NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Четверг 24.09.2020 01:10 ast
22:10 msk

Интервью начальника следственного департамента КНБ
К.Карбузов: "В результате проведенных операций задержаны участники преступной группировки, к которой имеют отношение ряд бывших и действующих сотрудников органов внутренних дел, в том числе известные Соболевский и Адамов"
24.12.2002 / интервью

"Егемен Казахстан", 3 декабря
Официальный сайт КНБ РК, 23 декабря

Интервью начальника Следственного департамента КНБ генерал-майора Карбузова К-К.Ж., кандидата юридических наук газете "Егемен Казахстан"

- Козы-Корпеш Жапарханович, читателей нашей газеты интересует многое о деятельности спецслужбы Казахстана в современных условиях, в том числе и о расследовании громких дел, где больше всего возникает различных слухов и домыслов.

- Понимаю. Общество ждет от нас как можно больше открытости и прозрачности, но специфика работы спецслужб не позволяет в полной мере освещать весь спектр деятельности наших подразделений. Но ту информацию, которую можно опубликовать или высказать в печатных или электронных СМИ мы не скрываем, свидетельство тому пресс-конференции с участием руководства Комитета, сообщения пресс-службы, выступления Председателя КНБ на телевидении и в прессе, статьи и заметки в местных средствах информации руководителей различных уровней. В доведении объективной информации мы заинтересованы в не меньшей мере. Ряд моментов был освещен на моей последней пресс-конференции, на которой присутствовали представители многих СМИ.

Для широкого освещения нашей работы открыт Web-сайт КНБ РК (адрес www.knb.кz), где размещается информация о деятельности органов национальной безопасности, в том числе о завершенных уголовных делах.

- Несколько дней назад Председатель КНБ РК генерал-лейтенант Дутбаев Н.Н. в интервью газете "Известия" рассказал о некоторых аспектах деятельности органов национальной безопасности. Понятно, что основной задачей Следственного департамента является расследование уголовных дел. Какие еще задачи решают следственные подразделения спецслужбы?

- В Вашем вопросе уже есть часть ответа. Действительно следственными подразделениями органов национальной безопасности в основном расследуются уголовные дела о преступлениях, направленных против основ конституционного строя и безопасности государства, связанных со шпионажем и проявлениями терроризма. Кроме этого законодательством дано право расследовать уголовные дела о коррупции, контрабанде наркотиков и оружия, но это в порядке альтернативности, поскольку ими в основном занимаются органы внутренних дел и финансовой полиции.

В отличие от правоохранительных органов, имеющих выделенные специальные структуры, мы также выполняем координирующие функции в сфере борьбы коррупцией. Совместно с другими подразделениями КНБ и заинтересованными государственными органами решаем задачи по совершенствованию национального законодательства, межведомственного и международного сотрудничества по вопросам оказания правовой помощи и другим аспектам деятельности спецслужбы.

Большое значение придаем информационно-аналитической деятельности, поскольку она способствует правильной оценке качества следствия и выработке управленческих решений. Обеспечение гарантированных Конституцией прав и свобод личности и интересов государства в нашей работе является приоритетным.

Не редко призванные обеспечивать защиту интересов граждан и борьбу с коррупцией должностные лица сами совершают подобные преступления, которые зачастую расследуются нами.

Кроме этого, наша деятельность неразрывно связана с обеспечением мер безопасности участников уголовного процесса, членов их семей и близких родственников.

- Как известно Закон РК по вопросам государственной защиты названных Вами лиц вступил в силу в прошлом году. Какие меры принимаете на этом направлении?

- Вопросам защиты свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса мы придаем важное значение. Материально-финансовое обеспечение указанных мероприятий должно осуществляться за счет выделенных органам национальной безопасности бюджетных средств. На эти цели денежные средства впервые были выделены в 2002 году.

Учитывая прогнозные оценки по находящимся в производстве уголовным делам и практический опыт по применению установленных законом норм, усилия направлялись на планирование организационных мер с одновременным снятием проблем осуществления защитных мероприятий. Тщательно подходим к использованию выделенных государством денежных средств на эти цели.

Имеются утвержденные ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решения, взаимодействия и расходов денежных средств, как при организации, так и осуществлении защиты указанных лиц.

На случаи возникновения необходимости переселения на другое место жительства планировались расходы на транспортные перевозки, выплату суточных, приобретение или аренду жилья для временного помещения защищаемых лиц, обеспечение их оружием, средствами индивидуальной защиты и техническими средствами, а также компенсацию возможно причиненного вреда жизни, здоровью и имуществу подобной категории лиц.

Для повышения эффективной этой работы укреплялась материально-техническая база следственных и оперативных подразделений, на которых возложены функции координации и непосредственного осуществления мер безопасности лиц по находящимся в производстве уголовным делам. В центральном аппарате и во всех территориальных органах КНБ оборудованы помещения для проведения опознания и иных процессуальных действий в условиях, исключающих визуальное наблюдение защищаемых лиц другими участниками процесса.

С целью сбора и обработки конфиденциальных сведений о защищаемых лицах, формирования банка данных приобретена соответствующая оргтехника, установлено программное обеспечение, учитывающая уровень доступа, порядок ввода и получения информации. Принимаются меры по решению других проблем. В частности, по обеспечению специальной аппаратурой и оборудованием не только для документирования следственных действий с участием защищаемых лиц, но и осуществления их индивидуальной защиты, перевозки при проведении оперативно-следственных действий на месте совершения преступлений.

Учитывая необходимость проведения процессуальных действий с участием защищаемых лиц вне места дислокации следственных работников, возникает необходимость в приобретении переносных компьютеров (ноутбуков) в комплекте с принтерами и автономными источниками питания. Нужны переносные специальные технические средства для оборудования мест временного размещения защищаемых лиц.

Кстати, есть примеры надежной физической и иной защиты ряда свидетелей и потерпевших по уголовным делам, обратившихся с заявлениями, осуществленных территориальными органами национальной безопасности, но конкретно об этом, как Вы понимаете, мы не можем сообщить. Отмечу, что некоторые подобные уголовные дела уже рассмотрены судами, ряд из них на стадии окончания.

- Угрозы международного терроризма и экстремизма, проблемы коррупции в различных государственных органах актуальны и для Казахстана. С вашей точки зрения, готовы ли мы противостоять этим проявлениям зла, какова роль следователей?

- В системе КНБ органам предварительного следствия придается особое значение. Работа следователя является концентрированным выражением конечного результата работы оперативного состава. Следователь в своих действиях строго руководствуется законом. В последнее время на различных уровнях обсуждаются проблемы качества следственной работы, они имеются и у нас. Одним из путей ее повышения является первичное обучение и непрерывная переподготовка следователей в условиях динамично обновляющегося законодательства. Основной костяк следователей составляют работники прокуратуры, органов внутренних дел и бывшего ГСК, вносящие определенный вклад в достигнутые результаты. Сейчас Академия КНБ остается главным источником пополнения органов национальной безопасности квалифицированными кадрами. Проводятся семинары с применением нестандартных и прогрессивных форм и методов. Не отказываемся мы и от предложений иностранных государств. Ряд следователей прошли курсы обучения по исследованию последствий расследования и террористического акта.

На повышение профессионального мастерства следователей и оперативников было направлено содержание международного семинар-совещания по проблемным вопросам раскрытия и расследования преступлений с признаками терроризма и иными проявлениями экстремизма, проведенный в г Шымкенте. В нем приняли участие представители спецслужб России, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Антитеррористического центра СНГ. Были приглашены работники МВД РК, акимата, суда, прокуратуры, управления юстиции и ГУВД Южно-Казахстанской области. При этом мы учитывали приоритетность борьбы с терроризмом и экстремизмом, реализовали положения Договора о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью между органами безопасности и специальными службами государств - участников СНГ от 31 мая 1995 года.

Способность нашего государства не допустить проявлений терроризма и экстремизма, предупреждать и пресекать коррупцию в первую очередь зависит от проводимой правовой политики в этих областях, наличия соответствующих законодательных норм, позволяющих эффективно организовать борьбу с подобными проявлениями и предупреждать их.

По указанным причинам КНБ совместно с заинтересованными государственными органами проделана большая работа по разработке и принятию в феврале текущего года закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с терроризмом". В ближайшее время в Парламент поступит законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией", признанный Главой государства приоритетным.

- В Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Президентом страны в сентябре 2002 года, уделено должное внимание развитию нормативной правовой базы по этим действительно актуальным проблемам. От такого государственного подхода к снижению уровня опасности этих угроз мы вправе ожидать позитивные результаты.

- Комитетом в настоящее время через Комиссию при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения этики государственными служащими инициируются вопросы присоединения Республики Казахстан к ряду конвенций по вопросам борьбы с проявлениями международной коррупции и транснациональной организованной преступностью. Поднимаются проблемы, связанные с повышением ответственности кадровых аппаратов государственных органов и служб внутренней безопасности правоохранительных органов по предупреждению коррупции в собственных рядах и устранению условий ее порождающих.

Думаю, совершенствование законодательной базы в этом направлении будет продолжено с учетом изменений реалий, происходящих в стране и мире.

Отмечу, что решение этих проблем на постоянном контроле в Совете по правовой политике при Президенте РК, Координационном совете правоохранительных органов РК при Генеральной прокуратуре, которыми принимаются необходимые государственные и межведомственные управленческие решения. В частности, 8 ноября т.г. на заседании данного Совета наряду с другими был рассмотрен вопрос "О мерах по усилению борьбы с терроризмом и экстремизмом".

Следственный департамент имеет непосредственное отношение к подготовке и правовой оценке материалов для участия руководства КНБ в заседаниях этих консультативно-совещательных органов, решения которых являются обязательными для исполнения всеми государственными и правоохранительными структурами.

- Что меняет на практике принятие перечисленных вами законов? Как это отразится на законопослушных гражданах Казахстана?

- Предстоящий 2003 год в Российской Федерации объявлен годом Казахстана. Что еще раз подчеркивает наши добрососедские отношения. С другой стороны это и определенное признание стабильности в межнациональных отношениях у нас. Казахстан одно из немногих государств мира, избежавших каких-либо военных действий на своей территории, явно выраженных проявлений терроризма. Поступательно развивается экономика и улучшается благосостояние народа. В их достижении нельзя принизить роль правовой политики, проводимой Главой государства и Правительством. Стабильность в государстве нужна каждому казахстанцу. Этим мы дорожим. На ее сохранение направлена инициатива Президента РК о создании постоянно действующего Совещания по дальнейшей демократизации общества.

Если говорить о коррупции, то она является застарелым пороком, на протяжении длительного времени представляет собой угрозу основополагающим принципам и ценностям любого государства. В современный период совокупность таких факторов, как быстрота распространения информации, продвижения капитала и расширение торговых отношений привели к росту потенциального эффекта коррупции во всех государствах мира. Не избежал этого и Казахстан.

В вопросах предупреждения коррупции, терроризма и экстремизма, национальной и религиозной розни важную роль играет активная гражданская позиция каждого человека. Участие населения в этих процессах способствует искоренению зла современности. Это должен осознать каждый.

Действенность принимаемых КНБ мер, в определенной степени, подтверждается в аналитическом докладе "Коррупция: политические, экономические и правовые аспекты", подготовленном Министерством культуры, информации и общественного согласия на основе проведенного в сентябре - октябре 2001 года экспертного социологического опроса, где отмечена самая высокая результативность у органов национальной безопасности по снижению коррупционных проявлений в государстве.

Наши шаги на этом участке работы также положительно оценены гражданами Казахстана. К такому выводу пришли также эксперты общественного фонда Transparency Kazakhstan по итогам опроса населения в июле-августе 2002 года. При этом отмечено доверие общественности к антикоррупционной деятельности органов национальной безопасности.

- Как Вы отметили, коррупция оказывает разлагающие влияние на все стороны жизни, негативно влияет на процесс обеспечения национальной безопасности государства. Борьба с этим злом не должна сводиться только к выявлению и пресечению подобных фактов, но и направляться на их предупреждение, а также устранение причин и условий, способствующих возникновению коррупции. Как Вы считаете?

- Да, полностью согласен с Вами. В общей системе мер борьбы с коррупцией, важное значение мы придаем профилактической работе. Деятельность подразделений и органов КНБ по исполнению Закона РК "О борьбе с коррупцией" в части выявления и пресечения коррупционных правонарушений, наряду с уголовным преследованием лиц, совершивших преступления, является не только составной частью антикорруп-ционной политики государства, но и эффективным средством предупреждения опасных видов коррупции, затрагивающих интересы национальной безопасности. В этой связи проведение, в рамках представленных полномочий, профилактической работы является для нас одним из приоритетных направлений. Считаем, что она особенно важна в условиях развития демократических институтов в стране.

В целях предупреждения преступных проявлений коррупции, нами выявляются коррупционные правонарушения, допущенные государственными служащими, военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов и судебной системы. Через уполномоченные структуры осуществляется их привлечение к ответственности. Свой вклад в такую форму антикоррупционной деятельности вносят и следователи КНБ, осуществляющие правовую оценку добытых оперативным составом материалов.

С начала текущего года ими выявлено 247 коррупционных правонарушений, по которым к 194 лицам применены меры дисциплинарного или административного воздействия.

Такие правонарушения, как правило, связаны с принятием вознаграждений за исполнение государственных функций, оказанием неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений, содействия в осуществлении предпринимательской деятельности, использованием служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов и другие.

К примеру, уволены с государственной службы заместитель директора Департамента МИТ РК и начальник управления этого же департамента, начальник Национального информационно-аналитического центра по изучению и оценке состояния наркотизма ЦПСиИ при прокуратуре. Освобождены от занимаемых должностей судья Щербактинского районного суда Павлодарской области, председатель Комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции, начальник межрайонного управления финансовой полиции Павлодарской области, командир в/ч 5518 Внутренних войск МВД РК. Объявлены выговора и замечания четырем акимам сельских округов, двум заместителям акимов, председателям суда и налогового комитета районного уровня.

С использованием предоставленного законодательством права проведения специальной проверки граждан, поступающих и состоящих на государственной службе, проведена определенная работа по устранению причин, способствующих возникновению коррупции в органах исполнительной власти и управления. Проверено более 28 тысяч материалов о кандидатах на государственную службу, по 139 из которых даны отрицательные уведомления, как правило, по фактам сокрытия или искажения автобиографических данных. При этом выявлено более 100 коррупционных правонарушений, связанных с недостоверным декларированием доходов и имущества, а также с деятельностью, несовместимой с выполнением государственных функций.

Могу также сказать, что судами вынесено 125 обвинительных приговоров в отношении 179 лиц, 37 из которых осуждены за совершение коррупционных преступлений. Приговорами судов признаны виновным в шпионаже и осуждены к длительным срокам лишения свободы 2 иностранных гражданина.

- Криминальная хроника пестрит событиями, связанными с противоправными действиями организованных преступных групп, в том числе занимающихся наркобизнесом. Какая компетенция органов национальной безопасности в этих вопросах?

- Уголовно-процессуальным кодексом к подследственности КНБ отнесены составы преступлений, сопряженные со сбытом наркотических средств в крупных или особо крупных размерах, совершаемые группой лиц по предварительному сговору или организованной преступной группой, неоднократно. Фактически мы расследуем уголовные дела о международном наркобизнесе на каналах поставки и транзита через территорию страны наркотических и психотропных средств.

Относительно принимаемых мер по усилению борьбы с организованной преступностью могу сообщить, что деятельность органов национальной безопасности в этой сфере осуществляется строго в соответствии действующим законодательством. Силы и средства КНБ, как специальной службы, сосредоточены на решении строго очерченных задач, причем, не связанных с выполнением не свойственных правоохранительных функций. Это касается и предварительного следствия.

Законом от 19 февраля 2002 года по вопросам усиления борьбы с терроризмом органам КНБ дополнительно дано право расследования уголовных дел по 6 статьям Уголовного кодекса при отягчающих обстоятельствах, в том числе о контрабанде наркотиков, но, как я уже сказал, только в порядке альтернативности. Так, Шахтинским городским судом недавно осужден к 3 годам лишения свободы гражданин "Р" за попытку сбыта около 2 тысяч таблеток "экстази". Окончены расследованием уголовные дела по обвинениям гражданина Исламской Республики Иран "Х" в сбыте героина весом 4.5 кг., а также жителя Южно-Казахстанской области, гражданина РК "А" в незаконном сбыте героина весом 1 кг. Ряд других дел этой категории.

Хочу заострить ваше внимание, что в системе МВД, для усиления борьбы с организованными формами преступности созданы специализированные структуры, действуют ряд региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, наделенные функциями проведения оперативно-розыскных мероприятий. Органы КНБ могут в порядке взаимодействия оказывать содействие органам внутренних дел и финансовой полиции в выявлении устремлений подобных групп. Расследование преступлений общеуголовной направленности законодательством не отнесено к компетенции КНБ.

Могу отметить, что в текущем году КНБ возбуждено и расследуется уголовное дело по ряду тяжких преступлений, в том числе о создании и руководстве организованной преступной группой. В результате проведенных с МВД операций задержаны участники преступной группировки, к которой имеют отношение ряд бывших и действующих сотрудников органов внутренних дел, в том числе известные по СМИ Соболевский и Адамов. Уголовное дело окончено производством и ближайшее время будет направлено в прокуратуру для решения вопроса о предании обвиняемых суду. Только после вступления в силу приговора суда мы сможем сообщить читателям более подробную информацию.

Как повлияло на деятельность руководимого Вами подразделения принятие закона, связанного с усилением прокурорского надзора?

Принятие законов РК по вопросам усиления прокурорского надзора, а также борьбы с терроризмом дало не только дополнительные законодательные возможности усиления работы, но и расширило круг обязанностей, требующих неукоснительного соблюдения законности.

На мой взгляд, повысилась роль предварительного следствия и дознания. В целях обеспечения работы в строго правовом поле уже пересмотрены и согласованы с Генеральной прокуратурой ряд ведомственных нормативных правовых актов, касающихся порядка осуществления надзора и применения Закона РК "Об оперативно-розыскной деятельности".

На основании материалов органов дознания формируются централизованные банки данных, исследуются состояние и результаты не только следственной и антикоррупционной деятельности органов национальной безопасности, но и причины и условия, могущие привести к нарушению конституционных прав и свобод граждан в ходе оперативно-розыскной работы и предварительного следствия. Результаты этой работы учитываются при оценке оперативной обстановки, принятии управленческих решений, информировании Инстанции.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"КазМунайГаз": стратегия успеха 29.12.2002
Казахстан - США: к лучшему будущему вместе 27.12.2002
Великий и ужасный 26.12.2002
В интересах совместной безопасности 26.12.2002
Зять Сталина 25.12.2002
Интервью начальника следственного департамента КНБ 24.12.2002
Абен Бектасов: "Мы работаем на имидж Казахстана" 21.12.2002
Будущее - за крупными авиакомпаниями 14.12.2002
"Проектный комитет" 11.12.2002
Генерал-лейтенант Булат Баекенов: "Гарантии - лишь после первой пули" 09.12.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.09.20 Четверг
83. РЫБИНСКИЙ Владимир
74. АРИНБАСАРОВА Наталья
73. ИСАЕВ Мусабек
69. КУНДЕБАЕВ Нуралбай
69. МАЛИБЕКОВ Калижан
67. ПЕТУХОВА Надежда
67. ХАЙДАРОВ Хайрболат
64. АЙДАРОВ Латиф
62. ДЮСЕМБАЕВ Бакытриза
62. КАЛАШНИКОВ Николай
60. АЙТИМОВ Касимбек
58. КАРАКОЗОВ Батыржан
57. МУХАМЕДЖАНОВ Джакан
56. ГИЛИМОВ Самат
55. ЛЮ Чжихуа
...>>>
25.09.20 Пятница
90. АКБИЕВ Махмуд
78. МАХМЕТОВ Тулеген
74. ЛЕПЕШКИН Геннадий
72. ЖАРИМБЕТОВ Жантеке
72. МУРЗАЛИН Ахат
69. КУСАИНОВ Темирхан
67. ТЕЛЕШЕВ Кайсар
65. КОШАНБЕКОВ Ергазы
64. АРЫНОВ Кажмухан
64. РЫСГАЛИЕВ Сагидулла
63. БАЯНДАРОВ Магзам
63. КУСАИНОВ Амирлан
62. ДМИТРИЕНКО Петр
61. АДИМОЛДА Радильбек
58. АБДЫКАДЫРОВА Айман
...>>>
26.09.20 Суббота
87. БИЕКЕНОВ Кенес
67. АКАНОВ Досмурат
62. АБДИЛОВ Онайбек
62. ЕНСЕГЕНУЛЫ Сагат
61. БАЙГОНОВ Жамбыл
61. ЖАШИБЕКОВ Габдул Хаким
59. ТОПИЛЬСКАЯ Людмила
57. БОПИЕВА Жамиля
57. ЖАНКИН Аскар
56. АХМЕТОВ Саяш
56. КАЗЕЕВ Евгений
56. КАСИЕНОВ Марат
56. САПАРОВА Назым
55. ИДРИСОВ Тимур
49. АХМЕТНИЯЗОВА Лаура
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz