NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 10:38 ast
08:38 msk

"Армия должна быть освобождена от несвойственных ей функций"
К.Джанбурчин: До моего вступления в должность доля освоения бюджетных средств составляла не более 60 процентов. Пришлось пойти на введение ежедневного контроля над процессом освоения бюджетных средств, что позволило в течение двух месяцев полностью решить проблему и закончить год с позитивными итогами
14.09.2005 / интервью

Юрий ФОМЕНКО, "Казахстанская правда", 13 сентября

В советское время армия была абсолютно закрытой структурой, где все решал приказ. О его юридической или экономической экспертизе мало кто задумывался. Но, провозгласив курс на построение в Казахстане правового государства, сегодня мы просто обязаны, убежден вице-министр обороны Козы-Корпеш Джанбурчин, оценивать любое военное решение, вне зависимости от того, кто его инициирует, с точки зрения закона и экономической целесообразности. Тем более что эти два понятия взаимосвязаны. Подтверждением тому - недавнее заседание коллегии министерства, рассмотревшее итоги внутренней проверки, выявившей почти на 700 миллионов тенге различных финансовых нарушений. И хотя две трети нанесенного ущерба тут же удалось устранить, в обществе с подачи ряда СМИ был пущен тезис о некой повальной коррупции, разъедающей Вооруженные силы Казахстана. О неспособности, а то и нежелании армейского командования бороться с этим социальным злом. Словом, повод для нынешнего интервью приятным не назовешь. Однако вице-министр, ведающий финансированием Вооруженных сил страны, от встречи отказываться не стал. И на самый больной вопрос о финансовых нарушениях ответил прямо:

- В военном ведомстве они вообще нетерпимы, их необходимо, как говорится, выжигать "каленым железом". Мы ничего не скрываем, и многие негативные факты выявлены именно нами. В частности, в прошлом году в министерстве создана самостоятельная структура внутреннего контроля - Главная финансовая инспекция. Мы собственными силами избавляемся от нерадивых военнослужащих и заинтересованы в том, чтобы все нарушения выявлялись, а виновные получали заслуженное наказание. И в данном случае главное не в том, чтобы все время выявлять нарушения, а в том, чтобы создать такую систему, которая позволила бы объективно свести эти нарушения к минимуму.

Мы создали комиссию, главной задачей которой стало рассмотрение итогов проверок финансовой деятельности учреждений, частей и подразделений Вооруженных сил. На сегодня и финансовая комиссия, и финансовая инспекция - серьезные структуры в составе Министерства обороны, позитивно влияющие на ход финансово-экономической деятельности в армии.

Необходимо также сделать прозрачной и более эффективной систему государственных закупок. Когда я пришел в министерство, были случаи проведения тендеров в ноябре. Разумеется, ни о каком эффективном освоении бюджетных средств в этом случае речи быть не могло. Поэтому была поставлена задача: все тендеры провести в первом полугодии, в идеале - в первом квартале.

В настоящее время и Правительство, и Министерство финансов вносят коррективы в законодательство, призванные сделать эффективной систему государственных закупок. Министерство обороны принимает активное участие в этой работе: четко расписана процедура проведения тендеров, ответственность всех причастных к ним служб, подразделений и должностных лиц. Принято предложение воспринимать любой несостоявшийся тендер как ЧП, а виновных наказывать.

- Всем известна наполеоновская фраза о том, что народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить армию чужую. Насколько хорошо сегодня в стране содержатся Вооруженные силы?

- Финансирование армии осуществляется в размере не менее одного процента от ВВП. Это решение Главы государства имело самое позитивное влияние на развитие Вооруженных сил. В последние годы ВВП Казахстана растет высокими темпами. Если в текущем году бюджет Министерства обороны составлял 62 миллиарда тенге, то в следующем он планируется уже в размере около 81 миллиарда. Правда, цифры сами по себе не говорят о качестве финансирования. Надо брать и относительные показатели, такие как соотношение бюджета развития и текущего бюджета, затраты в расчете на одного военнослужащего. Но если говорить об абсолютных цифрах, то из стран СНГ в финансировании на оборонные нужды Казахстан уступает лишь России, Украине и Узбекистану.

Задача заключается в том, чтобы более эффективно использовать финансовые средства. Необходимо увеличивать объем средств на модернизацию, приобретение нового вооружения и военной техники, развитие инфраструктуры армии. Этот год объявлен министром обороны Годом качества, и мы прилагаем усилия для того, чтобы повысить эффективность и отдачу затрат на оборону Казахстана.

- Каково в среднем соотношение финансовых расходов между социально-бытовым и военно-техническим обеспечением нашей армии?

- Здесь мы касаемся вопроса оптимального соотношения между текущим бюджетом и бюджетом развития. Текущий бюджет - это социально-бытовые затраты, необходимые для поддержания Вооруженных сил. Если говорить о бюджете развития, то это финансовые средства, направляемые, во-первых, на приобретение и модернизацию военной техники, во-вторых, на реализацию инвестиционных проектов. Для нас самой главной задачей является оснащение армии современным, эффективным вооружением, средствами связи, радиоэлектронной борьбы.
Что же до инвестиционных проектов, то хочу подчеркнуть: в материальную основу казахстанских Вооруженных сил на начальном этапе были положены боевая техника и вооружение бывшей 40-й армии СССР, доставшиеся нам в наследство. Разумеется, чтобы создать Вооруженные силы суверенного Казахстана, потребовалось разработать военную доктрину, определить боевые задачи, создать инфраструктуру.

Перед армией бывшего Союза стояли совершенно иные цели. Многие из тех частей, которые дислоцировались в республике в советское время, сегодня оказались невостребованными. К примеру, огромные склады тылового обеспечения, где хранились тысячи комплектов вещевого имущества. Или колоссальные запасы устаревших боеприпасов. Теперь надлежит создать новую инфраструктуру, а также ликвидировать все то, что уже не нужно. Но для этого нужно провести инвентаризацию, от всего лишнего избавиться, причем в соответствии с законом. Необходимо строить новые объекты, базы, гарнизоны частей и подразделений. Вот это и есть развитие инфраструктуры Вооруженных сил.

Другой важной составляющей бюджета развития являются затраты на обучение, включая подготовку военнослужащих со средним специальным, высшим и послевузовским образованием (академии, подготовка специалистов за рубежом).

Соотношение бюджета развития и текущего бюджета сегодня приблизительно один к четырем. Однако размер текущего бюджета будет расти в связи с увеличением заработной платы для военнослужащих и повышением норм снабжения Вооруженных сил горючим, вещевым довольствием, питанием. Мы надеемся, что в перспективе две части бюджета придут к оптимальному соотношению - 50 на 50, что подтверждается международным опытом.

- В обществе все настойчивее раздаются призывы перевести армию на контрактную основу. Насколько этот шаг своевременен с точки зрения экономической и финансовой целесообразности? А может, более предпочтительна практика ежегодного призыва новобранцев?

- Споры о том, какая армия более выгодна - контрактная или по призыву, ведутся уже давно. Безусловно, в финансовом плане контрактная система более эффективна. Ведь что такое контрактная армия? Это армия, сформированная из военнослужащих, добровольно взявших на себя обязательства по выполнению военных функций в обмен на хорошую зарплату, хорошие условия жизни и определенные гарантии со стороны государства.

Предполагается, что военнослужащий-контрактник уже имеет опыт службы, он старше, чем призывник, профессионально он также находится на более высоком уровне. Необходимости в его постоянном обучении нет, он уже профессионал. Ему необходимо лишь совершенствовать свои навыки.

В прошлом году мы докладывали Правительству программу перехода на контрактную систему. Если на первом этапе она требует больших затрат на заработную плату, реализацию социальных гарантий, повышение интенсивности боевой подготовки, то в стратегическом отношении, то есть с точки зрения подготовленности военнослужащих, мы будем иметь Вооруженные силы более качественного уровня, чем сейчас. Значит, и бюджетные средства, затраченные на содержание такой армии, будут считаться более эффективно освоенными.

Кстати, рабочая группа Минобороны по подготовке программы перехода на контрактную систему разработала и финансово-математическую модель развития Вооруженных сил, в которой рассмотрела зависимость объема финансирования и задачи по переходу на контрактную систему комплектования. Нами также смоделированы три варианта прогнозного развития казахстанской армии. Вся проделанная работа получила одобрение в Правительстве.

- Имея степень доктора экономических наук, в должности заместителя министра обороны по экономике и финансам вы работаете уже два года. Что удалось за это время сделать и каковы задачи на ближайшую перспективу?

- До моего вступления в должность доля освоения бюджетных средств составляла не более 60 процентов. Пришлось пойти на введение ежедневного контроля над процессом освоения бюджетных средств, что позволило в течение двух месяцев полностью решить проблему и закончить год с позитивными итогами.

В конце 2003 года при министерстве действовало девять республиканских государственных предприятий. Проявив инициативу, уже в 2004 году мы передали в конкурентную среду на законных основаниях пять предприятий. Это две строительные компании, "Военторг", военный санаторий и институт "Казвоенпроект". Еще одно предприятие в соответствии с постановлением Правительства РК было акционировано. В настоящее время готовим предложение по акционированию еще двух предприятий - РГП "Колдау" и РГП "ВТШ". И это правильно. Армию необходимо освободить от несвойственных ей функций. По большому счету, воины должны заниматься повышением боевого мастерства, нести боевое дежурство, защищать страну.

Теперь о том, что еще сделать не удалось. И здесь мы вновь обращаемся к процедуре тендеров, точнее, к такому достаточно "узкому" месту, как приемка. В соответствии с договором все выполненные работы и услуги должны приниматься и, как правило, принимаются ответственным исполнителем. Например, если представители министерства приняли работу и представили соответствующие документы в департамент экономики и финансов, по действующему законодательству мы обязаны произвести оплату. При этом ответственность за приемку ложится на тех людей, которые подписали акт выполненных работ либо акт сверки. Я чувствую, что "узкое" место здесь. Ведь от того, насколько добросовестен и ответственен человек, который ставит свою подпись, зависит, в конечном итоге, освоение бюджетных средств. Над этой проблематикой мы будем работать.

По поручению Главнокомандующего Вооруженными силами РК и министра обороны в настоящее время мною сформирована группа по разработке долгосрочных программ, касающихся приобретения нового вооружения и иных соверменных средств решения боевых задач, модернизации техники, создания и функционирования оптимальной инфраструктуры Вооруженных сил, совершенствования материально-технической базы. Указанная программа в конечном итоге позволит оптимизировать работу и свести к минимуму действие пресловутого "человеческого фактора".

Большой пласт вопросов - внедрение социального пакета. Военнослужащий выполняет весьма специфические функции, в конечном итоге это тот человек, которого командир при определенных обстоятельствах имеет право отправить на смерть (будем называть вещи своими именами). Относиться к военнослужащему просто как к госслужащему, на мой взгляд, не совсем правильно, и социальный пакет у него должен отличаться от социального пакета основной массы государственных служащих. Со следующего года планируем начать работу по страхованию жизни и здоровья военнослужащих. Учитывая опыт развитых стран, необходимо также начать работу и по страхованию объектов военной инфраструктуры, техники.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Абылай Мырзахметов: "Налоги в Казахстане можно и нужно снизить" 29.09.2005
"Казахстан – моя вторая Родина" 27.09.2005
"Черный пиар" ударит бумерангом 21.09.2005
Поствыборная стратегия президента 21.09.2005
Высшие ценности - мир и согласие 21.09.2005
Воспитатель 15.09.2005
"Уверен, что народ Казахстана сделает правильный выбор в пользу действующего Президента" 14.09.2005
"Армия должна быть освобождена от несвойственных ей функций" 14.09.2005
"Когда мы декларируем свободную экономику, речь идет не только о свободе бизнеса" 09.09.2005
Курултай соберет казахов всего мира в Астане 08.09.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
93. КАРИМОВ Мурат
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz