Алексей БАНЦИКИН, "Экспресс-К", 3 февраля
"Деньги в чужом кармане считать неприлично, но: так интересно!". Правота этого афоризма ежедневно подтверждается жизнью. Считать чужие деньги - любимейшее занятие миллионов. Но есть люди, для которых это занятие является профессией. Правда, есть одна особенность. В отличие от своих коллег по финансовой сфере сотрудники органов финконтроля считают исключительно бюджетные, а значит, общие деньги.
Об общих деньгах и разных карманах мы ведем нашу беседу с председателем Комитета финансового контроля и госзакупок Министерства финансов республики Абдукалыком НАЛИБАЕВЫМ.
- Абдукалык Закирович, скажите, у нас вообще кто-нибудь несет ответственность за нецелевое и неэффективное расходование казенных средств? Миллион туда, миллион сюда, государство в убытке, а чиновнику все сходит с рук?!
- Нет, не сходит, смею вас заверить. В минувшем году Агентство РК по государственным закупкам (а после реорганизации наш комитет в составе Минфина) направило в суды свыше сорока исков о признании недействительными результатов конкурсов на государственный закуп товаров, услуг и работ. Нашими специалистами были выявлены грубейшие нарушения законодательства о госзакупках. По нашим материалам, которые направлялись в том числе и в правоохранительные органы, 274 должностных лица привлечены к административной и еще 1426 человек к дисциплинарной ответственности. Мы также имеем информацию, что в отношении отдельных чиновников возбуждены уголовные дела. Правоохранительные органы усмотрели в их действиях признаки коррупции. В прошлом году по итогам выявленных нарушений государству возмещены незаконные расходы некоторых госорганов на сумму свыше миллиарда тенге. Кроме того, в бюджет перечислено 114 млн тенге, более 194 млн тенге, использованных не по целевому назначению, отозвано назад в бюджет.
- А вообще часто "грешат"?
- Случается. Нарушения бывают самые различные, от незаконных требований при проведении конкурсов до надуманных отклонений заявок поставщиков и других. Одним из нарушений является недоведение информации о предстоящем тендере до потенциальных поставщиков. Мы в прошлом году обратили внимание на одну тенденцию. Проводится конкурс. В принципе, имеется конкурентная среда, а приходят две-три компании. Почему же так случается? Стали разбираться. Выяснилось, что довольно часто организаторы скрывают от потенциальных поставщиков информацию о намерении провести тендер. Объявление публикуется где-нибудь в региональной газете, где его никто не ожидает увидеть, мелким шрифтом, в самом низу последней страницы. Кто его найдет, кто его прочтет? Спрятали! А ведь порой речь идет о миллионных, миллиардных суммах. А в результате на объявленные таким образом конкурсы приходили компании, "близкие" организаторам конкурсов, изображали конкуренцию и как будто в "честной борьбе" выигрывали.
- К чему вы ведете? К тому, что СМИ становятся соучастниками акимовских "прегрешений"?
- А ведь это было довольно частым явлением. Были даже и такие случаи, когда организатор, АО с весомой долей государственной собственности дает объявление о предстоящем тендере, а потом: кто-то скупает весь тираж. То есть требование о гласности проводимого конкурса они вроде бы и выполнили - вот вам газета в оправдание, - а что информация не дошла до широкого круга предприятий, которые могли бы принять в нем участие, так это якобы проблемы самой газеты. Вот поэтому-то и родилась идея, вызвавшая сегодня поток кривотолков и беспочвенных обвинений. Весь смысл ее в том, чтобы все обязательные объявления о госзакупках, которые проводят госучреждения, госпредприятия, АО с государственной долей собственности, РГП и прочие аффилиированные структуры, публиковались в едином органе - "Бюллетене о государственных закупках".
- Простите, но ведь в законе "О госзакупках" речь шла не об одном издании. Если не ошибаюсь, эта норма звучит так: "Печатные периодические издания, определяемые уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством".
- Не вижу противоречий. Бюджет пока не позволяет нам выпускать еще одно, межрегиональное, издание. Это дело будущего. Кроме того, еще в процессе публичного обсуждения проекта новой редакции закона "О госзакупках" общественные объединения предпринимателей выразили пожелание, чтобы все объявления публиковались в едином печатном органе. Были официальные письма от различных ассоциаций предпринимателей, товаропроизводителей, а Казахстанское общество слепых также обращалось к нам по этому поводу.
- Они тоже читают "Бюллетень"?
- Общественные объединения инвалидов также являются одним из участников процесса госзакупок. Идея о создании специализированного издания была поддержана даже экспертами Всемирного банка, а их трудно обвинить в недемократичности. В своих рекомендациях правительству от 8 декабря 2004 года они прямо указывают: публикация объявлений обо всех открытых конкурсах должна быть обязательной в "Бюллетене по государственным закупкам". Дополнительно объявления могут публиковаться в любой национальной газете.
Кстати говоря, мы этому не препятствуем. Насколько мне известно, сейчас крупные национальные компании проводят свои конкурсы среди газет на право опубликования объявлений. Поймите: создавая "Бюллетень", мы преследовали две цели.
Во-первых, сэкономить бюджетные деньги. Подсчитано, что в прошлые годы на публикацию объявлений только государственными учреждениями тратилось до 300 млн тенге. А эффективно ли тратились? Ведь большая часть потенциальных поставщиков эти объявления в глаза не видели: поди вылови нужную газету в ворохе разномастных печатных изданий.
Во-вторых: привлечь широкое внимание предпринимательских кругов к госзакупкам. Тем самым мы создаем конкурентную среду, что само по себе является мощным противоядием всяческим коррупционным нарушениям. Чем больше потенциальных поставщиков принимает участие в тендере, тем объективнее складывается цена. Кроме того, мы намереваемся пойти дальше. Сейчас нами прорабатывается возможность публикации годовых планов государственных закупок на нашем web-сайте.
- Мы не нашли ни одного постановления правительства или какого-либо другого нормативного акта, согласно которому издается "Бюллетень":
- А его нет. "Бюллетень государственных закупок" зарегистрирован как "средство массовой информации" в Министерстве культуры и информации. Регистрация СМИ служит основанием для его выхода. В чем проблемы? Кроме того, "Бюллетень" создавался без образования юридического лица. Это наше СМИ, которое по нашему заказу публикует организация, победившая в конкурсе.
- А как вышло, что монопольное право на издание "Бюллетеня" получила малоизвестная фирма "Жолдас-А"?
- Я думаю, вопрос о монополии не совсем корректен. За месяц до проведения конкурса мы собрали представителей СМИ и проинформировали их о предстоящем тендере. Более того, мы подробно обсудили с ними все конкурсные требования: выход не менее пяти раз в неделю, распространение по всему Казахстану, тираж не менее 30 тысяч. Все согласились. В конкурсе на право издания "Бюллетеня", который проводился в мае прошлого года, приняли участие шесть печатных СМИ, в числе которых была и ваша газета. ТОО "Жолдас-А" предложило наименьшую цену конкурсной заявки - 11 миллионов 250 тысяч тенге. Я решительно отметаю обвинения в предвзятости комиссии. Еще до начала конкурса все участники получили возможность убедиться в целостности конвертов с заявками. После вскрытия конвертов всем дали возможность ознакомиться с заявками претендентов и тут же, на месте, вручили протокол заседания. Ну куда прозрачнее? И говорить после этого, что "Жолдас-А" получило это право без тендера: Если были претензии, почему не предъявили их тогда на конкурсе?
- Но насколько нам известно, эта фирма уже второй раз одерживает убедительную победу:
- Не думаю, что это может служить законным основанием для того, чтобы не допустить ее к новому конкурсу. Он, кстати, проводится ежегодно.
- Поправьте, если я не прав: ранее все госучреждения тратили около 300 млн тенге на публикацию объявлений. Цена конкурсной заявки ТОО "Жолдас-А" составила 11 млн 250 тыс. тенге. И вы считаете, что этого достаточно?
- Это не я так считаю. Это решение конкурсной комиссии. Победитель берет на себя ответственность и обязуется в пределах заявленной им суммы заказа бесплатно публиковать объявления всех государственных учреждений. Конечно, она несет какие-то потери, но они, видимо, покрываются за счет объявлений АО, РГП и прочих аффилиированных структур, которые публикуются на коммерческой основе. Еще раз отмечу: мы не создаем монополиста. Предприятие, издающее бюллетень, получило это право в конкурентной борьбе. Лично мне безразлично, кто победит в конкурсе - "Жолдас-А", "Экспресс К" или "Егемен Казахстан". Главное, чтобы оно исправно исполняло условия договора. |