Журнал "Коммерсантъ власть", № 02, 20-26 января 2003 г "Казахстанская правда", 7 февраля
- Вы возглавляете Казахстан с первого дня его независимости. Был ли распад СССР неизбежным?
- Построенная КПСС тоталитарная командно-административная госструктура не могла существовать в реалиях нового времени. В то же время я считал и считаю, что, имея уникальный опыт совместного существования народов, сотрудничества республик, осознав и переосмыслив допущенные перекосы и ошибки, мы имели возможность избежать того ураганного разрушения, которое произошло и принесло огромные потери всем республикам и тяжелые испытания их народам.
СНГ было создано как экстренная мера, как попытка ослабить негативные последствия по сути революционного переворота, совершенного без учета мнения не только населения, но и большинства лидеров республик. Тогда как можно было изначально идти более эффективным эволюционным путем, например через создание конфедерации.
Мы шли и неизбежно пришли бы к национальному самоопределению, провозглашению новых независимых государств. Но я считаю, что наша дорога к интеграции на постсоветском пространстве могла бы оказаться менее тернистой и более продуктивной.
- Что дала Казахстану независимость?
- За прошедшие годы Республика Казахстан состоялась как самостоятельное и самодостаточное государство, как равноправный партнер мирового сообщества. Мы создали открытое гражданское общество. Провели энергичные, жесткие, но и результативные экономические реформы. Сам факт признания Казахстана ЕС и США как страны с рыночной экономикой говорит о многом. В эти годы были заложены основы государственности, созданы институты национальной безопасности и демократии, выстроены принципы внутренней и внешней политики, которых мы неизменно придерживаемся. Самое главное - народ Казахстана, преодолев немалые испытания, вышел из них сплоченным, сохранив политическую стабильность, гражданское и межнациональное согласие в стране.
- Как по-вашему, у СНГ есть будущее?
- Роль Содружества на первых порах, без сомнения, была достаточно позитивной. Отдельные проблемы все-таки решались, снималось напряжение в отношениях между странами-участницами. Мы все хотели, чтобы это объединение соответствовало идее "нового интеграционизма", основанного на равенстве, добровольности и прагматическом интересе.
Но со временем Содружество все более увязало в рутине бесконечных согласований, разбирательств и недоразумений. Сейчас вырабатывается новая идеология этой организации, которая, как мы считаем, может стать плодотворной попыткой выйти на уровень конструктивного сотрудничества. Идет процесс реформирования исполнительных структур СНГ. Будем надеяться, что следующая наша попытка будет более успешной, и мы найдем оптимальный режим деятельности нашего объединения.
- Каковы приоритеты внешней политики Казахстана?
- В основе нашей внешней политики лежит принцип многовекторности. Только так можно соответствовать требованиям глобальной политики и экономики, создавать эффективные механизмы сопряжения национальных интересов и международных усилий.
Этот принцип не противоречит тому, что есть страны и группы стран, с которыми у нас складываются более динамичные связи по конкретным параметрам. Во внешней политике и экономике успешно развивающиеся и углубляющиеся партнерские отношения у нас складываются с Россией, Китаем, США. Недавно я был с визитом в ряде европейских стран. Мы встречались с руководителем Еврокомиссии Романо Проди, обговорили ряд перспективных направлений углубления сотрудничества. Большое внимание уделяем контактам с другими странами, с которыми мы связаны инвестиционными проектами.
- А каково место России в этой внешней политике?
- Отношения с Россией являются первостепенным приоритетом, значение которого не подвержено конъюнктурным влияниям. Между нами нет каких-то серьезных проблем и вопросов, которые мы не смогли бы решить.
2003 год объявлен Годом Казахстана в России. С благодарностью отмечаю, что у российской стороны, как и у нас, на этот счет самые серьезные намерения. Мы должны сделать так, чтобы этот год не превратился в набор фестивальных мероприятий, а дал новый импульс укреплению дружбы, плодотворных партнерских отношений по всем направлениям и всем уровням сотрудничества, а главное - был полезен людям, упростил простое человеческое общение.
- Как Вы считаете, расширение американского военного присутствия в Средней Азии означает, что этот регион стал сферой стратегических интересов США, а не России, как раньше?
- Мы должны прагматично разделять понятия "военное присутствие" и "стратегические интересы". Военная операция против "Аль-Каиды" - фактор временный. А вот наши стратегические интересы, глобальные интересы мирового сообщества, России, США, других государств остаются. Они и раньше присутствовали в регионе, они есть и будут в обозримом будущем. Мир по-прежнему нуждается в нефти, и мы вместе с соседями по Каспию будем осваивать углеводородные запасы на морском шельфе. А для этого нам всем понадобятся огромные инвестиции. Потому думать нужно не о военном присутствии, а о том, как наладить созидательную работу всем на пользу.
Что касается степени влияния тех или иных государств в Центральной Азии - это, скорее, тема для теоретических дискуссий. Но сомневающиеся могут вновь обратиться к географической карте и посмотреть, с кем у Казахстана самая протяженная сухопутная граница в мире. С кем мы сотни лет живем в мире, дружбе и согласии? И будем жить вечно, как это и записано в одноименном договоре.
- В Казахстане проживает немало русского населения. Есть ли в этой области проблемы?
- Считаю, что проблем с русскими в Казахстане не существует, как и у русских нет проблем со страной, которую они добровольно выбрали своей родиной. В условиях многонационального государства вопрос обеспечения для всех равных возможностей, прав и свобод является одним из приоритетов национальной безопасности. И для этого мы создаем специальные институты и механизмы. Один из них - Ассамблея народов Казахстана, в которой представлены все национально-культурные центры и диаспоры Казахстана. Как ее председатель, я считаю ассамблею эффективным консультативно-совещательным органом. Ее рекомендации становятся основой президентских решений и правительственных актов.
Сегодня в Казахстане русские составляют 28 % населения, а русский язык имеет статус официального. На русском языке выходит 70 % из почти 1 700 печатных изданий и более 80 % из 120 электронных СМИ. Более половины казахстанских школьников и студентов обучаются на русском языке, что в немалой степени способствует развитию нашего образования в соответствии с мировыми стандартами.
У тех, кто поднимает вопрос о положении русского населения в Казахстане, есть любимый конек - миграция русского населения из Казахстана. Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно. Отток русского населения из Казахстана начался еще в 70-е годы прошлого века, когда существовало единое государство. Это подтверждает статистика, и любой специалист по демографии объяснит причины такого явления. Наиболее значимая из них в том, что в советское время прошло немало акций по принудительному переселению людей из других республик в Казахстан. Это депортации, политические ссылки, так называемые оргнаборы на различные стройки века и военные полигоны. Только на освоение казахстанской целины прибыло, по разным оценкам, от полутора до двух с лишним миллионов человек.
Эти люди вполне нормально жили и работали здесь, многие живут и поныне. Часть из них со временем, в возрасте, когда обычно просыпается ностальгия, память о родных местах, стали перебираться туда, где жили прежде.
Но массовый отъезд произошел в течение нескольких лет, когда развалился Советский Союз. Для многих это был психологический перелом - они утратили ощущение единой страны. С одной стороны, оказались оторванными от исторической родины, с другой - очутились в другой суверенной стране и не были уверены, что останутся здесь равноправными гражданами. Точно также, к слову, чувствовали себя казахи, жившие за пределами Казахстана, которые в больших количествах стали возвращаться на историческую родину. При этом на всех давили тяжесть хаоса первых лет, экономические трудности, ощущение безысходности. И многие в надежде на лучшую долю поехали ее искать. Как только экономическая ситуация начала улучшаться, десятки тысяч русских казахстанцев вернулись и сейчас продолжают возвращаться обратно из той же России. Такого масштаба реэмиграции русских нет ни в одной стране СНГ. Так что "русского вопроса" в Казахстане - тем более в отрыве от контекста всего развития страны - не существует.
- Каким совместным инициативам России и Казахстана в области экономического сотрудничества Вы придаете особое значение?
- Я делаю все возможное, чтобы наше экономическое сотрудничество развивалось энергично, во благо наших стран и народов. Об этом мы постоянно говорим с Владимиром Путиным, российскими предпринимателями, законодателями, учеными и дипломатами. И, кажется, от слов уже перешли к делу. Мы уже можем обсуждать контакты не только между отдельными предприятиями, но и говорить об интеграции и плодотворном сотрудничестве целых отраслей. Я бы особо выделил энергетику, энергоносители, транспорт и транзит.
В настоящее время и у России, и у нас в связи с экономическим ростом появились возможности инвестирования во взаимоинтересные проекты. Таковым, например, является и проект освоения Удоканского месторождения меди, за которое берется наша корпорация "Казахмыс". Она обязуется вложить в этот проект порядка 600 млн. долларов, построить обогатительную фабрику и задействовать российские медеплавильные заводы. При этом планируется решить вопросы социального обустройства региона и создания новых рабочих мест для россиян. Думаю, что это выгодно для обеих стран. Ведь интеграция - единственно реальная и действенная стратегия в духе нового времени. |