Болотская Рита, "Собеседник", 16 марта
Март для казахов – месяц особый. Только минуло 8 марта, а впереди уже 22-е: Наурыз – день весеннего равноденствия, наступление нового года! Еще не так давно празднование Наурыза воспринималось как вызов власти, смелый политический акт!.. С воспоминаний об этом началась наша беседа с председателем Казахской региональной национально-культурной автономии Москвы Полатом Джамаловым.
Примирение воинов
– …В 1990 году Наурыз был официально провозглашен национальным праздником в Казахстане, тогда его впервые отметили в масштабах государства. А мы в Москве начали праздновать год спустя.
– "Мы" – это общество "Казах тили"?
– Да. В 1990-м мне позвонили из постпредства Казахской ССР, спросили: "Как вы смотрите на создание в Москве общества казахской культуры?" Я ответил: "Положительно!" Стал одним из учредителей общества "Казах тили" ("Казахский язык"). Мы над разными культурными и просветительскими проектами работали, но такого притягательного и массового, как Наурыз, при всем желании придумать не смогли бы. Ведь празднику этому – века, он в душе у людей, так что сразу стали огромные аудитории собирать: в концертном зале "Россия", Дворце молодежи, Театре Моссовета… А в нынешнем году будем праздновать в Большом концертном зале "Академический". Как и прежде, поддержку оказывает Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Аншлаг всегда, много людей приходит – и казахов, и казахстанцев.
– Казахстанцев?..
– Это все, чьи судьбы связаны с Казахстаном. Раскулаченных куда отправляли? С глаз подальше – в Казахстан. Политических ссыльных – сюда же. А эвакуация в годы войны? А депортация корейцев, немцев, карачаевцев, кабардинцев, чеченцев? А освоение целины в 50-х?.. Множество разных людей прошло через нашу землю! И казахи принимали переселенцев с добром, не отталкивали, помогали выхаживать больных и голодных. У всех, кто пережил в Казахстане свое, о казахах светлые воспоминания. Но после развала Союза об этом словно забыли. Как было обидно!
– Сколько сейчас в столице казахов?
– Полагаю, не менее 25 тысяч. Но в 90-х было гораздо меньше – сейчас добавилось много студентов, аспирантов. И коммерсантов, деловых людей. Контакты между нашими странами, к счастью, укрепляются.
– Наурыз помог?
– И он в том числе! Ведь 22 марта – день весеннего равноденствия – символизирует победу света над тьмой, тепла над холодом, добра над злом. Древние ритуалы проведения Наурыза всегда включали примирение воинов. Мы не можем соблюсти все ритуалы "от и до" – обходимся стилизованными представлениями, без скачек и тому подобного, но примирительный дух Наурыза свято бережем.
– Много ли казахских национальных организаций в Москве?
– Почти одновременно с обществом "Казах тили" образовался "Мурагер" (в переводе с казахского "Наследник". – Ред.). А в 1997 году по нашей общей инициативе учредили Казахскую региональную национально-культурную автономию. Двумя годами позже в Российском университете дружбы народов появилась "Сана" (по-казахски "Разум") – ассоциация казахстанских студентов и аспирантов. В поликультурном центре дополнительного образования на улице "Правды" создан казахский учебный класс, работает хореографическая студия. При содействии мэрии мы получили возможность сотрудничать с окружными префектурами и районными управами. Чтобы москвичи больше узнавали о казахской культуре… Хватит нам вариться в собственном соку!
Спор о Чингисхане
– Когда мы составляли список выдающихся казахов (подрубрика "Словарь". – Ред.), вы не захотели вписать имя Чингисхана. Почему?
– Не вижу достаточных оснований.
– Но некоторые ваши этнографы убеждают: у Чингисхана казахские корни, его предки родом из казахского племени кият.
– Моя точка зрения: Чингисхан к казахскому этносу имеет весьма опосредованное отношение. И до него, и после, и в его период на землях Казахстана происходило такое перемещение народов и племен, что однозначно говорить "он – прародитель" – значит заниматься обманом и самообманом! Хотя тема эта имеет резонанс. А все почему? На волне эйфории суверенитета возродился небывалый интерес к истории. Стали искать: кто мы, откуда, где корни… Не обходилось без передергиваний. И если где-то прочтете о том, что без казахов не было бы Лондона и британцев и Эйфелева башня в Париже не стояла бы, – не удивляйтесь. Надо различать процесс поиска истины и надуманного самовозвеличивания.
– А ищут истину-то?
– Ищут. И те, кто по совести этим занят, считают, что в учебниках новейшей истории должен быть упомянут факт гибели 2 миллионов казахов в 30-е годы во время коллективизации. У степных кочевников отнимали скот, обрекая людей на голодную смерть, но, поскольку ухаживать за животными было некому, пускали их под нож. Про это следует знать! Но и про то, что промышленным развитием своим Казахстан всецело обязан советской власти – тоже.
– А тот факт, что в 1730 году казахские племена сами, добровольно пожелали пойти под крыло Российской империи, спасаясь от набегов северных монгольских племен, еще не оспаривается?
– Добровольно – только племена Младшего жуза (жуз – исторически сложившееся объединение родов и племен на территориях Казахстана. – Ред.). А Средний и Старший жузы Екатерина II присоединила позже вследствие военной экспансии – это если быть уж совсем точными. Но, на мой взгляд, есть темы поинтереснее. Про этимологию происхождения слова "казах" слышали? Сравните – "казак". А казаками с незапамятных времен звали тех, кто отделился от своего рода-племени, стал на стороне волю искать. Одни казаки заправляли в Запорожской Сечи, на Дону, благодаря другим – казахам – в Центральной Азии в середине XV века образовалось первое казахское государственное объединение. Так что у казахов и казаков имеются исторические параллели!
Язык дастархана
– Расскажу вам анекдот: собрались трое, стали фантазировать – доведись превратиться в зверей, кто кем стал бы. Один говорит: "Я – львом, царем зверей!" Другой: "Я – тигром, самым сильным и ловким!" А казах говорит: "Если уж превращаться в животное – так только в змею: идешь, лежа на боку, охотишься на боку, ешь на боку…"
– Мы, казахи, может, в чем-то и ленивы, но по 33 года на печи не лежим, как некоторые… Ладно, кроме шуток: особенности национального характера не возникают на пустом месте. Зачем, скажите на милость, казаху суетиться: юрту поставил, стадо в степи – лежи себе на боку, следи, как животные пасутся. Так? Так. Но вот еще деталь: для казаха не проблема до восхода солнца сесть на коня и полдня скакать до соседнего стойбища – а там выпить пиалу чая, полчаса поговорить с другом – и назад. В бескрайней степи общение всегда было желанным, бесценным. И главное в характере казаха – искренний интерес к человеку, оказавшемуся рядом.
– Не могу не спросить о тенгрианстве – поклонении Великому Голубому Небу. Слышала, оно до сих пор имеет последователей в Казахстане?
– Тенгрианство, насколько я знаю, – древнейшая тюркская религия, суть ее в поклонении Тенгри-хану – Великому Духу Неба и менее сильным божествам, его окружающим. До середины XIV века тенгрианство существовало у нас наряду с исламом, но сейчас не имеет значимого веса. Зато мусульманские праздники и традиции приобретают все больший размах.
– Деление жизни на 12-летние циклы согласно восточному календарю – тоже полная архаика?
– Нет. Вот это – нет. Древние казахи, как и некоторые другие народы, считали, что жизнь человека подразделяется на 12-летние циклы, и у каждого особый смысл. Об этом помнят и в последнее время стараются отмечать "мушели жас" – 12, 24, 36-й и так далее дни рождения – по-особенному. Человек ставит перед собой задачу – осмыслить прожитое – это во-первых. А во-вторых, приглашает друзей и накрывает исключительно пышный праздничный стол – дастархан.
– Говорят, казахи умеют есть мясо, как ни один другой народ. С философским смыслом…
– Думаю, да. Наше самое знаменитое блюдо – бешбармак: гора мяса на ломтиках теста. Едят это руками. Вообще, "беш бармак" – в переводе с казахского "пять пальцев". Так вот, когда к столу выносят бешбармак, блюдо венчает вареная баранья голова. Разделывать ее – целый ритуал, он поручается старейшине. Кому-то старейшина отдаст язык с пожеланием красноречия, другому глаз – с напутствием быть повнимательнее к окружающим… Похоже разделывают и всего барашка: поясничный позвоночник отдают женщинам – во укрепление плодовитости, голень – молодым, чтоб носились шустрей, грудину – мужчинам, столпам семьи… Так что, приходя на праздник, можете заранее просчитать, какой кусок получите именно вы. Получите, не сомневайтесь!
Таныс болайык! (Давайте знакомиться!)
Казахская региональная национально-культурная автономия Москвы; председатель – Полат Джамалов. Московский фонд "Казахская диаспора"; председатель Центрального правления – Полат Джамалов. Адрес: Москва, 4-й Кожевнический переулок, 2/12, офис 19, контактный телефон/факс:(095) 235–63–11/235–63–12.
Московское общество казахской культуры "Мурагер"; президент – Жанибек Елекбаев. Адрес: Москва, Николоямский переулок, д. 5, стр.2. Контактный телефон/факс: (095) 915–08–49.
Региональная общественная организация "Казахский язык"; председатель правления – Жанибек Елекбаев, адрес: Чистопрудный бульвар, дом 1. Контактный телефон/факс: (095) 927–17–40.
Московское землячество казахстанских студентов "Сана", руководитель – Жанболат Мелдешов.
Словарь
Мировые знаменитости
Абай – поэт, писатель, основоположник казахской письменной литературы.
Имена
Кенесбай Мусаев – профессор МГУ им. Ломоносова, главный научный сотрудник Института языкознания РАН, Наталья Аринбасарова – заслуженная артистка РФ и РК, лауреат Государственной премии СССР, Наиля Бекмаханова – доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, академик РАЕН, Нигматбек Камбаров – доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института физики Земли РАН, Искандер Ундасынов – доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН, Аблайхан Оспанов – певец, музыкант, заслуженный деятель культуры РК, Нур Кирабаев – доктор философских наук, профессор РУДН, Жумабек Желкобаев – физик, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Зауре Смагулова – художник, Александр Кадырбаев – доктор исторических наук, профессор Института востоковедения РАН. |