Геннадий БЕНДИЦКИЙ, "Время", 7 апреля
Тоты АМИРОВА - единственная в СНГ женщина - пилот пассажирского авиалайнера "Боинг". Два высших образования: авиаинженер-пилот и авиаэкономист. Плюс зарубежные курсы по подготовке авиасостава. Опыт работы - четыре казахстанские авиакомпании: "Казахстан ауе жолы", "Евро-Азия", "Эйр Казахстан", "Эйр Астана".
Теперь она - простой казахстанский безработный.
- Тоты, так из-за чего вам пришлось расстаться с любимой работой?
- В "Эйр Астане" начались увольнения. Они коснулись в основном высококлассных специалистов, которые обучались в Америке, Англии, Турции, Венгрии. Стали увольнять стюардесс, штурманов, пилотов, авиаинженеров. Причем как раз тех, кто начинал создавать эту авиакомпанию. Ведь англичан сначала было всего несколько человек, а начинали "Эйр Астану" наши специалисты. Не только перегоняли самолеты, но и, как у нас говорят, "готовили землю": переучивали персонал, создавали структуру, готовили технологическую цепочку, которая бы обеспечивала работу авиакомпании. В большинстве своем это были люди, свободно владеющие иностранными языками. Я сама когда-то многих уговаривала, чтобы они пришли к нам в авиакомпанию. И вот их одного за другим начали увольнять, причем самых лучших.
У нас есть закон о защите материнства и детства, а в "Эйр Астане" увольняют беременных женщин, чтобы не отправлять их в декрет. Меня это все возмутило. Мне было перед этими людьми стыдно. Я не смогла молчать и написала письмо президенту страны. Копия этого письма оказалась на столе президента "Эйр Астаны" Ллойда Пакстона. И меня уволили. Самое смешное, что это произошло, когда я находилась в командировке. Я еще сидела за штурвалом "Боинга", готовилась возвращаться из Москвы в Алматы, а меня уже задним числом уволили...
- А в чем причина этих увольнений?
- Вы знаете, сколько стоит подготовить одного специалиста для авиации? Сотни тысяч долларов! За деньги Казахстана их готовят за рубежом, чаще всего - в Великобритании. А взамен каждого уволенного нашего берут иностранца. Кто у нас сейчас только не летает: голландцы, турки... Это при том, что наши летчики получают у нас даже меньше, чем в Узбекистане. При тамошнем-то уровне жизни! Почему все это происходит? Может быть, потому, что все знают: Казахстан - страна очень перспективная, нефтяная держава, а авиация - та область, которая может поставить любую страну на колени. Вот и пытаются полностью завладеть нашей авиацией. Так как самолеты арендованные, при любом форс-мажоре мы можем остаться вообще без авиатехники, но с огромными долгами. Думаю, что именно поэтому идет планомерная замена казахстанских экипажей иностранными. Один из самых опытных пилотов НЕЩЕТКИН - уже пять месяцев как не летает. У ЮЩЕНКО и МАШИНА утеряны летные книжки. ДЕГТЯРЕВ и КЛИМЕНКО уволились, сейчас летают в Эмиратах. ФИЛАТОВ в Индии...
- Обо всем этом вы и написали письмо президенту?
- Не только об этом. Еще и о том, как за государственный счет осуществляется ремонт авиатехники. Можно ремонтировать самолеты в Китае, Турции, Израиле. Там есть специализированные заводы "Боинга", и это будет значительно дешевле. Но Пакстон гоняет авиатехнику на ремонтные заводы в Англию. А цены там на порядок выше. Понятное дело, что платит за это казна нашей страны.
- А руководство Минтранскома и Комитета гражданской авиации говорит, что Казахстан в авиации выходит на мировой уровень...
- В Казахстане есть только три действительно новых самолета "Боинг-737-700/800", которые соответствуют мировому уровню. Все остальное, можно сказать, рухлядь и старье. "Боинги-757-200" начали выпускать с 1983 года. Двадцать лет назад это был бы мировой уровень, но сейчас - прошлый век. Все крупные авиакомпании сейчас от них избавляются, отдавая в страны третьего мира. А у нас на эти "Боинги" сделана ставка. Это шаг назад, однозначно. Для сравнения, у Сингапура 90 самолетов не старше 5 лет.
А знаете, как наши экипажи называют полеты на "Фоккер-50"? Экстрим! Завод, выпускавший эти самолеты, обанкротился еще в 1996 году. Запчастей к ним сейчас не достанешь. А "Фоккеров" у нас - пять штук, и все взяты в аренду. Они у нас чемпионы по нештатным ситуациям и отказам. Зимой две-три машины стоят на приколе, и за них совершают полеты Аны-24 авиакомпаний "Скат" и "Тулпар". Ну и как вам выход на "мировой уровень"? О какой вообще безопасности полетов тут может идти речь?
- А может быть, более "свежую" авиатехнику нам покупать просто не по карману?
- Авиация никогда и нигде дешевой не бывает. Во всем мире крупнейшие банки создают так называемые паевые лизинговые фонды, предназначенные для покупок авиационного оборудования, которое они потом сдают авиакомпаниям в аренду. И не боятся финансировать такой сложный бизнес, потому что это приносит выгоду. У нас работают другие схемы, в основе которых вторичный рынок авиатехники.
- А с какой формулировкой вас уволили?
- За разглашение коммерческой тайны. Именно так руководство компании расценило то, что я обо всем творящемся безобразии написала президенту страны. И я была тут же уволена. Сейчас я подала на "Эйр Астану" в суд. |