NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 11:49 ast
09:49 msk

"Дайте нам хорошую зарплату, и мы… перевернем весь мир"
З.Турисбеков: Сейчас в госорганы идет очень много молодежи, и я считаю, что государственная служба привлекательна для них карьерными перспективами, стабильностью пребывания на службе, правовой защищенностью от незаконных увольнений, обладанием определенного статуса
11.06.2003 / интервью

Ирина Галкина, "Акмолинская правда", 10 июня

В стране началась обкатка новой, конкурсно-карьерной модели государственной службы. В административной реформе произошел качественный скачок: госаппарату нужны не просто люди, а - профессионалы. Но не откатываемся ли мы, благодаря этому скачку, назад, в светлое прошлое, когда служению государству могли посвятить себя только те, кто благодаря своим связям и карьеризму попадал в "обойму"? На этот и другие вопросы "Известиям" отвечает председатель Агентства РК по делам госслужбы Заутбек Турисбеков.

- "Реформа Байменова" привела к тому, что страна получила молодой и дееспособный госаппарат. "Реформа Турисбекова" перечеркивает достижения последних лет, возвращая все на круги своя: доступ свежих людей на госслужбу снова закрыт, начинаются перестановки внутри системы. Разве это не так?

- Когда решался вопрос о проведении административной реформы, уже тогда планировалось, что конкурсную систему отбора со временем сменит конкурсно-карьерная модель. На первом этапе нужно было за короткий период достичь прозрачности и демократизации государственной службы и одновременно укомплектовать штаты государственных органов, особенно в новой столице. И эта задача выполнена: мы получили новое поколение талантливых, высокообразованных управленцев. Теперь настало время перейти на конкурсно-карьерную модель. Она отвечает самым высоким международным стандартам, не ущемляет прав граждан, желающих поступить на государственную службу, направлена на повышение профессионализма госслужащих через постоянное повышение квалификации, что в конечном итоге, я думаю, отразится на единстве, эффективности и политической нейтральности системы административной государственной службы.

Хочу подчеркнуть, что реформа государственной службы - процесс долгий и сложный. Внесенные в закон поправки, которые вступили в силу 14 апреля, не являются последними. В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года еще предстоит большая работа по повышению качества государственных услуг и разработке стандартов их предоставления, а также модернизации системы государственной службы. Поэтому как можно говорить о "реформе Байменова" или же "реформе Турисбекова"?

- Конкурсная система, по идее, должна обеспечивать конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе. Неужели она полностью изжила себя?

- Я хочу подчеркнуть, что конкурсы не отменяются. Если человек никогда не работал на госслужбе, то ему нужно обязательно пройти конкурсный отбор. Другое дело, если он уже работает государственным служащим. Дальнейшее его продвижение возможно без проведения конкурсных процедур. В то же время конкурсы могут быть объявлены на любую должность.

Что касается конкурсной системы вообще, здесь имелись существенные недостатки. После моего назначения на должность председателя Агентства мы ежеквартально проводили анализ проведенных конкурсов. И выяснилось, что если вначале на одно место претендовали 4 кандидата, то к концу 2000 года их число снизилось до 2 кандидатов. Начали поступать жалобы от граждан на необъективность конкурсных процедур. Оказывается, тормозом стал институт "временного исполнения обязанностей вакантной должности": руководитель мог принять на вакантную должность любого гражданина по трудовому соглашению и объявить конкурс на это же место, и такое делалось повсеместно. Мониторинг показал, что в 80 процентах случаев по результатам конкурса на объявленную должность назначался гражданин, уже исполнявший эти обязанности!

Поэтому осенью 2000 года в Положение о порядке прохождения государственной службы были внесены поправки, исключающие возможность приема на работу временно исполняющих обязанности (за исключением случаев создания новых государственных органов). И только после этого стало возвращаться доверие граждан к конкурсным процедурам. В настоящее время конкурс на одно место составляет 2,5 человека.

- Конечно, карьерная система госслужбы даже по названию презентабельнее. Кроме того, она больше соответствует нашему менталитету: если ты начальник, то имеешь право формировать свою команду, приводить в нее симпатичных тебе людей. Однако это не страхует государственный аппарат от протежирования. Способствуют ли последние изменения в Законе "О госслужбе" контролю над этим процессом?

- Согласно внесенным поправкам, занятие административной государственной должности гражданином, который уже является госслужащим, теперь может осуществляться без конкурсного отбора, в порядке перевода. При этом требуется согласие самого административного служащего на перевод и согласие нашего Агентства на предмет соответствия кандидата предъявляемым квалификационным требованиям к вакантной должности.

Я не могу согласиться с мнением, что внедрение конкурсно-карьерной модели является угрозой для государственной службы, и думаю, что опыт стран с образцовой системой государственной службы - таких, как Германия, Франция, Австрия, Швейцария, Испания, где действует именно такая модель, является тому доказательством.

Кстати, очень высокую оценку последним изменениям в законе дали ученые Академии государственной службы при Президенте РФ, отметив, что конкурсно-карьерная модель была бы оптимальной для России.

Думаю, такая модель могла бы стать основой для реформирования порядка поступления и прохождения службы и в наших правоохранительных органах.

- После принятия поправок в Закон "О государственной службе" были пересмотрены типовые квалификационные требования к категориям административных государственных должностей. Это действительно очень важный инструмент, влияющий на качество персонала государственной службы…

- Мы ужесточили требования к занятию административных государственных должностей, особенно руководящих. Например, если ранее на должность директора департамента министерства мог претендовать любой гражданин, имеющий высшее образование и стаж государственной службы три года или же пятилетний стаж работы по специальности, то теперь эту должность может занять гражданин, имеющий высшее образование и не менее пяти лет стажа государственной службы, в том числе не менее одного года работы на должности следующей нижестоящей категории, то есть заместителя директора департамента, либо не менее трех лет работы на руководящих должностях или же шести лет работы по специальности, в том числе не менее трех лет на руководящих должностях.

Так что типовые квалификационные требования являются своеобразным барьером на пути к занятию должностей, и руководители государственных органов не смогут назначать на должности лиц, которые не соответствуют этим требованиям. И этот уже механизм работает. Так, за последний месяц в Агентство на согласование поступили документы 92 кандидатов. И девяти из них было отказано из-за отсутствия соответствующей квалификации. Как видите, этот механизм направлен на ограничение доступа на административные должности "случайных" людей, повышение статуса государственных служащих, профессионализацию государственной службы.

- На ваш взгляд, чем госслужба сегодня привлекательна? Хорошими карьерными перспективами? Социальными привилегиями и льготами?

- Сейчас в госорганы идет очень много молодежи, и я считаю, что государственная служба привлекательна для них карьерными перспективами, стабильностью пребывания на службе, правовой защищенностью от незаконных увольнений, обладанием определенного статуса. Кроме того, сегодня государственная служба намного прозрачнее и доступнее, чем работа в частных компаниях, где преобладает принцип семейственности. Немаловажным, по-моему, является тот фактор, что государственная служба дает возможность получить прекрасные навыки в администрировании, общении с людьми, умении быстро принимать ответственные решения. Кроме того, это шанс реализовать себя, свои идеи, проявить инициативу, почувствовать, что ты вносишь определенный вклад в строительство нового государства, новой столицы.

Но на одном патриотизме и энтузиазме удержать людей на долгое время невозможно. Поэтому необходимо улучшать материальное положение госслужащих.

- В последние годы неоднократно повышалась заработная плата государственным служащим. Какова сегодня минимальная зарплата и максимальная?

- Уровень заработной платы не является секретом. Во всех объявлениях о вакансиях обязательно публикуется размер должностного оклада на каждую должность. Максимальный оклад на административной государственной службе (категория В-1) составляет около 70 тысяч тенге, минимальный - около 8-9 тысяч тенге (категория D-8) и зависит от категории занимаемой должности и стажа государственной службы. Эти цифры не раскрывают полной картины в вопросах заработной платы, так как количество государственных служащих, получающих высокую заработную плату, незначительно. Вот один только факт: почти 80 процентов госслужащих получают заработную плату менее 20 тысяч тенге.

- Сколько, на ваш взгляд, должен получать чиновник, чтобы уберечься от соблазна вымогать и брать взятки?

- Что говорить, развитие экономики способствует перетоку квалифицированных кадров из госслужбы в частный сектор. Госслужба становится потенциально неконкурентоспособной. Уровень заработной платы госслужащего не отвечает его самым необходимым потребностям, объему сложности и ответственности выполняемой работы. Кроме того, заработная плата для госслужащего - это единственный источник его существования, потому что никакой иной доходной деятельностью по закону он не имеет права заниматься.

Мы должны понять: если общество желает получать качественные государственные услуги, то необходимо поддерживать соответствующий уровень заработной платы госслужащих. Сегодня стоимость товаров и услуг повседневного спроса в Казахстане сопоставима с ценами восточноевропейских стран. В то же время в Польше, Венгрии, Чехии государственные служащие получают зарплату от 500 до 2000 долларов США. Думаю, на такой уровень должны выходить и мы.

- Недавно вы обмолвились, что неплохо бы перенять малазийский опыт борьбы с мелкими взятками, узаконив их. Чем вызвано это предложение: желанием улучшить статистику по коррупции, укрепить моральный климат, повысить благосостояние госслужащих?

- Нами действительно был изучен малазийский опыт борьбы с коррупционными правонарушениями на государственной службе и повышения качества государственных услуг, который был бы очень полезен для нас. Малайзия - страна, которая достигла больших успехов в этой сфере и сейчас является одной из самых динамично развивающихся стран Азии. Говоря об опыте Малайзии, мы не имеем в виду, что нужно узаконить взятки. Речь о том, что за мелкие взятки (до 100 долларов США) наказывать госслужащих не в уголовном, а в административном порядке. То есть не в тюрьму сажать на несколько лет, а накладывать крупные денежные штрафы и ограничить доступ к государственной службе. Думаю, такие меры были бы очень эффективны и в Казахстане. С другой стороны, это соответствовало бы мировым принципам гуманизации правовых мер преследования и ответственности гражданина за совершенные проступки.

Кроме того, необходимо установить стандарты качества предоставления государственных услуг, ужесточить меры контроля за соблюдением Правил служебной этики и стандартов предоставления услуг.

И, если мы все-таки решим копировать полезный опыт, нужно будет многократно повысить заработную плату: государственная служба должна быть престижной и высокооплачиваемой, чтобы привлекать самые лучшие кадры.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Айка Жаксыбай: "Я мечтаю один раз выйти замуж" 28.06.2003
Рецепт успеха по-северному 26.06.2003
28 июня – день печати 26.06.2003
Новый левый 24.06.2003
"Чем меньше будет игроков - тем проще" 21.06.2003
Жизнь не может стоять на месте 19.06.2003
Исследования на благо страны (КИСИ – 10 лет) 16.06.2003
КИСИ отдает в исследованиях приоритет самым актуальным проблемам. 14.06.2003
Амангали Баталов: "Каждый день как на войне" 12.06.2003
"Дайте нам хорошую зарплату, и мы… перевернем весь мир" 11.06.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
93. КАРИМОВ Мурат
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz