Юрий КИРИНИЦИЯНОВ, "АиФ-Казахстан", 27 августа
22 августа в Алма-Ате состоялось заседание Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества. В сентябре в Москве состоится заседание Межгоссовета (на уровне глав правительств). Фактически эти два заседания должны подготовить приоритетные направления развития организации на ближайшие 3 года, которые должны одобрить президенты.
В прошлом году Нурсултан Назарбаев обратился к своим коллегам - президентам Белоруссии, Киргизии, России и Таджикистана. Поделился своей озабоченностью: интеграционные процессы внутри ЕврАзЭС замедлились, а в некоторых сферах экономики начался "обратный отсчет". Главы четырех стран согласились с такой оценкой.
Практически одновременно с принятием "Приоритетных направлений" развития Евразийского сообщества в Ялте состоится саммит СНГ, а накануне будет подписано соглашение о создании Организации региональной интеграции, в которую войдут Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Прокомментировать эти события для наших читателей согласился заместитель генерального секретаря Евразийского экономического сообщества Серик ПРИМБЕТОВ.
Барьеры на пользу не идут
- Прежде всего хочу поделиться приятной новостью: наша организация зарегистрирована Секретариатом ООН в качестве международной, и сейчас мы приступаем к процедуре получения ЕврАзЭС статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
- У многих возникает вопрос: зачем нужны две очень похожие структуры - ЕврАзЭс и Организация региональной интеграции (ОРИ)?
- Действительно, новая организация закладывается на тех же принципах, на которых уже работает Евразийское экономическое сообщество. Однако есть и различие. В ЕврАзЭС предусмотрено создание наднациональных структур в перспективе. В Организации региональной интеграции это - непременное изначальное условие. Другое дело, как его выполнить на практике.…
- Практика показывает, что призывы к дружбе и интеграции непостижимым образом уживаются с большим количеством ограничительных мер.
- Поэтому темпы товарооборота резко упали. На моей памяти - скандальное постановление правительства Казахстана, которое запретило ввоз более дешевого киргизского цемента в нашу республику. Потом Россия решила возвести шлагбаумы на пути казахстанской стали. Сократился объем электроэнергии, которую Казахстан получает из Киргизии. Факты, которые я называю, общеизвестны. Однако теперь, похоже, нам удалось наглядно показать: ограничительные меры никому на пользу не пошли. Ни тем, кто пытается проникнуть со своим товаром в соседнюю страну, ни тем, кто якобы "защищает" свой рынок. Потому что "пострадавшее" государство в долгу не остается и выдумывает свои собственные ограничения.
- А не проще ли было бы Украине присоединиться к ЕврАзЭС? И еще: вам не кажется, что деятельность "пятерки" как бы ушла в тень?
- Повод для недоумения, согласен, есть. Ведь речь, по сути, идет о параллельных организациях. Время показало, что переговорный процесс по созданию ОРИ оказался делом весьма непростым. Многое зависит от доброй воли Украины. И тем не менее никто не сомневается: в сентябре договор будет подписан. Но не будем забегать вперед, тем более что создание единого экономического пространства намечено осуществить в шесть этапов - до 2009 года.
Визы, доллары и вещи
- Создание наднациональных структур в Организации региональной интеграции было заложено с самого начала. Как это будет выглядеть на практике?
- В феврале президенты договорились по трем принципиальным позициям. Штаб-квартира организации будет находиться в Киеве, возглавлять ее будет представитель из Казахстана. Создается наднациональный орган - комиссия по торговле и тарифам, которой будет поручено распутывать все спорные вопросы. На первом этапе четыре страны хотят создать зону свободной торговли - без изъятий и ограничений. Для этого надо будет убрать множество барьеров, сделать границы прозрачными для товаров и услуг. В ЕврАзЭС нам пока этого сделать в полной мере не удалось. Как это получится в ОРИ? Я, откровенно говоря, пока не вижу реальных механизмов.
- И в Евразийском сообществе давно уже обсуждаются два предложения - убрать внутренние границы и таможни и создать наднациональные структуры, за которыми оставалось бы последнее слово в спорах хозяйствующих субъектов.
Но границы все крепче и крепче, а лица таможенников - все суровее и беспощаднее. Чтобы пересечь "прозрачную" границу на трассе Уральск - Самара, требуется 2-3 часа. Договоримся ли мы когда-нибудь?
- Вся беда в том, что мы хотим быть одновременно и суверенными, и по-европейски цивилизованными. Так не бывает. Есть государство - значит, у него есть границы. Но весь вопрос в том, чтобы эти границы и таможни не становились кошмаром для законопослушных граждан. Как в Европе: показал водительские права, не выходя из машины, - и проехал границу. У нас же на границе весь багажник перевернут, заставят отстоять утомительную и унизительную очередь. Нет пока культуры в международных отношениях.
- Поговорим о безвизовых поездках. В принципе, это правило соблюдается. Имея паспорт гражданина Казахстана, я свободно могу поехать хоть в Минск, хоть в Бишкек. Но мы знаем и другое. Граждан соседнего государства могут запросто задержать "по подозрению", а то и просто выселить. Акция московской милиции по выселению строителей-таджиков ничего, кроме недоумения, вызвать не могла. Я правильно рассуждаю?
- Не совсем. Прежде всего государства должны определиться, с какими документами гражданин одной страны может поехать в другую. У каждой республики есть свой список документов, и далеко не во всем они совпадают. Здесь выявились разные подходы. Например, Казахстан выдает несовершеннолетним гражданам своей страны паспорта, если они пересекают границу. Таджики настаивают, чтобы принимались свидетельства о рождении и общегражданские паспорта. Российские пограничники возражают: дескать, эти документы легко подделать. Кроме того, россияне не готовы выдать заграничные паспорта всем своим гражданам. У них до сих пор еще действуют паспорта СССР со специальными вкладышами. А их, в свою очередь, не жалуют пограничные структуры других стран ЕврАзЭС.
Теперь - о самих поездках. Да, по казахстанскому паспорту вы можете пересечь границу - хоть на поезде, хоть на самолете. Но, согласитесь, если вы идете в гости, то хозяин должен хотя бы примерно знать, как долго вы намерены наслаждаться его гостеприимством. Так и здесь. Компетентные органы должны вести учет: сколько планирует пробыть в гостях иностранный гость, пусть даже из дружественной страны; на что собирается жить; есть ли у него деньги на обратную дорогу. Это не праздные вопросы. Те же таджики нарушили российские законы, не зарегистрировавшись в Москве. А почему за их отправку должна платить иммиграционная служба России?
- Много шума было вокруг миграционных карточек, которые ввела сначала Россия, а затем и Казахстан. Карточку дают в аэропорту без проблем. А если человек пересек границу в маленьком поселке, где у пограничников этих самых карточек нет? Он идет в паспортный стол, а там работают всего 2 дня в неделю. Не успел. А тут надо возвращаться. Он едет домой, и его ловят на границе как опасного преступника…
- Таких конфликтов легко избежать, если четко разработать все детали. Чем и должны заниматься соответствующие эксперты сторон на своих заседаниях. Возьмем, к примеру, денежные суммы, которые можно возить с собой через наши границы. Казахстанская сторона предлагала разрешить гражданам стран, входящих в ЕврАзЭС, провозить 10 тысяч долларов и 70 килограммов багажа. Россияне и белорусы нас не поддержали. Остановились на полутора тысячах. Теперь эта сумма увеличена вдвое. Я думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что все стороны примут наше предложение. Но пока Россия считает: 10 тысяч долларов - сумма слишком большая. Если вывозить ее беспрепятственно, это подорвет валютный запас. Мне, честно говоря, такое утверждение кажется спорным.
Кто шагает впереди?
- Много говорится об осуществлении общих проектов, которые могли бы объединить экономические интересы нескольких стран ЕврАзЭС. В частности, о строительстве Сантудинской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Киргизии. Однако дальше разговоров дело не идет.
- Понятно, что все осторожничают. Речь идет об очень больших деньгах. Но, с другой стороны, заклинаниями о вечной дружбе сыт не будешь. Пока мы не найдем точек соприкосновения в конкретной экономике, наш союз не будет достаточно крепким. А главное, надо создавать условия для того, чтобы бизнес, большой и малый, вкладывал деньги в экономику соседней страны. Вот когда у меня будет собственность в соседнем государстве, я буду ее холить и лелеять. А для этого нужны региональные проекты. Свежий пример: соглашение по Экибастузской ГРЭС еще не подписано, а россияне уже интересуются, что там происходит. Такая же ситуация - в Киргизии, где планируется совместное строительство и совместная эксплуатация Камбаратинской ГЭС-2. Но там требуются огромные капиталовложения - до миллиарда долларов. "Камбарата-2" - это только контррегулирующая станция. Для Казахстана важна "Камбарата-1", ибо она позволяет экономить воду для летнего полива. К тому же необходимо строить линии электропередачи в труднодоступной местности, высоко в горах.
- Казахстан и Россия - две самые крупные страны Евразийского сообщества. Можно ли сказать, что отношения двух евразийских государств являются некой моделью для укрепления многосторонних отношений в рамках всего сообщества?
- Локомотивом интеграционного процесса должны быть Россия и Казахстан. Хотя до сих пор Казахстан тянул этот воз практически в одиночку. Но в последнее время Россия все активнее берется за общую работу. В разгаре - Год Казахстана в России, а следующий, 2004-й, уже объявлен годом России в Казахстане. И это не только фестивали и концертные программы. Это приграничное сотрудничество, совместные региональные проекты, организация и проведение деловых форумов и выставок. Можно сказать, что сотрудничество из столичных кабинетов перемещается в регионы. |