцию легализации поддержали предприниматели, парламент принял закон, президент страны дал гарантии, это была уже не просто акция по притоку денег в банки. Это была акция выражения доверия или недоверия бизнеса к власти. К сожалению, не все должностные лица отнеслись к реализации акции с энтузиазмом: кто-то не верил в нее, кто-то был идейно против и действительно хотел, чтобы она провалилась.
В этих условиях я считал своим долгом перед страной, перед президентом делать все возможное для того, чтобы она была успешной. Поэтому нами был предпринят ряд дополнительных шагов, стимулирующих легализацию, в том числе по уничтожению деклараций, продлению сроков акции. Тем не менее ко мне постоянно подходили знакомые предприниматели с вопросом: неужели это действительно правда? Советуешь ли ты принять участие в легализации?
Журналисты старались припереть меня к стенке: вот вы были бизнесменом, будете ли вы лично принимать участие в легализации?
Поймите правильно, многие капиталы сколачивались в первые пять лет независимости нашего государства. Это было время, когда новые нормы законов приходили в противоречие со старыми, по одной норме можно было дать орден, а по другой - посадить в тюрьму. Так и работали предприниматели, балансируя на лезвии ножа.
Я приведу конкретный пример. В 1992-1993 годах, когда были разрушены все хозяйственные связи и платежная система бывшего Советского Союза, не осуществлялись платежи, например, между Россией и Казахстаном, мы создали уникальную схему погашения долгов российских предприятий казахстанским предприятиям и обеспечили поступление таких денег в страну. И это при том, что существовала 108-я статья Уголовного кодекса, которая предполагала срок за незаконные валютные операции. Вот и получалось: делай это официально - угодишь в тюрьму, не занимайся этим - экономика Казахстана окажется в еще более тяжелом положении. На этой грани работали только смелые, и их риск и смелость вознаграждались.
Точно могу сказать, что криминальные деньги не легализовывались - слишком у них много следов. В легализации, и я однозначно в этом уверен, принимали участие те люди, которые имеют деньги, чтобы жить легально.
Своим заявлением об участии в легализации я хотел только одного: чтобы предприниматели верили в эту акцию, верили в государство, верили в закон.
Я умышленно шел на такую жертву, потому что она для меня не является трагической. Я знаю, что мое будущее не связано с политической системой координат.
Время |