NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 25.06.2024 19:45 ast
17:45 msk

Счетному все подотчетны
Омархан Оксикбаев: Настораживает, что не освоены бюджетные средства по группе "Социальное обеспечение и социальная помощь" в размере 4,4 миллиарда тенге. А в 2002 году не было выполнено годовое назначение по социальным пособиям и пенсионной программе - более четырех миллиардов тенге
10.03.2004 / интервью

Кира ИВАНОВА, "Казахстанская правда", 5 марта

Итоги исполнения республиканского бюджета за 2003 год прямо свидетельствуют о том, что Правительством в основном выполнены поручения Главы государства Нурсултана Назарбаева. Увеличены минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии. Значительные средства выделены на поддержку и развитие аграрного комплекса и реального сектора экономики. Но все ли резервы использованы в процессе исполнения бюджета для увеличения налоговых и других поступлений в государственную казну? Не однажды на заседаниях Правительства шла речь о том, что неосвоенными остаются средства по отдельным бюджетным программам, есть факты нецелевого и неэффективного их использования. Счетный комитет - тот государственный орган, который по определению "ведет счет" государственным деньгам. На это направлены и его контрольные мероприятия. О сохранности бюджета и целевом использовании его средств корреспонденту "Казахстанской правды" рассказал председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев.

- Бюджет в условиях рынка - один из основных инструментов решения социально-экономических задач государства, - говорит О. Оксикбаев. - В ходе исполнения республиканского бюджета в минувшем году поэтапно реализованы утвержденные законодательно задачи предоставления гражданам важнейших социальных гарантий. Получил также поддержку реальный сектор экономики - на основе активизации инвестиционного процесса. В течение года доходная часть бюджета выполнялась, обеспечивая своевременное финансирование бюджетных программ.

Хочу отметить, что последние пять лет исполнение бюджета республики происходит на фоне позитивных тенденций в экономике, способствующих мобилизации значительных средств в казну. Доходы к 2003 году составили 649 миллиардов тенге или 101,7 процента от годовых назначений. Налицо увеличение по сравнению с 2002 годом на 28,3 процента.

Значительную долю в доходах госказны занимают налоговые поступления, из них 82 процента приходится на корпоративный подоходный налог и НДС. Остальные налоги, сборы и другие платежи не влияют существенно на исполнение доходной части республиканского бюджета.

Между тем в процессе исполнения бюджета не использовались все резервы увеличения налоговых и неналоговых поступлений. В истекшем году назначение по НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории страны исполнено только на 95,8 процента. К тому же сократились поступления дивидендов на пакеты акций, являющихся республиканской собственностью. Они составили 6 миллиардов тенге. В сравнении с позапрошлым годом есть снижение на 12 процентов.

Несмотря на улучшение налогового администрирования, 37 процентов от всех зарегистрированных юридических лиц потеряли связь с налоговыми комитетами. На мой взгляд, это способствует уклонению от уплаты налогов.

Наряду с этим не на должном уровне ведется государственный мониторинг за состоянием челночного бизнеса. А ведь это один из резервов дальнейшего повышения доходов республиканского бюджета. Этот вид бизнеса до настоящего времени развивается без госрегулирования. И, возможно, он - один из источников неконтролируемого роста инфляции.

- Омархан Нуртаевич, насколько полно освоены средства республиканского бюджета-2003?

- Чтобы говорить об освоении, надо остановиться на расходах республиканского бюджета. В 2003 году они составили 768,9 миллиарда тенге или 97 процентов от уточненного годового назначения. В структуре расходов значительную долю занимают траты на социальный блок, а также поддержку и развитие реального сектора экономики. Недоисполнение расходов к уточненному годовому назначению отмечено по всем функциональным группам за исключением группы "Здравоохранение". При этом максимум недоисполнения годового назначения зафиксирован по функциональным группам "Обслуживание долга", "Оборона", "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство", "Социальное обеспечение и социальная помощь". В результате в 2003 году неосвоенными осталось 24,1 миллиарда тенге.

Настораживает, что не освоены бюджетные средства по группе "Социальное обеспечение и социальная помощь" в размере 4,4 миллиарда тенге. А в 2002 году не было выполнено годовое назначение по социальным пособиям и пенсионной программе - более четырех миллиардов тенге. Считаю, что необходимо совершенствовать процесс планирования и исполнения этих программ. Неполное освоение бюджетных средств отрицательно сказывается на реализации госпрограмм, особенно социальных.

- Как известно, в истекшем году комитет провел 32 контрольных мероприятия на 175 объектах. Скажите, какого характера нарушения выявлены по результатам проверок?

- В ходе контрольных мероприятий мы установили нарушения требований законодательства на общую сумму более шести миллиардов тенге. Приняв соответствующие меры, комитет отозвал и восстановил 3 336,8 миллиона тенге государственных средств.

Кроме того, доначислено налоговых и неналоговых платежей в республиканский бюджет на сумму 610,6 миллиона тенге. Из них уже поступило в доход бюджета 341,6 миллиона. При этом годовой бюджет Счетного комитета составляет порядка 90 миллионов тенге.

Рассказать обо всех нарушениях невозможно, поэтому остановлюсь лишь на результатах двух проверок. В минувшем году на реализацию государственной программы по развитию автомобильной отрасли до 2007 года выделены значительные средства. В процессе их освоения допускались нарушения, что установил Счетный комитет своим контрольным мероприятием.

Как выяснилось, Комитет автомобильных дорог и строительства инфраструктурного комплекса Министерства транспорта и коммуникаций нарушил нормы закона об автомобильных дорогах. Из-за этого на отдельных участках автодороги Алматы - Боровое работы выполнялись по неутвержденным проектам, даже не прошедшим государственную экспертизу. Было серьезное отставание от графиков, страдало качество. Подрядные компании - отечественные и иностранные - зачастую не соблюдали государственные стандарты и СНиПы.

Всего установлено нарушений бюджетного законодательства на общую сумму 1 396,9 миллиона тенге. В том числе нецелевое использование средств - 300 миллионов, необоснованные расходы - 456,9 миллиона тенге, а также неэффективное использование средств - 640 миллионов.

В госказну пришло около тридцати двух миллионов тенге в результате доначисления налогов и предъявленных штрафов. В том числе в республиканский бюджет поступило около десяти миллионов тенге. Две субподрядные организации получили доход от безлицензионной деятельности в размере 40,6 миллиона тенге. Эти деньги подлежат изъятию в доход республиканского бюджета.

- Омархан Нуртаевич, известно, что с 2000 по 2003 год на реализацию Государственной программы по борьбе с наркоманией и наркобизнесом из республиканского бюджета выделено 780,3 миллиона тенге. Как расходовались эти деньги?

- Для того чтобы разрешить сложившуюся в стране - в силу определенных обстоятельств - тревожную наркоситуацию, была принята названная вами программа. Конечно, Счетный комитет ведет контроль над использованием средств. Нарушения есть. Установлено, что министерствами юстиции и внутренних дел не по целевому назначению использовано 1,7 миллиона и 2,5 миллиона тенге соответственно. Кроме того, Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в 2001 году приобретал материально-технические ценности без учета реальных потребностей министерств и ведомств. К тому же некоторые закупленные приборы не предназначены для борьбы с наркотиками и наркобизнесом и остаются неиспользованными. Комитет с нарушениями принимал от поставщиков товарно-материальные ценности: некомплектные и без возможности их дальнейшего использования. Ко всему, не налажен учет материальных ценностей, безвозмездно поступающих от других государств и общественных организаций.

- При отчете, который вы представили в середине февраля Главе государства, были даны поручения по усилению эффективности контрольных мероприятий. Как Счетный комитет намеревается их выполнять?

- Счетный комитет помимо проверки финансовой отчетности и соответствия законодательству также контролирует и эффективность. Считаю, что с ростом уровня финансовой дисциплины, его место и значение существенно возрастут. Поскольку этот вид контроля направлен на проверку исполнения, экономичности, продуктивности и эффективности государственного управления. Контроль эффективности охватывает не только специфическую финансовую деятельность, но, в том числе, организационную и административную системы. Поэтому актуальна проверка различных сторон деятельности госорганов - с целью определения эффективности использования ими бюджетных средств.

Помимо этого, Глава государства поручил нам усилить контроль за исполнением доходной части республиканского бюджета. Особенно за процессами возмещения из бюджета НДС по нулевой ставке. Для выполнения этого поручения Президента мы намерены усилить координацию контрольных работ с другими госорганами, поскольку в этой работе нужен комплексный подход.

- В последнее время некоторые СМИ поднимают вопрос подотчетности Счетного комитета Парламенту РК. Каково ваше мнение по этому поводу?

- В условиях углубления рыночных отношений необходимо комплексное совершенствование всех элементов бюджетного процесса, в частности, его составления и исполнения, а также госконтроля за этим. В решении этой задачи, на мой взгляд, определенную роль должен сыграть Бюджетный кодекс, проект которого в настоящее время обсуждается в Парламенте. При этом высказываются отдельные предложения о подотчетности ему Счетного комитета.

Действительно, в отдельных странах высший орган финансового контроля подотчетен Парламенту. Это в целом поддерживается и INTOSAI (Международная организация высших органов финансового контроля). Главная цель здесь в том, чтобы высшие органы финконтроля работали над повышением прозрачности органов исполнительной власти перед народом - в части эффективного и рационального использования государственных средств.

Должен отметить, что законодательство каждой страны имеет свои особенности. Пути контроля за прозрачным, эффективным и целевым использованием бюджетных средств формируются в соответствии с особенностями национальной экономики и государственного устройства. Например, анализ положений конституций и законодательства различных стран о высшем органе финконтроля выделяет шесть основных моделей организации их деятельности и подотчетности. Основные - президентская, парламентская и судебная.

В то же время, в большинстве государств, где высшие органы госфинконтроля выполняют функции, переданные им органами законодательной власти, специально оговаривается, что их деятельность независима от всех ветвей государственной власти.

Думается, сегодня состав и организация деятельности Счетного комитета, определенные Конституцией РК, обеспечивают осуществление контроля за исполнением бюджета независимо от исполнительной власти. Отмечу, что Счетный комитет тесно взаимодействует с Парламентом, законодатели участвуют в формировании состава комитета. В соответствии с Конституцией при формировании комитета шесть из его восьми членов назначаются Парламентом. Он также рассматривает и утверждает отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета, который по своему содержанию является заключением по отчету Правительства. Кроме того, комитет осуществляет отдельные контрольные мероприятия по запросу депутатов.

Таким образом, Счетный комитет осуществляет контроль за исполнением бюджетного законодательства от имени и в интересах народа. Думается, прежде всего, необходимо обратить внимание на институциональное укрепление Счетного комитета. Хочу для сведения заметить, что в Кыргызстане в Счетной палате работает порядка двухсот человек.

- Известно, что Счетный комитет активно участвует в работе международных организаций органов высшего финансового контроля. Не могли бы вы рассказать о международной деятельности комитета в 2003 году?

- Взаимодействию с высшими органами финконтроля других стран Счетный комитет уделяет большое внимание. Я уверен в необходимости и полезности такого общения. Дело в том, что кроме прочих полномочий комитет имеет право разрабатывать стандарты и методики контроля. Для реализации этого мы используем лучший опыт, накопленный в области госфинконтроля.

Являясь членом таких признанных организаций как INTOSAI, EUROSAI (Европейская организация высших органов финансового контроля), Счетный комитет имеет возможность поднять уровень контрольной, аналитической работы казахстанских органов финконтроля до международного. Для этого мы широко используем семинары, организуемые INTOSAI, EUROSAI, ASOSAI (Азиатская организация высших органов финансового контроля). Только за последние полгода за счет этих организаций прошли курсы подготовки три наших специалиста.

Добавлю, что по итогам прошедшего в Бишкеке четвертого заседания руководителей высших органов финансового контроля стран СНГ, местом проведения пятого заседания определена Астана. Также в январе текущего года Счетный комитет впервые принял участие в работе девятого заседания правления и внеочередной сессии Ассамблеи высших органов финансового контроля Организации экономического сотрудничества, прошедших в столице Пакистана Исламабаде.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Анатолий Выборов, ДБН МВД РК: Прорабатывается вопрос об усилении ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом и сбытом наркотиков 30.03.2004
Генри Киссинджер: "Убийства не могут быть частью правительственной политики" 30.03.2004
Дипломат формирует имидж страны 25.03.2004
В.Черкесов: Профессиональная установка чекистов - не пресечение, а предупреждение 25.03.2004
Зейнулла Какимжанов: Я чувствую, мне выдан кредит доверия 22.03.2004
"Отан"… - это краеугольный камень… 19.03.2004
Стать чиновников вовсе не просто 18.03.2004
Генерал Молдияр Оразалиев: "Я многих посадил в тюрьму - никто не обижался..." 17.03.2004
"Верховная власть в России священна" 11.03.2004
Счетному все подотчетны 10.03.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.06.24 Вторник
88. БЕЛОЗЕРОВ Евгений
86. АВЕРЬЯЧКИНА Надежда
85. БАТАЛОВ Юрий
82. НУРБЕКОВ Марат
77. ЧОРМАКОВ Аманжол
73. ДЮСЕКЕНОВ Ерганат
72. ЕРТАЕВ Бахытжан
71. ЖУМАДИЛОВ Жаксыбай
71. ШЕВЕЛЕВ Валерий
68. КЕЛЕМАНОВ Серик
67. АЖИМЕТОВ Нуржан
66. АХМЕТОВ Серик
66. БИСЕКЕН Багиткали
66. ЛЕБЕДЕВА Асия
65. АКЫЛБЕКОВ Серик
...>>>
26.06.24 Среда
78. МАНСУРОВ Зулхаир
74. СЕРИКБАЕВ Аманкул
73. УАЙС Ержан
68. КЫДЫРБЕКОВ Адил
65. БЫКЫБАЕВ Ермек
63. АТАГАЗИЕВА Бактыгуль
63. ТЕМИРХАНОВА Карлыгаш
61. КАРКИНБАЕВ Галым
60. МАЛДЫБАЕВ Сабит
57. АХМЕТЖАНОВ Саян
57. ТУЛЕПОВ Нариман
55. АКЧУРИН Айсултан
55. АШИМБЕТОВ Нуржан
55. ЗАВГОРОДНЯЯ Елена
55. КУСАИНОВ Хайргелд
...>>>
27.06.24 Четверг
71. ИБРАЕВ Камза
66. СЕРКЕБАЕВ Байгали
63. ЧЕЛЬПЕКОВ Балабай
57. АХМЕТОВ Аскар
57. САБИТОВ Идель
57. ТАСТЕКЕЕВ Кайрат
56. РЕШЕТНЕВ Андрей
55. АСАМБАЕВ Валихан
55. КУШЕГОВ Сергей
53. БАКАУОВ Булат
52. КАЛАБАЕВ Батырбек
47. ХОДЖАЕВ Рустам
46. ЖУРЕБЕКОВ Мурат
44. ЖЫЛКАЙДАРОВ Биржан
41. ИСАБЕКОВ Данабек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz