NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 18:42 ast
16:42 msk

Икрам Адырбеков: Опыт Малайзии полезен
Недавние перестановки в высших эшелонах власти коснулись и акимов некоторых областей. Так, Указом Президента Республики Казахстан бывший посол Казахстана в Малайзии Икрам Адырбеков назначен акимом Кызылординской области
19.04.2004 / интервью

Сергей АНТОНОВ, "Казахстанская правда", 16 апреля

Недавние перестановки в высших эшелонах власти коснулись и акимов некоторых областей. Так, Указом Президента Республики Казахстан бывший посол Казахстана в Малайзии Икрам Адырбеков назначен акимом Кызылординской области. Как известно, Малайзия является одной из стремительно развивающихся стран Юго-Восточной Азии. И в этом контексте нам представляется интересным опыт социально-экономического развития этой страны применительно к Казахстану. Именно этой теме посвящена беседа нашего корреспондента с Икрамом АДЫРБЕКОВЫМ.

- Во-первых, разрешите поздравить вас с новым назначением. Зная ваш опыт дипломатической работы за рубежом, хотелось бы услышать о феномене "азиатских тигров", в число которых входит и Малайзия. В чем заключается особенность государственного устройства этой страны?

- Спасибо за поздравление. Действительно, Малайзия за короткий промежуток времени совершила мощный экономический рывок и превратилась из бедной колониальной страны в процветающее государство с высоким уровнем жизни населения. Политическая стабильность, веротерпимость, готовность к модернизации и вместе с тем сохранение национальной самобытности - вот составляющие успеха современной Малайзии.

При этом уникальность этой страны заключается в том, что на основе британских законодательных систем ей удалось создать парламентское государство, в котором существует очень сильная и доминирующая во всем исполнительная власть.

Подобная практика сложилась в результате образования на начальных этапах независимости сильной политической партии "Объединенная малайская национальная организация" (ОМНО), которая сумела обрести всеобщую поддержку электората и распространила контроль на все сферы внутриполитической жизни государства. Каждый раз, успешно пройдя парламентские выборы, правящая партия сохраняла за собой пост главы правительства, обеспечивая тем самым стабильность власти и внутриполитической ситуации в стране. В результате в Малайзии за 47 лет независимости только пятый премьер-министр, а в соседнем Сингапуре - второй. Смена же партийного лидера и в то же время премьер-министра, как правило, всегда проходит очень гладко, так как передача власти своему преемнику - однопартийцу не означает смены политического курса и идеологии партии.

- Существует ли в Малайзии какой-либо программный документ, определяющий магистральные линии социально-экономического развития государства?

- Да, действительно, современные преобразования в Малайзии базируются на разработанном в середине 90-х годов стратегическом плане поэтапного развития страны "Видение-2020". Согласно этому документу, Малайзия видит себя в 2020 году в ряду самых развитых стран мира и дает следующее определение будущему государству: Малайзия будет единой нацией с сильными моральными и этническими ценностями, живущей в демократическом, либеральном, экономически справедливом и равноправном, прогрессивном и процветающем обществе, основанном на конкурентной, динамичной и здоровой экономике". При этом каждое слово в этом определении становится целью нации. Руководство страны непрерывно вырабатывает и формулирует свое видение, каждодневно реализует его на деле и всерьез обсуждает и анализирует достижения и просчеты. Для этого здесь создан специальный правительственный орган, в компетенцию которого входит контроль над исполнением стратегии "Видение-2020".

- Что легло в основу экономических преобразований в стране?

- Малайзия достигла больших успехов, опираясь в основном на эффективную экономическую модель Японии в деле привлечения зарубежных технологий и инвестиций, освоения передового опыта государств с развитой промышленностью, выпуска импортозамещающей продукции и повышения экспортного потенциала, модернизации экономики в условиях общественно-политической стабильности. Если в 1957 году доход на душу населения составлял лишь 350 долларов, то на сегодня этот показатель равен 4,1 тыс. долларов. С середины 80-х годов ведущей статьей малайзийского экспорта является электроника. В конце прошлого столетия Малайзия наряду с США, Японией, Южной Кореей и Тайванем вошла в число крупнейших в мире производителей полупроводников. Сегодня она дает четверть мирового производства современной электроники и компьютеров. В середине 90-х годов Малайзия также получила одно из ведущих мест среди государств, развивающихся по макроэкономическим показателям, и достигла уровня некоторых развитых стран. Несмотря на то, что произошедший в 1997 году экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии оказал негативное воздействие и на развитие Малайзии, страна за короткий срок смогла справиться с его последствиями. Например, объем экспорта страны в 2003 году составил 100,1 млрд. долларов, что на 50 % , больше чем в 1996 году. При этом общая сумма экспорта продукции электронной промышленности за 2003 год равнялась 51 млрд. долларов.

Как признают местные экономисты, толчком к планомерному росту экономики страны послужил заимствованный опыт именно японской экономики. В данной связи, например, интерес представляет специально разработанная программа "Седые волосы" (впоследствии переименована в "Малайзия - второй дом"), заключавшаяся в привлечении на работу в Малайзию высококвалифицированных японских специалистов, которые к тому времени пребывали на пенсии. В результате в малайзийской экономике свое место нашли более 50 тысяч представителей Японии, имеющих профессиональные познания в области банковского дела, финансов, маркетинга, информационно-коммуникационных технологий, здравоохранения и т. д.

Представляет также практический интерес заимствованная Малайзией другая японская модель экономического планирования - "Malaysia Incorporated" (1983 г.), которая предусматривала тесное взаимодействие между государственным и частным сектором. Этот принцип сотрудничества дал мощный толчок развитию малого и среднего бизнеса, а также значительно сблизил власть с частным предпринимательством.

В целом, управление экономикой Малайзии опирается на модель централизованного стратегического планирования, которая лежит в основе пятилетних планов социально-экономического развития. Здесь присутствует сильное государственное регулирование, и в то же время предприниматель надежно защищен государством от рисков и криминала. Малайзия на постоянной основе изучает передовой опыт со всего мира и применяет его с учетом особенностей местной экономики.

- Известно, что появление в этом регионе конкурентов в мировой экономике не очень приветствуется Западом. Принимаются ли Куала-Лумпуром практические шаги по "страховке" своей собственной экономики?

- Безусловно, согласно долгосрочным планам, экономика Малайзии должна максимально снизить зависимость от прямых иностранных капиталовложений путем увеличения внутренних инвестиций. В настоящее время правительство разрабатывает меры по дальнейшей диверсификации экономики в целях снижения зависимости от экспорта товаров электронной промышленности. В то же время, правительство продолжает работу по поиску новых рынков и стимулированию деятельности экспортно-ориентированных производств. В этих целях, в частности, в 2003 году правительством представлено 50-процентное освобождение от налогов для местных компаний, осваивающих новые рынки мира.

Несмотря на достигнутые успехи, правительство заявляет о неполной удовлетворенности существующими темпами экономического роста. Стремясь перейти к 2020 году из стран третьего мира в разряд развитых государств, правительство считает, что 5-7 % годового прироста ВВП недостаточно. В связи с этим власти страны решили пересмотреть основы и приоритеты государственной экономической стратегии.

Осознавая, что в настоящее время ведущие страны мира уже переходят от развитого индустриального строя к постиндустриальному или информационному обществу, Малайзия собирается пропустить одну ступень развития - развитого индустриального общества, экономика которого основана на извлечении и использовании природных ресурсов. Взамен Малайзия стремится стать современным государством, экономика которого опирается на знания, а именно на использование информационно-коммуникационных технологий. В этом случае, по мнению властей, экономический рост будут определять в основном объем и эффективность использования знаний. Причем это будет происходить не в ущерб собственной многонациональной культуре и национальным ценностям. Местные эксперты не сомневаются, что в ближайшей перспективе рынок знаний станет динамично развиваться и носить глобальный характер. Прогресс в производстве все в большей степени будет базироваться на знаниях и обучении.

Таким образом, к 2020 году Малайзия должна стать государством с экономикой на основе знаний, позволяющей превращать знания в доход, причем не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями. Согласно видению стратегов, в таком государстве каждый гражданин, государственная организация, учебное заведение и коммерческое предприятие должны, как минимум, иметь доступ к Интернету. Пользователи должны иметь возможность входить в сеть в любом месте, в любое время, с любой целью. Эту концепцию малайцы называют "информационное общество для всех" или "информационное общество для каждого".

- В этой связи хотелось бы отметить, что в последние годы очень много говорят и пишут об опыте Малайзии в области высоких технологий, выпуска наукоемкой продукции...

- Сейчас в этой стране идет установка массового сознания на то, что уже нельзя жить только за счет продажи запасов нефти, газа, олова, каучука, или той же электроники. Сейчас важнейшей функцией государства должно стать обеспечение спроса на знание. Информация должна считаться таким же предметом общественного потребления, как вода, газ или электричество, и должна быть легко доступна для тех, кому она необходима. Люди должны быть научены использовать эту информацию с максимальной пользой. По их мнению, такая политика приведет к возникновению единого высоконравственного, свободного демократического общества. Поэтому самой приоритетной задачей правительства в настоящее время является развитие и повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий. А последние, как известно, способствуют экономическому росту и созданию новых рабочих мест, а также соединяют отдаленные местности с городскими центрами и повышают уровень жизни. Существенно то, что ИКТ могут создавать новые ценности или увеличивать стоимость уже существующих продуктов и услуг. Информация становится важнейшим ресурсом производства. Открываются возможности совершенствования продукции и роста ее наукоемкости.

Большие надежды здесь возлагаются на уникальный проект "Мультимедийный суперкоридор". Это коридор шириной 15 и длиной 50 км, который идет на юг от центра Куала-Лумпура в сторону международного аэропорта Куала-Лумпур. Его отличает современная информационная инфраструктура для испытания и внедрения инноваций в области ИКТ. К участию в этом проекте привлечены ведущие мировые компании, и уже сегодня в его рамках созданы два "передовых" (smart) города: новый административный центр федерального правительства Путраджая и центр инновационных ИКТ Сайберджая. Все сферы жизнедеятельности этих городов основаны на использовании новейших информационных технологий: электронное правительство и телездравоохранение, электронная коммерция и интеллектуальные школы, использование многофункциональных карточек, служащих одновременно удостоверением личности, медицинской картой и платежным документом. К примеру, в рамках электронного правительства действуют такие программы, как электронные государственные услуги, электронные госзакупки, система мониторинга реализации госпроектов, электронная биржа труда, информационная система управления трудовыми ресурсами, система улучшения условий работы госслужащих. Каждая из программ обеспечивает доступность и прозрачность контактов правительства с рядовыми гражданами, частными компаниями и неправительственными организациями (к примеру, тендеры проходят прозрачно и на основе общей конкуренции).

Со временем такие кибергорода будут созданы по всей стране и интегрированы в мировое киберпространство, вся страна станет своеобразной экспериментальной площадкой для новейших мультимедийных проектов.

- Судя по вашим словам, уровень образования в стране очень высок...

- Совершенно верно. Данному понятию здесь уделяется наисерьезнейшее внимание. Государство не жалеет ни времени, ни средств на совершенствование системы образования и пропаганду культа знаний. Достаточно упомянуть тот факт, что министр образования Малайзии является третьим по рангу высшим чиновником страны после премьер-министра и министра обороны. В Куала-Лумпуре за последнее десятилетие были созданы филиалы крупнейших мировых университетов, где помимо самих малайцев обучаются более 40 тысяч иностранцев. И причина тому ясна - образование в таких филиалах, не уступающих по качеству и престижу, обходится на две трети дешевле. Государство также проводит целенаправленную политику в вопросе обучения малайзийских студентов за рубежом. Если раньше отдавалось предпочтение таким странам, как США, Великобритания, Австралия, Япония и ЕС, то сейчас география обучения местной молодежи постепенно расширяется. Это, прежде всего, Восточная Европа, страны Прибалтики и Скандинавии, Россия и Украина. Будучи торговой нацией, правительство здесь имеет собственные прагматичные подходы. Малайзия стремится сбывать свою продукцию по всему миру и считает, что малайзийскому предпринимателю не помешало бы знать не только английский, но и языки стран, которые рассматриваются в качестве потенциальных рынков...

- Но в то же время зачастую западный обыватель воспринимает эту страну как одно из исламских государств, к которым, после известных событий, мир относится с осторожностью. Есть ли повод для подобной реакции?

- Я думаю, что серьезного повода для этого нет. Государственная политика строится таким образом, чтобы исключить из сознания общества такое понятие, как религиозный фанатизм. С 2003 года правительство Малайзии прекратило государственную помощь исламским религиозным школам и перевело в стандартные школы более 120 тысяч учащихся.

...Возвращаясь же к теме роли образования в Малайзии, следует отметить, что в разговорах с различными чиновниками, бизнесменами, учеными и рядовыми гражданами всегда почувствуешь понимание ценности образования и фундаментальной науки. От этого и неуклонно растет качество населения, растет его образовательный уровень. Это отражается на трудовой этике и общественной нравственности. Здесь культ напряженного высокопроизводительного труда, культ знания, образования, высок престиж интеллектуальных профессий и неприязнь к тем, кто бросает на ветер деньги и выставляет напоказ богатство. Главные приоритеты здесь - образование, наука, семья и охрана окружающей среды.

- Каким бы вы представили нам среднестатистического малайца?

- Если кратко, то среднестатистический малаец представляет собой верующего, образованного и в меру обеспеченного человека, не зацикленного на теологии, стремящегося к повышению своего интеллектуального и профессионального уровня. Его девизом является: "Учиться, учиться и работать".

Вероятно, этим во многом и обусловлен феномен Малайзии, являющейся единственным в мире исламским государством с процветающей экономикой, основанной не на природных ресурсах.

Говоря о малайцах, хотел несколько слов сказать о статусе коренного населения страны, который, как мне кажется, очень интересен и также заслуживает внимательного изучения.

На сегодня малайцы являются привилегированной нацией, и этот факт не оспаривается ни одной из этнических групп, равно как и не вызывает каких-либо возражений. Малайцы занимают высшие государственные посты, руководят крупными коммерческими проектами, представляют армию, вовлечены в современные технологичные отрасли и имеют повышенную квоту при поступлении в вузы. По общему признанию, более сложной задачей явилось изменение менталитета малайцев, которые не могли составить должной конкуренции более преуспевающим китайцам и индийцам. Лидеры всякий раз призывали коренное население избавиться от таких черт, как пассивность, неумение понять цену деньгам, собственности и времени.

- В этом мы, казахстанцы, действительно очень схожи с ними...

- По признанию бывшего премьер-министра Малайзии М. Мохамада, которое он сделал перед отставкой после 22 лет у власти, вопрос изменения менталитета малайцев оказался самым сложным делом в его многолетней роли лидера страны.

- Как известно, в Казахстане разработаны и реализуются несколько государственных программ, направленных на развитие экономики и структуры села. Есть ли к чему нам присмотреться в малайзийском опыте развития аграрного сектора?

- Да, конечно. Политика повышения уровня благосостояния малайцев имеет прямое отношение к опыту Малайзии в вопросе поднятия села. Для этих целей здесь было создано министерство развития сельских регионов, которое сконцентрировало свою деятельность сугубо на реализации социальных, экономических и гуманитарных реформ на селе. Министерство несет непосредственную ответственность за создание надлежащей инфраструктуры деревень (больницы, мечети, дороги, водоснабжение, электричество, компьютеризация и т. д.). Оно также реализует образовательные реформы на селе, в то время как министерство образования Малайзии задействовано только в теоретической разработке данных реформ. При участии министерства в деревнях страны была создана сеть школ и профтехучилищ. По инициативе того же ведомства в Куала-Лумпуре был создан специализированный институт, где проходят курс обучения представители сельских регионов Малайзии. В ходе своей деятельности министерство также сталкивается с таким вопросом, как переселение людей из неблагоприятных с сельскохозяйственной точки зрения районов. Как правило, при их переселении министерство заранее подготавливает и передает в пользование плантации, создает инфраструктуру села, а также на начальном этапе производит финансовое обеспечение данной группы сельчан. Хотя это требует значительных капиталов, на сегодняшний день проблема села в стране не вызывает тех тревог, с которыми пришлось столкнуться в первые годы независимости.

Затрагивая проблему села, практическую ценность представляет внедряемая в настоящее время (с 2000 г.) в Малайзии программа "Одна деревня - одно производство". Эта модель была заимствована у Японии и направлена на повышение уровня занятости и достатка среди сельских жителей. Сельский регион или отдельная деревня должны выбрать определенную продукцию, производство которой будет наиболее выгодным исходя из производственных, климатических, ресурсных и географических особенностей местности. При этом выбранная продукция должна иметь спрос, быть конкурентоспособной и в отдельных случаях экспортироваться за рубеж. В этих целях государство даже стимулирует создание перерабатывающих предприятий не в промышленных зонах, а в сельских регионах. Тем самым оно старается обеспечить взаимовыгодный контакт между селом и отдельной промышленностью. Производимая продукция может представлять не только сельхозпродукцию, но и туристический сервис. В эту сферу вовлечены многие села страны пребывания, находящиеся в районе традиционного скопления местных и иностранных туристов.

По общему признанию, поднятие уровня жизни на селе внесло значительный вклад в долгосрочную программу правительства по искоренению бедности. Согласно источникам национальных статагентств, еще в 1957 году уровень бедности в Малайзии превышал 60 %. К сегодняшнему дню эта цифра сведена к 4 %. Как указывалось выше, на пути к этим результатам правительство страны разработало ряд мер, включавших вовлечение сельского населения в производственный сектор, ускоренный темп урбанизации, предоставление расширенного доступа к образованию, здравоохранению и т. д.

Особо здесь хотелось бы выделить жилищную программу правительства. Основными характерными чертами этой политики являются адресность и доступность жилья, долгосрочные кредиты, низкие проценты и беспроцентные ссуды. К примеру, в середине 80-х годов, сотрудничая с частными строительными компаниями, государство ввело новую практику, существующую и по сей день. Так, при получении лицензии частные компании обязуются сдать в эксплуатацию не менее 30 % недорого, но качественного жилья. Затем эти объекты скупаются государством и распределяются (по минимальным ценам в долгосрочный кредит под низкие проценты) среди неимущих. В 2003 году на данные цели правительство выделило более 260 млн. долларов. Существует также ряд других схем распределения жилья, которые, главным образом, направлены на группу населения с низким уровнем дохода.

- Если опять же проводить параллели с нашей страной, то Малайзия также является многонациональным и многоконфессиональным государством. Как строится внутренняя государственная политика для сохранения общественного согласия в стране?

- Сегодня за Малайзией признают не только экономические достижения, но также называют примером расово-религиозной гармонии, которая позволяет мирно сосуществовать малайской, китайской, индийской общинам, приверженцам ислама, буддизма, христианства, индуизма и конфуцианства. Наряду с мусульманскими здесь широко отмечаются буддийские и христианские праздники. То есть день окончания поста Рамазан, праздник фонариков (китайский праздник) и "Дивопавали" (индийский праздник) здесь празднуют не только представители соответствующих этнических групп, но и вся страна. Каждый из праздников сопровождают красочные церемонии, парадные шествия, народные гуляния. В календаре Малайзии особо выделен месяц май, который с 2002 года провозглашен месяцем межнационального и межконфессионального единства.

- Какая роль в Малайзии отводится государственному языку?

- Огромная. Несмотря на то, что каждая из этнических групп исповедует различные религии и бережно хранит унаследованные традиции, уровень знания (т. е. умеют читать и писать) государственного языка здесь составляет практически 100 %, и это при том, что доля малайского населения равна около 55 %. Все официальные мероприятия в стране осуществляются на малайском языке. Язык активно используется в государственных и бизнес-структурах, образовании и быту. При этом доминирование госязыка не вызывает какой-либо оппозиции со стороны немалайцев и является естественным состоянием современного общества страны.

Практическая реализация языковой политики оказалась для правительства отнюдь не легкой задачей. Проводились широкомасштабные языковые кампании, учреждались соответствующие институты, принимались законы, ужесточались требования к госслужащим, разрабатывалась терминология, расширялись библиотеки. Бесспорно, успеху языковой политики во многом способствовала стабильность власти в стране, умение правительства обеспечить высокий уровень жизнеобеспечения людей, а также атмосферу межнационального единства.

По признанию правительства, одним из просчетов, допущенных при реализации языковой политики, явилась утрата былого высокого уровня грамотности населения в английском языке, которая произошла в результате полного отказа от англоязычного образования в государственных школах в 1969 году. Власти считают, что английский язык становится одним из важных элементов для поддержания конкурентоспособности нации на глобальном рынке. Поэтому роль английского языка здесь неуклонно возрастает. С этим, в частности, связано решение правительства ввести с 2003 года преподавание математики и научных предметов в школах страны на английском языке.

В заключение хочу сказать вот о чем. Ha сегодня становится очевидным, что, обеспечивая уверенный экономический рост и внутриполитическую стабильность, Казахстан по праву претендует на роль одного из быстроразвивающихся финансовых и экономических центров азиатского региона. Обладая богатством человеческих и природных ресурсов, реализуя Стратегию "Казахстан-2030" и занимая выгодное геостратегическое расположение, Казахстан в перспективе может достойно конкурировать с лидирующими экономиками Азии. Как известно, преследуя цель экономического роста, наша республика также стремится сохранить свойственную ей национальную самобытность, религию и культурное наследие.

Видимо, этим и объясняется в последние годы возросший интерес государственных и частных структур Казахстана к передовому опыту Малайзии в различных сферах. Действительно, как вы сами видите, у наших стран много общего, и опыт Малайзии может быть приемлемым для нашей республики.

- Спасибо за беседу!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"11 сентября "Аль-Каида" отплатила американцам за дружбу" 29.04.2004
Оналсын Жумабеков: Амнистии не будет! 28.04.2004
Людмила Жуланова: Мне есть чем гордиться 28.04.2004
"Миссия Казахстана - кормить планету" 26.04.2004
Казахстан пользуется авторитетом в ОБСЕ 21.04.2004
Алексей Можин: Украсть деньги МВФ вообще невозможно 20.04.2004
Икрам Адырбеков: Опыт Малайзии полезен 19.04.2004
Роберт Кочарян: Нельзя сравнивать нашу действительность с грузинской 19.04.2004
Болат Жылкышиев: У нас живут люди с открытой душой 15.04.2004
Двенадцать звездных фрагментов Тохтар-ага 15.04.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz