NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 08:30 ast
06:30 msk

"Качество дорог требует принятия безотлагательного решения"
К.Нагманов: Авиакомпания "Эйр Астана" имеет стабильное финансовое положение, и, таким образом, она - одна из немногих авиакомпаний Казахстана, которая полностью отвечает целям проводимой государственной политики в области гражданской авиации
25.04.2005 / интервью

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ, "Central Asia monitor", 22 апреля

- Кажмурат Ибраевич, выступая 30 марта на совещании в Алматы, вы сообщили о завершении министерством работы над "Транспортной стратегией страны до 2020 года". Каковы основные цели и задачи, определенные в этой программе?

- Работа над "Транспортной стратегией Республики Казахстан до 2020 года" завершена (далее - транспортная стратегия).

Основные цели и задачи, определенные в транспортной стратегии, направлены на устойчивое развитие транспортной системы и обеспечение ее оперативного реагирования при изменении спроса на услуги транспорта со стороны экономики и населения и его удовлетворение в полном объеме.

Стратегия охватывает наряду с обеспечением внутренней транспортной потребности экономики и населения и экспортно-импортного сообщения развитие транзитно-транспортного потенциала страны посредством формирования эффективных и надежно функционирующих трансконтинентальных связей, что особенно актуально в современных условиях глобализации экономики, а также интеграцию в международную транспортную систему.

- В настоящее время в дополнение к уже принятой "Концепции развития автомобильных дорог до 2008 года" в республике разрабатывается "Программа развития автодорожной отрасли на 2006-2010 годы". Между тем 1 февраля глава государства заявил, что результаты проверок хода строительства и ремонта дорог республиканского значения "показали, что в этой области существует целый комплекс проблем". Приведя в качестве примера всевозможных нарушений стройки Астана - Боровое, Астана - Алматы, президент поручил Генпрокуратуре "до конца и серьезно разобраться" с такими фактами. Что предпринимает министерство, чтобы новые программы в дальнейшем также не пришлось реализовывать вместе с Прокуратурой?

- Вопросы повышения качества автомобильных дорог, действительно, требуют принятия безотлагательного решения. Проблемы качества в автодорожной отрасли возникли не сегодня, а достались нам в наследство от Советского Союза.

Для решения проблем отрасли в 2001 году указом президента РК была принята "Государственная программа развития автодорожной отрасли на 2001-2005 годы".

К сожалению, по причине недостаточного финансирования запланированные работы по строительству реконструкции и ремонту дорог не производятся в полном объеме, в результате более половины протяженности дорог республиканского значения остается в неудовлетворительном состоянии.

Для повышения качества дорожных работ Министерством транспорта и коммуникаций РК создается правовая база для закупа инженерно-консультационных услуг, дорожные лаборатории при областных управлениях развития транспортной инфраструктуры, проводится их техническое оснащение, внедряются международные стандарты управления качеством, совершенствуется нормативно-техническая база автодорожной отрасли, идет подготовка и переподготовка кадров, увеличиваются расходы на эксплуатацию автодорог.

Министерством разработан проект программы развития автодорожной отрасли на 2006-2010 годы, который направлен на согласование в заинтересованные министерства.

Предусмотрены комплексные меры, направленные на повышение эффективности функционирования автодорожной отрасли и улучшение технического и транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог общего пользования, в первую очередь улучшение технического состояния грузонапряженных участков автомобильных дорог и реконструкция аварийных мостов. Продолжится реализация проектов развития автомобильных дорог по приоритетным направлениям, определенным "Государственной программой развития автодорожной отрасли на 2001-2005 годы".

В рамках этой программы предполагается проведение полной инвентаризации автомобильных дорог, включая хозяйственные дороги.

- 1 апреля Lufthansa, являющаяся ведущей международной авиакомпанией в странах СНГ, отправила официальное письмо авиационным властям Казахстана, в котром выразила свою готовность начать выполнение полетов в столицу Казахстана Астану одновременно с сохранением существующих полетов в Алматы и увеличением частоты выполнения туда рейсов до семи полетов в неделю. В заявлении Lufthansa также выразила сожаление по поводу решения нашего правительства о переводе всех рейсов иностранных авиакомпаний в республике из Алматы в Астану, начиная с октября 2005 года. Чем, на ваш взгляд, можно обосновать такой перевод с экономической точки зрения, а также увязать с планами создания в Алматы регионального финансового центра?

- Сложившаяся ситуация была обусловлена заключением Казахстаном значительного количества международных договоров о воздушном сообщении в период 1993-1996 годов, когда столицей являлась Алматы.

Но реалии сегодняшнего дня, включая перенос столицы в Астану и развитие западных и центральных регионов Казахстана, требуют пересмотра такого положения. С этой целью завершено строительство и реконструкция аэропорта Астаны.

В состав комплекса вошло 33 объекта, например, аэровокзал площадью более 23,6 тыс. кв.м., пропускная способность которого составляет 750 пассажиров в час (ежегодное обслуживание трех миллионов пассажиров), грузовой терминал площадью 2210 кв.м.

Кроме того, в 2005 году планируется доведение аэропорта до III категории Международной организации гражданской авиации (ИКАО), что сделает аэропорт Астаны, в отличие от аэропорта Алматы, фактически всепогодным, а также запланировано строительство многоярусной автостоянки.

Таким образом, создан современный комплекс, соответствующий требованиям международных стандартов. Учитывая выгодное географическое положение и быстрорастущие потребности столицы в транспортном обслуживании, у иностранных авиакомпаний появится преимущество выполнения рейсов в Астану именно по коммерческим соображениям. Для выполнения полетов из Европы в Астану требуется меньшее полетное время, чем в Алматы (в целом на один час). При этом Астана географически равноудалена от всех регионов Казахстана, в связи с чем для пассажиров, следующих транзитом через аэропорт Астаны, время пути и стоимость перелета в различные города Казахстана будет ниже, чем через аэропорт Алматы. По оценкам Министерства транспорта и коммуникаций, в целом полетное время практически во все города Казахстана уменьшается от одного до 2,5 часов. Кроме того, в предложенной схеме за счет экономии полетного времени обеспечивается сокращение расходов авиакомпаний и затраченных материальных ресурсов.

Вопрос изменения пунктов назначения, предусмотренных международными договорами о воздушном сообщении, заключенных Казахстаном с иностранными государствами, должен решаться и решается только при достижении взаимных договоренностей авиационных властей, заинтересованных государств и в полном соответствии с упомянутыми договорами.

В настоящее время нашим министерством проводятся переговоры с авиационными властями только четырех иностранных государств по переводу рейсов авиакомпаний Lufthansa, KLM, British Mediterranen, Turkish Airlines в аэропорт Астаны. При этом обсуждается вопрос сбалансированного распределения рейсов крупных иностранных авиакомпаний между Алматы и Астаной.

Вместе с тем реализация политики перевода рейсов четырех крупных европейских авиакомпаний в аэропорт Астаны не предполагает значительного снижения количества выполняемых международных авиарейсов в аэропорт Алматы. Помимо увеличения частоты регулярных полетов между Алматы и Астаной (до 56 в неделю), в аэропорт Алматы по-прежнему будут выполняться рейсы иностранных авиакомпаний, к которым Алматы более ближе, чем Астана (Китай, Южная Корея, Иран, Пакистан), авиарейсы из стран Содружества Независимых Государств, а также исторически сложившиеся регулярные и чартерные туристические рейсы казахстанских авиакомпаний из Алматы в места отдыха (Турция, Египет, ОАЭ, Таиланд и др.). В соответствии со стандартной мировой практикой авиакомпания "Эйр Астана" планирует заключить соглашения с иностранными авиакомпаниями об установлении "сквозных" (пониженных) тарифов на участке маршрута Астана - Алматы - Астана для пассажиров, следующих из европейских стран транзитом через Астану в Алматы.

Кроме того, известная компания FedEx, специализирующаяся на скоростной доставке грузов и почтовых отправлений по всему миру, планирует разместить в г.Алматы свою базу по региону Центральной Азии.

В настоящее время в Казахстане формируется три узловых аэропорта для выполнения внутренних и международных рейсов: Алматы - финансовый центр страны; Астана - столица страны; Атырау - центр нефтедобычи в Западном Казахстане.

Развитие этих трех аэропортов позволит связать все города Казахстана не только между собой, но и с дальним зарубежьем. С учетом географической протяженности территории Казахстана такая схема воздушного сообщения соответствует увеличивающимся потребностям общества.

- Ряд СМИ постоянно обвиняет возглавляемое вами министерство в лоббировании интересов "Эйр Астана". В последнее время к ним присоединились и отдельные депутаты. На ваш взгляд, такая государственная поддержка - это единственная возможность вырастить собственную сильную авиакомпанию?

- Без усиления роли государства на авиационном рынке страны гражданская авиация Казахстана не способна была выбраться из кризисного состояния, в котором она находилась в период 1995-2000 года. Сложное финансовое положение в национальных авиакомпаниях, компании-однодневки, устаревший авиапарк, нехватка средств на техническое обслуживание - все это не могло не сказаться на безопасности полетов. Отсутствие государственного экономического регулирования привело к раздиранию рынка авиаперевозок между мелкими неконтролируемыми компаниями, которые дестабилизировали отрасль, что в конечном итоге могло привести к полной утрате собственной авиации в Казахстане.

В связи с этим в апреле 2001 года главой государства была выдвинута задача о необходимости принятия в 2001 году закона о государственном регулировании гражданской авиации.

Принятый парламентом и подписанный президентом 15 декабря 2001 года Закон "О государственном регулировании гражданской авиации" позволил в корне изменить ситуацию на авиационном рынке.

Во-первых, стало очевидным, что на авиационный рынок должны прийти авиационные перевозчики, которые бы ввели в эксплуатацию современные воздушные суда и технологии их обслуживания для повышения уровня безопасности полетов и сервиса для пассажиров.

Во-вторых, такие авиаперевозчики должны были продемонстрировать свои достаточные финансовые резервы для поддержания летной годности эксплуатируемых воздушных судов и последующего технического обслуживания.

В соответствии с законом была усилена роль Комитета гражданской авиации, осуществляющего не только контроль за обеспечением безопасности полетов, но и регулирующего всю ситуацию на авиационном рынке страны. Была введена система конкурсного рапределения авиамаршрутов. Она позволила установить для авиаперевозчиков, претендующих на выполнение регулярных рейсов, более конкретные и жесткие критерии отбора, которые охватывали как стандарты обеспечения безопасности полетов, так и экономические факторы,включая экономическую устойчивость аивакомпании.

В августе 2001 года правительство Казахстана и британская BAе Systems создали совместную авиакомпанию "Эйр Астана". Репутация британской компании BAе Systems обеспечивала признание авиакомпании "Эйр Астана" в мировом авиационном сообществе. Впоследствии время подтвердило правильность сделанного нами выбора. Уставный капитал "Эйр Астана" составил 17 млн. долл., при этом стороны внесли по 50% этой суммы.

Авиакомпания "Эйр Астана" осуществляет выполнение регулярных авиаперевозок с 15 мая 2002 года, а в настоящее время ее доля перевозок на авиационном рынке страны составляет 63%. На начало 2005 года парк воздушных судов авиакомпании состоит из одиннадцати воздушных судов, полностью отвечающих установленным международным требованиям летной годности. Авиакомпания "Эйр Астана" имеет стабильное финансовое положение, и, таким образом, она - одна из немногих авиакомпаний Казахстана, которая полностью отвечает целям проводимой государственной политики в области гражданской авиации.

- В 2004 году была принята Программа реструктуризации железнодорожного транспорта РК на 2004 - 2006 годы. Какой будет железнодорожная отрасль после ее выполнения?

- Реализация мероприятий Программы реструктуризации железнодорожного транспорта РК на 2004-2006 годы (далее - программа) позволит создать конкурентную среду и внедрить рыночные отношения в железнодорожную отрасль. Это повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта, что очень актуально в свете предстоящего вступления РК в ВТО.

Будет отделена вся непрофильная сфера, на рынке грузовых перевозок появятся частные перевозчики. АО "НК "КТЖ" будет являться оператором магистральной железнодорожной сети с полномочиями железнодорожной администрации.

Для дальнейшей демонополизации железнодорожной отрасли и реализации в полной мере механизма внедрения рыночных отношений в деятельность предприятий железнодорожного транспорта разработан проект постановления Правительства РК "О внесении изменений и дополнений в постановление правительства РК от 6 февраля 2004 года № 145", проходящий на данный момент согласование в министерствах и ведомствах.

Таким образом, будет построена оптимальная для государства и общества система функционирования железнодорожного транспорта, а также создан конкурентный рынок перевозчиков с предоставлением равного доступа к услугам магистральной железнодорожной сети.

- Целью реформирования железнодорожной отрасли является создание в ней конкурентной среды, которая в свою очередь, позволит добиться большей эффективности. Однако в соответствии с программой весь вагонный парк планируется передать одной структуре - "Казжелдортрансу". Не будет ли это просто сменой монополий?

- В соответствии с Программой реструктуризации железнодорожного транспорта РК на 2004-2006 годы, АО "Казжелдортранс" будет передан оптимальный парк. Также в целях развития конкуренции, программой предусматривается создание альтернативного перевозчика на базе акционерного общества "Центр транспортного сервиса", которому будет передан вагонный парк, не вошедший в оптимальный. АО "ЦТС" будет также осуществлять грузовые перевозки и будет оказывать конкуренцию Национальному перевозчику - АО "Казжелдортранс".

Уже сегодня на рынке собственников подвижного состава частный вагонный парк составляет порядка 27 тысяч единиц грузовых вагонов, и крупные экспедиторские компании уже готовы в полной мере осуществлять функции грузовых перевозчиков. Как мы видим, ни о какой смене монополии не может быть и речи.

- Наши железные дороги интегрированы в общую сеть СНГ, и АО "НК "КТЖ" выступает единым оператором международных перевозок. Сегодня некоторые эксперты, в частности, представители Ассоциации национальных экспедиторов и Ассоциации перевозчиков, считают, что передача в результате реструктуризации функций международного взаимодействия тому же "Казжелдортрансу" может осложнить работу с магистральным парком других государств.

- Сегодня железнодорожной администрацией РК является АО "НК "КТЖ". В соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан №1389 от 25 декабря 2004 года АО "Казжелдортранс" определено Национальным перевозчиком Республики Казахстан по перевозке грузов. Однако Акционерное общество "Казжелдортранс" будет выполнять указанные функции после полного формирования необходимой инфраструктуры для осуществления перевозок грузов в международном сообщении.

В настоящее время до полного формирования АО "Казжелдортранс" соответствующей инфраструктуры для осуществления перевозок АО "НК "КТЖ" осуществляет перевозку грузов. В последующем эти перевозки будет производить АО "Казжелдортранс" как Национальный перевозчик, и, соответственно, он будет взаимодействовать с магистральным парком других администраций.

- Вагоны в Казахстане не производятся, и это - одна из главных причин их периодической нехватки на рынке грузоперевозок. В то же время объем этих грузоперевозок с 1999 года вырос почти вдвое. Не считаете ли вы, что сегодня необходимо ставить вопрос о создании в стране собственного производства вагонов?

- Нами разработан проект программы развития вагоностроения в РК на 2005-2007 годы.

Она позволит создать отечественную базу по производству грузовых вагонов с высокой добавленной стоимостью, внедрить новые виды материалов и конструктивные решения по изготовлению комплектующих изделий, обеспечить обновление парка грузовых вагонов, создать условия для развития производства комплектующих изделий.

- Кажмурат Ибраевич, совсем недавно Счетная палата России представила данные о серьезных нарушениях в системе закупок новой техники АО "НК "КТЖ". Согласно представленным российской стороной данным, которыми уже заинтересовалось Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями, потери страны могли составить до 40 млн. долларов. Какие шаги со своей стороны предпринимает министерство для внесения ясности в этот вопрос?

- В целях реализации соглашения между правительством РК и правительством РФ о порядке и форме расчетов по оплате российской стороной казахстанской стороне части арендной оплаты за использование комплекса "Байконур" товарами за период 1999 года, подписанного в г. Москве 28 ноября 2001 года, принято постановление правительства РК № 1427, согласно которому АО "Национальная компания "Казахстан темір жолы" (далее - компания) было определено юридическим лицом со стороны РК для закупа российских товаров и услуг на российском рынке у российских предприятий и организаций по договорным ценам с использованием безотзывного аккредитива STAND BY на сумму 65 000 000 долларов США.

Перечень товаров, работ и услуг, подлежащих поставке из РФ, согласно пункту 4 протокола совещания у первого заместителя премьер-министра РК Павлова А. С. от 8 апреля 2003 года № 20-37/005-588 был предметом ревизии со стороны Министерства экономики и бюджетного планирования РК и Агентства РК по регулированию естественных монополий.

28 апреля 2003 года подписано соглашение между Министерством Финансов Республики Казахстан, Компанией и Национальным Банком Республики Казахстан об использовании аккредитива STAND BY № 30/4318 на сумму 65 000 000 долларов США и порядке возмещения компанией денег в республиканский бюджет.

Порядок проведения государственных закупок был определен в соответствии с законодательством РК и постановлением правительства РК № 1427, а также с рекомендациями Агентства РК по регулированию естественных монополий и Генеральной прокуратуры РК.

Компанией 13 июня 2003 года и 4 ноября 2003 года проведены открытые конкурсы по закупу российских товаров и услуг на российском рынке у российских предприятий и организаций, по результатам которых были определены победители с минимальной ценой заявленных лотов - закрытые акционерные общества "ССК "Партнер" и "Экспорт-Трейд".

В обоих случаях компанией направлялись вышеуказанным потенциальным поставщикам уведомления о признании их конкурсных заявок выигравшими и просьбами о понижении цен по лотам.

Компании-победители предоставили ценовые скидки к ранее заявленным ценам на сумму 1 122 000 долларов США.

В целях сопоставления цен, предлагаемых заводами-изготовителями и победителями конкурса, было принято решение о проведении маркетинговых исследований по уровню цен российских заводов-изготовителей на путевую технику в 2003 году до подписания контрактов с победителями конкурса. Результаты маркетинговых исследований показали идентичность цен заводов-изготовителей (ОАО "Калугапутьмаш", "Кировский машзавод 1 мая", "Муромтепловоз", АО "Людиновский тепловозостроительный завод") ценам, предлагаемым компаниями - победителями.

2 июля 2003 года и 26 ноября 2003 года подписаны договоры на общую сумму 65 000 000 долларов США.

Поставки производились в срок до конца 2003 года по мере изготовления техники российскими заводами-изготовителями. О ходе реализации поставок путевой техники путем использования аккредитива STAND BY регулярно докладывалось в Министерство финансов РК. Оплата осуществлялась Внешнеэкономическим банком СССР (РФ) и в соответствии с условиями указанного выше трехстороннего соглашения между Министерством финансов РК, компанией и Национальным банком РК об использовании аккредитива STAND BY № 30/4318 на сумму 65 000 000 долларов США и порядке возмещения ЗАО "НК "КТЖ" денег в республиканский бюджет.

Компанией 25 декабря 2003 года и 23 января 2004 года в адрес Министерства финансов РК направлялась информация о выполнении постановления правительства РК № 1427, а именно об осуществлении в 2003 году в полном объеме закупок путевой техники на сумму 65 000 000 долларов США по ценам ниже цен заводов-изготовителей и в соответствии с законодательством РК.

В период с 12 января 2004 года по 10 февраля 2004 года в республиканский бюджет компанией была перечислена сумма в размере 9 161 424 999,33 тенге, эквивалентная 65 000 000 долларам США.

- Спасибо за ваши ответы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Нельзя использовать веру в политических целях" 29.04.2005
"Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции финансовых рынков России и Казахстана" 28.04.2005
"Качество дорог требует принятия безотлагательного решения" 25.04.2005
Шалбай Кулмаханов: "Такого нет ни в одной области" 25.04.2005
"Кто в 30 лет не был оппозиционером, тот не имеет сердца, кто в 50 лет не стал сторонником Назарбаева, тот не имеет головы" 20.04.2005
АПК: казахстанский бренд 18.04.2005
Знания - категория экономическая 11.04.2005
Цивилизация рынка 11.04.2005
Заварили "Мюзиколу" 11.04.2005
Границы полномочий: властная вертикаль 08.04.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz