NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:45 ast
13:45 msk

Омирхан Оксикбаев: "Легализация наркотиков - это путь в никуда"
Секретарь Совета безопасности Казахстана рассказывает о борьбе с наркоманией и наркобизнесом
03.11.2002 / интервью

Владимир Бойко, "Юридическая газета", 30 октября

Среди глобальных вызовов века, не обошедших стороной нашу республику, незаконный оборот наркотиков и наркомания представляются сегодня не менее опасными и страшными, нежели экстремизм или терроризм, поскольку способны нанести непоправимый урон генофонду нации, а следовательно, таят угрозу государственной безопасности страны. Как избежать этой напасти, защитить и уберечь поколения казахстанцев от коварной "белой смерти"? Об этом - беседа нашего корреспондента с секретарем Совета безопасности страны Омарханом ОКСИКБАЕВЫМ.

- Омархан Нуртаевич, прошедшее недавно заседание Совета безопасности республики по вопросам борьбы с наркоманией и наркобизнесом - это плановое заседание, или его повестка продиктована назревшей необходимостью?

- Состоявшееся в конце сентября заседание Совета безопасности под председательством главы государства было плановым. Читателям вашей газеты должно быть известно, что на заседаниях этого конституционного органа рассматриваются глобальные и наиболее актуальные вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности страны. К их числу в последние годы стали относиться и вопросы борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Этим объясняется постоянное внимание Совета безопасности к проблемам борьбы с наркоманией и наркобизнесом, которые прежде дважды - в 1999 и 2001 годах, обсуждались на его заседаниях.

- Какова сегодня наркотическая ситуация в стране?

- Расширение масштабов наркопотребления стало существенным фактором, влияющим на формирование внутреннего рынка сбыта наркотиков. Количество состоящих на учете наркоманов составляет 47 тыс., из которых около 5 тыс. - женщины, почти 2 тыс. - несовершеннолетние.

Сегодня наркорынок нацелен на обеспечение растущих потребностей в этих опасных веществах. Отсюда и рост связанной с наркотиками преступности. Их доля в общей преступности по стране за последнее десятилетие выросла с 3 до 12 процентов, то есть в четыре раза.

- Эксперты ООН считают"что для выяснения реальной картины наркотической ситуации в любой стране данные официальной статистики о состоящих на учете наркоманах следует умножать на 8 или даже на 10. Так ли это?

- Как вы знаете, при министерстве здравоохранения создан Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании, которому и предстоит заниматься мониторингом наркоситуации в республике. Полагаю, что установление реального числа наркозависимых лиц является крайне необходимым, оно и создает основу для выстраивания сбалансированного механизма влияния на ситуацию со стороны ответственных органов, их организаций и должностных лиц.

К слову, многое в борьбе с наркоманией будет зависеть от деятельности данного центра, укрепления его научно-технического потенциала и организационной структуры. Такое внимание к центру со стороны Совета безопасности объясняется тем, что его создание было прямо предусмотрено утвержденной главой государства Стратегией борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы.

Некоторые исследования этого центра показывают на небеспочвенность экспертных оценок численности наркозависимых и у нас, что, естественно, вызывает серьезную обеспокоенность.

- По официальным данным, в последнее время в нашей стране многократно возросло число лиц, употребляющих "тяжелые" и синтетические наркотики. С чем это связано и как в этой связи корректируются меры по борьбе с наркопреступностью в республике?

- Причиной засилья героина и опия стало усиление наркотрафика через территории государств Центральной Азии, а также России, на европейский рынок. Сброс во внутренний рынок "тяжелых" наркотиков, проходящих транзитом через нашу территорию, является основной причиной формирования широкого круга их потребителей.

Как известно, главным очагом наркоугрозы для всей Евразии, по- прежнему, остается Афганистан, на долю которого приходится, по данным ООН, не менее 75-80 процентов общемирового нелегального производства героина и опия.

С другой стороны, центрально-азиатские государства сталкиваются с относительно новой проблемой, связанной с проникновением синтетических наркотиков, в огромных количествах производимых в Западной и Восточной Европе, Прибалтике. В качестве примера могу назвать недавний случай задержания в Караганде крупнейшей партии - 2 тыс. таблеток "экстази", произведенных в Голландии.

Учитывая это, Совет безопасности на своем сентябрьском заседании специально акцентировал внимание на приоритетном характере мер, направленных, прежде всего, именно против "тяжелых" и синтетических наркотиков.

В частности, МВД, КНВ и Агентству таможенного контроля поручено в кратчайший срок разработать совместный план действий, предусматривающий комплекс мер по выявлению и пресечению устойчивых каналов поступления этих наркотиков и их изъятию из незаконного оборота.

Не секрет, что значительная часть "тяжелых" и синтетических наркотиков распространяется в культурно-массовых заведениях и учреждениях сферы обслуживания - в казино, ночных клубах, дискотеках и других общественных местах, среди посетителей которых доминирует молодежь. В этой связи министерству юстиции поручено разработать проект закона о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающий ответственность собственников и сотрудников таких заведений за непринятие ими мер против сбыта и употребления в них наркотиков. Соответствующие необходимые поручения по совершенствованию наркологической службы даны также министерству здравоохранения.

- Если Афганистан по-прежнему остается основным производителем и поставщиком наркотиков, то каков эффект длящейся уже год антитеррористической операции?

- Наша страна неоднократно обращала внимание мирового сообщества на то, что в ходе антитеррористический операции не выявляются и не уничтожаются склады хранения героина и опия. Основанием для этого является превращение организованного наркобизнеса в реальный источник финансирования терроризма.

В частности, об этом казахстанской делегацией было заявлено в марте текущего года на 4б-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, полноправным членом которой наша республика стала в январе 2000 года. Судя по экспертным данным, в течение последних 3-4 лет в Афганистане было произведено не менее 10 тыс. тонн опия, большая часть которого все еще остается в этой стране. Более того, как утверждают эксперты ООН, антитеррористическая операция нисколько не помешала тому, что в Афганистане собран рекордный за последние годы урожай опия-сырца - около 3 тысяч тонн.

- Выступая в Йоханнесбурге, Президент республики Нурсултан Назарбаев предложил разработать специальную про- грамму ООН по противодействию наркобизнесу в Центральноазиатском регионе. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

- Необходимость особого внимания мирового сообщества к Центральноазиатскому региону в контексте решения проблем, связанных с наркотиками, думаю, более чем обоснованна. Их решение в этом "узком" месте позволило бы перекрыть дальнейшее продвижение международного наркобизнеса, а также терроризма в развитые государства. Последние как страны-доноры должны быть в этом прямо заинтересованы.

Однако здесь все еще больше ожиданий, чем реальных действий. Объем финансирования реализуемых в регионе антинаркотических проектов никак не соизмерим с величиной существующей угрозы, да и темпы развития такого сотрудничества оставляют желать лучшего.

Учитывая складывающуюся ситуацию, Совет безопасности поручил комитету по борьбе с наркоманией и наркобизнесом министерства юстиции совместно с министерством иностранных дел проработать вопрос о внедрении специального проекта для Республики Казахстан по обеспечению системного противодействия наркомании и наркобизнесу с участием Управления ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности.

Со своей стороны, заинтересованные государственные органы обсудили вопросы развития дальнейшего сотрудничества Казахстана с этой авторитетной международной организацией, включая разработку и реализацию вышеуказанного и других совместных проектов, финансируемых из внешних источников, с главой Представительства УКНПП ООН в Центральной Азии в ходе ее визита в республику в первой декаде октября.

- Какие меры по борьбе с наркопреступностью и распространением наркомании намечено принять в республике?

- Не буду отвлекать внимание читателей газеты упоминанием всех мер, которые были выработаны Советом безопасности. Они оформлены в виде конкретных поручений правительству, центральным и местным исполнительным органам и затрагивают многие сферы жизнедеятельности общества.

При правительстве образуется комиссия под председательством одного из заместителей премьер-министра, на которую возлагается ответственность за организацию взаимодействия центральных и местных исполнительных органов в борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Итоги работы в этом направлении будут подводиться ежемесячно. Также правительству поручено принять соответствующие меры по расширению полномочий, усилению организационной структуры Комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом министерства юстиции.

Мы вправе ожидать ощутимых позитивных результатов от внедрения специальной антинаркотической программы по Шуской долине и программы антинаркотической пропаганды на ближайший трехлетний период, к разработке которых следует приступить немедленно. Пока же Шуская долина с огромными массивами дикорастущей конопли остается источником многих бед не только для юга республики, но и соседних государств - Кыргызстана, России и других, - а осуществляемая пропаганда против наркотиков не отличается системностью и последовательностью.

Многое, как мне представляется, зависит от своевременного обращения граждан, попавших в зависимость от наркотиков в лечебные учреждения. В этой связи государство, с одной стороны, должно предложить необходимый объем качественных услуг, включая возможность прохождения соответствующего курса медико-социальной реабилитации. С другой стороны, эти лица должны иметь возможность для добровольного обращения за такой помощью, не опасаясь каких-либо гонений либо ущемлений и ограничений в правах и свободах. Поэтому министерствам здравоохранения, юстиции, внутренних дел, образования и науки поручено разработать комплекс мер, стимулирующих добровольное обращение наркозависимых людей в наркологические учреждения.

Особое внимание Совет безопасности уделяет кадровому вопросу. Впервые перед заинтересованными министерствами, а также акимами поставлена задача начиная со следующего учебного года обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по специальности "психиатр-нарколог",

"Силовым" министерствам и ведомствам поручено принять неотложные меры по ужесточению отбора сотрудников в подразделения по борьбе с наркотиками, проведению регулярных аттестаций в их рядах с целью выявления непригодных к этой работе лиц.

Оздоровление общества и его избавление от влияния наркотиков возможно лишь тогда, когда мы установим жесткие барьеры против их проникновения прежде всего в государственные органы и организации, учебные заведения. Этому будет способствовать внедрение широко используемых международной практикой тест-систем для выявления лиц, употребляющих наркотики. Соответствующие поручения по безотлагательной проработке данного вопроса получили правительство и ряд заинтересованных государственных органов.

Кроме того, особый упор в предстоящий период будет сделан на профилактических мерах, которыми должна быть охвачена среда несовершеннолетних и молодежи. К весне следующего года планируется разработать Программу "Казакстан балалары", предусматривающую профилактику наркомании среди детей и подростков, пропаганду физической культуры и спорта, воспитание патриотизма.

Успех всей антинаркотической работы, конечно же, зависит от усилий местных исполнительных органов. Кое-что в этом плане делается, однако, здесь все еще отсутствует системный подход.

Под влиянием наркотрафика проблема распространения наркотиков существенно переместилась в центральные и северные регионы республики, что требует соответствующей реакции, прежде всего со стороны руководства Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и других областей. Для г. Алматы и южных областей республики решение наркотических проблем должно стать приоритетной задачей дня.

Учитывая широкое распространение потребления наркотиков, Совет безопасности поручил акимам областей, городов Астаны и Алматы создать комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в населенных пунктах и взять их работу под личный контроль. В этот процесс должна быть шире вовлечена общественность, неправительственные организации.

Думаю, что качественная и своевременная реализация намеченных мер позволит добиться стабилизации наркоситуации и создаст необходимые предпосылки для ее постепенного, но устойчивого улучшения в будущем.

- Как Совет безопасности оценивает деятельность республиканских органов и силовых структур, призванных противостоять наркомании и наркопреступности?

- Скажу прямо - все они, имея четко очерченные задачи, достаточные силы и полномочия для их реализации, на сегодняшний день существенно не дорабатывают. Поэтому мы вправе говорить о наличии реальных резервов для стабилизации наркоситуации.

По существу, оценки деятельности государственных органов в данном направлении до сих пор носили поверхностный характер. Можно сказать, никто целенаправленно этой проблемой не занимался.

Поэтому глава государства поставил задачу - разработать критерии оценки эффективности антинаркотической деятельности государственных органов и утвердить их на уровне правительства.

Анализ этого вопроса, проведенный секретариатом Совета безопасности, позволяет полагать, что в числе критериев при оценке деятельности правоохранительных органов прежде всего должен быть суммарный объем изъятых за отчетный период наркотиков, а не количество возбужденных уголовных дел. Только таким образом нам действительно удалось бы заставить компетентные органы заниматься крупными сбытчиками и организаторами наркобизнеса, а не ловить потребителей и мелких распространителей наркотиков.

Деятельность органов здравоохранения правильнее было бы оценивать по проценту годичной ремиссии, то есть воздержания лица от повторного потребления наркотиков после прохождения курса лечения от наркомании. Сегодня этот процент один из самых низких и равен всего лишь 4-7 процентов. Разработки отечественных специалистов показывают, что при правильном подходе можно добиться увеличения этого процента до 40 в течение ближайших нескольких лет.

Аналогичный подход, думаю, должен присутствовать при выработке всех необходимых критериев оценки деятельности центральных и местных исполнительных органов.

В этой борьбе мы не должны замыкаться только на работе госорганов. Как мне видится, без должной поддержки и самоориентированности общественности, особенно СМИ, данная работа будет полумерой. Поэтому призываю всех к борьбе с данным злом, представляющим угрозу безопасности государства.

- Насколько имеющаяся в стране законодательная база, в том числе в части международного правового регулирования, адекватна наркотической ситуации в республике? Позволяет ли она принимать соответствующие меры для стабилизации положения?

- У нас такая законодательная база создана. Помимо принятия Закона "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими", содержащего теперь и список этих веществ, а также Закона "О медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией" главой государства утверждена пятилетняя Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом, которая четко разграничивает ее поэтапную реализацию.

Правительством приняты специальная двухлетняя программа и Правила осуществления государственного контроля над легальным оборотом наркотиков и прекурсоров. Разработаны и утверждены на межведомственном и ведомственном уровнях многочисленные нормативные правовые акты.

Наша республика в достаточно короткий срок интегрировалась в международную систему контроля над наркотиками. Парламент Казахстана ратифицировал все три основные конвенции ООН в этой области (1961, 1971 и 1988 гг.), республика не правах полноправного члена стала участвовать в работе главного антинаркотического органа ООН - Комиссии по наркотическим средствам, активно сотрудничает с Международным Комитетом ООН по контролю над наркотиками (МККН ООН). Кстати, в прошлом месяце по нашей же инициативе впервые в Центральноазиатском регионе официальная миссия МККН ООН посетила Казахстан для изучения наркообстановки и оценки усилий государственных структур в борьбе с наркотиками.

В настоящее время Казахстаном заключено 34 международных договоров, в том числе 7 многосторонних, со странами СНГ, Европы, Балтии, США, Индией, Ираном и Пакистаном, что позволяет развивать взаимодействие и сотрудничество в борьбе с международным наркобизнесом.

- Какие меры предполагается предпринять по пресечению продвижения наркотиков через государственную границу республики?

- На прошедшем заседании Совета безопасности глава государства поручил правительству проработать с соответствующими сторонами вопрос о демаркации государственной границы Республики Казахстан по всему ее периметру. Без реализации этой меры будет трудно избавиться от сохраняющейся "прозрачности" наших границ.

Министерству внутренних дел, КНБ и Агентству таможенного контроля поручено разработать совместные планы взаимодействия и сотрудничества с компетентными органами приграничных регионов иностранных государств. При этом должны будут учитываться и проблемы незаконной миграции.

Эффективность международного взаимодействия можно было бы усилить также посредством создания постоянно действующей антинаркотической структуры в рамках СНГ или других международных организаций, таких, как ЕврАзЭС, ЦАС, ШОС, участником которых является Республика Казахстан. Сейчас над этим работает МИД страны.

- В мире существуют два направления борьбы с наркоманией. Одно из них можно определить как карательно-запретительное, другое - постепенная легализация наркотиков. Какое из них, по вашему мнению, более эффективно для Казахстана?

- Наша государственная политика в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом должна основываться на учете того обстоятельства, что мы, по существу, граничим с мировым рынком нелегального производства героина и опия. Поэтому в этих условиях говорить о каком-либо послаблении контроля сравнимо с самоуничтожением нации.

В принципе неверно говорить о постепенной либо какой-то еще легализации любых наркотиков, даже так называемых легких. Это путь в никуда. Мы можем сегодня так заявлять, поскольку в своем официальном докладе на уже упоминавшейся 45-сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам МККН ООН озвучило результаты специального исследования, которое признало ошибочной практику легализации "легких" наркотиков, так как в Голландии и Швейцарии сегодня столкнулись с самыми высокими в мире темпами роста потребления "тяжелых" наркотиков. Хотелось бы, чтобы наши СМИ знали об этом.

- Любые программы могут остаться лишь благими намерениями, если они не будут в до- статочной мере финансироваться. Есть ли проблемы в этом плане?

- Программа правительства по борьбе с наркоманией и наркобизнесом на 2002-2003 годы финансированием обеспечена. Тем не менее по итогам обсуждения Совет безопасности поручил правительству внести в эту программу меры по активизации пресечения незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими и предусмотреть дополнительное финансирование.

Итог всей антинаркотической работы в стране, конечно же, будет зависеть от ее реализации на местах, в каждом населенном пункте. В этой связи акимы областей, городов Астаны и Алматы должны будут обеспечить выделение в местном бюджете начиная со следующего года достаточных средств на мероприятия по предупреждению и лечению наркомании, медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц, обучению и трудоустройству людей, прошедших курс реабилитации, а также по укреплению материально-технической базы наркологических учреждений.

- Предполагает ли Совет безопасности вновь возвращаться к этому вопросу?

- Учитывая важность вопросов борьбы с наркоманией и наркобизнесом; глава государства портил правительству два раза в год информировать Совет безопасности о ходе этой работы и реализации решений, принятых на заседании совета.

Пользуясь случаем мне хотелось бы поблагодарить "Юридическую газету" за внимание к одному из важнейших аспектов обеспечения национальной безопасности, который связан с борьбой с наркоманией и наркобизнесом. Желаю редакции "Юридической газеты" творческих успехов, а ее читателям - счастья и благополучия!

И досье:
Сорокасемилетний Омархан Нуртаевич ОКСИКБАЕВ - представитель нового поколения казахстанских политиков. Прошел путь от экономиста облфинуправмения до одного из первых: руководителей государства. После окончания Алматинского института народного хозяйства и службы в армии работал главным экономистом совхоза в Алматинской области, начальником отдела управления освоения орошаемых земель, заместителем начальника ГКРУ министерства финансов, начальником управления Комитета госфинконтроля республики, по вопросам аудиторской службы в рыночной экономике стажировался во Франции. Был начальником ревизионного управления Госкомитета финансового контроля РК и управления межгосударственных отношений минфина республики, членом Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и Госкомиссии по борьбе с коррупцией. В течение двух лет являлся заместителем секретаря Совета безопасности страны. До назначения в августе текущего года секретарем Совета безопасности РК руководил Главной контрольной инспекцией Администрации главы государства. Женат, имеет сына и дочь.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Начальник ГАИ 30.11.2002
Пора договариваться... 29.11.2002
Владимир Литвиненко: "Я и так в политике, в минерально-сырьевой" 28.11.2002
Демократизация общества 26.11.2002
Управляющий 23.11.2002
Нургуль Калиева: "Точки над "i" всегда ставлю сама" 22.11.2002
Ерсаин Еркожа о Батырхане Даримбете: "Он просто предатель!" 22.11.2002
В защиту интересов компании 18.11.2002
Нартай Дутбаев: "Чекист" и "нравственность" должны стать совместимыми понятиями" 13.11.2002
Я хотел бы быть туркменом 12.11.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz