NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 14:49 ast
12:49 msk

"Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции финансовых рынков России и Казахстана"
Б.Жамишев: Сейчас мы находимся на этапе, когда на рынке есть понимание, что пора двигаться в сторону большей прозрачности. Это прозвучало и в послании президента к народу Казахстана, когда он говорил о развитии финансового рынка, когда он давал поручение обеспечить большую прозрачность акционерных обществ и банков
28.04.2005 / интервью

www.interfax.ru, 27 апреля

Казахстан опередил Россию не только в вопросе создания Центрального депозитария, но и в плане создания финансового мегарегулятора, а эксперты отмечают хорошую развитость казахстанского рынка. В то же время, финансовый рынок Казахстана по ряду позиций уступает российскому.

О перспективах интеграции российского и казахстанского рынков, проблемах, которые необходимо решить, специальному корреспонденту агентства "Интерфакс-АФИ" Ивану Аношину рассказал руководитель казахстанского финансового мегарегулятора - председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Болат Жамишев.

- Болат Бидахметович, насколько я слышал, уровень развития финансового рынка Казахстана довольно высок. Можно ли немного рассказать о текущем состоянии рынка? Насколько проблемы рынка Казахстана похожи на российские проблемы?

- Если говорить о финансовом рынке, есть, без сомнения, некоторые преимущества Казахстана, в том числе и в развитии банковского сектора, что подчеркивается независимыми международными экспертами.

Серьезные участники нашего финансового рынка - это накопительные пенсионные фонды, которые придают определенную динамику развитию рынка. Система накопительных пенсионных фондов получила заметно большее развитие, чем в России. Но если говорить о фондовом рынке в целом, здесь преимущество за РФ - следует признать, что наш фондовый рынок недостаточно развит, прежде всего, низка ликвидность.

Причин такого положения достаточно много. Что касается рынка акций, низкая ликвидность здесь может объясняться превалированием интересов стратегических инвесторов. Если говорить о рынке облигаций, у нас хорошими темпами развивается этот сегмент, однако это относится только к первичному рынку. Если смотреть на цифры по объему рынка по отношению к ВВП, у нас показатель хороший по сравнению со многими странами, включая Россию, но вторичного рынка нет, нет ликвидности, потому что есть большой спрос со стороны институциональных инвесторов. Те же пенсионные фонды предлагают длинные деньги, причем ввиду того, что сейчас идет накопление пенсионных средств на счетах, выплаты будут еще не скоро. Лишь через значительное время эта ситуация сбалансируется пенсионными выплатами, и тогда политика пенсионных фондов поменяется, поскольку они будут заинтересованы в ликвидном вторичном рынке.

Страховой сектор у нас недостаточно развит, и на фондовом рынке влияние страховых компаний незначительно. По инвестиционным фондам: у нас несколько лет были неудачные попытки создания инвестиционных фондов - был принят законопроект, который слишком зарегулировал эту систему, в результате данный сегмент не развивался. Однако в прошлом году мы приняли закон практически один в один с российским. Мы исходили из того, что если в России это работает, то будет работать и у нас. В этом смысле мы позаимствовали российский опыт, и уже с начала текущего года инвестфонды создаются, и мы видим, что мы приняли правильное решение.

- Что можно сказать о перспективах работы казахстанских инвесторов в России?

- Мы с большим интересом наблюдаем за развитием российского рынка, заинтересованы в дальнейшей интеграции.

При этом есть проблема, затрудняющая возможности инвестирования в российский рынок, - это проблема непризнания российским законодательством номинального держания ценных бумаг нерезидентами. Казахстанские инвесторы должны будут вести счета в нашем Центральном депозитарии, и этот Центральный депозитарий, являясь номинальным держателем ценных бумаг, будет по российскому законодательству признаваться собственником, что сдерживает возможности инвестиций казахстанских институциональных инвесторов в российские ценные бумаги.

И это при том, что для казахстанских пенсионных фондов российский рынок представляет интерес. После того, как в прошлом году была очень сильная ревальвация тенге, была существенная заинтересованность во вложениях в российские ценные бумаги, поскольку динамика обменного курса тенге к рублю достаточно стабильна.

В целом, есть сложности, но есть и большой интерес к российскому рынку.

- Может быть, есть еще какие-то проблемы, мешающие более плотной интеграции?

- Речь идет скорее не о проблемах, о том, что надо сделать и что делается в этом направлении. Сейчас Казахстанская фондовая биржа прорабатывает вопрос о признании Московской межбанковской валютной биржей котировок казахстанской биржи. В этом направлении биржа намеревается двигаться, и это будет способствовать интеграции рынка, но только в том случае, если будет обоюдный интерес двух бирж. Для этого необходимо заключить специальное соглашение, которое обеспечивало бы необходимое раскрытие информации, обеспечивало проведение расчетов и так далее. Если такое соглашение будет, на нашей площадке можно будет покупать и продавать российские бумаги, которые котируются на ММВБ.

Что касается других вопросов, они связаны с гармонизацией законодательства, созданием Центрального депозитария в России, признанием номинального держания нерезидентами, но я в этом больших сложностей не вижу. Все равно мы все движемся к соблюдению международных принципов и базируемся на международном опыте, который достаточно универсален. Я думаю, что перспективы в этом плане понятны.

- Сейчас в России очень активно обсуждается вопрос создания Центрального депозитария. У Казахстана в этом плане уже есть опыт. Насколько же полезно создание такой инфраструктуры, чем она помогла?

- У нас сложился диверсифицированный рынок регистраторов. И чтобы обезопасить систему от каких-либо проблем у отдельных регистраторов как первичных номинальных держателей, у нас появился Центральный депозитарий, который является вторичным номинальным держателем. Его полномочия определены законом, и это организация, которая обеспечивает централизацию информации по номинальному держанию, обеспечивает безопасность и в целом способствует более высокому доверию к номинальным держателям на рынке.

Что касается России, дискуссия, которая там происходит - не о том, создавать или не создавать Центральный депозитарий, а как создавать и на базе какой структуры. То есть дискуссия касается не сути, а организационных моментов.

- Еще одна проблема, которая очень волнует Россию - вопрос прозрачности. Зачастую регулятор не знает, кто является реальным владельцем той или иной организации, в частности, банка. Насколько серьезно стоит эта проблема перед властями Казахстана?

Если говорить о прозрачности структуры собственника банка, то эта проблема существует. Сейчас мы находимся на этапе, когда на рынке есть понимание, что пора двигаться в сторону большей прозрачности. Это прозвучало и в послании президента к народу Казахстана, когда он говорил о развитии финансового рынка, когда он давал поручение обеспечить большую прозрачность акционерных обществ и банков.

Понимание есть у участников рынка, у собственников и акционеров банков, при этом мы через совершенствование законодательной базы создаем ситуацию, при которой для других решений не было бы альтернативы. Недавно мы с банками обсуждали законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты по консолидированному надзору и лицензированию. Новым законопроектом предусматривается переход от регулирования банковских групп на консолидированной основе к регулированию банковских конгломератов.

Таким образом, мы значительно расширяем охват организаций, к которым применяются пруденциальные нормативы на консолидированной основе, более широким становится круг аффилированных организаций банка. Этим законопроектом мы устанавливаем, что обычные нормы надзора будут применяться там, где будет создаваться банковский холдинг, поскольку в банковском конгломерате за управление рисками отвечает банковский холдинг. Если же не будет в банковском конгломерате холдинга и не будет понятно, кто же реально контролирует организацию, к таким конгломератам будут применяться более высокие пруденциальные нормативы. Это будет экономическим механизмом понуждения собственника к созданию банковского холдинга. Когда в структуре акционеров будет банковский холдинг, не будет вопросов, кто же этот банк контролирует, и, таким образом, будет обеспечиваться большая прозрачность.

У нас есть сейчас ситуации, когда на рынке в целом известно, кто контролирует банк, а среди акционеров этого явно нет. Поправки в закон, при которых мы значительно расширяем круг организаций, к которым применяются нормы консолидированного надзора, позволяют двигаться к большей прозрачности. Недавно мы обсуждали данные изменения с банками. Концепция законопроекта банками безусловно поддержана, обсуждались только частности.

- В России сейчас обсуждается вопрос создания финансового мегарегулятора, а в Казахстане он уже существует. Как происходило создание этой структуры?

Агентство функционирует с начала прошлого года, но к созданию мегарегулятора мы двигались с 1998-го года. В том году от Минфина Нацбанку Казахстана были переданы функции страхового надзора. В 2001 году была ликвидирована Национальная комиссия по ценным бумагам, ее полномочия были переданы также Нацбанку, в 2002 году от министерства труда и социальной защиты функции по регулированию накопительных пенсионных фондов были переданы Нацбанку, а в 2003 году был принят закон, в соответствии с которым все регулятивные функции передавались мегарегулятору.

Национальный банк выполняет теперь только классические функции, то есть отвечает за кредитно-денежную политику. Таким образом, на создание мегарегулятора понадобилось 5 лет.

- Что дает создание мегарегулятора? Насколько это нужно рынку?

- Все рынки взаимосвязаны, и это объективно, что возникают мегарегуляторы, которые осуществляют регулирование всего финансового рынка, поскольку малейшие расхождения в регулировании различных сегментов рынка приводят к возникновению арбитража. Если где-то что-то недорегулировано, то через эти лазейки начинают реализовываться какие-то схемы. Мое мнение, что к этому сейчас двигаются практически все. Даже если регуляторов несколько, они должны очень тесно друг с другом взаимодействовать - это объективность, от которой никуда не деться.

- Российский регулятор финансового рынка одной из важнейших проблем называет уход ликвидности за рубеж. Стоит ли такая проблема перед Казахстаном?

- Эта проблема есть, но ее решать административными методами не очень оправдано. Я бы сказал, что для заимствований за рубежом есть объективные причины, и надо понимать эти причины, и в тех случаях, когда это мешает устойчивости финансовых организаций, принимать какие-либо меры.

У нас есть несколько другая проблема - очень активно банки заимствуют за рубежом. Заимствования за рубежом казахстанских банков существенно превышают заимствования российских банков, в том числе ввиду того, что у целой группы казахстанских банков рейтинги несколько выше, чем у российских, что облегчает заимствования.

Мы на эту ситуацию смотрим с позиции рисков. Здесь появляются валютные риски, кредитные риски, страновые риски, и мы предприняли целый ряд мер, чтобы ограничить заимствования банков за рубежом. Мы сократили лимит открытой валютной позиции, увеличили провизии и вводим дополнительные требования по капиталу с учетом рыночного и операционного риска.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Нельзя использовать веру в политических целях" 29.04.2005
"Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции финансовых рынков России и Казахстана" 28.04.2005
"Качество дорог требует принятия безотлагательного решения" 25.04.2005
Шалбай Кулмаханов: "Такого нет ни в одной области" 25.04.2005
"Кто в 30 лет не был оппозиционером, тот не имеет сердца, кто в 50 лет не стал сторонником Назарбаева, тот не имеет головы" 20.04.2005
АПК: казахстанский бренд 18.04.2005
Знания - категория экономическая 11.04.2005
Цивилизация рынка 11.04.2005
Заварили "Мюзиколу" 11.04.2005
Границы полномочий: властная вертикаль 08.04.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz