NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 21:46 ast
19:46 msk

Кайрат Назарбаев: Ислам необходим как воздух
"Мне не представляется другого пути избавления от многочисленных недугов современности, будь то морально-нравственная деградация или экономические сложности для нашей республики, кроме как укрепление и развитие Ислама"
18.08.2005 / интервью

www.islam.ru

Кайрат Назарбаев – лидер движения "Ак Орда", входит в число руководителей спецслужб Казахстана, племянник президента республики. Многими аналитиками он рассматривается как один из вероятных преемников нынешнего главы государства.

В эксклюзивном интервью нашему каналу он подробно рассказал о своем видении будущего Казахстана, об Исламе в республике, а также о своей деятельности, о себе и о роли религии в жизни семьи Назарбаевых.

- Недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев публично заявил о необходимости следования Корану и Сунне Пророка (мир ему). В свете этого, каким Вы видите будущее Ислама в вашей республике?

- БисмиЛлахи р-Рахмани р-Рахим! В любом деле, я думаю, должна быть последовательность, особенно это важно в социально-политической сфере, и по отношению к Казахстану, бывшему на протяжении 70 лет составной частью Советского Союза, в основе которого лежал атеизм, это исключением не является. Если же мы будем пытаться ускорить события, то Всевышний в любом случае все расставит по своим местам.

Судите сами: на момент развала СССР на весь Казахстан было всего 63 мечети, лишь единицы, которые оставались верны своей религии, по ночам, скрываясь, пытались исполнять исламские предписания, аяты Корана были слышны тогда только на похоронах и на могилах наших предков, а доля казахов в республике на тот момент составляла всего 34%. Поэтому, как духовно не подготовленному мусульманину, только начинающему соблюдать нормы Шариата, сложно освоить все сразу, так и развитие Ислама в государстве должно идти поэтапно.

К тому же, если раньше у Казахстана было только два великих соседа в лице "китайского дракона" и "русского медведя", то сейчас четыре. К двум уже упомянутым следует добавить США и Евросоюз. И выстроить правильную внутреннюю и внешнюю политику между этими китами – непростая задача.

Но в то же время Казахстан подстегивает его великое прошлое. Ведь многие выдающиеся имена, внесшие неоценимый вклад в развитие исламской цивилизации, например, имам Бухари, Ибн Сина (Авицена), султан Бебарс, Дулати, Бабур, Тохтамыс-хан, аль-Фараби – представители именно тюркоязычного мира. Следом династии Моголов, основателем который был Бабур, например, является чудо света "Тадж-Махал", а также то, что в Индии и Пакистане проживают сотни миллионов мусульман.

Сегодня же мы получили в наследие от предков крупнейшую по территории мусульманскую страну. Кроме того, Казахстан должен учитывать то, что он является самым северным государством исламского мира.

Сохранить этот дар мы можем, только если будем понимать кораническую истину, изложенную Всевышним в рассказах о погибших народах. Суть ее сводится к тому, что, когда между Создателем, человеком, обществом и властями отсутствуют гармоничные, справедливые отношения, рано или поздно можно ждать полного краха.

В общем, мне не представляется другого пути избавления от многочисленных недугов современности, будь то морально-нравственная деградация или экономические сложности для нашей республики, кроме как укрепление и развитие Ислама. На этот счет я хочу сказать словами казахского поэта Мухтара Шаханова, великолепный перевод которых на русский язык выполнил Евгений Евтушенко: "Надежнее имя и крепче рука, коль память корнями уходит в века".

Но при этом мы должны возродить тот просвещенный дух Ислама, который сегодня, к сожалению, во многом утерян. Да, среди наших братьев и сестер - огромное число глубоко духовных людей, но чисто бытовая сторона жизни в мусульманских странах пока не на высоте. На Западе же есть высокие достижения в материальной сфере, но в душе не совсем чисто – широко распространен гомосексуализм, проституция, озлобленность, культ денег и т. д. В этой связи Казахстан должен найти свой путь между двумя этими подходами, который, на мой взгляд, наиболее всего соответствует Исламу, - это духовная и материальная чистота (культура, образованность и т.д.).

- Какие проблемы, требующие безотлагательного решения, по Вашему мнению, стоят перед уммой сегодня?

- Два самых больших бича уммы сегодня – это бедность и невежество, из чего проистекает фанатизм, наносящий нам огромный вред. Видя все это, вряд ли многие немусульмане захотят стать нашими единоверцами. Поэтому, я считаю, исламскому миру сейчас как воздух необходимы не крайние идеи, а мир, спокойствие, просвещение и научно-техническое развитие.

Ведь, к сожалению, пока среди нобелевских лауреатов, крупных ученых, деятелей культуры мусульман немного. Беда в том, что между Исламом и некоторой частью его носителей сегодня лежит целая пропасть. Заполнить ее можно только просвещением и научно-техническим развитием, в основу которого должна быть положена глубокая духовность. Впитав подобный подход и согласовав его с принципами Ислама, умма, несомненно, пойдет вперед.

Также, мне кажется, нам пора избавляться от распространенного среди мусульман ощущения себя как неких мучеников, что усугубляется различными призывами, когда во всем винят неверных, власть, окружающих и проч., вместо того, чтобы заняться собственным духовным и интеллектуальным совершенствованием. Ведь благо Ислама не состоит в том, чтобы мы, подобно мазохистам, истязали себя. В Священном Коране же сказано: "О Господи, дай нам в этом мире и в вечной жизни благо". Этим я никого не пытаюсь укорить, просто выражаю свою тревогу за наших братьев и сестер.

Поэтому мы должны блюсти указанный в Коране баланс в своем восприятии жизни и радоваться тем благам, в том числе материальным, которые дает Всевышний, чего пока, к сожалению, мы делать не умеем. Необходимо также стремиться к достатку, быть сильными, добиваться влияния, в чем нет ничего плохого, если при этом не нарушаются предписания Ислама. "Дающая рука лучше берущей, сильный мусульманин лучше слабого", - сказано в хадисах.

Так, в Казахстане мы потихоньку сегодня изучаем механизмы работы экономики на государственном уровне с точки зрения Ислама. Ведь сейчас мощь державы во многом определяется экономическими достижениями и влиянием. Однако исламский мир, к своей беде, не располагает корпорациями, сопоставимыми с транснациональными гигантами. Что еще больше подталкивает нас сегодня к разработке своей идеологической и экономической программы, чтобы потом реализовывать ее.

- Кто, на Ваш взгляд, сможет сегодня реально продвигать процесс развития исламского мира?

- Мне кажется, что основной вклад, ин ша Аллах, внесут мусульманские сообщества стран Запада, России и Средней Азии, которые в целом насчитывают порядка 100 млн. человек. Именно они должны проложить путь подлинно исламскому подходу к современности, отличительными чертами которого являются сбалансированность, просвещенность и духовность.

Что касается постсоветского пространства, то качество мусульманского сообщества поднимут на новую высоту, я считаю, те, кто родился уже после развала СССР. В них есть соответствующая энергетика.

- Как Вы оцениваете нынешнее состояние Ислама в вашей республике?

- На сегодняшний день ситуация, которая была в сфере религии при развале Советского Союза, коренным образом изменилась. Из 15 млн. жителей республики 57% уже составляют казахи, действует 1711 зарегистрированных мечетей.

Основная часть верующих – это молодежь, которая, хвала Аллаху, старается максимально выполнять все то, что предписано мусульманам. Значительная часть старшего и среднего поколения также обретает свои духовные корни, начиная посещать пятничный намаз.

За последние 14-15 лет активизировался и набирает с каждым днем обороты процесс обновления состава имамов, в том числе и самого Духовного управления мусульман Казахстана. Постепенно мы также идем к осознанию важности широкого изучения арабского языка, что, на мой взгляд, является для нас стратегической важностью.

В то же время, надо отметить и другую сторону. Мне очень больно об этом говорить, но порядка 300-500 тыс. человек – представителей народов, исповедующих Ислам, - ушли в другие самые разные религии.

При этом число мусульман, соблюдающих основные предписания Шариата, не превышает полутора миллионов человек, считая тех, кто не совершает пятикратного намаза, но периодически посещает мечеть, чтобы попросить имамов вознести мольбу за него, за его родных и т.д.

- Много раз приходилось слышать от мусульман, приехавших из вашей республики, о том, что проповеди читаемые на казахском языке в мечетях зачастую не доходят до слушателей. Проблема в незнании казахского языка огромным количеством прихожан, среди которых много и неказахов. Не стоит ли в большей мере в этой связи использовать русский язык, понятный всем на постсоветском пространстве?

- Казахстан - это большая многонациональная страна, в которой проживает порядка ста тридцати национальностей, представленных в Ассамблее народов Республики Казахстан. Всем им гарантировано право на свободное развитие своей идентичности. В то же время казахский язык провозглашен государственным, русский же имеет официальный статус языка межнационального общения.

Но с тем, что сложности в сфере дава’ата (исламского призыва) есть, нельзя не согласиться. Эта проблема изучается ДУМ республики, и я надеюсь, скоро найдет свое решение.

Со своей стороны, я всегда придерживался того мнения, что особенно в областных центрах, где проживает большое число неказахов, да и многие казахи, к сожалению, также не знают родного языка, проповеди, все формы дава’ата должны вестись на двух языках - русском и казахском. Ведь очевидно, что основная цель исламского призыва – донести до людей необходимую информацию, заронить в их сердца стремление ко Всевышнему, укрепить веру людей, а это невозможно, если прихожане не понимают того, что им говорят.

- После объявления о создании возглавляемого Вами движения "Ак Орда" в СМИ его назвали чуть ли не исламской партией. Вы согласны с такой характеристикой?

- В целом, я считаю, что создание политических организаций на конфессиональной основе представляет собой бомбу замедленного действия. Но это не значит, что нужно отказаться от прикладного характера принципов нашей религии. Данное обстоятельство и заставляет меня двигаться в общественно-политическое поле, где я, соблюдая постепенность и взвешенность при принятии решений, могу, как мне кажется, быть полезен для Ислама и народа нашей страны.

В этой связи мы сначала создали Федерацию национальных видов конного спорта. Через некоторое время, работая в этой организации, общаясь с людьми, объезжая регионы, пришло понимание того, что необходимо формировать некую политическую структуру в виде общественного объединения.

Так, после беседы с президентом, одобрившим эту идею, возник "Мой Казахстан". А совсем недавно мы получили регистрацию в качестве общественного объединения, которое получило название "Ак Орда". Сейчас же идет активное становление наших рядов. Следующим этапом, на который, я думаю, мы выйдем к концу следующего года, может быть преобразование в политическое движение.

Помимо общественной работы, движение объединяет порядка десяти федераций национальных видов спорта и ведет работу в области налаживания межконфессионального диалога и религиозного просвещения. Для координации последнего направления специально создан фонд "Хайрат".

Заняться общественно-политической работой, помимо уже сказанного, меня заставляет и то, что, несмотря на внушительное экономическое развитие и увеличение благосостояния Казахстана, само по себе оно еще не гарантирует счастье людей. Например, сегодня дети многих крупных бизнесменов и высокопоставленных политиков учатся за рубежом в престижных вузах. Но, вместо радости, родители зачастую получают печаль и тревоги. Юноши возвращаются наркоманами, девочки беременные и т.д. То есть - успехи возможны, но счастье без духовности – немыслимо.

- А как, в целом, казахстанская элита воспринимает Ислам?

- Дабы у наших братьев не сложилось впечатления, что весь Казахстан движется в том направлении, о котором я говорю, замечу, что мне, если честно, как человеку, которому Всевышний открыл, что такое Ислам, приходится не просто нести то бремя, которое на меня возложено как на мусульманина. Являясь родственником президента и одним из руководителей спецслужб, я изнутри могу видеть как позитивные моменты, так и перегибы. Ведь в основном для политической элиты тот, кто носит бороду или совершает намаз, представляется в лучшем случае "человеком не от мира сего", а иногда и экстремистом, ваххабитом.

Проблема тут заключается в том, что среди исламских деятелей не много настолько подкованных специалистов, которые могли бы разъяснить этим высокообразованным, высокоинтеллектуальным людям истины Ислама. Если же с ними говорить современным языком, адекватно их уровню, обосновывая коранические принципы, то они соглашаются с приведенными доводами.

Вместе с тем, могу с радостью отметить, что процесс обращения нашей элиты к ценностям Ислама с каждым годом интенсифицируется. Люди, насытившись благами этого мира, начинают осознавать то, что без духовности нет будущего. И наша задача помочь им в этом.

- Бытует стереотип, что человек, занимающий высокий ответственный пост, крупную государственную должность, по определению не может быть глубоко верующим. Вы же опровергаете подобные представления. В этой связи не могли бы Вы немного рассказать о себе, о своем пути к Исламу?

- После смерти отца в 34 г. у меня было не простое детство. Я выпускник советской системы образования, которая мне очень многое дала. Закончил суворовское, а затем военное общевойсковое командное училище.

Вообще, в бывшем Советском Союзе мне видится девяносто девять плюсов из ста. Минус - это воинствующий атеизм. Но все то положительное, что дал нам СССР, то культурное пространство, в сознании нашего поколения, наверное, никогда уже не уйдет.

Смотреть же на многие вещи под нетрадиционным для того времени углом зрения я стал в годы перестройки, когда росло национальное самосознание народов, изучая историю и культуру своего народа, в первую очередь в контексте Ислама. Намаз начал совершать в 1995 г. С того времени занимаюсь теологическим самообразованием, семь раз был в священной Мекке, из низ два раза в Хадже: один – за себя, другой – за покойного отца. Посетил также и священный город аль-Куддус (Иерусалим).

Бывая на святых землях я каждый раз убеждаюсь, что Ислам, действительно, как воздух необходим и для меня самого лично, и для страны, и для моего народа. Об этом я всегда пытаюсь говорить президенту, как родному человеку, заменившему мне отца.

В будущем я твердо намерен выучить арабский язык, ин ша Аллах, чтобы иметь возможность читать Коран в оригинале, а также запомнить как можно больше аятов. Наряду с этим, меня крайне интересует исламская экономика. В общем, это путь, у которого есть начало, но нет конца. Можно только развиваться и развиваться…

- Что вообще значит Ислам для семьи Назарбаевых?

- Насколько это было возможно в советские годы, в нашей жизни Ислам непременно присутствовал. Когда мой отец, который был моложе нынешнего президента на семь лет, в 1981 г. разбился в аварии, его старший брат уже был секретарем ЦК Компартии Казахстана по промышленности. Но, несмотря на это, с тем, чтобы избежать попадания информации через КГБ в Москву, я помню, как моему отцу джаназа (намаз по упокоению души умершего) совершали в три часа ночи.

Что касается президента, то, безусловно, будучи человеком своего поколения, он, можно сказать, находится на духовном пути, изучая Коран и хадисы. Нурсултан Абишевич дважды ездил в Мекку, первый раз это было в 1994 г., второй – в прошлом, выполнив с трепетом и тщательностью все предписанное для того, кто совершает Умру. К Хаджу он подходит более скрупулезно, говоря, что отправится в него, как только будет духовно готов к этому. Не так давно же при его личном участии было выпущено 11 тыс. экземпляров переводов смыслов Священного Корана с тем, чтобы распространить их во всех вузах России.

Президент, конечно, понимает, что, как руководитель Казахстана, он не может игнорировать тот факт, что с каждым годом количество мусульман, соблюдающих нормы своей религии, в стране растет. Это касается не только политики, но и общественной жизни, да и его образа жизни. В этой связи Нурсултан Абишевич попросил меня как родного человека, как племянника, как сына младшего брата по мере возможности заниматься вопросами развития Ислама в республике и еженедельно присутствовать на джума-намазе.

- Представьте ситуацию: Вы вдруг узнаете, что через неделю наступает Судный День. Что Вы будете делать?

- Всевышний довел до нас знания о дозволенном и запретном. Но он не предписывал нам специально выжидать Судного Дня, чтобы подгадать к нему какие-то свои деяния. Ведь в хадисе говорится, что "если кто-то из вас застанет наступление Конца света с саженцем пальмы в руках, пусть он использует каждую секунду, отпущенную этому миру, чтобы воткнуть его в землю".

Поэтому я буду, как и всегда, стараться максимально лучше выполнять свою работу и то, что нам предписал Аллах, в особенности пятикратный намаз. Если Всевышний отправил меня на эту землю человеком, я просто хочу с достоинством и верой, совершая благие деяния, до последнего дыхания нести весь груз ответственности, возложенный на меня, и уйти, когда придет мое время.

- В сентябре наш канал отмечает свое пятилетие, что бы Вы могли пожелать Ислам.Ру?

- В силу своей занятости мне не часто доводится посещать ваш сайт. Но, как правило, раз в неделю я стараюсь знакомиться с его материалами.

Интернет окутывает сегодня весь земной шар. Любой человек, кто бы он ни был и где бы ни находился, может когда ему угодно в нем почерпнуть всю необходимую информацию. Всемирная паутина, как и Ислам, не имеет границ. И не случайно, что сегодня именно Интернет стал одним из основных средств распространения истины.

Поэтому, что можно пожелать, кроме как успехов на данном пути? В этой работе заключается ваше служение Всевышнему и людям, что является, наверное, одним из самых благородных деяний.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Конституция РК сохраняет потенциал долгосрочного регулирующего действия 31.08.2005
Галым Байтук: "Я знаю больше других о расколе в "Ак жоле" 27.08.2005
Кайрат Букенов: Другого пути нет! 25.08.2005
"Десять лет назад народ Казахстана проголосовал за демократию, стабильность и процветание" 24.08.2005
Маулен Ашимбаев: Демократия – иммунитет к революциям 24.08.2005
"Вдвойне приятно вернуться к тому, чем когда-то занимался…" 22.08.2005
"Мой пост сегодня - вся держава" 22.08.2005
Имангали Тасмагамбетов: Для "бархатной" революции у нас нет условий 19.08.2005
Кайрат Назарбаев: Ислам необходим как воздух 18.08.2005
"Я стараюсь оправдать доверие президента..." 15.08.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz