NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Понедельник 25.10.2021 10:33 ast
07:33 msk

"Мы создали новую, уникальную модель образования"
Динара Назарбаева: Наш Президент постоянно подчеркивает, что Казахстану нужна образованная молодежь. Именно с ней связано будущее нашего государства. Не природные богатства, а интеллект является основным ресурсом страны
10.12.2003 / интервью

Константин КЕШИН, "Казахстанская правда", 9 декабря

Пятилетие Фонда образования Нурсултана Назарбаева - событие, которое дает возможность не только проследить несомненные гуманитарно-культурные достижения, успехи в области воспитания и образования, но также увидеть перспективы развития международных школ "Мирас". Об этом и еще о многом - наш разговор накануне первого юбилея с директором фонда Д. Н. КУЛИБАЕВОЙ.

- Динара Нурсултановна, чем была вызвана необходимость создания фонда? Какие цели обозначились в самом начале? Ведь к тому времени, когда в Алматы и Астане открылись двери международных школ "Мирас", в стране существовала проверенная система образования.

- Создание фонда - это инициатива Президента нашей страны. Требовалась новая модель образования. Нужно было соединить отечественный педагогический опыт с современными зарубежными методиками. Что касается целей, то они были обозначены традиционно: для педагогов - "сеять разумное, доброе, вечное", для учеников - приобретение знаний, постижение добра, общечеловеческих ценностей. Было много трудностей. Невозможно мгновенно перенести на свою почву зарубежный опыт, не считаясь с собственным менталитетом и абсолютно не заботясь о сохранении нашего национального, духовного, образовательного и культурного наследия. Даже в названии наших школ заложен особый смысл: ведь слово "мирас" переводится с казахского как "наследие".

- Но ведь не все "наследие", доставшееся от тоталитарного режима, было приемлемо?

- Вы абсолютно правы. Образование в советское время было частью официальной идеологии, следовательно, оно было политизировано. И все же я считаю, что нам досталось большое культурное наследие. С одной стороны, это величайшее достояние, с другой - величайшая ответственность, так как нужно было решать, как распоряжаться всем этим, что передать нашим учащимся, а что исключить из обязательных образовательных программ. Мне близки идеи педагога Ибрая Алтынсарина об органическом "приживлении" инноваций к традициям и обычаям народа. Он считал "естественное" развитие подрастающего поколения одним из главных путей вхождения казахов в мировое сообщество.

- Что, на ваш взгляд, было самым трудным?

- Все! Например, проблема стандарта образования. Стандарт необходим. Стандарт - это минимум того, что необходимо дать ребенку. Меньше - нельзя, больше - можно и нужно. Создается единое образовательное пространство, и ребенок, независимо от того, какую школу посещает, сельскую или городскую, общеобразовательную или международную, этот стандарт изучает. Поэтому ученик может легко перейти из одной школы в другую.

- Как мы знаем, со стандартами в школах СССР всегда был порядок. Единые программы, единые учебники у всех, единые методические разработки. Что у вас нового в этом плане?

- В нашем случае трудность заключалась в адаптации, в приспособлении международных стандартов к национальным казахстанским стандартам. Кстати, моя кандидатская диссертация была посвящена проблемам формирования международно-стандартных уровней владения иностранным языком в условиях школ международного типа. Мы выработали основные концептуальные положения развития школ, сделали обоснование методологической базы, разработали устав, отвечающий самым высоким международным требованиям. Если мы обратимся к международному опыту, то увидим, что большинство стран идет по пути интеграции предметов и объединения их в области изучения. В каждый блок входит несколько предметов, взаимосвязанных между собой. Сегодня мы создаем учебники нового поколения и методические разработки интегрированных курсов для нашей школы.

- И еще вопрос - относительно идеи введения стандартной школьной формы.

- Мы хотели ввести единую школьную форму. Разработали дизайн, провели даже показ мод. Ребята начали носить униформу, но без особого энтузиазма. Тогда мы задались вопросом: "Мы для кого форму хотим ввести? Для себя или для ребят?". Для ребят. Решили их спросить, хотят ли они ходить все одинаковые? Оказалось, что не хотят. Лично я считаю, что ребята должны чувствовать себя комфортно в школе, где и без того много стрессов, заданий, интенсивная работа на уроках.

- Проходили ли ваши школы международную аттестацию и как это происходило?

- Школы "Мирас" прошли обязательную и весьма строгую международную аттестацию и аккредитацию, без ссылок на "местные условия". К нам приезжали авторитетные экспертные комиссии из Швейцарии и Великобритании. Мы создали уникальные учебные планы и программы, учителя набирались по конкурсу. Конечно, нелегко было обрести международное признание. Но теперь наши выпускники получают дипломы, с которыми могут поступить в высшие учебные заведения многих стран мира. Школа "Мирас" получила международную авторизацию по дипломной программе - одной из самых престижных программ в мире, а также международную авторизацию по программе основной школы Международной школы Алматы. Обе школы "Мирас" получили статус Международного экзаменационного центра по приему экзаменов по основной школе, по результатам которых учащимся выдается международный сертификат Кембриджского университета. Школы фонда являются членами одной из ведущих международных образовательных организаций - Европейского совета международных школ.

- Как бы вы охарактеризовали команду учителей-единомышленников?

- Я признательна тем, с кем меня свели судьба и общее дело. Это настоящие профессионалы, чьи знания и опыт предельно востребованы. Они задают высокую планку в стремлении учащихся к достижению поставленных целей. Наши преподаватели - романтики и прагматики одновременно. Без этого нельзя. В структуре фонда, кроме школ, существует три центра - культурно-образовательный, научно-методический казахского языка и образовательно-исследовательский новых технологий, а также университет международного бизнеса и телевизионный проект "Интеллектуальные олимпиады" под руководством Чингиза Айтматова.

- Вернемся в школьные стены...

- Наши школы работают по трем программам: Организации международного бакалавриата, штаб-квартира которой находится в Женеве, для первого - пятого, шестого - десятого и одиннадцатого - двенадцатого классов. Экзаменационные работы оцениваются в международном экзаменационном центре в Великобритании в городе Кардифф. В начальной и основной школах преподавание ведется на двух языках - английском и русском. В дипломной программе (11-12-й класс) - на английском. Сейчас в наших школах базовые языки - русский и английский. Но в скором времени, мы надеемся, добавится казахский. Учителя казахского языка в наших школах делают все, чтобы это произошло как можно быстрее.

- Какова сущность инновационной образовательной модели?

- Понимаете, долгие годы мы воспитывались в убеждении, что в центре педагогического процесса должен находиться учитель, наставник. Но куда более предпочтительна другая точка зрения. Да, учитель прежде всего должен быть личностью, тогда и талант, и высокая образованность, и эмоциональная энергия вместе с влюбленностью в профессию и добрым отношением к детям привлекают и воспитывают. Но место в центре учебного процесса должно принадлежать ребенку, ученику.

Мы создаем в школе атмосферу равноправия между учителями и учениками. Возможность поспорить, отстоять свое мнение, обсудить что-то, заинтересовавшее ученика, помогает нашим подросткам ощущать себя личностями, подготавливает к жизни. Главное, чему мы учим детей, - не соглашаться с чем-то только потому, что так написано или сказано. Мы строим свою работу с учениками, исходя из принципа, что все дети одаренные.

- А есть ли проблемы в воспитательном процессе?

- Конечно, как и во всех школах. Каждый ученик - это прежде всего личность со своим уникальным характером. Иногда бывает трудно найти подход к ребенку. И вот еще, о чем я хотела бы сказать. Нашим детям, особенно мальчикам, не хватает мужского воспитания. Учителя-мужчины, как правило, не идут в школы. Получается, что ребенка в семье воспитывает мама, бабушка, няня. В школе преподаватели тоже женщины. К сожалению, это характерно для школ многих стран мира.

