NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:23 ast
08:23 msk

Управление имуществом требует ответственности
М.Раханов: Мы будем совершенствовать системы контроля за целевым и эффективным использованием госимущества республиканской и коммунальной собственности. Это контроль за своевременностью, полнотой начисления и перечисления неналоговых поступлений, дивидендов на госпакеты акций, части чистого дохода госпредприятий, доходы от аренды
11.05.2004 / интервью

Ирина НОС, "Казахстанская правда", 7 мая

"Эффективное управление государственным имуществом - гарантия получения государством доходов от использования этого имущества" - цитата из Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Этот документ ставит перед госорганами задачи, четкое выполнение которых подтверждает выбор верного пути к экономическому росту и укреплению независимости. Широкомасштабная приватизация обусловила необходимость в организации и совершенствовании системы управления государственным имуществом. На вопросы "Казахстанской правды" в отношении процессов управления госимуществом отвечает председатель Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК Максудбек РАХАНОВ.

- Успешность реформ, их итоги, роль и значение приватизации в экономическом развитии страны отмечены Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Об этом шла речь на торжественном собрании, посвященном двенадцатилетию независимости республики. Результатом реформ в отношении собственности стало формирование частного сектора в экономике, становление и развитие конкурентной среды. При этом государство сохранило функции субъекта экономических отношений в ряде отраслей экономики, которые нуждаются в государственном регулировании либо требуют лишь государственного присутствия.

Принятая Правительством в июле 2000 года Концепция управления государственным имуществом и приватизации заложила основы государственной политики в этой области. Уже сформирован прочный фундамент для гарантированного получения государством доходов от использования госимущества. К последнему относятся не только недвижимость или организации с государственной формой собственности, но и доли (пакеты акций) в негосударственных юридических лицах (акционерных обществах и товариществах). Этот фундамент состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов, объединенных нормативной правовой базой. Последняя позволяет участвовать в самом процессе управления госимуществом, влияя на принятие управленческих решений. И основное, нести за них ответственность.

Изменены подходы и даже сама структура Комитета государственного имущества и приватизации. Основной акцент сделан на мониторинг деятельности объектов республиканской собственности и приватизированных объектов. Это, по сути, преследует одну цель: гарантированное получение государством доходов от использования госимущества (неналоговые поступления).

- Что же конкретно было сделано в части совершенствования нормативной базы?

- Главное, что разработана и утверждена постановлением Правительства в феврале 2003 года Отраслевая программа повышения эффективности управления госимуществом и приватизации до 2005 года. Она предусматривает комплекс мер, совершенствующих систему управления госсобственностью.

- Можно ли сегодня увидеть конкретные результаты ее практического применения?

- Конечно. В соответствии с законодательством в ведении государственных организаций может находиться лишь то имущество, которое либо необходимо им для обеспечения деятельности, предусмотренной уставами, либо то, которое оказалось продуктом их деятельности. Госпредприятия должны обеспечивать эффективное и целевое использование имущества, работать без убытков и часть чистого дохода перечислять в госбюджет.

В связи с этим постановлением Правительства еще в 2002 году утверждены правила определения, согласования и утверждения нормативов распределения чистого дохода республиканских госпредприятий на праве хозяйственного ведения, установлены минимальные размеры отчисления части чистого дохода в бюджет в зависимости от сфер деятельности. Все прекрасно понимают, что часть чистого дохода должна остаться на предприятии, так как без модернизации материально-технической базы со временем упадут объемы выпуска продукции и оказания услуг, а это, в конечном счете, повлечет снижение как налоговых, так и неналоговых поступлений в бюджет.

- Жизнь вносит свои коррективы в любые правила, и самые выверенные нормативы со временем устаревают...

- ...а наша задача, как уполномоченного органа, заключается в оперативном реагировании и регулировании происходящих процессов. Так, в ходе согласования нормативов отчислений в бюджет РГП было выявлено, что в бюджет идут минимальные отчисления под предлогом необходимости крупномасштабного обновления материально-технической базы. Поэтому постановлением Правительства в июле 2003 года в правила внесены изменения. Теперь при согласовании нормативов отчислений в республиканский бюджет необходимо предоставлять экономическое обоснование использования конкретной части чистого дохода планируемого года на развитие производства РГП.

Еще разрабатываются формы отчетности, детально раскрывающей информацию об использовании чистого дохода предприятий. Тогда государство вправе требовать обеспечения эффективности использования госимущества в своих интересах. Нынче результаты таковы: в 2002 году в республиканский бюджет перечислено 576,7 миллиона тенге от чистого дохода РГП, а в 2003 году - 598,4 миллиона.

- Максудбек Смагулович, какие действия предпринимаются комитетом, который вы возглавляете, в отношении поддержки малого предпринимательства?

- Благодаря утвержденным Правительством в апреле прошлого года правилам предоставления субъектам малого предпринимательства объектов госсобственности в имущественный наем (аренду) или доверительное управление бизнес получил возможность безвозмездно приобрести во владение неиспользуемые объекты республиканской госсобственности. В соответствии с правилами в 2003 году территориальные органы госимущества и приватизации совместно с органами госуправления проверили РГП и учреждения на предмет эффективного и целевого использования имущества. Выявлен 21 неиспользуемый объект. Из них передано в аренду субъектам малого предпринимательства четыре, в доверительное управление - двенадцать, остальные планируется выставить на торги в текущем году. Эти проверки, подчеркиваю, проводились в рамках поддержки малого предпринимательства. И такие меры принимаются ежегодно по отношению к РГП.

- Что показал 2003 год?

- По результатам проверок у РГП было изъято и включено в график выставления на торги более 80 объектов республиканской собственности. 559 неиспользуемых объектов по предложению министерств и ведомств оставлено на балансе подведомственных предприятий - под гарантию, что они будут использованы по назначению в ближайшее время. Однако повторная проверка показала, что по 128 из них необходимо решить вопрос об изъятии и выставлении на торги.

Поскольку госучреждения не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, излишнее сдается в аренду теркомами госимущества и приватизации. Вырученные средства идут в республиканский бюджет. В 2002 году от аренды таких объектов поступило в казну 206,7 миллиона тенге, в 2003-м - 229,1 миллиона. Кроме того, в январе 2003 года постановлением Правительства изменены и дополнены правила передачи в наем имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении РГП. В частности, определены и утверждены расчетные ставки арендной платы с учетом региональных условий. Приняты меры по координации работы контролирующих органов с госпредприятиями и учреждениями, что немаловажно и влияет на получение доходов от использования госимущества.

- Поясните, пожалуйста, так называемую "дивидендную политику" по отношению к акционерным обществам республиканской госсобственности.

- Законом "Об акционерных обществах" (как в нынешней, так и во всех предыдущих редакциях, начиная с Указа Президента, имеющего силу закона, "О хозяйственных товариществах") определен механизм начисления дивидендов по акциям. Он прост и доступен. Размер, порядок, срок выплаты дивидендов устанавливаются акционерами (единственным акционером) на общем собрании акционеров, что фиксируется в протоколе собрания (или приказе единственного акционера).

- А как поступать представителям государства, голосующим по доверенности на собраниях акционерных обществ, с госпакетом акций либо госорганам, принимающим такое решение в качестве единственного акционера?

- Рачительный собственник, желая получить доход на принадлежащие ему акции, никогда не забывает и о самом предприятии. Видит необходимость оставить в его распоряжении деньги на инвестирование в основные средства. Понятно, что стабильно работающее общество выплачивает и немалые налоги. Так вот, для решения всех вопросов при распределении чистого дохода, из которого выплачиваются дивиденды, начиная с 1999 года Правительством был установлен порядок начисления дивидендов на госпакеты акций (доли участия) в зависимости от статуса самого АО и от количества акций, принадлежащих государству.

Между тем назрела необходимость установить критерии по начислению дивидендов на госпакеты акций с учетом деятельности предприятий в конкретных отраслях. Это явилось основой для принятия в апреле 2003 года постановления Правительства "О дивидендах на государственные пакеты акций и доходах на государственные доли участия в организациях". Подчеркну, что вопросы дивидендов в национальных компаниях, которые являются по организационно-правовой форме акционерными обществами, также решаются в соответствии с Законом "Об акционерных обществах" и названным постановлением.

По закону национальная компания - это акционерное общество, функционирующее в стратегически важных отраслях, составляющих основу экономики. Ряд их, по сути, вертикально-интегрированные структуры, объединяющие до 50 дочерних (зависимых, совместно контролируемых) организаций, осуществляющих крупномасштабные инвестиционные проекты и выполняющих социально значимые проекты.

- Как правило, в национальных компаниях государство имеет стопроцентный пакет акций. И годится ли здесь математический подход при рассмотрении вопросов распределения дивидендов?

- Повторю, что для национальных компаний, как и для всех остальных АО, механизм начисления дивидендов определен законом об акционерных обществах, а порядок - названным постановлением Правительства. Особенность в том, что нацкомпании начисляют дивиденды на акции в соответствии со среднесрочными планами развития, которые проходят согласование во всех заинтересованных государственных органах и утверждаются Правительством. То есть на "дивидендную политику" нацкомпаний ни акционер, ни совет директоров существенного влияния не оказывают. Размер дивиденда на предстоящий период утверждается Правительством в плане развития компании и служит отправной точкой для принятия соответствующих решений.

- При четком механизме начисления дивидендов существуют ли проблемы по их фактическому получению?

- Уделяя большое внимание планированию дивидендов, стремясь учесть все аспекты деятельности АО, влияющие на возможность выплачивать, помимо обязательных платежей (налогов, например), еще и вознаграждение по акциям (это и есть дивиденды), разумеется, государство предполагает соответствующую отдачу. Анализ выявил проблему несвоевременного (с опозданием в иных случаях на годы) перечисления в бюджет уже начисленных дивидендов.

В последние два-три года, когда ожидались дивиденды от крупнейших компаний с иностранным участием, национальных компаний, рисковать было нельзя.

Проблема, что называется, выросла из ничего. Это элементарное отсутствие ответственности руководителей АО за несвоевременное перечисление дивидендов, нечеткое оформление протоколов общих собраний акционеров, отсутствие должного контроля за правильностью их оформления со стороны представителей государства, принимавших участие в собраниях.

Теперь же разработаны и внедрены меры, направленные на совершенствование организационных моментов. Опять же новая редакция закона об акционерных обществах предусматривает, что в случае невыплаты дивидендов в установленный срок акционеру выплачивается основная их сумма и пеня. Для первого руководителя АО такая перспектива менее привлекательна, чем выплата дивидендов в срок. Кроме того, мы разработали, утвердили приказом и довели до сведения заинтересованных органов методические рекомендации к оформлению решений (актов) общих собраний акционеров АО с государственным участием. Здесь акцент сделан на необходимость установления конкретного срока начала и окончания выплаты дивидендов.

- Каковы результаты столь кропотливой работы и перспективы для ее продолжения?

- Если в 2000 году в бюджет было перечислено дивидендов порядка 1,17 миллиарда тенге, то в 2001 году - 6 миллиардов, в 2002-м - 6,79 миллиарда тенге, в 2003-м - 6,02 миллиарда тенге. А в виде прочих неналоговых поступлений республиканский бюджет пополнился на 2,68 миллиарда тенге концессионного платежа.

А перспективы заложены в программе индустриально-инновационного развития страны. На данном этапе ее реализации в комитете отрабатываются подходы к установлению критериев и нормативов по начислению дивидендов с учетом развития отраслей и предприятий.

- Но только ли к определению доли от чистой прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет, сводится работа с АО и РГП? Нет ли опасности, что предприятия будут "прятать" основные деньги, например в административных расходах?

- Это хороший вопрос, и проблема гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Нами разработан и постановлением Правительства в феврале 2003 года утвержден механизм проведения мониторинга административных расходов госпредприятий и АО, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству. Разработаны и утверждены в августе 2003 года формы сметы административных расходов, отчета об исполнении сметы и пояснительной записки. Мы делаем свод информации для подготовки предложений по оптимизации административных расходов организаций не только республиканской, но и коммунальной собственности. Приказом министра финансов еще в апреле 2003 года утвержден ряд инструктивных документов и правил для проведения анализа и основных показателей эффективности деятельности государственных и негосударственных юридических лиц с участием государства. Большое внимание уделяется систематизации форм отчетности. Осуществляется мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности нацкомпаний. О результатах регулярно докладывается Правительству. Система, применяемая при мониторинге нацкомпаний фактически с 2000 года, уже внедряется для РГП и всех остальных АО (ТОО) с участием государства.

- А система мониторинга и совершенствования работы по управлению госимуществом строится только на документарной основе?

- В основном да. Но уже во второй половине 2003 - начале 2004 года в комитете отчитались руководители 26 государственных органов и 112 подведомственных им организаций. По итогам приняты протокольные решения, направлена аналитическая записка в Правительство, даны соответствующие поручения для принятия управленческих решений по совершенствованию механизмов управления госсобственностью. Ведь, по сути, в процесс вовлечены все отраслевые министерства и ведомства страны.

- Каковы основные направления и задачи, поставленные перед комитетом на предстоящий период?

- Мы будем совершенствовать системы контроля за целевым и эффективным использованием госимущества республиканской и, подчеркиваю, коммунальной собственности. Это контроль за своевременностью, полнотой начисления и перечисления неналоговых поступлений, дивидендов на госпакеты акций, части чистого дохода госпредприятий, доходы от аренды. Это усиление ответственности первых руководителей госпредприятий и АО (ТОО), контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, за исполнение возлагаемых на них обязанностей.

В соответствии со стратегическим планом развития страны до 2010 года и Концепцией управления госимуществом и приватизации цели и задачи управления государственной собственностью следует рассматривать сквозь призму его результативности. При этом утверждение государства в роли полноправного и эффективного собственника своего капитала становится основной задачей индустриального развития страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Душа мушкетера и генеральские погоны 28.05.2004
Партий много, а Родина одна 28.05.2004
Противников у интеграции нет, но и сторонников маловато 27.05.2004
"Я вернусь на Украину" 26.05.2004
Камбар Шалгимбаев: Мы ставим высокую планку 24.05.2004
Сергей Терещенко: От тактики мы перешли к стратегии 20.05.2004
"ЕврАзЭс - это решение наболевших сиюминутных или обозримых в недалекой перспективе проблем" 20.05.2004
Марк Тэтчер: Я всегда чувствовал влияние матери, потому что она у меня одна 20.05.2004
Как продать душу дьяволу? 17.05.2004
Александр Павлов: Я позицию не меняю! 14.05.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz