NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:57 ast
08:57 msk

Есетжан Косубаев: "Сейчас мне не хотелось бы что-то громко заявлять о себе..."
Если до 1990 года в республике издавалось всего десять республиканских государственных газет и журналов и выходили в эфир 21 теле- и радиоканал, то в настоящее время постоянно действуют 2116 СМИ. 80% СМИ Казахстана являются негосударственными
28.02.2005 / интервью

Бигельды ГАБДУЛЛИН, "Central Asia Monitor", 25 февраля

Говорят, что культура шире идеологии. Скорее всего - это весь спектр духовно-цивилизационных потребностей общества. А что представляет собой информация в век Интернета? Видимо, задача состоит в том, чтобы не упрощать их, а видеть во всей гармонии. Именно об этих проблемах культуры и СМИ наша беседа с Есетжаном Косубаевым.

- Есетжан Муратович, прошло почти полгода с момента создания министерства в нынешнем виде. Насколько удачна, на ваш взгляд, эта реорганизация? Все ли удается охватить в сферах культуры, информации и спорта?

- За тринадцать лет независимости в Казахстане созданы основы нового общества, которое функционирует на базе рыночной экономики, политического плюрализма, развивающегося правового государства. Сложность пройденного периода заключалась в том, что наряду с этими кардинальными задачами шли одновременные процессы перестройки государственного аппарата. Очевидно, что без сильного, эффективно функционирующего госаппарата невозможна реализация государственной политики в целом.

Как вы заметили, изменения в структуре государственного управления носят эволюционный характер, и реформы в данной сфере реализуются последовательно. Прежде всего очевидность реформирования была вызвана необходимостью решения ряда задач, связанных с децентрализацией государственного управления. Принимаемые меры направлены на то, чтобы власть была более ответственной перед людьми, приближенной к проблемам и заботам конкретного человека. Что касается непосредственно нашего министерства, то понятно что все три направления деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. При этом во главу угла ставится решение комплекса вопросов, связанных с социально-культурной сферой. Очевидно, что для решения таких вопросов было необходимо создание государственного органа, осуществляющего координацию в данных сферах.

Однако все три направления в рамках министерства достаточно самостоятельны. Так, образованы комитеты спорта, информации и архивов, департаменты, курирующие культуру; в начале текущего года создан Комитет по развитию языков. Следует особо отметить, что министерство определяет стратегические направления деятельности, а структурные подразделения решают практические вопросы реализации государственной политики в курируемых сферах. С этой точки зрения, несомненно, создание подобного государственного органа, т.е. нашего министерства оправданно и объективно будет способствовать реализации государственной политики.

- Казахстан находится на 131-м месте в рейтинге международной организации "Репортеры без границ" по свободе слова. В чем, по вашему, причина столь плачевной ситуации в этой сфере? В числе ключевых причин правозащитники называют несовершенство законодательства. Насколько, на ваш взгляд, примерна такая постановка вопроса? В прошлом году ваше ведомство лоббировало свой проект закона "О СМИ". Сегодня же оно от работы в данном направлении как бы самоустранилось. Чем объясняется такая пассивность после активности в прошлом году. Что изменилось?

- Бигельды Каирдосович, ваши вопросы настолько тесно взаимосвязаны, что хотел бы ответить комплексно.

Абсолютно не согласен, что состояние со свободой СМИ в нашей стране столь плачевно, как вы выразились. Для того, чтобы не быть голословным, в отличие от наших критиков, которые выдергивают отдельные факты и трактуют в необходимом им ключе либо опираются на мнение отдельных доморощенных "экспертов" по масс-медиа, хотел бы дать некоторую информацию.

Можно с уверенностью говорить о том, что в Казахстане сформированы ключевые элементы медиа-рынка. Так, к ним можно отнести появление доминирующего сегмента негосударственных СМИ, значительную дифференциацию информационного тематического поля, создание и работу достаточно крупных медиа-компаний. Так, если до 1990 года в республике издавалось всего десять республиканских государственных газет и журналов и выходили в эфир 21 теле- и радиоканал, то в настоящее время (по состоянию на февраль 2005 г.) постоянно действуют 2116 СМИ. 80% СМИ Казахстана являются негосударственными.

Наряду с общественно-политическими в республике широко представлены информационные, рекламные, научные, женские, детские, молодежные, религиозные, специализированные профессиональные и другие издания.

В целом по стране доля информационных печатных изданий на четвертый квартал 2004 г. составляет 55 %, научных - 10,5 %, общественно-политических - 17 %, рекламных - 10,5 %, детских, молодежных,и религиозных - по 2%, женских - 1%.

Наряду с основными - казахским и русским языками в республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в числе которых украинский, польский, английский, немецкий, корейский, уйгурский, турецкий, дунганский и другие. При этом все национальные СМИ получают государственную финансовую поддержку.

Динамично развиваются Интернет, эфирно-кабельное и кабельное телевидение. Информационный рынок страны широко использует современные технологии: общенациональные теле- и радиоканалы распространяются посредством национальной системы спутникового телевидения, на казахстанском ТВ и РВ широко используются технологические комплексы в цифровом формате, в 2002 году начал работать спутниковый канал CaspioNet.

Казахстанский медиа-рынок открыт и для зарубежных масс-медиа. В настоящее время на информационном рынке Казахстана распространяются 2392 средства массовой информации иностранных государств, в том числе 2309 газет и журналов и 83 теле- и радиопрограммы. В качестве иллюстрации можно отметить, что по сравнению с 2004 годом количество периодических печатных изданий возросло на 7 %, электронных - на 15 %.

Казахстанским зрителям и читателям в настоящее время предлагается периодическая печатная и аудиовизуальная продукция из России, Великобритании, Франции, Германии, Польши, Турции, Португалии, Объединенных Арабских Эмиратов, Азербайджана, Армении и других государств.

В стране широко распространяются программы BBC, Deutsche Welle, радио "Свобода", польского телевидения "Полония", российских СМИ; аккредитовано более 80 представителей зарубежных СМИ из двух десятков стран мира, в том числе крупнейших информационных агентств - "Би-Би-си", "Ассошиэйтед-пресс", "Интерфакс", "Франс-пресс", "Синьхуа", "Рейтер", "ИТАР-ТАСС", "Бридж ньюст" и других.

Основу всех перечисленных процессов составляет либеральная и демократичная государственная информационная политика, основными механизмами которой являются:

- законодательные гарантии и практическое обеспечение принципов свободы слова, свободного получения и распространения информации, запрета цензуры;

- постоянное совершенствование законодательной базы деятельности СМИ;

- ежегодное размещение финансируемого из бюджета госзаказа на проведение государственной информационной политики. Право получения этого заказа определяется по результатам конкурсов среди средств массовой информации, независимо от их формы собственности. Эта мера позволила создать равные условия в получении финансовой поддержки государства как для государственной, так и негосударственной прессы, стимулируя тем самым их творческую активность и деловую инициативу;

- прозрачность процесса получения частот для телевизионного и радиовещания;

- постоянное и конструктивное взаимодействие по вопросам развития СМИ с общественными объединениями, ассоциациями, международными организациями, институтами медиа-исследований. В стране плодотворно работают такие общественные объединения по защите прав журналистов, как Конгресс журналистов Казахстана, Союз журналистов Казахстана, Ассоциации телерадиовещателей Казахстана, представительства международных организаций: ОБСЕ, Международного бюро по правам человека, Internews network, "Адил соз" и другие.

Так о каком зажиме свободы слова может идти речь, если представленные вам цифры свидетельствуют об обратном. Как СМИ могут так бурно развиваться в условиях отсутствия свободы слова?

Естественно, что определенные трудности существуют, в том числе и законодательного характера. Существующая нормативно-правовая база деятельности СМИ была заложена в первые годы становления нашей республики и полностью соответствовала реалиям того времени. В настоящее время возникла необходимость принятия законодательства, которое бы ликвидировало существующие пробелы правового характера и способствовало дальнейшему развитию отечественных масс-медиа.

В связи с этим хотелось бы отметить, что высказанное мнение о пассивности министерства является не совсем верным. В настоящее время нами разработан пакет изменений и дополнений в действующий Закон "О СМИ". Подготовленный законопроект направлен на правовую экспертизу в Министерство юстиции. Хотелось кратко оговорить основные моменты: расширен понятийный аппарат, заложены нормы, ограничивающие вмешательство собственника в деятельности редакции, т.е, существенно усилены права журналистов. Кроме того, предусмотрены нормы, запрещающие разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание терроризма и экстремизма, пропаганда и распространение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также порнографии.

- Нынче большинство СМИ являются частными или ведомственными. То есть вашему ведомству они могут быть подотчетны только в том случае, когда у них есть госзаказ, выигранный по тендеру. В чем в таких условиях заключаются функции министерства в работе с прессой и телевидением? Произошли ли какие-то изменения в работе Департамента СМИ с момента вашего прихода?

- Главная задача министерства - реализация государственной информационной политики, т.е. разъяснение политики государства, формирование конкурентной среды для масс-медиа, создание условий для дальнейшего динамичного развития медиа-пространства.

Думаю, ограничивать роль министерства только контролем за госзаказом было бы крайне нецелесообразно. Очевидно, что первейшая роль нашего органа видится в создании условий для средств массовой информации, в том числе экономического характера, в целом защиты нашей сферы. Также министерство ведет активную работу по налаживанию взаимодействия с масс-медиа стран СНГ и других государств. Это ведет к взаимообогащению СМИ и укреплению сферы, а в конечном счете способствует формированию гражданского общества. Ведь свободные СМИ являются одним из ключевых элементов либерального и свободного общества.

Кроме того, согласно действующему законодательству предусмотрены такие нормы, как ограничение ретрансляции зарубежных программ до уровня не более 20% от общего объема вещания, соблюдение языкового баланса. Министерство внимательно, путем регулярного мониторинга отслеживает выполнение данных норм.

Перечисленные функции отнесены к компетенции Комитета информации и архивов, являющегося уполномоченным органом в области СМИ. Таким образом, Департамент СМИ упразднен. Функции, которые были возложены на департамент, перешли к комитету. Необходимо отметить, что штатный состав комитета увеличен и в нем насчитывается 53 сотрудника. Председателем комитета является Тауекел Сламбек Тлеугабылович.

- Недавно вы презентовали новый проект закона "О культуре". Чем он принципиально отличается от действующего? Получится ли под этот законопроект подвести финансовые механизмы его исполнения? Разговоры о многострадальном законе "О кино" ходят давно. На вас киношники возлагают огромные надежды.

- Действующий закон, как и Закон "О СМИ", полностью соответствовал реалиям, когда он принимался. С тех пор произошли большие изменения как в сфере культуры, так и в сфере межбюджетных отношений (был принят Бюджетный кодекс). Соответственно, возникла необходимость разработки нового закона, который учитывал бы все изменения.

Если перейти к конкретике, необходимо отметить, что в новом законопроекте значительно расширены понятия, применяемые в сфере культуры. Немаловажным является и то, что четко определены и разграничены функции и полномочия центральных и местных органов по поддержке сферы культуры.

Предусмотрено в соответствии с разграничением полномочий и финансирование предприятий культуры; данные меры заложены отдельной строкой в законопроекте. Таким образом, рассматриваемый законопроект направлен на существенное улучшение деятельности предприятий культуры, обеспечение их финансирования, повышение уровня культурной составляющей.

Что касается закона "О кино", то решение данного вопроса также связано с законопроектом "О культуре". Сам проект закона "О кино" готов. Однако к его рассмотрению мы хотели бы вернуться после дополнительных консультаций с экспертами, киноведами и специалистами в данной отрасли, т.е. после широкого общественного обсуждения. Связано это также с реализацией первого большого проекта "Кочевники", в ходе работы над которым возник ряд проблем, их решение должно быть заложено в проекте закона "О кино".

- Как вы относитесь к тому, что у нас ежегодно получают дипломы талантливые выпускники музыкальных консерваторий и академий, но при этом пустуют концертные помещения? Почему у нас концертируют только признанные звезды - по одной-две фигуры в каждой сфере?

- Да, вы правильно заметили, что множество наших ребят становятся лауреатами музыкальных конкурсов. Это свидетельствует об огромном потенциале нашего народа, его интеллектуальном и музыкальном богатстве.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что получение диплома не всегда дает основания для получения статуса звезды. Диплом является лишь пропуском в высокие сферы культуры. Дальнейшее зависит от самого исполнителя. В этой сфере, как и везде, идут процессы естественного отбора. Тем более что концертная деятельность является наивысшей степенью музыкального мастерства, и, соответственно, овладеть им могут не все, а только единицы (к вопросу об одной-двух звездах).

В целом же хотелось бы отметить, что публика возвращается в наши залы. Надеюсь, прошли те времена, когда необходимо было думать о хлебе насущном, нежели о духовном росте, повышении культурного уровня. Вместе с повышением жизненного уровня населения растут и потребности в нематериальной сфере. Еще одним отрадным фактом является и то, что нынешний зритель стал весьма разборчивым и требует высококлассного "товара". А он, по определению, не может быть массовым и многочисленным.

- В Великобритании один из государственных радиоканалов посвящен классической музыке и культуре, в России есть телеканалы "Культура" и "Спорт". Планируется ли что-то подобное у нас?

- Да, в настоящее время министерством прорабатываются вопросы создания двух каналов в 2006 году - "Культура" и "Спорт". Как я уже отметил, пришло время, когда необходимо решать вопросы духовной сферы, сферы воспитания подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма, формирования чувства любви к Родине. Очевидно, что через популяризацию культуры и спорта можно добиться успехов в этих сферах. Именно с этой целью планируется создание указанных каналов. Нами ведутся расчеты по созданию таких каналов, ведь их функционирование влечет за собой значительные финансовые траты. Надеюсь, что в будущем году наши зрители получат возможность увидеть эти каналы. Мы приложим к этому все усилия.

- Есетжан Муратович, вы прошли через кузницу кадров - Фонд культурного и социального и научно-технического развития КазССР, работали в продюсерской компании "Арт-Центр", общественность запомнила вас как члена попечительского совета проекта "Асыл мура", вы были руководителем телекомпании "Казахстан" и пресс-службы администрации президента. Чем бы хотелось запомниться в должности министра?

- Хочу сказать откровенно, человек прежде всего должен быть профессионалом своего дела. Не зря говорится - "не суди по словам, а по делам". Сейчас мне не хотелось бы что-то громко заявлять о себе, думаю, что работа покажет.

Главным является то, что ты видишь перед собой цель, ясно ее осознаешь. Когда четко представляешь себе направление своей деятельности, нет, наверное, никакой преграды для ее реализации. А цель у нас всех одна - благополучие нашей страны, укрепление ее независимости, формирование будущего нашего народа!

- Спасибо за интервью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Есетжан Косубаев: "Сейчас мне не хотелось бы что-то громко заявлять о себе..." 28.02.2005
Людмила Жуланова: "Я - не темная лошадка" 28.02.2005
С.Калмурзаев – Г.Бендицкому: "По многим вопросам, если позволите, будем обращаться к вам..." 25.02.2005
Болат Жамишев: Прозрачность: недостаток или преимущество? 21.02.2005
Аким Храпунов: будем выпускать бриллианты 18.02.2005
"Спрашивали про Машку, отвечали про Дашку" 16.02.2005
Айдар Арифханов: Население - в интересном положении 11.02.2005
Кирпичи почему-то падают на всех 09.02.2005
"Таможня как зеркало отражает уровень развития страны" 07.02.2005
Жестокий романс. Финансовый 04.02.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz