Тулеген Байтукенов, "Время", 28 июля
После выхода материала о премьере фильма "Кочевники" (см. "Степной дозор", "Время" от 14.7.2005 г.) в редакцию позвонил сорежиссер картины с казахстанской стороны Талгат ТЕМЕНОВ: - Вы написали неправильно о том, что фильм в один прекрасный день остался без режиссера, чем ввели в заблуждение читателей и руководство страны. Я не девушка, чтобы обижаться, когда меня не замечают, но хочу сказать, что именно я стоял у истоков проекта. И режиссировал его тоже я. Естественно, вместе с Иваном ПАССЕРОМ и Сергеем БОДРОВЫМ.
Пассерованное кино - А зачем тогда вообще нужны были приглашенные режиссеры? - Иван был важен для того, чтобы мы вошли в огромное высотное здание под названием Америка. Нам нужен был человек, который внизу заказывает пропуск. Он пригласил нас войти. Он же дал масштабность нашей картине. - Где дал, там и взял. Пассер же не просто так уехал, он написал письмо президенту о беспределе, творящемся на съемках "Кочевников"? - Нет! Иван ушел только потому, что требовал еще дополнительно 15 миллионов долларов, а у нас было всего 3,5 миллиона. Потом появилась компания "Уайлд Банч", они дали еще 1,5 миллиона, и в эту сумму мы уложились. И потом, Иван никогда не снимал большие исторические полотна, он всю жизнь был ассистентом у Формана, потому что они оба чехи, живущие в Голливуде. - А что же сам Форман, о сотрудничестве с которым еще в 2002 году на планерках гордо заявлял тогдашний директор "Казахфильма" Баккожа КАСЫМЖАНОВ? - Почему пропал Милош? Однажды Форман получил письмо за подписью какой-то партии, в котором написано: не приезжайте в Казахстан, это диктаторская тоталитарная страна. Он испугался и написал в ответ: что же вы делаете, ребята? Такое письмо могли написать только наши казахи, точно вам говорю. - И что, только из-за письма Форман и не приехал? - Конечно. А это приятно ему, что ли, было? - Незадолго до того как взяться за "Кочевников", Сергей БОДРОВ отказался снимать "Меч Махамбета" по сценарию Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА. Дескать, историю, быт и культуру казахов я недостаточно хорошо знаю, боюсь сделать что-то не так и так далее. А потом - бац! - и взял "Кочевников". - Ну что вы, Сергей же наш куйеу бала (зять). Он начинал на "Казахфильме" как режиссер, он знает, что такое казахи и что такое юрта. - Надо полагать, так же, как и вы. Так зачем вообще нужен был Бодров? Вы ведь тоже режиссер и могли закончить картину самостоятельно. - Я не знаю английского языка, вот в чем проблема. А нам надо было выходить любой ценой в Голливуд. Сергей Бодров живет там больше 10 лет, у него жена американка, сам он состоит в гильдии режиссеров. Здесь не нужно амбиций. Когда-то Серик АПРЫМОВ вместе с Ардаком АМИРКУЛОВЫМ начинали фильм "Абай". Потом Серик ушел, и что получилось в итоге, мы знаем. А могли бы отбросить амбиции и сделать вместе. Зрителю не важно, сколько режиссеров, ему важен конечный продукт. Иван Пассер начинал, Бодров подхватил, а я стоял от старта до финиша. - Тот же Амиркулов говорил, что у "Кочевников" слишком много хозяев, так что спросить за результат будет не с кого. - Это всегда так: у победителя десять отцов, у проигравшего одна мачеха. Могу сказать: ответственность за этот фильм несу я! - Говорят, ругались вы нещадно с сорежиссерами... - Я когда со своим сценаристом разговариваю, у нас такой мат-перемат стоит! Это нормально, потому что потом мы садимся, пьем кофе, курим и разговариваем. Это творческий процесс. Когда Сергей предложил положить Мансура и Гаухар в сцене признания в любви, я сказал: нет, им надо сидеть. Гаухар что, путана, чтобы лежать?! Когда лежат и целуются, мы все знаем, что дальше происходит. Наш менталитет такого не примет. Отсняли так и эдак, остановились на моем варианте. И получилось то, что надо. - Режиссер вкладывает в свой родной фильм душу. У "Кочевников" три режиссера. Есть мнение, что именно поэтому картина получилась безликой. - Ты что, хочешь сказать, что у "Кочевников" нет души? Когда рождается ребенок, рядом стоит врач и два акушера. И самое важное - что ребенок появился на свет, а не кто его рожал и кто помогал.
Чужие люди и родные деньги - Казахстанцы, работавшие на картине, жаловались на плохое отношение к ним руководства студии, режиссеров: иностранцам, мол, почет и честь, а нам одни пинки. - В принципе, я доволен всеми актерами. Но есть отношение к работе заграничное и наше. Мы сидели с Дакаскосом как-то воскресным вечером, отдыхали. Я говорю: Марк, давай пива. Он отвечает: нет, завтра съемка. А наши актеры ходят, за пазухой бутылка. Потом приходит на площадку с перегаром, а из-под халата горлышко торчит. - Сменим тему. Некоторые наши актеры, снимавшиеся в "Кочевниках", сами довольно прохладно относятся к фильму. Тунгышпай Жаманкулов, например... - Тунгышпая я пригласил, я! И только я! Такого актера, как Жаманкулов, никто не знал. Только благодаря мне он попал на картину. Но амбиции, понимаешь, амбиции! Ни один актер в мире, даже Роберт де Ниро, не поднимает шум на съемках. Кому какое собачье дело, кто как зарабатывает и куда делись деньги? Настоящему актеру это до лампочки. Потому что он профи и выполняет свою работу. А у нас Тунгышпай - бывший директор Ауэзовского театра, который руководил, вел финансовые дела. И ему интересно - ах, здесь большие деньги, оказывается! Это маразм - считать деньги в чужом кармане и говорить, что режиссер изменил сценарий. Тунгышпай никогда не был режиссером. Тунгышпай был актерчиком и остался им. - Личные обиды? - Ничего личного, у меня с ним никакой конфронтации нет. Это личные отношения АЗИМОВА и Жаманкулова сейчас дают плоды. Потому что до начала съемок "Кочевников" они судились между собой на "Сардаре". Понимаешь, судились! Они до этого судились, до этого ненавидели и оскорбляли друг друга. А лично мне не интересно, кто с кем судится. Мне все равно. Но я сказал: Жаманкулов в "Кочевниках" - это моя заслуга. И только благодаря мне он заработал 10 тысяч долларов, хотя в договоре, как он говорит, было написано 17 тысяч. - Зато Джейсон Скотт Ли, по слухам, получал 200 тысяч долларов в неделю, независимо от того, есть ли на этой неделе съемочные дни. - Не знаю, не знаю, я в финансы не лез никогда. Но мне известно, что наши сотрудники получали в десять раз меньше, чем иностранные. Обидно за это. Система какая-то странная, неизвестно кем придуманная - боятся нашим ставить большие гонорары. - Значит, и вы получили меньше Пассера в десять раз? - Абсолютно точно. - И сколько же тогда заработал американец чешского происхождения? - Ну откуда я знаю? Я же не видел его контракт!
Суд без дела? - Сакен ЖУНУСОВ, выигравший десять лет назад конкурс на сценарий для "Кочевников" и написавший его, говорят, подает в суд на студию. За то, якобы, что в фильме он как автор и его сценарий вообще никак не фигурируют. - Да пусть подает сколько угодно! Я все расскажу, как было... В 1995 году, когда президент дал поручение создать это фильм, был объявлен конкурс о написании сценария. Жунусов его выиграл, гонорар получил. Потом пришло поручение взять этот сценарий за основу и переделать. Покойный Ораз РЫМЖАНОВ (директор Национального продюсерского центра в те годы. - Т.Б.) пригласил Рустама ИБРАГИМБЕКОВА. Затем с этим сценарием Дюсен КАСЕИНОВ, экс-министр культуры, ездил в Америку. И потом, когда сценарий там не пошел, его списали как непригодный. А потрачено было на все это, между прочим, полмиллиона долларов! Но прежде чем списать, я как худрук студии решил прочесть сценарий. И не нашел. Нигде нет. Связался с Ибрагимбековым, попросил его выслать мне текст. Через два месяца получил. Когда прочитал, то понял, что такую тему жалко списывать. Пришел, сказал на студии, в министерстве, что надо тему реанимировать. И я, именно я, а никто другой снова пригласил Ибрагимбекова. Он порядочный человек, не мог отказать, когда его прошу я. Он написал все с нуля.
Нас прокатят? - В разное время назывались различные бюджеты "Кочевников". Сначала 24 миллиона долларов, затем 27, потом 30 миллионов. И сейчас заявляется то 33, то 34 миллиона. Так сколько же действительно стоил фильм? - Точно я не знаю. Наверное, 34 миллиона. Потому что я подробностей не знаю. В финансы, повторюсь, не лезу. Я только знаю, что денег нам хватило. И еще - что "Мирамакс" выделяет на прокат и дистрибьюцию в англоязычных странах 20 миллионов долларов. И берет всего 15 процентов от дохода. Остальное придет на студию. "Уайлд Банч" имеет такие же полномочия в Европе, но будет иметь то ли 9, то ли 10 процентов. - А сколько всего планируете собрать в прокате? - Я не финансист, я не знаю, сколько картина принесет денег. Но один наш министр в кулуарах мне сказал: о, эта картина вернет миллионов сто! - А каким боком наш министр касается международного кинобизнеса? - Он смотрел картину. |