"Панорама", 1 ноября
В интервью Нурлана Балгимбаева, опубликованном в предыдущем номере Панорамы, экс-премьер высказал сомнения по поводу реальности проекта республиканского бюджета на 2003 год. В частности, согласно его приблизительным подсчетам, доходная часть бюджета может быть увеличена как минимум на $600 млн, и это только за счет более детального анализа действующих контрактов на недропользование на углеводородное сырье. 28 октября в эфире телеканала "Хабар" прозвучало интервью Премьера Тасмагамбетова, в котором он затронул некоторые из высказанных г-ном Балгимбаевым моментов.
Нурлан БАЛГИМБАЕВ согласился на просьбу Панорамы прокомментировать тезисы телеинтервью Имангали Тасмагамбетова по телефону.
- Нурлан Утебович, г-н Тасмагамбетов сказал, что пересмотр контрактов недопустим.
- Совершенно верно. Я как никто другой понимаю недопустимость пересмотра действующих контрактов и никогда не говорил об этом. Свою позицию отдельно подчеркнул еще раз в интервью вашей газете. Речь шла о детальном анализе положений действующих контрактов, с тем чтобы максимально использовать возможности для пополнения доходной части бюджета и не допустить ошибок в будущих контрактах. Согласитесь, совсем разные вещи. Это понятно всем, и тем более это должно понимать правительство.
- Но Премьер высказанные вами вопросы переадресовал вам же - о невыгодности для государства ряда нефтяных контрактов. Думаем, что он в этом прав, так как нет другого человека, который дольше вас возглавлял нефтяную отрасль в нашей стране.
- Во-первых, я не говорил о невыгодности действующих контрактов в своем интервью. Видимо, он невнимательно ознакомился с ним. Во-вторых, для справки: я не подписывал контрактов по Карачаганаку, Тенгизу и ОКИОКу. Первые контракты были заключены, когда я не работал в Казахстане. А в 1997 году, когда готовились контракты, действовавший в то время Премьер-Министр отстранил меня от этой работы. Во-третьих, применение метода ускоренной амортизации "Тенгизшевройлом" рассматривается сейчас, и связано это с проектами строительства завода второго поколения и закачки сырого газа. Я рад, что Имангали Нургалиевич понимает эту проблему и не допустит потерь государственного бюджета. Потому что в планах "ТШО" будут заводы третьего и четвертого поколений по расширению мощностей, и если будет допущен прецедент финансирования через применение метода ускоренной амортизации, то не только нынешнее поколение, но и наши внуки не почувствуют отдачи от этого крупнейшего проекта. И если Премьер-Министр говорит, что не допустит потерь бюджета, то в таком случае надо было отразить эти $200 млн в проекте бюджета уже на будущий год. О чем я и говорил.
В-четвертых, взыскание оставшейся суммы кредита в $210 млн, выданного республикой в виде производственных активов "Тенгизмунайгаза", и процентов, что за девять лет в общей сумме уже более $300 млн, было обусловлено некоторыми обстоятельствами, которые осуществились к настоящему времени. И раньше не было возможности требовать погашения. В-пятых, что касается бонусов в размере как минимум $150 млн по двум проектам - Соглашению о разделе продукции на Северном Каспии и началу работ на структуре Курмангазы, то это также вопросы сегодняшнего дня.
Еще раз хочу отметить, что простое население должно реально ощутить бурный рост экономики. Имангали Тасмагамбетов называет бюджет будущего года резко социально ориентированным, но приводит в подтверждение абсолютные показатели роста расходов на социальную сферу. В своем же интервью я привел данные по этим расходам по отношению к ВВП, как показателю роста экономики, и отметил, что в последние годы наблюдается их снижение с 9,6% в 1998 году до 5,5% в 2002 году. Такая же тенденция планируется на 2003 год. А аргументировать социальную ориентированность бюджета абсолютными показателями недопустимо. Также требуют пересмотра межбюджетные отношения, о чем я тоже говорил ранее.
В заключение хочу повторить: при принятии такого важного документа необходимо учитывать все толковые замечания и предложения, от кого бы они ни исходили. |