Б.Габдуллин, "Central Asia Monitor", 14 января
Продолжая серию интервью с видными государственными деятелями страны, сегодня мы решили побеседовать с министром иностранных дел Казахстана К. Токаевым. И не случайно. Дело в том, что в последнее время Центральная Азия становится основным центром пересечения глобальных политических процессов и ареной латентного противостояния крупнейших государств.
- Касымжомарт Кемелевич, как вы оцениваете состояние и перспективы международного положения Казахстана сегодня?
- Международное положение Казахстана, на мой взгляд, является достаточно благоприятным. Постепенно решаются многие вопросы взаимодействия Казахстана с соседними странами и всеми заинтересованными государствами. Близок к завершению переговорный процесс по определению границ нашего государства - в скором времени будет подписано соответствующее соглашение с Россией, которая делимитирует самую протяженную в мире сухопутную границу. С подписанием этого исторического договора можно с уверенностью говорить о том, что Казахстан приобрел суверенитет и независимость, его граница протяженностью 14 тыс. км признана всеми соседними государствами. Крайне важно то, что Казахстан сумел наладить и укрепить дружественные отношения со многими государствами, при этом должным образом защищены его собственные национальные интересы. Без преувеличения можно сказать, что наша страна пользуется уважением в международном сообществе как крупная региональная держава, проявляющая ответственность во всех международных делах и достигшая больших успехов в своем экономическом развитии.
- В последнее время идет критика многовекторной внешней политики. Как вы считаете, насколько она оправдана на сегодня и возможно ли, что в будущем Казахстану все равно придется причалить к чьему-то берегу?
- По сути дела я уже ответил на этот вопрос. Казахстан буквально обречен на то, чтобы проводить разностороннюю и сбалансированную внешнюю политику. Ни к какому берегу причаливать не надо, так же, как не надо уповать на чей-то "зонтик" или покровительство. Мы должны проводить самостоятельную политику, основанную на долгосрочных интересах нашего народа. А народ Казахстана искренне заинтересован в том, чтобы иметь исключительно дружественные отношения и с Россией, и с Китаем, и с Соединенными Штатами Америки, и центральноазиатскими соседями.
- В вашей книге "Преодоление" отмечено, что Китай очень ревностно отнесся к идее создания СВМДА. Как обстоит дело сейчас и насколько активна политика Пекина в отношении Казахстана и региона в целом (в частности, в рамках региональных структур)?
- В настоящее время Китай проявляет положительное отношение к СВМДА и своими действиями содействует прогрессу в этом процессе. За это мы благодарны китайскому руководству. Должен отметить, что Казахстан и Китай активно сотрудничают друг с другом в ООН, ШОС и проводят консультации по присоединению Казахстана к региональному форуму АСЕАН.
- Многие эксперты называют сегодня Казахстан "окном в мир" для России. Каким образом сегодня складываются взаимоотношения наших стран?
- Отношения с Россией в силу понятных причин являются исключительно важными для Казахстана. За десять с небольшим лет создана солидная договорная основа сотрудничества двух стран, готовятся к реализации новые проекты, в частности, запуск совместного спутника связи. Крайне важно продолжать работу по сближению общественности наших государств, разъяснять народам, что их общему будущему в условиях глобализации альтернативы не существует.
- Какова роль Казахстана в регионе ЦА? Какой должна быть наша политика по отношению к странам Центральноазиатского региона?
- Сотрудничество со странами Центральноазиатского региона является приоритетом для нас, внешнеполитическое ведомство занимается этим направлением буквально ежедневно.
В свое время были подписаны договоры о вечной дружбе и сотрудничестве практически со всеми соседними странами, теперь в высшей степени важно наполнять конкретным содержанием эти документы - создать основы общего рынка в регионе, совместно бороться с терроризмом и новыми угрозами.
- На Совете по внешней политике вы не раз поднимали вопросы внешнеполитической пропаганды. Какая работа сегодня ведется по формированию международного имиджа республики?
- Работа по разъяснению нашей внешней и внутренней политики ведется постоянно, здесь задействованы практически все загранучреждения Казахстана. Другое дело, что эффективность такой работы оставляет желать лучшего, поэтому мы стараемся оперативно исправлять недостатки в этой сфере.
- Внешняя политика страны проистекает из внутренней. Как вы оцените решение суда о ликвидации "Народной партии "ДВК"? Отразится ли это на внешнем имидже страны?
- Данный вопрос, на мой взгляд, следует рассматривать через призму закона, политизация возникшей ситуации совершенно ни к чему. Никто не вправе подрывать правовые основы нашего государства, ведь во всех странах это сурово карается законом.
- Но считаете ли вы, что в современной Европе функции обеспечения безопасности фактически перешли к НАТО, поэтому перекос в работе ОБСЕ в сторону "третьей корзины" (демократия и права человека) не только закономерен, но и оправдан?
- Да, тенденция разделения функций в Европе становится все более очевидной: НАТО занимается вопросами безопасности и военно-политического сотрудничества, ЕС - экономической политикой и торговлей; в деятельности ОБСЕ все в большей степени превалируют вопросы, относящиеся к человеческим измерениям. В принципе, ничего плохого в этом нет, но подобное разделение функций не отражено ни в одном фундаментальном международном документе. Давайте вспомним, какой смысл заложен в самом названии ОБСЕ - это Организация по безопасности и сотрудничеству. В последнее время некоторые дипломаты и политики, пытаясь как-то оправдать возникшее несоотвествие между словом и делом, много стали говорить о том, что в основе безопасности лежит демократия: чем больше демократии в форме гражданских институтов по обеспечению прав человека, тем больше гарантии безопасности. В определенной степени с такими рассуждениями можно согласиться, хотя события в США и в Испании показали, что терроризм одинаково враждебно настроен против высокоразвитых и демократических государств, причем действует он довольно успешно. Если говорить об эффективности борьбы против терроризма, то можно иметь в виду и экономическое развитие государств. Страны, не имеющие сильных и конкурентоспособных экономик, не в состоянии дать отпор терроризму без внешней помощи. Следовательно, в борьбе с этим злом с целью обеспечения безопасности государств, нужно одновременно добиваться и двух других целей: строительство демократии и достижение устойчивого экономического роста. А ОБСЕ как универсальная организация, обладающая уникальным мандатом, должна содействовать этому.
- В Казахстан прибыл Президент РФ Владимир Путин. Известно, что в ходе своего пребывания он встретился с Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. Какую политическую оценку Вы можете дать, как самому визиту, так и встрече двух президентов?
- Президенты двух государств провели интенсивные переговоры по всему спектру двусторонних отношений и международной политики. Не остались в стороне и вопросы взаимодействия Казахстана с Россией на международной арене в условиях эскалации международного терроризма и проявления других угроз. Сам факт приезда В. Путина в нашу страну накануне официального визита Президента Н. Назарбаева в Россию говорит о том, что у лидеров обеих стран имеется общее стремление к дальнейшему развитию сотрудничества. Это, несомненно, отразится и на итогах предстоящего саммита в Москве, где ожидается подписание очень важных документов.
- Какую позицию занимает Министерство иностранных дел РК в связи недавними событиями в Ираке, в ходе которых погиб гражданин Казахстана капитан Кайрат Кудабаев и пострадали еще четверо казахстанцев? Что делается для скорого возвращения казахстанских военнослужащих на родину?
- Я глубоко скорблю по поводу кончины капитана Кайрата Кудабаева при исполнении служебного долга. Он - настоящий герой, его память должна быть увековечена. К сожалению, все миротворческие операции сопряжены с большим риском, в них погибло более 1,5 тыс. человек. Поэтому при формировании миротворческих контингентов неукоснительно соблюдается принцип добровольности, миротворцы работают по контрактам. В 2004 году ООН провела 17 миротворческих операций, в которых участвовало 56 тыс. военных и 11 тыс. гражданских специалистов из 97 стран мира.
Что касается Ирака, то там сейчас действуют воинские подразделения многонациональной коалиции, которые после выборов 30 января текущего года могут получить мандат ООН. В конце прошлого года Совет Безопасности ООН одобрил "Концепцию формирования сил безопасности Миссии ООН по оказанию содействия Ираку". Это что касается международного аспекта урегулирования иракской проблемы. По-существу же специфика ситуации в Ираке состоит в том, что попятного движения в этой стране быть не может: или хаос с катастрофическими последствиями для всего ближневосточного региона и даже в глобальном масштабе, или же восстановление Ирака на новой политической основе. В последнем варианте событий заинтересованы практически все государства мира, о чем свидетельствуют дебаты на последней 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Не случайно, что даже Саудовская Аравия в лице Наследного принца Абдаллы предложила создать Специальный миротворческий контингент мусульманских государств. Сейчас не время спорить о том, насколько легитимной была военная операция в Ираке - по этому вопросу нужно было определяться на стадии обсуждения и принятия соответствующих резолюций в Совете Безопасности ООН. Сейчас важно объединить усилия мирового сообщества для противодействия силам разрушения. Казахстан еще в 1995 году создал собственный миротворческий контингент, получивший признание со стороны ООН. Если эта универсальная организация, кстати, потерявшая в Ираке Специального представителя Генерального секретаря ООН Серджио Виера ди Мелло и многих своих сотрудников, окажется не в состоянии обеспечить выполнение соответствующих резолюций по Ираку, то Казахстану впору ставить вопрос о выводе своего контингента из этой страны.
- Касымжомарт Кемелевич, вас иногда называют потенциальным кандидатом в президенты. Готовы ли вы сегодня побороться за этот пост?
- Я горжусь тем, что на протяжении целого ряда лет работаю под непосредственным руководством первого президента страны - Нурсултана Назарбаева. Считаю его крупным государственным деятелем, который в состоянии принести еще много пользы нашему государству путем дальнейшего реформирования его политической и экономической системы.
- Огромное спасибо за то, что вы нашли время для этого интервью. |