NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Воскресенье 20.09.2020 17:51 ast
14:51 msk

Говорим "чиновник" - подразумеваем "этика"
Слухи о кончине дисциплинарных советов сильно преувеличены
19.07.2004 / интервью

Сергей НЕСТЕРЕНКО, "Казахстанская правда", 17 июля

В последнее время в стране ходили упорные слухи о готовящейся реорганизации дисциплинарных советов (ДС), поскольку те, дескать, оказались не в состоянии вести эффективную профилактику коррупционных правонарушений и наступательную борьбу с нарушителями Правил служебной этики. Причем, как выясняется, такая возможность действительно рассматривалась. И все же советы решено сохранить, но уже с новыми полномочиями, которые в мае этого года были официально закреплены соответствующим постановлением Правительства. О том, что представляют собой нововведения и можно ли вообще бороться с коррупционерами мерами дисциплинарного воздействия, наш разговор с председателем Агентства РК по делам государственной службы Габидуллой АБДРАХИМОВЫМ.

- Причин, из-за которых дисциплинарные советы несколько снизили свою наступательность, несколько, - объясняет Габидулла Рахматуллаевич. - Не лучшим образом, к примеру, сказались на их деятельности постоянные изменения в системе подчиненности. Но, пожалуй, самое главное заключалось в том, что с 2000 года советы, как коллегиально-совещательные органы, были лишены возможности проводить плановые, а не только по заявлениям граждан проверки. Правительственное постановление восстановило право секретариатов советов на плановый контроль, и теперь ситуация должна кардинально измениться. Буквально месяц назад мы провели совещание с председателями дисциплинарных советов областей, довели до них смысл новшеств и поставили ряд задач, главные из которых связаны с необходимостью обеспечения гласности в работе и завоевания авторитета у населения. Ведь если не будет доверия, то не будет и обращений. Кстати, для улучшения связи с общественностью председателям дано поручение разместить информацию о режиме работы ДС и номерах телефонов доверия во всех акиматах, начиная с сельских и заканчивая областными. Есть телефон доверия и в нашем агентстве. Его номер (3172) 15-29-92, факс 15-28-77.

Кроме этого, обо всех рассмотренных делах отныне будет регулярно сообщаться в СМИ: люди должны видеть, что наказание для недобросовестных чиновников неотвратимо.

Еще одна важная задача - теснее общаться с людьми, в том числе выезжая в отдаленные регионы. В ходе приема граждан многие их проблемы можно будет решить сразу же, на месте. В рамках правовой пропаганды вносим также предложение о создании в районах компьютерных залов с подключением к базе "Юрист", где любой человек смог бы ознакомиться с необходимой правовой информацией. Это тем более важно в свете реализации инициативы Главы государства о создании "электронного правительства". Намерены подключать дисциплинарные советы и к работе по совершенствованию качества государственных услуг. Есть, например, идея организовать в каждом населенном пункте так называемые центры обслуживания граждан по типу тех, что действуют на Западе. Здесь человек может сразу заказать номер на автомобиль, прописаться, получить справку, а не бегать по десятку контор.

В принципе, говорить о том, что наше агентство и советы бездействуют, нельзя. Работа идет. Где-то лучше, где-то хуже. Но идет...

- А если конкретней?..

- За прошлый и четыре месяца нынешнего года агентством и его территориальными управлениями было проведено 4 348 проверок деятельности госорганов по вопросам антикоррупционной направленности и соблюдения законодательства о госслужбе. Выявлено 19 465 нарушений, к ответственности привлечен 571 госслужащий. Что касается ДС, то они за этот же период провели 2 743 проверки, возбудили 563 дисциплинарных дела, привлекли к дисциплинарной ответственности 1 087 человек. Наиболее частые нарушения связаны с назначением на административные госдолжности без обязательной специальной проверки, а также непредставление справок о сдаче налоговых деклараций в кадровые службы.

Довольно часто регистрируются и факты несвоевременной передачи имущества в доверительное управление после поступления на госслужбу. Подобных случаев за данный период выявлено уже 62. В сентябре прошлого года, например, за такой проступок по рекомендации ДС Карагандинской области был освобожден от занимаемой должности аким Карагашского сельского округа Жанааркинского района М. Жидебаев.

Есть и такие факты нарушений, как совместная служба близких родственников. К примеру, не так давно по рекомендации ДС Южно-Казахстанской области был объявлен выговор начальнику отдела образования Отрарского района К. Алмешевой, которая приняла на работу своего сына на должность, находящуюся в непосредственной подчиненности. Такое же наказание понес и руководитель аппарата акима Сузакского района Б. Айтбаев, работавший в подчинении у своей супруги, занимавшей должность заместителя акима.

- Проверки, по вашим словам, разрешено проводить секретариату. А он, насколько известно, представлен госслужащими, подчиняющимися областному акиму, который вряд ли горит большим желанием "выносить сор из избы". Опять замкнутый круг?..

- Это с какой стороны посмотреть. В принципе, еще в прошлом году мы предлагали реорганизовать советы таким образом, чтобы они подчинялись непосредственно нашему ведомству и финансировались из республиканского бюджета. Что как раз и позволило бы сделать их полностью независимыми. Но идею не поддержали. И дело тут не только в повышении нагрузки на госбюджет. Возможно, некоторые расценили предложение агентства как стремление "натянуть одеяло на себя". Хотя, сами понимаете, что мы преследовали совсем иную цель, а именно - сделать работу советов максимально эффективной.

Впрочем, ничего страшного нет. Акимы по Конституции являются представителями Президента и Правительства на местах. Я уверен, что каждый из них заинтересован в снижении уровня коррупции и соблюдении госслужащими служебной этики в своей области. Для того чтобы усилить работу по борьбе с коррупционными правонарушениями в регионах, на мой взгляд, необходимо менять прежние стереотипы, когда за выявленные правонарушения сразу же начинают ругать руководителя области. В таком случае, конечно, никто не будет заинтересован в выявлении фактов коррупции и наказании проштрафившихся чиновников. Все будет скрываться. Поэтому тех руководителей, которые выявляют множество нарушений в своих же госорганах, наоборот, нужно поддерживать.

- Не так давно мне удалось познакомиться с данными по борьбе с коррупцией в регионах в прошлом и начале нынешнего года. Судя по отчетам, далеко не все коррупционеры были наказаны в уголовном или административном порядке, поскольку состав правонарушения сделать это не позволял. Но ведь есть и дисциплинарная ответственность...

- Вы правы, нашим советам в этом отношении нужно быть более активными. Пусть правоохранительные органы свое расследование проводят, а ДС - свое. У многих ведь целый "букет" нарушений. Есть здесь и такой аспект. В соответствии с действующим законодательством, если правонарушение, совершенное госслужащим, влечет за собой уголовную или административную ответственность, то дисциплинарная исключается, поскольку, дескать, человека нельзя наказывать дважды за одно и то же. Но мы с таким подходом не согласны: дисциплинарное наказание проштрафившийся коррупционер должен нести в любом случае.

- Один из высокопоставленных казахстанских чиновников предложил ввести систему, при которой бы человек, совершивший коррупционное правонарушение, навсегда лишался возможности вновь поступить на госслужбу. Согласны ли вы с таким подходом?

- Полностью. Сейчас, согласно закону о государственной службе, существует такое ограничение: на госслужбу не может быть принят гражданин, который в течение года до этого привлекался к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения. То есть год подождет и вновь займет кресло в госорганах. Такого быть не должно. Ведь это в какой-то мере дискредитирует саму систему госслужбы. Коррупционные правонарушения для совершившего их должны быть роковыми. Поэтому мы намерены инициировать соответствующие поправки в законодательство о государственной службе.

- А еще в нашей стране имеет место практика перемещения коррупционеров на другие государственные должности или их увольнение по собственному желанию. Ведется ли борьба с этими явлениями?

- Такие факты есть. Человек почувствовал, что впереди его ждет наказание и... увольняется по собственному желанию. Закрывать на подобные явления глаза мы не имеем права. Иногда надо сделать больно, чтобы потом все было хорошо. При этом нужно постоянно разъяснять госслужащим, чем они могут поплатиться. Конечно, для того чтобы отслеживать реальную ситуацию, очень важно располагать полной базой данных о лицах, совершивших коррупционные правонарушения. И предложения о совершенствовании этой системы я внес на недавнем заседании Комиссии при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики госслужащими.

Сейчас определена задача по внедрению до конца текущего года информационной системы управления кадрами (ИСУК). В этой системе наряду с мониторингом кадров будет формироваться база данных по коррупционным правонарушениям. Причем - постоянно обновляющаяся. Поэтому мы внесли предложение об электронном обмене информацией между Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры и органами юстиции. Это позволило бы более эффективно вести работу и по пресечению возможности поступления лиц, совершивших коррупционные нарушения, на государственную службу. Также такая информация необходима нам при проведении проверок госорганов.

- Какими полномочиями обладает агентство по отношению к председателям ДС, ведь те находятся в ранге заместителей областных акимов...

- В соответствии с указом Главы государства, агентство наделено полномочиями по координации и контролю деятельности ДС и согласованию назначения их председателей. Мы разработали специальную форму отчетности, согласно которой председатели ежемесячно отчитываются о проделанной работе. На основе отчетов проводим рейтинговую оценку. Правда, гонки за валом не ведем. Важнейший элемент отчета - реальная действенность. Сколько поступило обращений, сколько рассмотрено и в какие сроки, какие меры приняты. Еще один критерий - число жалоб, поступающих в центральный аппарат. Ведь если люди не находят справедливости на местах, они идут выше. Значит, местный дисциплинарный совет работает неэффективно. А право вносить предложение акиму области о работе председателя ДС у нас есть.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Айткуль Самакова: "Научитесь отдавать долги потомкам" 28.07.2004
Ксения Собчак: Богатым нужны умные женщины 26.07.2004
"Успехи сами по себе не приходят" 23.07.2004
"В Москву попадают не лучшие петербуржцы" 23.07.2004
Амангельды Ермегияев: Мы готовы к конкуренции! 22.07.2004
Ермухамет Ертысбаев: Принципами нужно поступаться 22.07.2004
Калмуханбет Касымов: "Звонки "сверху" - не давление, а крики о помощи" 22.07.2004
Главный дозорный 22.07.2004
Говорим "чиновник" - подразумеваем "этика" 19.07.2004
У Кызылординской области - огромный потенциал 15.07.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.09.20 Воскресенье
98. СЫДЫКОВ Журумбек
88. САБДЕНОВ Калдыбек
82. ФЕДОТОВА Зинаида
74. ЕСКЕНДИРОВ Шарипжан
74. САЛКИМБАЕВ Акимжан
72. МУХАМЕДЖАНОВ Камалтин
72. ТУРЕБАЕВ Шахизат
70. КАСЫМОВ Сырым
70. КУРАМЫСОВ Онербек
70. ШАНЕНОВ Келтир
69. НУРАБАЕВА Зайда
68. БАЙГАБАТОВ Болат
67. БАЙМАХАНОВ Кожахмет
66. ТОЛЕБАЕВ Кенжехан
65. МАРЖИКБАЕВ Александр
...>>>
21.09.20 Понедельник
83. ФЕДОРОВ Анатолий
79. САЗАНОВ Сатыбалды
75. ДОСМАНБЕТОВ Бакберген
74. КОБЦЕВ Алексей
72. УРМУРЗИНА Кама
70. СЕИТОВ Айтбай
69. ТАЛАСПЕКОВ Жомарт
69. ТАЛАСПЕКОВ Кадыл
69. ТАСБУЛАТОВ Абай
66. САТТЫБАЕВ Каир
65. ЕНСЕГЕНОВ Амангельды
65. КОЖАКОВ Асан
65. ТУРДАХУНОВ Мухамеджан
63. НУРПЕИСОВ Кайрат
62. АУБАКИРОВ Савет
...>>>
22.09.20 Вторник
92. УРУМОВ Тамерлан
68. КАРАГОЙШИН Калиулла
67. АБДРАХИМОВ Урал
67. НИКИТИНСКИЙ Евгений
64. АХМЕТОВ Жасулан
64. СОЛТАНБАЕВ Хасен
63. НУРИМАНОВ Максут
61. АМИРБЕКОВ Шарипбек
57. НУРМУХАНОВ Жуматай
55. ДЖУМАДИЛЬДАЕВ Ануар
54. БОРАНБАЕВ Кайрат
52. КАЛАНОВ Алишер
50. ТУЛЕПБАЕВ Самат
49. ШАЙМЕРДЕНОВ Асылхан
48. АКТАНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz