NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 10:30 ast
08:30 msk

Сергей Мещеряков: Мы кричали на каждом углу: "У нас кругом мафия". Теперь страдаем
Почти три месяца прошло с тех пор, как в России прекратила свое существование налоговая полиция, а ее функции были переданы в МВД - Главному управлению по налоговым преступлениям
09.09.2003 / интервью

Юрий СПИРИН, "Известия", 8 сентября

Почти три месяца прошло с тех пор, как в России прекратила свое существование налоговая полиция, а ее функции были переданы в МВД - Главному управлению по налоговым преступлениям. Возглавил новую структуру Сергей МЕЩЕРЯКОВ, ранее руководивший управлением ФСНП Московской области. Первое интервью в новом качестве главный налоговый милиционер дал корреспонденту "Известий" Юрию СПИРИНУ.

- Честно говоря, многие так и не поняли, зачем нужно было ликвидировать налоговую полицию и создавать налоговую милицию. В чем, на ваш взгляд, была причина подобного решения?

- Практика показала, что в большинстве случаев налоговые преступления сопряжены с другими экономическими правонарушениями, и наоборот. Три года назад законодатель дал налоговой полиции широкие права по расследованию экономических правонарушений, в результате чего наступила такая правовая ситуация, когда по 70 процентам составов экономических преступлений была определена двойная подследственность - МВД и ФСНП. Причем в более выгодном положении зачастую находилась налоговая полиция, имевшая возможность комплексного подхода. Однако налоговой полиции в последнее время было очень непросто противодействовать преступлениям, носящим межрегиональный и международный характер. Возникла необходимость бороться с ними с помощью более мощного и политически устойчивого органа, нежели ФСНП. Выбор был небольшой. Прокуратура - это в первую очередь надзорный орган, ФСБ - спецслужба, которая выполняет специфические функции. Остается Министерство внутренних дел. Руководство страны приняло непростое решение - соединить две эти линии, экономическую и налоговую, в новом подразделении - Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. В результате появился орган, который может в комплексе работать по таким преступлениям, как криминальные банкротства, отмывание "грязных" денег, хищения, налоговые преступления, коррупция. Причем реально проиграли силы, которые заинтересованы в раздробленности усилий государства. А у них есть свои конкретные материальные цели. Я считаю такое решение абсолютно правильным. МВД - это правоохранительный тяжеловес в системе борьбы с преступностью. В качестве подразделения МВД становление новой службы произойдет намного быстрее, чем в любом другом формате. К тому же немаловажен и тот факт, что была решена двойная задача - одновременно на готовой материальной базе ФСНП создан Госкомитет по контролю за оборотом наркотиков.

- Не боитесь ли вы, что "тяжеловесность" МВД станет обременительной для вашей службы - в силу уже сложившейся своей косности и инертности?

- Любая система в какой-то степени инертна. Даже налоговая полиция, которой исполнилось только 11 лет. Принципы работы всех российских правоохранительных структур одинаковы, так как основаны на едином законодательстве - законе об оперативно-розыскной деятельности, УК и УПК. В то же время при реорганизации у нас появилась возможность не повторять старых ошибок. Скажем, в ФСНП была выстроена работа по международно-правовому обеспечению. Но, к сожалению, в последнее время она сводилась к заключению договоров, в то время как нам была необходима оперативная информация, помогающая выявлять преступления. Частично это произошло по вине организационных неувязок, штатных изменений. Теперь подобный отдел мы создали в структуре нашего главка. С учетом того, что в МВД есть мощное управление международного сотрудничества, оно будет обеспечивать договорную составляющую, а наша задача - используя их возможности, наладить оперативно-информационную работу с коллегами из других стран.

- Еще за несколько месяцев до ликвидации ФСНП многие бизнесмены стали игнорировать ее существование - наверняка образовался некий провал в работе. Расскажите, как сейчас обстоят дела, как прошла процедура передачи уголовных дел из ФСНП в МВД?

- Наверное, будет неправдой, если скажу, что в последнее полугодие все у нас в этой части было хорошо. Потеря государством позиций в борьбе с налоговыми преступлениями имеет место. При этом выводы ряда экспертов от экономики и права о том, что упразднение органов налоговой полиции не повлияло на собираемость налогов и сборов, принимать на государственном уровне не совсем правильно. Аналогичные структуры существуют во всех развитых странах, и не суть, как они называются. Важно другое - что качество работы указанных органов не следует определять только по сумме дополнительно привлеченных и возвращенных доходов в бюджет, основным критерием оценки должна служить неотвратимость наказания для правонарушителей. Сейчас мы делаем все возможное, чтобы наладить работу. Основные потери произошли в мае-июне, когда в спешном порядке прекращались, приостанавливались уголовные и оперативные дела. Однако на сегодняшний день большая часть уголовных и оперативных материалов уже передана в органы внутренних дел, по ним развернута соответствующая работа. Естественно, необходим определенный период, чтобы новые сотрудники адаптировать в системе МВД - получили кабинеты, оргтехнику, удостоверения, допуска. Но уверен, что уже в ближайшее время мы наверстаем упущенное при реорганизации. В системе МВД мы получили возможность работать гораздо оперативнее. Простой пример: раньше ответ на запрос из ФСНП в Главный информационный центр МВД приходил через несколько дней. Сегодня это делается в течение дня, а вскоре, после получения прямого доступа к информационным массивам, время будет исчисляться минутами. Еще одно немаловажное обстоятельство - теперь ГУНП и ГУБЭП работают в составе единой службы, ушла в прошлое нездоровая ведомственная конкуренция. Необходимо отметить, что руководство МВД оказывает нам колоссальную поддержку. Министр регулярно проводит совещания, вникая во все наши проблемы и вопросы. Подобное внимание обязывает ко многому, заставляет всегда держать спину прямо.

- Очевидно, что эффективность борьбы с налоговыми правонарушениями упирается в законодательство. Какие необходимы изменения, чтобы ее повысить?

- Анализируя общий массив налоговых преступлений, можно выявить такую тенденцию: сегодня 20 процентов налоговых преступлений наносят бюджету до 80 процентов ущерба. Поэтому я сторонник такой идеи: особое внимание уделять тем случаям, когда идут на укрытие значительных сумм криминальным путем. Необходимо определить величину этой суммы и установить очень высокую планку ответственности за подобные нарушения. Чтобы человек понимал, что если он умышленно не уплатил, к примеру, 30 миллионов рублей, то получит за это реальный и большой срок. Если сумма меньше, тогда и наказание другое. Действующая система измерения ущерба в МРОТ, а также конструкции известных статей УК устарели. Это несправедливо, когда один получает судимость за неуплату 500 МРОТ, а другой - за 500 тысяч МРОТ. Я считаю, что в первую очередь необходимо навести порядок среди вышеозначенных 20 процентов. Остальные сами поймут, что налоги надо платить. У нас вполне нормальные граждане, достаточно им показать, что система контроля и выявления преступлений работает исправно и безотказно.

- Уже много лет вы занимаетесь борьбой с налоговыми и экономическими преступлениями. Что бы вы назвали бичом российской экономики?

- Фиктивные или подставные фирмы, заключение ничтожных и мнимых сделок, проведение запутанных финансовых расчетов, незаконное обналичивания денежных средств. Этот вид преступной деятельности напрямую связан с "теневым" перемещением капитала, в том числе в преступную среду и за границу, и наносит серьезный ущерб экономике России и ее безопасности как в плане пополнения доходной части бюджета, так и в плане управления экономикой. Если говорить еще более конкретно, то главные проблемы в экономике страны - это фирмы-однодневки, офшоры и возврат экспортного и так называемого входящего НДС. Решить их - одна из главных задач. Попыток было немало, однако кардинального решения нет. Практика показывает, что без изменения в законодательстве правоохранительным путем и целевым администрированием их не решить. Что касается офшоров - это не российское изобретение. К сожалению, мировая, в том числе и западная экономика, несмотря на все красивые лозунги, не так чиста и прозрачна. Приукрашивать наш бизнес или чернить также нельзя. Он полностью соответствует нынешнему уровню развития общества и государства. Поэтому законодательство и государственные институты должны работать таким образом, чтобы минимизировать потери бюджета и экономики в целом от использования офшорных схем. Надо максимально укреплять имидж честного бизнеса. Пока даже очень крупные российские компании, декларируя свою законопослушность и прозрачность, обросли сотнями дочерних фирм, продолжают работать через сомнительные схемы в ЗАТО, офшорах.

- Российские эксперты дают разную оценку величины теневого сектора российской экономики - от 40 до 80 процентов. Какова ваша оценка этой доли?

- Я бы не рискнул называть какую-либо конкретную цифру. Да, доля криминального сектора по-прежнему велика. Поэтому, конечно, стоит задуматься, соответствуют ли доходы бюджета реальному уровню развития российской экономики. Я думаю, здесь есть перекос, который упирается в те десятки процентов, называемые экспертами. В развитых западных странах эта цифра меньше в силу разных причин: истории, особенностей развития гражданского общества. При этом у них очень жесткое законодательство, особенно в части экономических преступлений, и в первую очередь налоговых. И законопослушных граждан там на порядок больше. Но, не смотря на это, схожие с нашими проблемы и у них не сняты. По оценкам западных экспертов, доля теневого сектора в их экономике в среднем 12%. Вместе с тем они не афишируют эту проблему, так как это неблагоприятно отражается на деловом имидже страны. Это мы кричали на каждом углу, что у нас кругом мафия. Теперь страдаем - в аэропортах наших граждан держат сутками, проблемы с визами, а бизнесменов рассматривают сквозь лупу...

Справка "Известий"

Мещеряков Сергей Григорьевич, генерал-лейтенант милиции, родился в 1959 году в Липецкой области. В 1981 году окончил Липецкий политехнический институт. С 1983 года - в правоохранительных органах. С 1995 года - начальник налоговой полиции Липецкой области. С 2000 года - начальник налоговой полиции Подмосковья. В июне 2003 года назначен начальником Главного управления по налоговым преступлениям МВД России.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"От имени народа может говорить только Президент!" 27.09.2003
В органах конфликта нет 25.09.2003
"Религия – это, прежде всего, ступень к духовности" 24.09.2003
Министр Кайрат Келимбетов: "Самоуправление – это вопрос, ответ на который еще ищут" 18.09.2003
Миллиарды для диктатуры наркомафии 16.09.2003
K’Cell для Казахстана. Часть 3 13.09.2003
Сергей Мещеряков: Мы кричали на каждом углу: "У нас кругом мафия". Теперь страдаем 09.09.2003
K"Cell для Казахстана. Часть 2. 06.09.2003
Дарига Назарбаева не только дочь Президента ... 06.09.2003
ШОС - открытая организация 03.09.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz