Игорь Пекинов, "НП", 6 февраля
- Касымжомарт Кемелевич, завершился визит президента России Владимира Путина в Казахстан. По итогам этого визита да и по масштабным акциям Год Казахстана в России, Год России в Казахстане и по бизнес-активности двух стран, направленных в сторону друг друга, складывается впечатление о безусловной приоритетности отношений Казахстана именно с Россией.
- Россия - очень важная страна для Казахстана. На то есть много известных причин объективного характера. Мы находимся в общих геополитических условиях, сталкиваемся с общими проблемами.
В последнее время усилился еще один, на мой взгляд, весьма существенный фактор. Это относительная синхронность развития наших двух стран. И Казахстан, и Россия успешно преодолели последствия серии финансово-экономических кризисов и опередили другие постсоветские государства в сфере экономических реформ. Не случайно, что лишь два государства СНГ - Казахстан и Россия - были признаны США и Европейским союзом странами с рыночной экономикой.
Поэтому активное торгово-экономическое сотрудничество предопределено характером развития наших стран. Важно то, что взаимодействие подкреплено политической волей лидеров двух стран. Но абсолютно неправы те, кто утверждает, что Казахстан и Россия, дескать, планируют создать "союзное государство". Таких устремлений нет ни у Астаны, ни у Москвы.
- Помимо России, какие другие приоритеты вы могли бы выделить в нашей внешней политике?
- Казахстанское руководство высоко ценит достигнутый уровень взаимоотношений с США. Мы хорошо понимаем, что без активного сотрудничества с этой державой ни одно государство, тем более Казахстан, находящийся в особых геополитических условиях, не может обеспечить благоприятные внешние условия для внутренних реформ и развития. Поэтому с нашей стороны будут предприниматься все усилия, чтобы наращивать динамику связей с США.
Мы уделяем должное внимание и отношениям с КНР. МИД готовит визит президента Н.Назарбаева в Китай. Ожидается подписание важных документов, стимулирующих экономическое сотрудничество, в том числе в нефтегазовом секторе. Объем торговли в 2003 году достиг 3 млрд долларов, и это далеко не предел.
Присутствует в нашей внешней политике и еще один приоритет. Это - страны Центральной Азии. Наши государства расположены в непростом регионе, многие проблемы, угрозы и вызовы носят трансграничный характер. Важно приложить максимум усилий, чтобы трансформировать имеющийся потенциал сотрудничества в стабильное взаимодействие с учетом законных интересов всех центральноазиатских стран. Мы исходим из того, что в долговременной перспективе региональному сотрудничеству альтернативы не существует. Поэтому глава государства с особым вниманием рассматривал вопрос о назначении послов в центральноазиатские государства. В Ташкент направлен опытный дипломат Тлеухан Кабдрахманов, представлявший нашу страну во Франции и Японии. В Ашхабаде приступил к своим обязанностям профессионал своего дела Вячеслав Гиззатов, работавший в Тегеране и Берлине. В Бишкеке работает хорошо зарекомендовавший себя в Узбекистане посол Умарзак Узбеков. В Душанбе направлен Ерлан Абильдаев, возглавлявший Комитет по инвестициям, а затем один из департаментов МИДа.
- Вы затронули отношения с США. Ваша оценка совпадает с высказываниями некоторых экспертов о том, что в них отмечается некоторый застой. Согласны ли вы с этим мнением? Связано ли это с тем, что у власти в США находится администрация Джорджа Буша, которую критикуют за внешнеполитические промахи? Значит ли это, что политика "американских ястребов" не поддерживается руководством Казахстана?
- Не думаю, что такое мнение соответствует истине. Диалог между нами довольно интенсивный. Ведется переписка на высоком уровне, в первую очередь между лидерами двух государств. Я сам имел несколько встреч с госсекретарем Колином Пауэллом и другими руководителями американского внешнеполитического ведомства. Ведутся межведомственные консультации. В США часто выезжают руководители казахстанских министерств и ведомств. Налажен обмен между деловыми людьми. Важными являются и проекты, осуществляемые в рамках "Хьюстонской инициативы", принятой главами государств в 2001 году, ведь эта программа нацелена на содействие развитию в нашей стране среднего класса. На днях я встречался со специальным представителем госдепартамента К.Паскуалем, он высказал заинтересованность американского руководства в расширении круга вопросов, охватываемых этой инициативой. Мы считаем необходимым продолжить политический диалог, в том числе по вопросам демократии.
Мы понимаем, что США несут особую ответственность за поддержание глобальной безопасности. В этом вопросе мы солидарны с Вашингтоном и активно работаем с США в рамках стратегического партнерства. Хотел бы подчеркнуть, что мы полностью отдаем себе отчет в том, что представляют собой США в современном мире и какую роль будет играть эта страна в международных отношениях в будущем. На сегодня США - единственная сверхдержава, на нее приходится треть общемирового производства.
- Вы считаете, что, несмотря на международную оппозицию внешней политике США, позиции этого государства в мире по-прежнему прочны, его авторитет никем не подвергается сомнению...
- С.Хантингтон говорил, что "империи или любят, или ненавидят", другими словами, индифферентно относиться к ним невозможно. Я же считаю, что в большой политике эмоции неуместны. И не стоит тратить усилия на опровержение реальности, ведь вопрос о том, является ли мир после холодной войны "однополярным" или "многополярным", давно стал риторическим. Сегодня мы живем в новом мире, где появляются новые, нетрадиционные угрозы - международный терроризм, религиозный экстремизм, наркоиндустрия, нелегальная миграция, незаконный трафик людей. Для обсуждения этих угроз необходимо объединение усилий всех государств. Вот это и есть "многополярный мир". Даже такая могущественная держава, как США, нуждается в помощи многих государств мира для решения проблем современности.
- Вы думаете, что президент Буш будет переизбран на второй срок?
- Я воздержусь от прогнозов. США - очень стабильное государство с устоявшимися политическими традициями. Это, пожалуй, самое главное. Кто бы ни был президентом этой державы, он будет придерживаться традиций, которые остаются неизменными со времен войны за независимость. В послании третьего президента США Томаса Джефферсона конгрессу 4 марта 1801 года говорилось о народе и правительстве Североамериканских штатов как о воплощении "лучшей надежды мира", как о "владеющих избранной страной". С тех пор менялась сама Америка, менялся мир, но не менялась стратегия американской глобальной вовлеченности в мировые дела.
- Вы говорите так, словно весь мир обречен мириться с навязываемой Америкой волей. А ведь Казахстан не присоединился к антииракской коалиции. Говорят, что американское руководство обращалось с соответствующей просьбой...
- Хотел бы отметить, что позиция Казахстана была ясной - поводом для нашего присоединения к антииракской коалиции было бы доказательство разработки Ираком оружия массового уничтожения. Этот вопрос, как видим, до сих пор висит в воздухе и создает внутриполитические сложности даже для руководителей США и Великобритании. Принципиальность нашей позиции была политически и морально обоснованна - Казахстан добровольно отказался от ядерного оружия. В то же время мы всегда считали, что лидеры такого типа, как Саддам Хусейн, устарели, выпали из контекста современных международных отношений. Поэтому в заявлении МИДа Казахстана сразу после начала военной операции на С.Хусейна возлагалась персональная ответственность за возникновение такой ситуации в Ираке. Его судьба - это наглядный пример того, к чему могут привести безответственные действия в нынешнем взаимозависимом мире. Поистине грань между всесильным диктатором и немощным стариком невелика. Уверен: как мир некогда через войны и страдания постигал высокие идеалы гуманизма, так и сейчас мир, несмотря на споры и разногласия, все же движется к примату морали в международных отношениях.
Возвращаясь к текущим проблемам Ирака, хотел бы отметить, что мы активно поддерживаем деятельность коалиции, направленной на восстановление этой многострадальной страны. Возможности для этого имеются - и наше участие в гуманитарных миссиях, и направление миротворцев, и вовлечение в экономические проекты. Мы также поддерживаем подключение ООН к процессу строительства в Ираке демократического государства.
- На фоне Ирака проблема Афганистана почему-то отошла на второй план. А ведь Афганистан нам географически ближе...
- Афганистан продолжает оставаться в фокусе внимания нашей внешней политики. Эта страна представляет собой клубок трудноразрешимых проблем. Хотел бы отметить, что околоафганские вопросы находятся в повестке дня практически всех международных встреч. Например, мы довольно подробно обсуждали их с чешским коллегой Цырилом Свободой во время его недавнего визита в Астану. Хотя, казалось бы, для Чехии афганские проблемы должны быть далеки. Но угрозы и вызовы носят универсальный характер и задевают интересы многих государств.
К сожалению, желанной стабильности в Афганистане нет. Негативные импульсы из этой страны в регион Центральной Азии и на остальной мир по-прежнему ощущаются. Мировому сообществу предстоит сделать многое, чтобы сохранить унитарное государство Афганистан, решать вопросы мирного восстановления страны, с тем чтобы размыть социальные и идеологические основы таких опасных явлений, как терроризм, экстремизм, религиозный радикализм, наркоиндустрия.
В то же время хотел бы особо отметить, что будущее Центральной Азии зависит не только от Афганистана, но и от взаимоотношений между самими государствами региона. Если будут иметь место разногласия и недомолвки, если масштабное региональное сотрудничество так и останется проектом, то появятся большие проблемы, чреватые дестабилизацией общей ситуации в Центральной Азии.
- У нас есть инициатива СВМДА, которую создавали в качестве форума для обсуждения общеазиатских проблем и механизма для их решения. Какие задачи ставит перед собой эта организация в нынешнем году?
- СВМДА стал уникальным явлением, привлекающим все большее внимание разных стран. Например, саудовские дипломаты недавно интересовались, возможно ли участие Саудовской Аравии в форуме. А ведь Эр-Рияд является участником многих коллективных механизмов, в рамках которых ведется поиск путей мирного урегулирования ближневосточного конфликта. Отрадно, что инициатива нашего президента рассматривается как дополнительная площадка для конструктивного взаимодействия. Считаю очень важным продолжить кропотливую работу по продвижению Совещания. Мы планируем провести в октябре нынешнего года заседание министров иностранных дел стран-участниц. Эта встреча призвана подытожить работу многочисленных экспертов, проведенную после первого саммита, и подготовить почву для очередной встречи азиатских лидеров.
- В январе явно активизировалась казахстанская дипломатия в ближневосточном направлении. Некоторые казахстанские СМИ сразу же заговорили о том, что это было сделано в ущерб отношениям со странами Запада, ссылаясь на отсутствие нашей делегации на Всемирном экономическом форуме в Давосе...
- Ближний Восток является важным направлением в нашей внешней политике. Казахстан представлен практически во всех ключевых странах Ближнего Востока - уже многие годы функционируют наши посольства в Египте, Саудовской Аравии, Израиле, открыты дипломатические миссии в Ливии и Ливане, наши послы аккредитованы по совместительству во всех государствах региона. Особенно важна для нас экономическая составляющая отношений с этими странами.
Что касается Всемирного экономического форума в Давосе, то в нынешнем году в его программе не предусматривалась отдельная дискуссия или специальное заседание по Казахстану и Центрально-Азиатскому региону. Организаторы форума решили сосредоточить внимание на таких вопросах, как падение курса доллара и перспективы развития мировой экономики, а также глобальный терроризм в контексте войны в Ираке. Для российской делегации, которую возглавлял заместитель главы правительства, сделали исключение, потому что всех интересовало, в каком направлении будет развиваться Россия после известных событий в этой стране. Из высших руководителей стран СНГ в Давосе побывал грузинский президент М.Саакашвили. Вот, как говорится, и "вся история". А у нас в стране вокруг неучастия казахстанской делегации некоторые СМИ стали разворачивать спираль слухов и домыслов. В этом виноваты официальные службы, в том числе МИД - вовремя не дали нужные разъяснения.
- Почему утихла риторика о стремлении Казахстана стать председателем ОБСЕ в 2009 году?
- Мы не отказываемся от своей заявки. Это большой экзамен и для Казахстана, и для ОБСЕ. Для Казахстана - с точки зрения реформ, для ОБСЕ - с точки зрения подхода к Казахстану. Я уже не раз высказывался в том плане, что ОБСЕ - это наша общая организация, и Казахстан высоко ценит возможность участия в ее работе. Уверен, нам удастся сохранить принципы равноправного сотрудничества. Во всяком случае, к этому стремимся и мы, и наши партнеры в ОБСЕ. Сейчас в повестке дня отношений расширение взаимодействия по всем измерениям деятельности ОБСЕ в Центральной Азии - в сфере безопасности, экономики и экологии, человеческом измерении. Если говорить о председательствовании в ОБСЕ, то очень многое будет зависеть от того, как будут развиваться внутренние процессы в нашей стране. С рецидивами прошлого - обезглавливанием собак на территории редакций газет, стрельбой по телевизионным кабелям, прессингом в отношении журналистов - в такой организации, как ОБСЕ, ничего не добиться.
- ОБСЕ стабильно критикует казахстанский Закон "О выборах", похоже, независимо от вносимых в него поправок. Складывается впечатление, что юристы ОБСЕ априори решили, что закон антидемократичный, и в детали не вдаются. Стоит готовиться к стабильной критике и в этом году?
- Критика, возможно, будет. Но нужно учитывать, что по сравнению с прежним законом достигнут заметный прогресс. Хотел бы отметить, что нынешние законодательные изменения - это первый шаг в правильном направлении. Эти изменения, безусловно, интересуют наших коллег, и могу уверенно говорить о том, что наши визави положительно оценивают наш настрой. Тем более в переговорах с ними считаю нужным подчеркивать: это не последняя остановка в долгом пути к демократии. Главное состоит в том, что имеет место положительная эволюция. Теперь нельзя допустить отката в процессах демократизации. Важно использовать потенциал, представленный новым законом, чтобы сделать предстоящие выборы открытыми, понятными для народа.
- Вы в недавнем прошлом премьер-министр. Не тесновато ли кресло "обычного" министра?
- Наверное, руководителя внешнеполитического ведомства трудно назвать "обычным" министром. Будучи профессионалом в своей сфере деятельности, в меру сил и служебных полномочий поддерживаю правительство, которое проводит активную политику, выполняя установки главы государства. Финансово-экономический блок представлен сильными специалистами, такими как Г.Марченко. Успехи правительства создают прочную основу для достижений в сфере внешней политики. |