Сергей ТУНИК, "Экспресс-К", 5 февраля
СПРАВКА "ЭК" Метте Виталий Леонидович, родился в Восточно-Казахстанской области в 1947 году. С отличием закончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище по специальности инженер-механик. Специалист по ядерным энергетическим установкам подводных лодок. Служил на подлодке на Дальнем Востоке. После демобилизации в 1974 году начал работать на Ульбинском металлургическом заводе. В 1989-1994 годах - директор УМЗ. Занимался наукой. Лауреат Государственной премии СССР за разработки в области сверхпроводимых материалов и новых технологий, академик Международной академии минеральных ресурсов. В 1994-1996 - первый вице-премьер РК.
Акима Восточно-Казахстанской области Виталия Метте можно смело называть старожилом акимского корпуса: в этой должности он работает уже шестой год. И ни один из них не обходился без того, чтобы различные средства массовой информации не отправляли его в отставку. Со страниц газет и телеэкранов Метте били за то, что в области большие проблемы с экологией, что население не вовремя получает зарплату и пенсии, что он - глава большого промышленного региона - лоббирует интересы отдельных предпринимательских кругов и при этом не забывает свою семью… Короче, был бы повод. Но Виталий Леонидович как будто не обращал внимания, оставляя все эти выпады без ответа. На фоне других акимов, регулярно появляющихся на экранах телевизоров и страницах газет, Метте выглядит абсолютно непубличным руководителем области: с журналистами он встречается редко и при этом остается немногословным. Но для "Экспресса К" сделал исключение.
- Виталий Леонидович, вот вы были первым вице-премьером, возглавляли Союз промышленников и предпринимателей, работали директором крупных предприятий, в частности, Ульбинского металлургического завода, сейчас - аким. А какая должность вам интереснее?
- Честно? Сегодняшняя. Когда я был вице-премьером, то курировал промышленность и энергетику. Сельское хозяйство я не знал, социальную сферу тоже не знал и не лез туда. Конечно, это была интересная работа, а здесь я должен разбираться во всем. Это сложнее, но это интереснее.
- Нельзя же объять необъятное!
- А приходится…
- И не надоедает?
- Если хочешь получить отдачу от человека, например акима региона, ему надо дать возможность руководить минимум три года. Чтобы полностью войти в курс дела, знать все тонкости области, ее особенности, узнать все предприятия и их потенциал, людей, которые там работают. И только после этого нужно ждать отдачи. Потому что если пришел на год-два, а потом тебя убрали, то твой наследник опять будет терять время на знакомство. Ну невозможно так быстро узнать и понять регион размером с Японию или пять Бельгий и по населению больше миллиона шестисот тысяч человек. Тем более, если этот регион промышленный - десятки крупных предприятий, и у каждого свои проблемы, свои планы, свои перспективы! Пока до сути дойдешь, столько времени убить надо!
- Вы ведь сами промышленник! Я знаю, что вы начинали рядовым рабочим, а потом стали директором Ульбинского металлургического завода…
- Да, мой общий стаж на УМЗ составляет двадцать лет. Так вот, там я решал только технические вопросы, хотя, конечно, много приходилось работать с людьми. Но это все вопросы технологического характера. А тут у меня голова должна болеть и о селе, и о культуре, и о школах, и о больницах, и о детях, и о стариках - социальная помощь. И еще нужно знать все проблемы населения. Такого комплекса у меня на заводе не было.
- В старину некоторые правители облачались в рубище, надевали фальшивую бороду и шли в народ, чтобы знать, кого он ругает, кого хвалит, чем живет…
- Ну, бороду мне цеплять смысла нет. Я до сих пор на базар сам хожу. Правда, первое время от меня шарахались: как так, аким - и сам на базар и по магазинам ходит! Это не потому, что я хочу порисоваться. Пока сам не увидишь, не походишь, не услышишь, многое остается неясным.
- А когда вы последний раз вот так запросто в магазин ходили?
- Да вот на днях - батарейки покупал, продукты питания…
- Скидки вам не сделали?
- Нет. Даже если бы и сделали - не принял бы.
- Но жизнь в областном центре и жизнь в глубинке - разные вещи. Вот тут на днях сообщение пришло о том, что несколько поселков области оказались в снежном плену и чуть ли не месяц были отрезаны от мира. Это, например, село Новотроицкое…
- Это неправда! Там такая ситуация: за одну ночь снега выпало 54 сантиметра! Мокрый снег, представляете, что это такое? Все линии были оборваны, деревья повалило-поломало, все дороги завалило, в некоторых домах кровля обвалилась. Стихия! А на следующий день ударил мороз. Мы целую неделю пробивались туда, восстановили электроснабжение, я сам руководил этим. За день-два-три невозможно было сделать такой объем работы. Из Усть-Каменогорска бригады в Урджарский район отправляли, деньги дополнительные выделили. И через неделю все восстановили.
- У вас каждый год такое происходит. И невозможно предугадать, где опять грянет подобное ЧП. Как же областной бюджет это вытягивает?
- Ну, во-первых, наши чеэсники вооружены всем необходимым, и, во-вторых, у меня как у акима области есть резервный фонд. Кроме того, во всех таких предгорных районах, где чаще всего такие ситуации происходят - Катон, Курчум, Урджар, Глубокое, Зыряновск… всего восемь районов, - есть вездеходы на такой случай. Для них одна из больших проблем - ветер. Снег выпал, и дороги заметает. А расстояния - по сто - двести километров. И за один день их не пробьешь. Пускаем шнекоротор, он дорогу чистит, а ее опять заметает. Вот зимой 2000-2001 года снегу выпало в этих регионах - два с половиной метра. А в горах вообще до пяти! Это был настоящий кошмар. Так мы собирали в Георгиевке - это транспортный узел - караван машин, тридцать-сорок единиц, пускали вперед шнекоротор, а за ним грузовики. Так вот, бывало так, что половина каравана застревала в заносах. Ветер был таким, что опять задувал дорогу. Приходилось ставить в эту вереницу еще пару бульдозеров, чтобы они успевали расчистить дорогу.
- А вы сами лично выезжали в эти районы?
- Конечно. И не раз! Я же сам вырос в одной такой деревне в Зыряновском районе, которую всегда снегом заносило…
- Виталий Леонидович, минувший год ознаменовался обращениями ряда известных и не очень жителей Семипалатинска к парламенту, правительству и президенту страны вернуть городу статус областного центра. Как вы на это отреагировали?
- Все эти разговоры ведут люди - их там с десяток человек, - которые никак не могут смириться с тем, что Семипалатинск утерял этот статус. А если вы сейчас пройдете по городу и проедетесь по райцентрам области, поговорите с простыми людьми - никто из них и не вспомнит об этом.
- Но инициаторы обращения утверждают, что город погибает.
- А почему они ничего не делали, когда там были огромные долги, если не ошибаюсь, порядка 365 миллионов тенге по пособиям для детей? Где-то 500 миллионов - долг по зарплате бюджетникам. Я уже не говорю о пенсиях… Промышленность восстанавливали за счет кредитов из Усть-Каменогорска. А взять сельское хозяйство. Полностью разрушено Жакияновым. Я когда область принимал, ко мне приходили районные акимы и докладывали о разукрупнении крестьянских хозяйств. Спрашиваю: зачем? Отвечают, что такая команда была. Неужели никто не понимал, что рядовой плотник, кочегар, механизатор или пастух не сумеет вести даже небольшое хозяйство, потому что ему элементарно не хватит грамоты вести бухгалтерию, платить налоги. Да и чем руководить? Парой коров и десятком баранов? И такая ситуация была по всей области. А эти люди опять хотят сидеть в акимате и пить чай. На пустом месте бузу поднимают.
- Дыма без огня не бывает…
- Еще как бывает! Вот смотрите. Все бывшие районы Семипалатинской области получают дотацию из областного бюджета от 65 до 95 процентов. Сам Семипалатинск - мы оставляем ему все, что он собирает, и еще добавляем 300 миллионов тенге.
ОТ РОССИЙСКОЙ "НИВЫ" - К КАЗАХСТАНСКОМУ "МЕРСЕДЕСУ"?
- Виталий Леонидович, два года назад, когда документы, необходимые для начала производства в Казахстане автомобилей отечественной сборки, еще были в стадии подписания, вы утверждали, что будущее предприятие "Азия-Авто" сможет собирать любые автомобили. А тут начали собирать только "Нивы", да и то эти модели уже сняты с производства их разработчиками. Как так?..
- А я и сейчас говорю, что в Усть-Каменогорске можно производить любую модель. "Ниву" мы выбрали по одной причине: это самая выгодная машина. Во-первых, это самая продаваемая модель. Во-вторых, сравните с другими внедорожниками по цене. Самый дешевый джип - без наворотов и кондиционера - тысяч 17-18. А "Нива" - 6 тысяч. Конкурентов рядом нет! С точки зрения проходимости - лучше машину не найти. Даже американцы это признают: технические характеристики лучше, чем у многих джипов известных марок. Именно поэтому "Дженерал Моторс" подписал контракт с АвтоВАЗом и создал свою "ШевиНиву".
АвтоВАЗ выпускал в год 80 тысяч "Нив". После подписания соглашения с Джи Эм АвтоВАЗ будет выпускать 60 тысяч "ШевиНив". То есть 20 тысяч комплектов для сборки остаются невостребованными. Но условиями договора с американцами предусмотрено, что старые модели "Нив" предприятие больше производить не будет. Их вообще нельзя выпускать на территории России! Конечно, новая машина - это новый уровень, хотя двигатель тот же, коробка передач, трансмиссия - прежние. Другой кузов, другая приборная доска, новая электроника…
- И новые цены! Два года назад вы, Виталий Леонидович, утверждали, что отечественные "Нивы" будут доступны всем казахстанцам. А сегодня выясняется, что они дороже, чем в России!
- Да ничего подобного. Столько же, сколько и в России! Боялись, что доставка комплектующих дорого обойдется. Все-таки три тысячи километров везти. Поэтому в этом году соберем уже 10 тысяч "Нив". В следующем году попробуем выйти на уровень 15 тысяч. Но это непринципиально: наш покрасочный конвейер, кстати, самый современный в СНГ, рассчитан на 45-50 тысяч машин. Можно делать и другие модели.
- Не "Жигули"?
- Да что угодно! "Фольксваген", БМВ… Вплоть до мини-вэна и "Мерседеса"! В наш сборочный конвейер заложены такие возможности.
- "Мерседес" - "Made in Kazakhstan"?
- Почему бы и нет? Мы же получаем штамповку, детали. Только сваривай кузов и крась! Линия-то гибкая. На это и расчет был.
- Помнится, два года назад вы рассчитывали и на то, что некоторые комплектующие начнут производить в Казахстане…
- Эти надежды оправдались. Думаю, через год-два в Казахстане будут производить большую часть всех комплектующих - пластмассовые детали, рычаги, подвеску, крепежку… Кроме двигателей.
- Ходоки к вам по этому поводу замолвить словечко уже были?
- Были. Я их всех знаю. Поэтому сразу посылаю на завод. Там специально машину разобрали, чтобы показать, что нужно от наших производителей. Можешь это сделать? Выбирай! Но есть два требования: качество - не хуже, а цена - не выше. Все. Да, чуть не забыл, те детали, которые касаются безопасности, например, болты, крепления колес - они должны быть сертифицированы.
- А конкуренция на этом фронте уже есть?
- Есть. И очень серьезная. Вплоть до того, что на остановленном ИМЗ начнем производство комплектующих. Плюс будет собственный аккумуляторный завод…
ДЫШАТЬ МОЖНО, НО ОСТОРОЖНО
- Виталий Леонидович, минувший год принес Усть-Каменогорску сомнительную славу одного из самых экологически неблагополучных городов Центральной Азии. Кроме того, одна жительница города подала на власти иск в суд…
- Я прожил здесь почти безвыездно с 1965 года. И потом с 1974-го. Это в конце 80-х "умное" руководство некоторых предприятий стало вкладывать всю прибыль не в развитие рудной базы, а во всякие молочные комплексы, которые потом пришлось демонтировать, в животноводство, кирпичный завод, сернокислотный цех, лечебно-оздоровительный комплекс, который уже разломали и сейчас по частям распродают… Почти двести миллионов долларов вбухали в эти прожекты. Значит, эти суммы были отвлечены от основного производства. А когда кончились свои концентраты, покупать импортные стало невыгодно, вдруг поняли, что на экологические мероприятия денег нет. В городе дышать невозможно было. Были по-настоящему кошмарные дни, когда люди задыхались и выскакивали из цехов как угорелые.
- Вы про "Казцинк"?
- Про него.
- А это правда, что из 170 наименований вредных веществ, которые присутствуют в выброcах промышленных предприятий Усть-Каменогорска, почти четверть относится к первому классу опасности?
- На любой класс опасности существует предельно допустимая концентрация. Самый опасный у нас - бериллий. Вывести его из организма практически невозможно. Начинается омертвение тканей, и человек просто гибнет. Но наша статистика вполне сопоставима с американской, где природоохранное законодательство гораздо жестче, чем у нас. И с бериллием у нас сегодня никаких проблем нет. А если брать другие вещи, то в городе увеличены ПДК только по сернистому газу. И то сейчас "Казцинк" вложил больше 15 миллионов долларов в природоохранные меры. С 2001 года уровень загрязнения и по сернистому газу начал снижаться.
В 1999 году в атмосферу Усть-Каменогорска было выброшено 82,5 тысячи тонн вредных веществ. В 2000-м - 103 тысячи, в 2001-м - 112 тысяч тонн. Предварительные данные по 2002 году показывают, что таких выбросов стало меньше.
- Но вы же не станете спорить, что в городе иногда складывалась кошмарная обстановка?
- В конце 80-х и начале 90-х - не спорю. За последнее время благодаря совместным усилиям государственных органов и общественных объединений наработан определенный опыт в решении экологических проблем.
Для снижения уровня загрязнения природной среды в Восточно-Казахстанской области в 1997-2000 годах были приняты следующие природоохранные программы: "Программа оздоровления окружающей среды", "Стратегический план мероприятий по улучшению экологической обстановки ВКО", "Чистая вода". В программы включены приоритетные экологические проекты, направленные на улучшение окружающей среды в регионе.
Ведется разработка и реализация совместных программ по внедрению эффективных технологий в операциях сгущения, фильтрации, обезвоживания на предприятиях ОАО "Казцинк", "Казахмыс", "УК Водоканал", решение проблем и предотвращение пыления пляжей хвостохранилищ; очистка сточных вод от взвесей, растворенных металлов, красящих органических веществ; очистка подсолнечного масла и т.д.
А по поводу выступлений и митингов населения хочу сказать, что их организовывают люди, для которых это повод заявить о себе и повысить свой политический авторитет. Это не стремление реально решить существующие проблемы экологии, а удовлетворение личных амбиций и "дешевый популизм". Просто есть люди, которые всегда хотят быть на виду, которые стремятся попасть во власть. А это уже политика.
В настоящее время действительно остростоящая проблема - ТЭЦ. Она на втором месте после свинцово-цинкового комбината. А на третьем - автомобильный транспорт. И в будущем он станет лидером. Вот это будет проблема!
- И как вы собираетесь бороться?
- Надо, как в Европе, запретить эксплуатацию машин старше семи лет, хотя в той же Европе все новые машины оснащены каталитическими устройствами в выхлопных трактах, которые доводят выхлопы по всем показателям до нормы. И то эти катализаторы надо менять каждые три-четыре года. Если говорить начистоту, то ни один наш автомобиль не соответствует нормам.
- А как же люди? Для многих машина - спасительница. Да и заработки у нас не такие, как на Западе…
- Но когда-нибудь надо же приходить к цивилизованным нормам жизни! Это во-первых. Во-вторых, если сравнить, сколько платят европейцы за жилье, продукты питания, коммуналку - это вполне сопоставимые расходы. Так что их две тысячи евро можно сравнить с нашими 200 долларами зарплаты. Кстати, в Усть-Каменогорске это средняя зарплата сегодня. И уровень жизни у нас продолжает расти. Вот пример: в советские времена количество машин в городе увеличивалось на триста штук в год. Сейчас - на три тысячи! А всего в прошлом году в Казахстане было продано 70 тысяч старых машин из Европы. Там избавляются от этого барахла, а мы к себе в дом тащим. Так что все экономические проблемы с предприятиями не сегодня-завтра отойдут на второй план…
КАК СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
- Виталий Леонидович, вы в области уже шестой год. Много ли начальников районных и разных поменяли за это время?
- Не поверите, снял с работы всего двух районных акимов! Хватает одного года, чтобы понять: справляется человек или у него не получается.
- И не жалко?
- С кем расставался, тех не жалею. А хорошие работники сами не уходят. По крайней мере, у меня таких не было. А найти хороших инициативных исполнителей очень трудно.
- А сколько человек может на одном месте работать?
- Вот был первым секретарем обкома партии Протазанов - 15 лет! Так его до сих пор помнят, хотя с того времени уже лет 20 прошло. Считаю, что человек может работать и 5 и 15 лет, если у него получается. Надо же вникать во все вопросы, проблемы. А тут и социалка, и село, и промышленность, и пенсионеры со школьниками и врачами. И ведь понимаешь, что до каждого не дойти, а думать-то надо за всех…
- Эксперимент с выборами акимов низовых звеньев уже был. А следом…
- Мы этот вопрос искусственно "перегреваем", ведь еще отсутствуют механизмы внедрения системы местного самоуправления. Вот, скажем, выбрали сельского акима. Ведь у него нет финансовых ресурсов. Следовательно, он не может решать на местном уровне социально-экономические вопросы. Наша проблема в том, что мы всегда ставим лошадь позади телеги. Сейчас нам необходимо разработать механизмы работы органов местного самоуправления. Для этого следует обратить внимание на международный опыт, стран Европы и Азии, мы ведь страна евразийская. При принятии решений мы должны учитывать менталитет и плотность населения, климатические условия.
- Россия уже накопила опыт выбора губернаторов…
- Я считаю, что в России потеряна вертикаль власти. Избранный глава районной администрации не желает подчиняться губернатору области. Избранный губернатор "косо смотрит" на центр. Мы же все видели, к чему может привести такая система. Учиться надо на ошибках чужих. В таком унитарном государстве, как наше, этот опыт никак применить нельзя. Нужно время, возможно, годы, десятилетия, чтобы выйти на такую систему. Сегодня надо думать о том, как сохранить управляемость регионов в стране. Ведь самое страшное у нас что? Невыполнение законов! А когда люди научатся их уважать и выполнять, когда люди научатся уважать права друг друга и честно выполнять свои обязанности, тогда и удастся построить что-то правильное.
- А вы оптимист? Кто вам ближе - либералы, демократы, консерваторы?
- Я всегда был и остаюсь оптимистом. |