- Где сейчас учатся первые выпуски школ фонда? Какие черты характера, на ваш взгляд, свойственны всем мирасовцам, что их роднит и объединяет?

- Наши выпускники учатся в Казахстанско-Британском техническом университете, КИМЭПе, АГУ им. Абая, в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева, в МГИМО и МГУ (Москва), в университетах Кембриджа и Оксфорда (Великобритания), Бостона и Хьюстона (США) и других. Наши ученики трудолюбивые, ответственные, обладают огромной жаждой знаний. Мирасовцы принимают участие во многих образовательных проектах и инициативах, в республиканских и международных олимпиадах, художественных выставках и конкурсах научных проектов в малой академии наук. Они заботятся о ветеранах войны и труда, об одиноких пожилых людях, оказывают помощь детским домам, дому ребенка и детской деревне "SOS Киндердорф".

Мы планируем создание ассоциации наших выпускников, а может быть, и ассоциации учителей международных школ. Квалифицированным преподавателям, энергичным, коммуникабельным, умеющим приобщить юного человека к самостоятельности, всегда есть чем поделиться со своими коллегами.

- Динара Нурсултановна, фонд располагает прекрасно оборудованными школьными помещениями, современными библиотеками, компьютерными залами, лабораториями. Два года подряд проводится детский фестиваль искусств "Созвездие надежд". Многие замыслы становятся реальностью. Из каких источников финансируется ваш образовательный проект?

- Что касается первоначальных капиталовложений в строительство зданий и приобретение учебного оборудования, то использованы спонсорские средства. На покупку учебного оборудования был привлечен льготный долгосрочный целевой кредит Исламского банка на развитие международного образования. Текущие затраты, в которые входит обновление и пополнение учебного материала и оборудования, с первого дня открытия школы обеспечиваются за счет платы за обучение.

В наших школах обучается много иностранных детей, родители которых являются представителями дипломатического корпуса или же зарубежных компаний. Плата за обучение иностранных студентов значительно выше платы за обучение казахстанских. Национальные компании выделили гранты для детей из отдаленных районов страны. Они проживают в Астане в школьном общежитии. Для особо одаренных детей из малообеспеченных семей существуют гранты Фонда образования.

- Вы придаете исключительное значение знанию языков, в особенности английского.

- Не стану отрицать. У казахов есть пословица "Жетi журттын тiлiн бiлген жетi кырдан асады" ("Знающему семь языков доступны семь вершин"). Я сама с большим уважением отношусь к тем, кто знает много языков. Чем больше человек знает языков, тем богаче он становится душой. Современное положение вещей таково, что без совершенного владения родным языком и, конечно же, английским получить полноценное образование невозможно. Современные методические разработки в основном англоязычной направленности, и, естественно, они продолжают совершенствоваться. Чрезвычайно важно, чтобы в наших школах на столь же высоком уровне преподавали казахский и русский языки.

- А где вы сами получили образование?

- Мне повезло в том плане, что я на себе испытала различные модели образования. Я училась в обычной средней школе города Темиртау, окончила Государственный институт театрального искусства в Москве, английский язык изучала в одном из самых старинных учебных заведений Великобритании - Кентерберийском университете. Окончила магистратуру факультета делового администрирования в КИМЭПе. Затем учеба в аспирантуре в КазГУМЯ. Сейчас планирую поступать в докторантуру. У меня очень интересная тема - "Управление образовательными системами".

- Вы так много учитесь!..

- Да. И чем больше учусь, тем больше понимаю, что я так мало еще знаю.

- Завершается первое пятилетие фонда. Как бы вы определили главный результат того, что сделано за эти нелегкие, но и, как можно понять, счастливые годы?

- За эти пять лет мы создали новую, уникальную модель образования! Как только переступаешь порог "Мираса", сразу же ощущается особая атмосфера, "дух" международной школы. "Мирас" - это единое целое, единый живой организм, где жизнь бьет ключом, где все преподаватели - одна творческая команда, где ребята растут свободными личностями, патриотами, вырабатывают лидерские качества и впитывают знания. Школа "Мирас" - это не "фешенебельная камера хранения" для детей богатых родителей. Здесь не ставят оценки "по блату". Здесь приветствуется "штучная педагогика", индивидуальный подход к каждому ребенку. Я убеждена, что хороший учитель взращивает вокруг себя хороших учеников, а средний не может воспитать талантливого человека просто потому, что у него ничему не научишься.

- Что бы вы хотели пожелать преподавателям и учащимся?

- Наш Президент постоянно подчеркивает, что Казахстану нужна образованная молодежь. Именно с ней связано будущее нашего государства. Не природные богатства, а интеллект является основным ресурсом страны. Я считаю профессию учителя одной из самых важных и благородных на свете. Хочу пожелать всем учителям доброго здоровья, счастья, творческих успехов.

Мне нравятся слова Альберта Эйнштейна: "Образование есть то, что остается после того, как забываешь все, чему нас учили". Так вот, я желаю всем ученикам, чтобы у них оставалось как можно больше знаний по многим предметам после того, как они выйдут из стен своих учебных заведений. А всех читателей вашей газеты поздравляю с наступающим Днем независимости нашей республики. Желаю всем счастья, мира и процветания.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Между Алматой и Москвой 29.12.2003
Ахметжан Есимов: "Не надо обольщаться высокими ценами на казахстанское зерно" 26.12.2003
Узакбай Карабалин: Мы готовы работать со всеми компаниями 25.12.2003
"Госслужба и журналистика - та же паровозная топка, где дрова сгорают дотла" 22.12.2003
Пресс-конференция Владимира Путина. Интернет-трансляция 19.12.2003
"Путин все понимает" 19.12.2003
Карина Абдуллина выходит замуж 16.12.2003
Обеспечить суверенитет и экономическую безопасность 11.12.2003
"Мы создали новую, уникальную модель образования" 10.12.2003
Евгений Примаков: Мы отвергаем диктатуру олигархов 10.12.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.10.21 Понедельник
82. КОСЕНКО Виктор
81. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
79. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
76. БАЙГУТ Мархабат
76. КАЛИЕВ Кудайберген
74. АЛИБАЕВ Айтбай
72. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
70. ИЗБАНОВ Мухит
69. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
67. МАХАРИНЕЦ Юрий
67. ФАТКУЛЛИН Рашид
64. ЖАСУЗАКОВ Сакен
64. КАРАМАНОВ Серик
64. ХАКИМОВ Шамиль
62. КОНАКБАЕВ Серик
...>>>
26.10.21 Вторник
93. МИРОШХИН Олег
74. ЖУМАБАЕВ Айтмукан
72. КОСУНОВ Алмас
69. БАЛТАБАЕВ Базарбай
69. ИЗБАСХАНОВ Кылышбек
69. НИ Любовь
68. КАЖЕНОВ Ауезнур
67. БУЛЕГЕНОВ Ергали
67. ТАЖЕНОВ Амангельды
66. УЖКЕНОВ Булат
64. ЗОЛОТНИЦКИЙ Андрей
62. КАЛАШНИКОВА Наталья
61. ЖОРГЕНБАЕВ Жанболат
61. МЕРГАЛИЕВ Серик
60. ЖАНДОСОВ Ораз
...>>>
27.10.21 Среда
78. САРИН Амангали
76. ЦОЙ Владимир
75. БИШИМБАЕВ Валихан
69. МАДЖУГА Виктор
67. УАНДЫКОВ Берик
64. ИЛЬЯСОВ Абдырзак
63. АЛСАБЕКОВ Хусаин
62. ЖУКЕНОВ Абдрашит
60. ЖАРАСПАЕВ Алияр
60. НУРЫШЕВ Камбар
60. ТОЛКИМБАЕВ Габит
59. ГАЯЗОВ Бахытжан
59. ШЕРМУХАМЕТОВ Бейбут
59. ЯКУШЕВ Юрий
56. АХМЕТОВ Сапар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz