Галина Галкина, "НП", 27 августа
Купесбай Жампиисов - первый казах, который учился в Киевском высшем военно-морском политическом училище и окончил его с отличием. Первым из казахов-моряков закончил командный военно-морской факультет военно-политической академии в Москве. В 1988 году возглавил политотдел дивизии ракетных кораблей Балтийского флота, что также было беспрецедентным в те времена. Мог бы стать первым казахом - заместителем командующего Кольской флотилией Северного флота, но предпочел вернуться на Родину
Недавно капитан 1-го ранга Купесбай Жампиисов, вице-президент общественного объединения "Союз военнослужащих запаса РК" получил медаль имени адмирала Кузнецова, бывшего главнокомандующего Военно-морским флотом Советского Союза. Награда пришла из Москвы.
- Поздравляю вас с наградой. Как случилось, что казах-степняк стал моряком и всю жизнь ходил на кораблях российского флота?
- Действительно, я родился там, где и не пахнет морем, в селе Жетыген Илийского района, и вдруг - всю свою жизнь посвятил корабельной службе. И нельзя сказать, что мечтал о море с детства. Я рос в многодетной семье, готовил себя к тому, чтобы стать учителем. Поступал в Джамбулский педагогический институт. Работал на стройке в совхозе, был помощником чабана, на кирпичном заводе в Талгаре таскал вагонетки с кирпичом. В 18 лет был призван на действительную военную службу, и сразу по комсомольской путевке был отправлен в 1968 году служить на Краснознаменный крейсер "Киров". В качестве матроса машиниста-турбиниста прослужил три года - в трюмах, в мазуте...
- Тогда комсомольские путевки были обычным делом, и казахстанцы служили по всему Союзу. Можно чуть подробнее узнать о специальном назначении на крейсер "Киров"?
- С 1938 года комсомол Казахстана шефствовал над Краснознаменным крейсером "Киров". И практически каждый год группу комсомольцев посылали на Балтийский флот, на подшефный крейсер. Вместе со мной 25 молодых людей по решению ЦК комсомола Казахстана приступили к действительной службе на "Кирове". Позже я узнал, что отправляли на Балтийский флот исключительную молодежь: отличников учебы, спортсменов, активистов, парней с крепким здоровьем - из тысяч призывников брали около трех десятков.
- Могу предположить, что не все из 25 казахстанцев продолжили морскую карьеру.
- Мне оказалось близким по духу морское братство, морская стихия. Моряки знают, что тот, кто прослужил три года срочной службы на корабле, редко связывает потом свою жизнь с флотом. Я же осознанно пошел и сдал экзамены в Высшее военно-морское училище.
- Не приходилось вам ломать свой вольный степной характер?
- Устав, приказ командира, присяга ограничивали свободу, личные желания, потребности. Приходилось ломать себя и убеждать, что нужно повиноваться. Иначе ты будешь чувствовать себя еще более несвободным, начнешь страдать. Я это понял еще в период срочной службы. Представьте, сотни людей на Краснознаменном крейсере действовали как один человек. Этого можно добиться только тогда, когда все подчиняются воле одного - командира, который должен обладать авторитетом и теми качествами, которые привлекают других людей.
- Какой этап в вашей карьере наиболее для вас значительный и памятный?
- Годы, проведенные на военно-морском флоте, все интересны и примечательны. С удовольствием вспоминаю годы службы на Средиземном море - в 36 лет я стал замкомандира ракетного крейсера "Грозный". На борту находились ракеты с ядерным оружием. Мы уходили из Калининграда летом через всю Атлантику в Средиземное море - на полгода - и возвращались в этот город в конце февраля еще в тропической форме, а дома - снег, мороз... Не замечал этих пяти-семи месяцев в море. Это был 1986 год, когда американские самолеты бомбили Ливию.
- Что-то я не помню такого военного конфликта, в котором участвовал Советский Союз.
- В официальном перечне войн, которые вел СССР, этой войны не значилось, как и многих других. Но с нашего крейсера велось управление противовоздушной обороной Ливии. Для меня это был тот момент, когда мой потенциал максимально использовался, я чувствовал свою сопричастность большому государственному делу.
- Что отличает моряков, на ваш взгляд, от обычных, гражданских людей?
- Морской дух, лихость, дерзость, если хотите, - отчаяние, предельная ответственность, аккуратность и преданность Родине, своему делу. Я вспоминаю эти годы, рассказываю близким, говорю им, что и сейчас с огромной радостью ушел бы на этом корабле, с теми же людьми на полгода в море.
- Море испытывало вас, случалось ли такое, когда вам было особенно трудно и хотелось бросить морскую службу?
- Было и не однажды. Но это - личное... Расскажу лишь об одном эпизоде, еще на первом году срочной службы. Меня, матроса, командир отправил убирать мазут под фундаментом двигателя. Нужно было собрать его паклей и выжать в ведро. Пространство под фундаментом узкое. Там тяжелые испарения, некоторые не выдерживают, теряют сознание. Я с трудом пролез, убрал мазут, потом нужно было снять его сверху. Начал переворачиваться и застрял в крайне неудобном положении. Мне никто не мог помочь. Я был в отчаянии, лежал и думал: "Почему я?" Теперь-то понимаю, что матросы старше меня прошли через это, они выполняли уже более сложные задачи, связанные с электроникой. Но тогда мне было очень плохо и обидно. Чем больше внутренне бунтовал, тем тяжелее мне становилось, но потом я взял себя в руки, расслабился, тело обмякло, мне удалось перевернуться и закончить уборку.
- Приходилось ли вам быть очень жестким в управлении людьми?
- Без этого нельзя. Приходилось добиваться подчинения. Тем не менее, когда я с Тихоокеанского флота перевелся на Балтийский флот, потом еще несколько лет получал от своих бывших подчиненных открытки, письма. Один матрос из Ташкента прислал мне посылку. Супруга удивлялась: семь лет прошло, как он отслужил и уехал. В посылке были сухофрукты, много всего и баночка варенья из помидоров, что нас особенно удивило. 1987 год - время продуктового дефицита, это сейчас можно купить все, что угодно. Бананы я только в Африке и ел. Уехал из Калининграда в 1993 году, но до сих пор в День ВМФ мне отовсюду звонят и поздравляют, так же, как и я, - звоню своим друзьям, военным морякам.
- Вы мечтали стать адмиралом?
- Естественное желание - ставить перед собой определенные цели. Но у меня никогда не было стремления стать адмиралом. Когда-то, мне, матросу, казалось это недостижимым. Планировал дойти до капитана первого ранга.
- Это осуществилось.
- С годами пришли опыт, знания, стало реально дорасти до адмирала. В 1988 году стал начальником политотдела дивизии ракетных войск, на эту должность тогда назначали по решению секретариата ЦК КПСС. В 1991 году я был направлен в Академию генерального штаба. Это было признанием профессионализма, волевых качеств, уровня подготовки. В 1993 году получил официальное предложение - назначение на должность заместителя командующего Кольской флотилией Северного флота. Я получил это предложение параллельно с другим - вернуться в Казахстан. Семья решила в пользу возвращения на Родину. Здесь я был назначен начальником Центрального дома армии республики.
- Не сожалеете о том, что расстались с морем и высокой военно-морской должностью?
- В Казахстане я позже стал начальником аппарата министра обороны. Жалеть не о чем: моя семья живет в своем независимом государстве, дети получили образование в суверенном Казахстане. Сын стал военным: окончил академию с отличием, сегодня он - лейтенант, распределен в Астану. Дочь - художник-живописец.
- Чем сегодня занимается капитан первого ранга Жампиисов?
- Прежде всего - живу: интересно и с удовольствием. Воспитываю внука. В общественном плане я вице-президент общественного объединения "Союза военнослужащих запаса РК" - в интересах военных, военнослужащих запаса, их семей. Пытаюсь решать вопросы, касающиеся политических, экономических, социальных прав данной категории людей, и по мере возможности помогаю им.
- Каковы ваши ощущения гражданина - жить в Казахстане сегодня?
- Нашему поколению очень повезло: становление Казахстана как независимого государства идет на наших глазах и при нашем участии. |