NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 17:06 ast
15:06 msk

Год достижений и новых перспектив
Е.Атамкулов: "Возможно, это прозвучит парадоксально, но именно успешный предпринимательский опыт стал катализатором огромного внутреннего желания к переменам, намерения реализовать себя в новом качестве"
31.03.2003 / интервью

Елена ТРИФОНОВА, "Казахстанская правда", 29 марта

15 марта исполнился год со дня образования закрытого акционерного общества "Национальная компания "Казакстан темiр жолы" - оператора магистральной сети и пока единственного в республике железнодорожного перевозчика. Тогда же на должность президента компании был назначен наш собеседник - Ерлан Атамкулов.

- Ерлан Думшебаевич, железнодорожная отрасль является крупнейшим сектором отечественной экономики, возглавлять который почетно и ответственно. Год назад вам, успешному предпринимателю, предложили беспокойную должность руководителя национальной компании. Не жалеете, что отважились на столь резкую перемену в своей жизни?

- Возможно, это прозвучит парадоксально, но именно успешный предпринимательский опыт стал катализатором огромного внутреннего желания к переменам, намерения реализовать себя в новом качестве. К моменту преобразования РГП в ЗАО "НК "Казакстан темiр жолы" на железной дороге сложилась довольно стабильная производственная ситуация, однако управление активами только что созданной компании, эффективное распоряжение ее имуществом и доходами требовало "свежего взгляда", новаторских решений и подходов. Уже тогда было очевидно: технический потенциал железнодорожной отрасли неумолимо иссякает, и без необходимой финансовой подпитки остановить неумолимое приближение к кризисной отметке невозможно. К тому времени в республике уже был наработан положительный опыт привлечения к государственному и хозяйственному управлению представителей крупного и среднего бизнеса. Абстрагированные от отраслевой конкретики, прагматичные предприниматели довольно успешно справлялись с рациональным перераспределением и приумножением капитала нацкомпаний, да и целых отраслей. Не скрою, решение возглавить сложный многофункциональный организм железной дороги далось непросто, однако финансовые и производственные показатели нашей работы в 2002 году дают основание думать, что тот шаг был сделан в верном направлении.

- Каковы итоги работы железнодорожной отрасли в прошлом году?

- В 2002-м, как и в позапрошлом году, труженики стальных магистралей не только перевыполнили большинство принятых на себя плановых обязательств, но по многим показателям "перекрыли" планку достижений предыдущих лет. В частности, грузооборот железной дороги составил 133 088 млн. тонно-километров, пассажирооборот - порядка 10 449 пассажиро-километров, общая погрузка грузов достигла 163 334 тысяч тонн, что на 3,9 процента выше плана. Доходы ЗАО "НК "КТЖ" от перевозок в минувшем году составили 156,4 млрд. тенге, что на 9,8 процента превысило показатели 2001 года. При этом рост доходов от перевозки грузов наблюдался во всех видах сообщения: во внутриреспубликанском - на 11,9 %, в экспортном - на 11,4 %, импортном - на 19 %, транзитном - на 14,2 %. Доходы от пассажирских перевозок увеличились по отношению к 2001 году на 19,4 %. Чистый доход ЗАО "НК "КТЖ" в 2002 году составил порядка 15 751 млн. тенге, что на 35,8 процента больше аналогичного показателя 2001 года. И это при том, что в середине прошлого года выполнение всех производственных показателей отставало от плана в среднем на 5 процентов.

В 2002 году существенно улучшились качественные показатели работы железнодорожного транспорта: среднесуточная производительность грузового вагона, возросшая на 5,3 процента, средняя динамическая нагрузка груженого вагона и процент порожнего пробега грузового вагона к груженому выполнены на уровне 2001 года. Ускорение оборота рабочего вагона относительно прошлого года возросло на 0,27 суток (6,5 часа), или на 5,2 процента.

Помимо успешного выполнения задач по отгрузке и транспортировке грузов, перевозке пассажиров, в минувшем году были реализованы многочисленные проекты по технической реабилитации сети железных дорог республики, модернизации магистральных железнодорожных линий, в том числе капитальному ремонту 492 километров железных дорог.

Прошедший год можно назвать важным этапом осуществления строительства новых линий, в частности, такой стратегически важной для нашей страны, как Алтынсарино - Хромтау, где в 2002 году было освоено порядка 68 % от предусмотренного объема капиталовложений.
Качественно и в срок железнодорожниками завершена модернизация участков железнодорожных линий Жана-Семей - Дегелен, Аксу - Дегелен, электрификация участка Казыбек-Би - Алматы-2.

- Большой интерес вызывают планы компании "Казакстан темiр жолы" по обновлению подвижного парка железной дороги - вагонов и локомотивов, износ которых является главным тормозящим фактором развития железнодорожной отрасли.

- Обновление подвижного парка - ключевая задача, от решения которой зависит будущее стальных магистралей. Резерв времени, в течение которого можно осуществлять перевозки имеющимся парком без ущерба для производственного цикла, не так уж велик. Поэтому трудно переоценить значимость процесса планомерной замены многотысячного арсенала вагонов и локомотивов отечественной железной дороги, начатого в 2002 году. Так, в соответствии с программой обновления тягового состава на период до 2014 года был проведен международный тендер на приобретение и сборку новых магистральных тепловозов для нужд ЗАО "НК "КТЖ", победителем которого стала китайская компания "Dongfang Electric Corporation". В рамках контракта на сумму свыше 190 млн. долларов в течение этого года будут изготовлены и в 2004 году поставлены в Казахстан два первых тепловоза из приобретаемой партии в 152 единицы. Комплектация и сборка остальных локомотивов будет производиться на отечественных тепловозоремонтных предприятиях. Поставка этой крупной партии тепловозов завершится в 2009 году. Одновременно в сотрудничестве с компанией "General Electric" запланирована модернизация 10 магистральных тепловозов.

Наряду с этим ЗАО "НК "КТЖ" изыскивает оптимальные варианты обновления парка вагонов. Цена вопроса исчисляется огромными суммами, поэтому решаться он будет как за счет собственных средств компании, так и за счет привлечения внешних инвестиций.

Реальную перспективу имеет проект по приобретению в России новых железнодорожных вагонов в счет погашения задолженности Российской Федерации за аренду космодрома Байконур, прорабатываемый совместно с Министерством путей сообщения России. В настоящее время эксперты КТЖ изучают потребности железной дороги в тех или иных видах подвижного состава, по результатам которого будет сформирован заказ предприятию "Уралвагонзавод" на поставку в Казахстан частей для сборки необходимых типов вагонов, комплектацию которых будут производить отечественные специалисты.

Вспоминая о нашумевшей проблеме нехватки вагонов-зерновозов, могу сказать, что в инвестиционном бюджете компании на 2003 год уже заложены средства на приобретение 411 зерновозов для нужд отечественных зернопроизводителей. Помимо этого, в Казахстан возвращены тысячи единиц зерновозов с железных дорог соседних государств. Благодаря этому на протяжении зимы с элеваторов в среднем в сутки отгружалось более 500 зерновозов. В январе-феврале этого года железнодорожники перевезли около 2 млн. тонн пшеницы, в том числе на экспорт - около 1 млн. 625 тысяч тонн, в дальнее зарубежье - 1 млн. 342 тысячи тонн зерна, что больше аналогичного периода 2001 года на 171 %.

- ЗАО "НК "КТЖ" является лидером среди национальных компаний Казахстана по объему оборотных средств и степени развития производственной и технической базы. А какими преимуществами обладает компания в плане заимствования средств и способности их возврата?
- На сегодняшний день финансовое положение ЗАО "НК "КТЖ" - одно из самых стабильных в республике, и это подтверждается повышением кредитных рейтингов компании в течение полугода тремя ведущими мировыми финансовыми агентствами до уровня суверенного.

Так, 7 октября агентство "Standard & Poor"s" изменило прогноз кредитного рейтинга ЗАО со "стабильного" на "позитивный". Одновременно был подтвержден кредитный рейтинг КТЖ в местной и иностранной валюте на уровне BB. В канун 2003 года международное рейтинговое агентство "Fitch Ratings" присвоило ЗАО "НК "Казакстан темiр жолы" рейтинг в иностранной валюте ВВ+ (прогноз стабильный). И 10 февраля текущего года стало известно об очередном повышении долгосрочного рейтинга ЗАО "НК "Казакстан темiр жолы" с Ва2 до Ва1 со стабильным прогнозом международным рейтинговым агентством "Moody"s Investors Service". Повышение рейтингов отражает не только ряд достижений ЗАО "НК "КТЖ" в производственной сфере, но и его финансовое состояние. Повышение рейтингов предопределила в первую очередь высокая способность компании к распоряжению финансовыми активами и возврату инвестиций, а также такие факторы, как стратегическое значение железных дорог для экономики государства, их планомерная адаптация к работе в условиях рынка.

- Какие проекты в области железнодорожного транспорта планирует реализовать НК "КТЖ" в нынешнем году?

- В этом году значительные средства будут выделены на реализацию проектов в ключевых сферах железнодорожной отрасли: путевом хозяйстве, электрификации, информатизации и связи. Помимо этих проектов по обновлению подвижного состава, компания планирует приобрести несколько машинных комплексов для планово-предупредительной выправки пути и глубокой очистки балласта от щебня, закупить линии по репрофилированию старогодных рельсов.

Для реализации программы скоростного движения на участке Алматы - Астана будет произведен капитальный ремонт 200 километров пути на железобетонных шпалах с современными типами скреплений и укладкой новых конструкций верхнего строения пути для повышения скорости следования поездов. Для улучшения общего состояния пути и повышения плавности хода будут приобретены автоматизированные комплексы.

Планы по развитию хозяйства связи включают модернизацию автоблокировки на участке Семей - Локоть и электрическую централизацию на станциях Чарская, Левый Иртыш и Суук Булак, модернизацию оборудования сети общетехнологической связи - на участках Астана - Караганда, Актобе - Шиели, замену устаревших систем контроля подвижного состава ПОНАБ современными системами КТСМ.

В области развития энергохозяйства планируем установить бортовую автоматизированную систему в вагон испытания контактной сети. Будут продолжены работы по замене устаревшего оборудования подстанций на современное экономичное в эксплуатации оборудование: электрогазовые и вакуумные выключатели, ограничители перенапряжений.

Кроме того, мы предусматриваем оснащение эксплуатационных бригад современными мобильными и экономичными средствами доставки к месту работ и современными средствами связи.

В сфере пассажирских перевозок запланирован пуск электропоезда из 10 вагонов по маршруту Астана - курорт Боровое.

Многое делается и для улучшения сервиса в пассажирских поездах. В фирменном поезде Астана - Алматы бесплатно предоставляется бортовое питание - "ланч-боксы". Новый облик приобрели после реконструкции вокзалы Тараза, Уральска, Кокшетау, Талдыкоргана, Кызылорды, курорта Боровое. До конца этого года предполагается реконструировать все крупные вокзалы республики, в том числе в Астане, на станциях Алматы-1 и Алматы-2, Дружба.

- Десятки тысяч казахстанцев внимательно следят за ходом структурной реформы на железной дороге. Какие мероприятия реструктуризации планируется реализовать в ближайшие годы?

- В июле прошлого года был планомерно завершен 1-й этап Программы реструктуризации железнодорожного транспорта, основным результатом которого стало акционирование железнодорожной компании государством и создание в структуре ЗАО департамента по управлению магистральной железнодорожной сетью (в перспективе - единственного объекта монопольного управления ЗАО "НК "КТЖ").

Однако решение самых масштабных и сложных задач реформы - прерогатива второго ее этапа, который начался в 2002 году и завершится в 2006-м. Его главные мероприятия связаны с созданием ЗАО "Грузовые перевозки", наделенного функциями национального перевозчика; образованием дочернего акционерного общества "Локомотив", предоставляющего сторонним перевозчиками доступ к услугам локомотивной тяги; оператора магистральной железнодорожной сети, занимающегося организацией допуска к магистральной железнодорожной сети независимых перевозчиков. Ввиду огромной общегосударственной значимости развития контейнерных перевозок АО "Казтранссервис" сохранится в составе Национальной компании "КТЖ". При этом все предприятия неосновной (обеспечивающей) деятельности будут выведены из структуры ЗАО "НК "Казакстан темiр жолы". Это позволит год от года снижать долю нецелевых расходов в обороте компании, избегать "распыления" средств, столь необходимых для обновления производственных фондов железной дороги, повышения вклада железнодорожной отрасли в экономику страны.

На этом же этапе предполагается формирование рыночных отношений в секторе пассажирских перевозок. Из ныне существующего ОАО "Пассажирские перевозки" планируется выделить комплексы по содержанию технического парка вагонов, ремонту сооружений, обслуживанию пассажиров. При этом на рынок пассажирских железнодорожных перевозок будут допущены независимые перевозчики, владеющие собственным или арендованным парком вагонов и локомотивов и оплачивающих ЗАО "НК "КТЖ" только доступ к государственной железнодорожной сети. Предполагается, что в ведении государства останутся пассажирские перевозки международного сообщения.

- Железнодорожная отрасль всегда была флагманом социальной политики. Более того, престиж профессии железнодорожника во все времена базировался именно на сильной социальной поддержке. Какие меры социальной защиты планируется добавить в этом году к уже существующим?

- Действительно, сопряженный с огромной ответственностью за безопасность пассажиров и грузов труд железнодорожников требует адекватных мер социальной защиты. Со временем администрация железной дороги планирует создать в отрасли беспрецедентную систему материальных и моральных стимулов, при которой уровень доходов тружеников будет соответствовать величине прибыли компании и достигнет рекордных отметок в республике. Для того чтобы эти обещания не выглядели голословными, в последнее время был подписан ряд документов, гарантирующих постепенное повышение заработной платы и иных выплат. Один из таких документов - Концепция социальной поддержки железнодорожников - гарантирует труженикам отрасли в зависимости от стажа работы, квалификации, качественных показателей работы неуклонный рост заработной платы. Таким образом, уровень благосостояния железнодорожников ставится в прямую зависимость от уровня их профессиональной квалификации. Среди первоочередных мероприятий этого объемного списка - повышение с апреля 2003 года заработной платы всех работников железной дороги в среднем на 22 % и введение персональных надбавок за выслугу лет. Тем самым мы стимулируем работников к профессиональному росту, повышению квалификации и создаем в отрасли тот фундаментальный кадровый резерв, который обеспечит бесперебойную и безупречную работу железнодорожного транспорта в условиях рыночной конкуренции.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Год достижений и новых перспектив 31.03.2003
"Ситуация не столь безнадежна…" 19.03.2003
Каддафи: "Победа Буша может быть лишь временной" 13.03.2003
Все песни – обо мне 12.03.2003
Это - особый мир 11.03.2003
В судах работают не только взяточники! 08.03.2003
Догнать и перегнать Европу 08.03.2003
Земельную реформу нужно готовить 07.03.2003
Оксана Федорова: "А/с не предлагать" 07.03.2003
Как мы поговорили с главным французским "наци" 06.03.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz